Бетонная техника российской сборки
Обзор автобетоносмесителей и автобетононасосов

Понятие бетонной техники охватывает обширный перечень машин, механизмов и целых заводов, и чтобы не растекаться мыслью по древу, ограничимся автобетоносмесителями и автобетононасосами.

Автобетононасос – это не просто дорогостоящее приобретение, это серьезная, долгосрочная инвестиция. В условиях сокращения горизонта планирования заинтересованные лица сокращают риски, прекращая инвестировать в дорогостоящее оборудование: в 2015 г. рынок автобетононасосов упал на 80%. Особенность этого рынка в том, что все надстройки либо полностью импортные, либо собраны и смонтированы на шасси на территории РФ из импортных компонентов. Российская сборка плюс российское шасси сегодня единственный способ снизить стоимость бетононасоса и тем привлечь редкого покупателя.

АБС ТЗА с 5-кубовым барабаном на шасси КамАЗ-65115 6х4

Львиную долю рынка автобетоносмесителей (далее – АБС), а зачастую и в полном объеме обеспечивают «Туймазинский завод автобетоновозов» и «КОМЗ-Экспорт», причем последние два года ситуация складывается так, что доминирует «Туймазинский завод» – чувствуется поддержка ПАО «КАМАЗ». У «КОМЗ-Экспорт» случались периоды простоя, что неудивительно для текущего экономического спада. Производство АБС в стране в 2015 г. составило 687 ед. против 1496 ед. в 2014 г, то есть производство упало на 54%. Рынок АБС обгоняет падение строительного рынка, который сократился в 2015 г. на 30% и продолжает снижение в том же темпе. Импортные вливания в рынок АБС в виде разномарочной техники, бывшей в эксплуатации, новой разномарочной техники китайского производства и новых АБС Liebherr на европейских шасси несущественны.

В 2016 г. рынок АБС продолжает снижаться, и если ЦБ РФ до Нового года проведет девальвацию рубля, а вероятность такого события приближается к 100%, то производство может встать, и первый квартал 2017 г. ознаменуется простоем, также остановится импорт. Особенность российского строительного машиностроения в том, что оно практически полностью ориентировано на внутренний рынок, экспорт носит эпизодический характер и никак не может смягчить экономические удары, а для импорта нужен предсказуемый валютный курс.

Что касается самого продукта – автобетоносмесителя, то основной тренд в его развитии сегодня задает законодатель, ограничивший нагрузку на ось и полную массу, что ощутимо понизило эффективность грузоперевозок. Таким образом, владельцы «устаревших» АБС вынуждены эксплуатировать их с недогрузом, а заводы вынуждены модернизировать модельный ряд, сокращая емкость барабана.

Линейный автобетононасос ТЗА CityPump на шасси КамАЗ-43253 4х2

«Туймазинский завод автобетоновозов» в высоком темпе разрабатывает и ставит в серию современные и отвечающие текущим техническим нормативам автобетоносмесители. Так, на выставке «СТТ-2016» завод представил две модели облегченных автобетоно­смесителей с барабаном вместимостью 5 и 7 м3 на шасси КамАЗ-65115 6х4 и КамАЗ-6540 8х4, способных проходить весовой контроль при полной загрузке барабана. Раньше на эти шасси ставили барабаны на 7 и 10 м3, то есть эффективность АБС снижена на треть, зато нагрузка на ось менее 8 т. Мощность для гидравлики смесителя отбирается от КП шасси, оснащенного двигателем Cummins.

В 2010 г. ТЗА начал сотрудничать с немецким производителем бетононасосов Waitzinger Baumaschinen GmbH, и в производственной программе появились автобетононасосы под маркой TZA-Waitzinger качественно нового уровня с высотой подачи 37, 43 и 47 м. Тогда завод выполнил привязку полностью немецких установок к шасси «КамАЗ». В 2012 г. Waitzinger вошла в состав группы Liebherr и была переименована в Liebherr-Betonpumpen GmbH, продукция получила логотипы и фирменную окраску Liebherr. Сотрудничество с Туймазинским заводом продолжили, серию автобетононасосов переименовали в TZA-Liebherr и начали локализацию. План локализации предусматривает три этапа с постепенным расширением и усложнением номенклатуры комплектующих. На «СТТ-2016» завод представил новую разработку – линейный автобетононасос CityPump на маневренном шасси КамАЗ-43253 4х2. В комплектации использованы узлы Liebherr. Бетононасос не оснащен стрелой и предназначен для подключения к стационарному бетоноводу. Насколько эта машина способна конкурировать со стационарными бетононасосами на автомобильных прицепах, мы узнаем довольно скоро.

Автобетононасос TZA-Liebherr 58153C с высотой подачи 37 м

Тесному сотрудничеству с Liebherr предшествовал собственный, достаточно продолжительный опыт разработки и производства автобетононасосов. С начала 2000 г. завод выпускал автобетононасос собственной разработки с высотой подачи 21 м. На нем использовали насосную группу Liebherr, а распределительную стрелу и опоры изготавливали сами из высокопрочной импортной стали. В дальнейшем к этой модели добавили еще одну с высотой подачи 32 м. Обе модели и сейчас входят в продуктовый портфель ТЗА.

Компания «КОМЗ-Экспорт» из г. Каменск-Шахтинский Ростовской области разрабатывает, производит и поставляет на рынок автобетоносмесители под маркой Tigarbo. В условиях сужающегося рынка завод делает ставку на разнообразие предложения. Модельный ряд АБС Tigarbo включает девять типоразмеров с барабанами номинальной вместимостью 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12 м3 бетонной смеси, которые монтируют на российские, белорусские, европейские, корейские и китайские шасси КамАЗ, МАЗ, МЗКТ, MAN, Volvo, Scania, Mercedes-Benz, MAN, Iveco, Nissan, Hyundai, CAMC и др. Так, на «СТТ-2016» показали АБС на 3-осном шасси Isuzu с приводом смесительной установки от автономного двигателя. Кроме того, бетоносмесители устанавливают на шасси полуприцепов. В условиях жесткого ограничения нагрузок на ось и полной массы полуприцеп представляет собой интересное решение.

АБС Tigarbo на шасси Isuzu 6x4

Компания «КОМЗ-Экспорт» старается диверсифицировать свой продуктовый портфель, в том числе автобетоносмесителей. Примером такой диверсификации может служить универсальная бетоносмесительная машина «Унимикс-4», представленная на «СТТ-2016». Эта машина – самоходное шасси с барабаном вместимостью 4 м3, установленным на опорно-поворотном устройстве. Машина предназначена для приготовления раствора непосредственно на строительной площадке и подачи его к месту укладки. Машины такого типа наиболее популярны в Италии, и их выпускают небольшие машиностроительные фирмы. Материал в барабан загружается специальным ковшом, а разгружается с помощью лотка, при этом барабан поворачивается в сторону. На шасси установлены двигатель Д-245, гидростатическая трансмиссия и кабина для оператора.

Универсальная бетоносмесительная машина «Унимикс-4»

Компания ООО «Колуман Рус», дочерняя компания турецкого холдинга Koluman Holding A.S., была учреждена в 2013 г. в г. Набережные Челны. Осенью 2015 г. компания начала монтаж автобетононасосов на производственной площадке в Набережных Челнах. Основное шасси – Mercedes-Benz сборки ООО «Мерседес-Бенц Тракс Восток». «Колуман Рус» обеспечивает гарантийное и сервисное обслуживание техники на всей территории России.

Первая модель, запущенная в серию, – JXZ 38-4.16HP JUNJIN на шасси Actros 3341 6х4. Максимальная высота подачи 4-секционной стрелы – 37,1 м, дальность подачи – 33,1 м. Южнокорейский производитель бетононасосов JUNJIN был выбран по ряду причин: по соотношению цены и качества, по надежности и простоте в эксплуатации. В надстройке JUNJIN использован минимум электроники, производитель не запускает в серию не проверенные длительными испытаниями и реальной эксплуатацией решения. Кроме того, 80% компонентов надстройки Koluman изготавливает на собственном производстве в Турции плюс использование стандартных компонентов от ведущих мировых поставщиков.

АБС Koluman КСМ-10

К первой модели самого «ходового» типоразмера быстро присоединились «младшая» на двухосном шасси с высотой подачи 24,5 м и три модели на 4-осном шасси с высотой подачи 42,5, 51,7 и 56,2 м. Таким образом, линейка из пяти моделей автобетононасосов обеспечит 90% потребностей строителей.

Бетононасосы гармонично дополнят автобетоносмесители КСМ-10 с барабаном вместимостью 10 м3 с приводом от двигателя 4-осного шасси Actros 4141BB 8х4 и КСМ-8 с барабаном вместимостью 8 м3 с приводом от двигателя 3-осного шасси Actros 3341B 6х4. Все металлоконструкции собственного производства Koluman, также использованы стандартные комплектующие – гидроаппаратура Eaton, охладитель AKG, редуктор Transmital. Установка собрана на надрамнике и отличается проработанностью конструкции и даже некоторым изяществом. Очевидно, что техника «Колуман Рус» находится на границе среднего и премиум-сегмента.

АБС Koluman КСМ-10
 

У строительного машиностроения есть потенциал и возможности создавать современную, эффективную, ремонтопригодную и сравнительно доступную технику, формируется новая конструкторская школа. По логике развития отверточную сборку, в том числе автобетононасосов, пора уже заменять производством комплектующих внутри страны. Но поступательному развитию препятствует главным образом экономический спад. Из-за него приходится сокращать производство, вплоть до полной остановки, а малые тиражи не создают основы для создания производства компонентов. Плюс к этому законодательные инициативы, снижающие эффективность грузоперевозок и превращающие прямой вектор развития в замысловатую кривую.