Подбор навесного оборудования для дорожно-строительной техники
Если сегодня, приобретая фрезу, вы сделали выбор в пользу самонивелирования, то конечно же заплатите чуть больше, но эта разница окупится меньше чем за месяц работы. Вы сделаете больший объем работ, сэкономите на ГСМ и расходных материалах, покажете максимальное качество выполненных работ, сравнимое по результату с самоходной фрезой, и на собственном примере убедитесь в правильности вашего выбора.
Фрезы
Выбор подходящей навесной дорожной фрезы определяется особенностями предстоящей работы: для ремонта с выборкой разрушающейся поверхности требуется более глубокое фрезерование, чем при текстурировании и выравнивании для восстановления профиля поверхности, дорожное покрытие с высоким содержанием мелкого заполнителя сложнее для фрезерования, чем покрытие с крупным заполнителем. Поэтому, для того, чтобы обеспечить оптимальную производительность, следует правильно подбирать дорожную фрезу к машине-носителю.
Подбор к гидросистеме. Важно не ошибиться при оценке требований, которые предъявляет данное навесное орудие к гидравлическому оборудованию машины-носителя. Специалисты не рекомендуют выбирать для вашего погрузчика навесную фрезу, которая предназначена для погрузчика большего типоразмера. Дело в том, что некоторые производители погрузчиков, мягко говоря, «с увеличенным оптимизмом» оценивают мощность их гидросистем, а некоторые производители навесных фрез, напротив, слишком оптимистично оценивают минимальные требования к гидравлической мощности машины-носителя. В результате, если владелец выберет фрезу, требования которой погрузчик едва удовлетворяет, без запаса по мощности, он будет разочарован: производительность фрезы будет невысокой.
Сбалансированность гидравлических компонентов фрезы и погрузчика тоже очень важна. Агрегаты гидросистемы фрезы должны соответствовать характеристикам гидросистемы погрузчика-носителя – расходу и давлению в рабочем контуре.
Если фреза рассчитана на работу при высоком расходе и сравнительно невысоком давлении в гидроконтуре, она будет хорошо работать на машине, гидросистема которой имеет именно такие характеристики. Если же эту фрезу установить на машину, у которой, наоборот, в гидросистеме высокое давление и небольшой расход потока, производительность фрезы уменьшится.
Производители навесных фрез, как правило, предоставляют покупателям возможность выбора комплектации гидросистемы фрезы, например, подбор гидромотора, наиболее соответствующего характеристикам гидросистемы погрузчика, для которого заказывается фреза. Поэтому при покупке подержанной навесной фрезы рекомендуется проверить, насколько подходят компоненты ее гидросистемы к характеристикам гидросистемы погрузчика.
Мощность двигателя машины. Следует также обратить внимание на мощность двигателя. От мощности, которую способен развить двигатель, зависит производительность навесной фрезы. Мощности двигателя должно хватать и для привода фрезы, и для движения ходовой части машины.
Некоторые операторы для экономии топлива предпочитают работать при значении мощности в 3/4 от максимальной. Но это может оказаться контрпродуктивным. Двигатель должен работать близко к максимальному значению мощности, чтобы фреза развивала номинальную производительность. Дорожные фрезы – это такое оборудование, для которого практически не существует понятия «слишком много мощности». Обычно чем больше к ним подводят мощности, тем больше становится их производительность.
Чем больше типоразмер навесной дорожной фрезы, тем больше, как правило, должна быть мощность двигателя и гидросистемы у машины-носителя. Чем больше ширина рабочей зоны фрезы и глубина фрезерования, тем больше мощности ей требуется. Для примерного расчета рекомендуется использовать такое соотношение: на каждые 25 мм ширины фрезеровочного барабана должно приходиться 2 л.с. мощности гидропривода. Так, для гидропривода фрезы с барабаном шириной 600 мм необходима мощность примерно в 48 л.с. К тому же необходимо еще увеличить эту мощность на 10% «на паразитные потери и неэффективное использование». В противном случае мощности будет недостаточно для производительной работы, если глубина фрезерования будет больше 10 мм.
Чем прочнее обрабатываемый материал и больше глубина резания, тем больше должна быть мощность на фрезеровочном барабане.
Масса фрезы. Дорожная фреза – одно из самых тяжелых навесных орудий, поэтому погрузчик должен иметь достаточную грузоподъемность, чтобы поднять фрезу с земли и перемещать ее.
Вообще говоря, чем тяжелее фреза, тем лучше, так как это предотвращает «подскакивание» орудия и обеспечивает более стабильное положение фрезы относительно обрабатываемой поверхности во время работы.
Опорные колеса также могут оказаться очень полезными для навесной фрезы: ее вес перераспределяется на эти колеса, и перемещать фрезу становится намного проще. Некоторые производители устанавливают на фрезы полозья, однако у полозьев оказывается довольно высокая сила трения, когда фрезу с усилием прижимают к обрабатываемой поверхности. В результате невозможно с большим усилием прижимать орудие к поверхности, и фреза при работе подпрыгивает.
Скорость и глубина фрезерования. Следует подобрать оптимальную постоянную рабочую скорость движения при фрезеровании, такую, чтобы машина-носитель не была перегружена и гидроконтур рабочего оборудования постоянно работал на пределе срабатывания ограничительного клапана.
Увеличение глубины резания обеспечивает повышение производительности, но до некоторого оптимального предела. Пока будет сохраняться высокая скорость движения, увеличение глубины резания будет обеспечивать рост производительности. По мере увеличения глубины резания сверх оптимального значения сопутствующее снижение скорости движения начинает сводить на нет выигрыш в производительности от увеличения глубины резания.
Когда производится фрезерование на глубину, примерно максимальную для данной фрезы, в общем случае можно увеличить производительность, если сделать два-три прохода с небольшим заглублением, чем один проход с фрезерованием на максимальную глубину, особенно если снимаемый материал очень твердый. Дело в том, что чем глубже выполняется фрезерование, тем медленнее должна быть скорость движения машины. Даже если вы попытаетесь увеличить скорость движения машины, скорость вращения фрезеровочного барабана будет замедляться и вам все равно придется замедлить движение машины. Снимая небольшой слой покрытия, машина может двигаться намного быстрее, и качество работы дорожной фрезы будет лучше, а общая производительность в итоге выше.
Следует учитывать, что резец, установленный на барабане, режет дорожное покрытие по дуге, но при увеличении глубины резания, например, с 10 до 40 мм, производительность может увеличиться до четырех раз, а дуга движения резца увеличивается только в два раза, то есть в два раза увеличивается темп износа резцов и расходы на их замену.
Тип фрезеровочного барабана и расположение резцов. Один из самых важных факторов, определяющих производительность дорожной фрезы, это тип фрезеровочного барабана. Крепление резцов может быть на сварке или болтах, причем, если материал твердый, рекомендуется крепление на болтах, так как придется часто менять резцы. Твердосплавные резцы расположены по многозаходной винтовой линии. Не существует общепринятого стандарта по набору (размещению) резцов на барабане и расстоянию между ними. Каждый производитель разрабатывает собственные схемы. Фрезерный барабан с большими расстояниями между резцами после фрезеровки оставляет более шероховатую поверхность, но развивает более высокую производительность. Поэтому важно сразу же оценить, насколько качество фрезерования данной фрезой отвечает техническим требованиям, установленным для данной работы.
Самоцентрирующийся фрезеровочный барабан хорошо поддерживает постоянную глубину фрезерования. Отдельный контроль глубины с левой и правой стороны особенно полезен, когда выполняется смежное, ступенчатое и профилировочное (с наклоном) фрезерование поверхности. Центральный поворотный шарнир, на котором крепится фреза, позволяет направлять усилия от погрузчика прямо на фрезеровочный барабан, обеспечивая высокую устойчивость машины.
Одной из причин, добавившей популярности навесным дорожным фрезам, стало конечно же сокращение продаж самоходных дорожных фрез, которые многим бюджетным и частным организациям теперь просто не по карману в новых экономических реалиях.
В настоящее время навесные дорожные фрезы являются одним из наиболее динамично развивающихся направлений в сфере дорожного ремонта и удаления дорожной разметки.
Компания «Традиция-К» предлагает фрезы Delta для мини-погрузчиков и экскаваторов-погрузчиков, которые являются важным звеном в технологиях снятия асфальтного покрытия в большинстве регионов от Северо-Запада до Дальнего Востока.
Так почему же зачастую компании, вовлеченные в дорожный ремонт, предпочитают оборудование Delta его более дешевым аналогам? В чем секрет такой популярности фрез? Самонивелирование и не только...
По сути своей, самонивелирование в навесных дорожных фрезах Delta представлено в виде маятникового крепежа оборудования к плите носителя, то есть у фрезы нет фиксированной посадки, что позволяет моментально позиционировать фрезу к покрытию, не подгоняя ее длительными манипуляциями рукоятью носителя. При этом ось качения опорных салазок, отвечающих за плотное прилегание фрезы к покрытию, соответствует оси вращения фрезерного барабана, что и обеспечивает постоянство глубины фрезерования на всей длине прохода, будь то несколько метров или несколько километров. Подобное сглаживание неровностей с сохранением глубины реза выполняется независимо по левой и правой стороне.
Благодаря системе самонивелирования фрезой можно снимать дорожную разметку. Погонный метр за выполнение данных работ стоит значительно дороже, чем за работы по снятию асфальта, поэтому фрезы с данной системой пользуются высоким спросом.