Габарит – негабарит

Универсальные полуприцепы, подстраивающиеся под габаритный или негабаритный груз

Леонид Малютин
Сегодня тема: универсальные полуприцепы, подстраивающиеся под габаритный или негабаритный груз в зависимости от транспортной задачи, и опции, которые для этого могут быть использованы.
 
Модульный полуприцеп Goldhofer STZ-VH 4 THP/SL (0+4) шириной 3000 мм с экскаваторной рабочей площадкой г/п 170 т
Scheuerle Superflex с передвижной двухосевой тележкой по телескопической балке
Модульный прицеп Goldhofer THP/ET 4 шириной 2500 мм с опорно-поворотным устройством и  механизмом передачи гидромеханического момента
EuroCompact от Nicolas для универсальных перевозок негабарита, тяжеловеса
Классика стиля: EuroCompact от Scheuerle-Nicolas для гусеничной техники
Полуприцеп СОМЕТТО серии  0 с поперечной системой раздвижения платформы 1
Полуприцеп СОМЕТТО серии 2 с платформой для перевозки цилиндрических грузов
Полуприцеп СОМЕТТО серии MS со специальным захватом
Полуприцеп ЧМЗАП 99064-081-КШТ г/п 36 т
Полуприцеп ЧМЗАП 9906-038-БАК г/п 18,5 т
Полуприцеп ЧМЗАП 938530-037-УК2 г/п 24 т
Полуприцеп «Тверьстроймаш»  993930-S32. Специальное исполнение гусаковой части
Пятиосный полуприцеп «Тверьстроймаш». Уширители и стойки: универсальность, удобство и надежность
Раздвижная рама полуприцепов SPECPRICEP из высокопрочных сталей позволяет распределить на себя часть нагрузки
Перевозка военной техники на полуприцепах «Тверьстроймаш» с раздвижной платформой. Парад 7 ноября 2013 г. на Красной площади
Съемная вставка на раме полуприцепов SPECPRICEP делает конструкцию более жесткой и прочной
Для увеличения ширины рабочей платформы SPECPRICEP использует уширители или раздвижение рамы

Получение разрешения на перевозку – важная часть бытия перевозчика негабарита, отнимающая деньги и годы жизни. Перевозки сверхтяжелых грузов случаются нечасто, и техника для них нужна соответствующая, не подходящая на каждый день, а львиную доля тяжелых габаритных и негабаритных грузов составляют машины и неделимые грузы весом от 40 до 140 т. Поэтому для перевозчика представляют живой интерес транспортные средства в этом диапазоне грузоподъемности и в порожнем состоянии соответствующие требованиям к размерам и массе, чтобы хотя бы для следования к месту загрузки оставаться в габарите и не испрашивать разрешений. Для России эти требования включают максимальную длину автопоезда 20 м, ширину 2500 мм и массу до 48 т.

Сочетание грузоподъемности и массогабаритных характеристик – не единственное решение универсальности, или многофункциональности. Многофункциональность транспортным средствам придают также ряд технических решений и дополнительное оборудование. Прежде всего это раздвижение погрузочной площадки в длину, ниши для колес, ниша для экскаваторного ковша, гусаки, уширители, стойки, борта и т. д., позволяющие подстраивать одно и то же транспортное средство под грузы различного характера, формы и размеров.

Так, у компании Goldhofer есть в этой области специальные предложения для российского рынка. Во-первых, это полуприцеп STZ с числом осей от 3 до 7–8 и грузоподъемностью 40–140 т. Полуприцеп спроектирован так, чтобы длина автопоезда не превышала 20 м, а ширина – 2500 мм. Во-вторых, это модульные системы серии THP-ET, выпускаемые специально для России. Основная особенность и преимущество модульных систем именно в их модульности, т. е. возможности собрать из отдельных стандартизованных блоков самоходное, прицепное или полуприцепное транспортное средство под конкретный груз. Можно, например, собрать полуприцеп в составе гусака, модуля с 2 осевыми линиями, площадки, модуля с 4 осевыми линиями. Или, например, убрать площадку и собрать полуприцеп с гусаком и модулями с 2 и 4 осевыми линиями и поставить груз сверху на площадку модулей. Эта же конфигурация может работать с опорно-поворотными столами и перевозить длинномерные балки. Данный модульный прицеп и представляет собой универсальное средство, способное охватить гамму грузов от 40 до 140 т, а в специальных версиях грузоподъемность может быть увеличена до 200 т.

К другим особенностям модулей относится вариативность по числу осей от 2 до 6, независимая гидравлическая подвеска, как на тяжелых модульных транспортных средствах, односкатная ошиновка размером R19,5, что делает движение на строительных площадках и на подъездах к ним более уверенным, чем на колесах R17,5, габаритная ширина 2500 мм. Возможности модульного транспортного средства расширяют различные площадки, такие как универсальная площадка, представляющая собой балку «под брюхо» с 3-ступенчатой системой раздвижения в стороны, за счет чего габаритная ширина увеличивается до 3390 мм, что позволяет, например, перевозить буровую установку «под брюхо» либо ставить на площадку полностью на гусеницы. Предлагают также низкорамную площадку для перевозки трансформаторов, бочковозную площадку, которая может трансформироваться в экскаваторную балку «под брюхо». Также модульное транспортное средство можно использовать в качестве балковоза с установленным на задний модуль опорно-поворотным столом и системой гидромеханической передачи поворотного момента и таким же опорно-поворотным столом на тягаче. Возможны и другие конфигурации под конкретный груз.

Компании Scheuerle и Nicolas предлагают в качестве универсального решения для перевозки техники и неделимых грузов максимальной длиной 40 м раздвижной полуприцеп-тяжеловоз серии SuperFlex ST. Scheuerle поставляет исполнения с числом осей от 5 до 8, Nicolas – с числом осей от 3 до 8. С помощью телескопической системы платформа раздвигается на 8,5 м при однократном раздвижении и на 17 м при двухкратном. Полуприцепы оснащены гидравлической подвеской с маятниковыми осями и двускатной ошиновкой R17,5 или R19,5 по 4 колеса на осевую линию. Нагрузка на осевую линию – до 14 т. Таким образом, полная грузоподъемность полуприцепов – от 40 до 112 т. Для размещения и крепления груза на платформе предусмотрены выдвижные уширители, стойки, монтажные петли.

Другое универсальное решение от Scheuerle и Nicolas для перевозки габаритных и негабаритных грузов – полуприцепы EuroCompact G3 модульного типа. У них много общего с тяжелыми модульными транспортными средствами: транспортное средство собирают под конкретный груз из стандартизованных компонентов. У G3 также гидравлическая подвеска с маятниковыми осями. На выбор перевозчика прицепные гусаки, тележки-долли с числом осей от 1 до 3, задние тележки с числом осей от 3 до 5 и нишей для экскаваторной стрелы, различные площадки: развижная и нераздвижная ровная площадка с уширителями, балка «под брюхо» с уширителями, ровная площадка с минимальным дорожным просветом, портальная площадка, или рамка, а также специальные площадки, исполняемые под заказ. В максимальной комплектации с 3-осной тележкой-долли, площадкой и 5-осной задней тележкой грузоподъемность полуприцепа – 90 т.

Компания INDUSTRIE COMETTO S.p.A. не сторонится многофункциональных решений и предлагает линейку полуприцепов для перевозки негабаритных и габаритных грузов. Во-первых, это полуприцепы-балковозы серии FLAT-BED с раздвижной платформой, системой гидромеханического поворота осей и гидравлической или пневматической подвеской. Максимальная грузоподъемность 5-осного исполнения – 84 т. Полуприцеп применяют, когда вес груза не требует большого числа осей и нет ограничений по высоте.

Во-вторых, это низкорамные полуприцепы серии 4 с числом осей от 4 до 8, одинарным или двойным раздвижением платформы. Полуприцепы поставляют в исполнениях с габаритной шириной 2540, 2750 и 3000 мм. Их универсальность по сравнению с балковозами благодаря возможности установки трапов позволяет возить более широкий спектр грузов, в том числе самоходную технику, когда нет нужды возить длинномерные конструкции. У них также ниже погрузочная высота по сравнению с балковозами, что особенно важно, если есть ограничения по высоте.

В-третьих, это модульные полуприцепы серии 0 или MS, выбираемые в зависимости от ширины и веса груза. Модули стыкуются между собой и с дополнительным оборудованием. Для перевозки длинномерных конструкций используют опорные балки, моноблочные или раздвижные. Балки могут быть заменены на площадки различных типов, балку «под брюхо», специальные захваты для перевозки самонесущих конструкций, опорно-поворотные столы.

В-четвертых, это полуприцепы серии 2 с минимальной погрузочной высотой и специфической конструкцией платформы и задней тележки с уникальной системой поворота осей. Они допускают возможность модульной компоновки – можно изменять число осей тележки и варьировать длину платформы. Из всех перечисленных полуприцепов серия 2 наиболее оптимальна для перевозки цилиндрических длинномерных конструкций большого диаметра.

Если говорить об универсальных полуприцепах, то одними из ярких представителей с обозначенной характеристикой являются полуприцепы ОАО «Уралавтоприцеп» – ЧМЗАП 9906-038-БАК, ЧМЗАП 99064-081-КШТ, ЧМЗАП 938530-037-УК2, ЧМЗАП 99903-035-Т. В первую очередь многое зависит от параметров грузовой платформы – во всех представленных моделях она ровная. Именно это качество площадки позволяет говорить о ее универсальности: на ровной поверхности можно разместить любой груз. Многое зависит и от ширины платформы, у каждой из моделей она разная и может меняться двумя способами: либо с помощью разного вида уширителей, либо с помощью коников. Так, у ЧМЗАП 9906-038-БАК ширина платформы составляет 2428 мм, но благодаря раздвижным коникам может увеличиться до 3540 мм. У ЧМЗАП 99903-035-Т ширина с помощью выдвижных уширителей меняется от 2440 до 2960 мм. А в модели ЧМЗАП 99064-081 КШТ площадка равна по ширине 2500 мм, при разложенных уширителях – 3000 мм. И, наконец, ЧМЗАП 938530-037-УК2 за счет поворотных уширителей увеличивает ширину своей платформы от 2000 до 2950 мм.

Следующим важным параметром, который говорит об универсальности техники, является наличие бортов или коников. Первые позволяют контролировать различные строительные грузы, вторые используются для удобства перевозки труб или леса, а также другого непалетируемого груза.

Такие возможности есть в моделях ЧМЗАП 9906-038-БАК и ЧМЗАП 99064-081 КШТ. Причем у ЧМЗАП 9906-038-БАК есть возможность откидывать, снимать и регулировать борта.

От длины платформы зависит, какие транспортные задачи можно выполнить на данной технике. Есть модели, которые могут увеличить свою длину в несколько раз: у модели ЧМЗАП 99903-035-Т длина может варьироваться от 10 700 до 17 040 мм.

При передвижении по дорогам общего пользования каждый полуприцеп должен соответствовать габариту и по высоте. От этого фактора зависит, какой высоты объект можно перевозить.

У ЧМЗАП 9906-038-БАК высота платформы 1740 мм, это высокораманый полуприцеп.

ЧМЗАП 9906-4-081 КШТ имеет высоту погрузочной платформы 1150 мм и принадлежит к классу среднерамных полуприцепов. К низкорамным относятся ЧМЗАП 93853-037-УК2 (885 мм) и ЧМЗАП 99903-035-Т (975 мм). Соответственно чем ниже будет грузовая платформа, тем больше разбег по высоте перевозимого груза.

Масса перевозимого груза, пожалуй, основной фактор при выборе полуприцепа, и завод ЧМЗАП производит раздвижные полуприцепы-тяжеловозы, которые способны перевозить груз массой 80 т и более. Таким полуприцепом, например, является модель ЧМЗАП 99905-010, оснащенная семью осями.

По желанию заказчика на заводе ЧМЗАП возможно производство многоосных полуприцепов с количеством осей больше семи. Преимуществом прицепной техники от ЧМЗАП является собственное производство наиболее важных узлов прицепов и полуприцепов. Прицепная техника ЧМЗАП по своим параметрам соответствует европейским стандартам.

Универсальное решение от ООО «Тверьстроймаш» – раздвижные полуприцепы серии Extendable. Эти тралы пользуются большим уважением у перевозчиков негабарита. Завод предлагает полуприцепы с числом осей от 2 до 6 и раздвижением платформы до 19 м. Раздвижение по ширине решено с помощью выдвижных оцинкованных уширителей грузовой платформы. Такие уширители уже входят в базовую комплектацию полуприцепов и прицепов «Тверьстроймаш» практических всех серий.

Для дополнительного снижения высоты и большей устойчивости колесной техники при перевозке «Тверьстроймаш» рекомендует клиентам исполнение с нишами для колес на грузовой платформе. Такие ниши могут закрываться, образуя ровную площадку, и в таком положении на полуприцепе можно перевозить гусеничную машину или любой неделимый груз. Универсальность придает и специальное исполнение гусачной части ломаной формы. В базовом исполнении она имеет угол 90°, а в таком специальном – угол изменен. Таким образом, появляется возможность транспортировать неделимые грузы, а также установить на платформу вторую единицу техники – с частичным заездом на гусак. Из дополнительных опций, добавляющих универсальности транспортным средствам «Тверьстроймаш», можно отметить выдвижные стойки – с ними намного удобней и безопасней становится перевозка труб, леса, других длинномерных делимых грузов, – а также борта грузовой платформы в различном исполнении. Особое внимание заслуживает модель 99393H-E60 – раздвижной полуприцеп повышенной проходимости. Грузовая платформа такого полуприцепа в габарите, а выдвижные уширители позволяют при необходимости увеличить ее ширину до 3150 мм.

Конструкторы завода SPECPRICEP применяют решения, обеспечивающие универсальность полуприцепов. В частности, это система раздвижения, благодаря которой при транспортировке габаритных грузов или при отсутствии загрузки машина может передвигаться в собранном виде, а значит, нет необходимости оформлять разрешения. При этом для удобства регулировки длины платформы на промежуточных стадиях раздвижения (каждые 0,5 м) посредством пневмопривода производится ее блокировка. Таким образом, «подогнать» габариты полуприцепа под конкретный груз не составляет труда.

Принципиальное отличие раздвижной рамы полуприцепов SPECPRICEP от отечественных и зарубежных аналогов заключается в том, что она является несущим элементом конструкции и позволяет распределить на себя часть нагрузки. Такой результат достигается за счет использования в ее производстве стали повышенной прочности (не ниже 700 МПа).

Одна из последних разработок SPECPRICEP в этом модельном ряду – раздвижной 5-осный полуприцеп для перевозки крупногабаритных неделимых грузов. Длина раздвижной рамы этой машины изменяется от 11,1 до 18 м. В собранном положении полуприцеп способен перевозить груз массой до 63 т, а в раздвинутом – до 45 т.

Задача по транспортировке грузов нестандартной длины в тяжелых условиях эксплуатации, когда на выдвижную раму приходится особенно большая нагрузка, решена конструкторами компании с помощью съемной вставки на раме полуприцепа. Это делает конструкцию более жесткой и позволяет ей выдерживать более высокие нагрузки при удлинении рамы. Когда вставка не используется, ее можно разместить поверх коробки площадки.

При разработке полуприцепов для грузов, негабаритных по ширине, SPECRPICEP использует вставные или выдвижные уширители, дающие дополнительные 0,6 м, а также раздвижение в ширину самой рамы полуприцепа. Очень востребованы высокорамные полуприцепы со съемными или откидными бортами, которые имеют высоту до 550 мм и позволяют при необходимости использовать ту же платформу со стойками (кониками).

Безграничные возможности транспортировки предоставляют модульные большегрузные системы SPECPRICEP. Каждый такой полуприцеп собирается из частей-модулей: отстегивающегося гусака, передней тележки, грузовой платформы и задней тележки. Элементы различаются по числу осей, размерам и грузоподъемности и могут быть соединены между собой, а также с гидравлическим гусаком в любом количестве и сочетаниях. Составленные из таких частей модульные системы позволяют перевозить грузы массой до 400 т без ограничений по длине и ширине.

* * *

Таким образом, в качестве универсальных транспортных средств в диапазоне грузоподъемности 40–140 т производители предлагают два основных варианта: моноблочные полуприцепы с набором опций для перевозки тяжелой техники и неделимых грузов и полуприцепы модульного типа, собираемые под конкретный груз из стандартизованных элементов, а также с набором опций для фиксации груза. Основное достоинство этих решений помимо технических – соответствие требуемым габаритам и нагрузкам в порожнем состоянии, что позволяет им выдвигаться к месту загрузки без разрешения на перевозку негабаритного груза.

компании из статьи
Тверьстроймаш
Автомобильные полуприцепы, прицепы
www.tverstroymash.ru
ЦСТ ТрансЛифтТехника
GOLDHOFER (Германия), GREINER (Германия), ENERPAC Heavy Lifting Technology BV (Нидерланды), TTS SYNCROLIFT (Норвегия).
www.cst-tlt.ru
TII Group
Производитель тяжелогрузных автотранспортных средств
www.tii-group.com
компании по теме статьи
компании из статьи
TII Group
Производитель тяжелогрузных автотранспортных средств
www.tii-group.com
ЦСТ ТрансЛифтТехника
GOLDHOFER (Германия), GREINER (Германия), ENERPAC Heavy Lifting Technology BV (Нидерланды), TTS SYNCROLIFT (Норвегия).
www.cst-tlt.ru
Тверьстроймаш
Автомобильные полуприцепы, прицепы
www.tverstroymash.ru
компании по теме статьи