Эх ты доля, моя доля… Перевозчику – об использовании «доли»

Сергей Красовский
Известно, что снизить нагрузку на седельно-сцепное устройство (ССУ) тягача и более равномерно распределить ее по осям автопоезда (тягач и прицеп) при перевозке особо тяжелых грузов помогает использование расположенного между тягачом и полуприцепом или между гуськом и площадкой дополнительного осевого сегмента, который у нас принято называть «доля» (от английского dolly).
 
Nooteboom
Nooteboom
Nooteboom
Faymonville
Faymonville
ЧМЗАП
Faymonville
«Тверьстроймаш»
Goldhofer
Goldhofer
Goldhofer
ЧМЗАП
Компания «СПЕЦПРИЦЕП»

Существует три типа этих транспортных средств: собственно доля, подкатная тележка и фронтальная тележка. Расположенная за гуськом подкатная тележка отличается от доли тем, что прицепляется не к седельному, а к балластному тягачу, т. е. имеет дышло, а не гусак, а фронтальная тележка расположена сразу за гуськом и перед рабочей площадкой. Основное предназначение подкатной тележки – разгрузить седло тягача, увеличить осность автопоезда, тем самым уменьшив нагрузку на оси. С низкорамными полуприцепами могут использоваться только доли и фронтальные тележки. И доли, и подкатные тележки, и фронтальные оборудуют тормозами с пневмоприводом, питаемым от пневмосистемы тягача. Чем больше осей у подкатной или фронтальной тележки, тем больше пневморесиверов подвешено к ее раме. На российском рынке доли, подкатные и фронтальные тележки предлагают целый ряд отечественных и зарубежных компаний. Далее мы будем говорить о доле, имея в виду и долю, и подкатную тележку.

В то же время доли могут и самостоятельно выполнять роль прицепа, для чего их оборудуют задними фонарями и государственными регистрационными номерами.

Чтобы понять, насколько данное техническое решение упрощает перевозчику задачу подбора тягача, приведем такой пример. Для буксировки автопоезда массой под 180 т требуется машина, способная принимать на седло нагрузку не менее 35 т. В случае использования подкатной тележки – доли потребуется обычный, широко распространенный трехосник с максимально допустимой нагрузкой на ССУ 25 т. То есть часть полной массы автопоезда и полуприцепа, в частности, будет переложена на долю и распределена между ее осями. Причем мощность, затрачиваемая тягачом на буксировку доли, лишь незначительно превышает затраты мощности на качение ее колес. Выгода очевидна. Если же решить вопрос с приобретением доли не представляется возможным, то у перевозчика не остается иного выхода, как приобрести мощный тягач, способный работать без доли. Обойдется такая техника более чем в 180 тыс. евро. Разумеется, брать машину под одну перевозку, не имея перспективы регулярно получать аналогичные заказы, невыгодно.

Однако перевозчику следует помнить, что у такой схемы есть и недостаток – длина автопоезда увеличивается на расстояние между шкворнями доли и тягача. Часто общая длина автопоезда при этом будет выходить за пределы, допустимые ПДД, а значит, перевозчик будет вынужден получать разрешение на перевозку. Поэтому, выбирая модель подкатной тележки, обязательно просчитывайте, впишется ли автопоезд в оговоренные ПДД габариты. Кроме того, следует учитывать, что доля – это дополнительный элемент в составе автопоезда, который снижает жесткость всей конструкции, поэтому скорость движения автопоезда не может быть высокой. Следует отметить, что тут есть различие между долей и фронтальной тележкой. Фронтальная тележка располагается между гуськом и рабочей площадкой и в жестком соединении представляет собой монолитную конструкцию, что позволяет двигаться с большими скоростями, чем обычная доля.

Новые разработки и усовершенствования конструкции прицепов и полуприцепов часто применяются и в конструкциях доли, подкатной, фронтальной тележки. Это и различные поворотные устройства, и управляемые колеса. Разработаны адаптеры, позволяющие с помощью доли превращать низкорамный прицеп в «среднерамник». Западноевропейскими и американскими компаниями предлагаются моторизованные доли, оснащенные автономными дизельными двигателями, а также электро- и гидромоторами. Такие доли используют для помощи двигателю тягача в преодолении подъемов или для самостоятельного перемещения доли и полуприцепа на внутризаводской либо складской территории.

Если прицеп с грузом имеет предельную высоту, разрешенную ПДД, а маршрут перевозки проходит под мостом или в тоннеле, настоятельно рекомендуется использовать прицеп и долю с гидравлической подвеской. Бывает, что для свободного прохода под мостом или эстакадой прицепу необходимо «присесть» на каких-нибудь 50…70 мм. Дедовский метод решения проблемы сбросить давление в шинах для тяжеловозов неприменим. Нагрузка на баллоны настолько велика, что за несколько метров качения металлический каркас полуспущенных колес может получить повреждения, несовместимые с «жизнью». Вот тут и поможет «присесть» гидравлическая подвеска. Кстати, «продвинутые» модели подкатных тележек, как и прицепов, имеют автоматическую систему подкачки колес.

Перевозчик должен помнить, что доля, как и прицеп, требует регулярного технического обслуживания. Так, если доля оснащена пневмоподвеской, за состоянием пневмобаллонов необходимо следить особенно ревностно. Но если доля эксплуатируется в северных регионах, где температура часто опускается за отметку –40 °С, следует выбирать гидравлическую или рессорную подвеску.

Бельгийская компания Faymonville активно поставляет на рынок подкатные тележки DOLLY в исполнении с одной, двумя и тремя осями, а также на пневмо- или гидроподвеске.

Акционерное общество Goldhofer, лидер мирового машиностроения в области сверхтяжелого транспорта, обладает огромным опытом в производстве транспортных средств для перевозки тяжеловесных и негабаритных грузов с фронтальными тележками и долями. В 2011 г. более 20 крупнейших компаний России приобрели полуприцепы модульного типа Goldhofer с фронтальной тележкой (2 и 3 осевыми линиями) грузоподъемностью от 80 до 140 т. Традиционное качество Goldhofer и инновационные технологии, признанные во всем мире, подтверждены более чем 70-летним опытом эксплуатации в самых тяжелых российских условиях.

Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов выпускает прицепы ЧМЗАП с подкатными тележками как с низкой погрузочной высотой, так и высокорамные. К примеру, двухосный прицеп ЧМЗАП 93853-030 грузоподъемностью (г/п) 17 650 кг имеет нагрузку на подкатную тележку 8350 кг. Прицеп снабжен гидравлическими трапами для въезда на платформу своим ходом под углом 6° на первой ступени и 8° на второй. Грузовая платформа оборудована уширителями до 3 м.

«Уралавтоприцеп» по спецзаказу нефтегазовой компании разработал высокорамный трал с подкатной тележкой ЧМЗАП 99865-01-053ТД. Полуприцеп г/п 40 т имеет удлиненную гуськовую часть, на которой оборудована бортовая площадка с тентом длиной 5250 мм. На грузовой платформе имеются уширители с 2,5 до 3 м. На трал установлены шины большого диаметра, увеличены вертикальный ход колеса и клиренс. Также для высокой проходимости и выносливости полуприцеп оснащен подвеской производства ЧМЗАП. В случае эксплуатации с подкатной тележкой в качестве тягача может использоваться трактор. Конструкторами Компании «СПЕЦПРИЦЕП» в рамках серии H (Heavy Duty) – высокорамные полуприцепы для бездорожья г/п до 100 т – спроектированы пятиосные модели с подкатной долей (3 оси у полуприцепа и 2 у доли), причем возможен вариант с подкатной тележкой, а также шестиосные модели – четырехосный прицеп + двухосная тележка. Если доля принимает на себя нагрузку до 30 т, то тележка – до 35 т. Доля работает в сцепке с седельным тягачом, а подкатную тележку посредством дышла цепляют к балластному.

Полуприцеп-тяжеловоз 99394F-P65 производства компании «Тверьстроймаш» был представлен специалистам на выставке «СТТ-2010». Модель относится к товарной серии Front и интересна сразу несколькими особенностями: во-первых, повышенной грузоподъемностью – 65 т; во-вторых, небольшой погрузочной высотой – 650 мм, что позволяет перевозить тяжелые и неделимые грузы, не выходя за рамки допустимых значений по габариту; в-третьих, удобством и безопасностью заезда. Принципиальное отличие модели – возможность применения полуприцепа в двух вариантах: как с подкатным сегментом – долей (одно- или двухосной), так и самостоятельно, что весьма удобно для эксплуатационника. Во втором случае часть полной массы будет воспринимать доля, которая фактически является самостоятельным полуприцепом, поскольку оборудована тормозной системой, пневмоприводом и световой сигнализацией, а также оснащена механическими опорами. Процесс загрузки техники на такой полуприцеп занимает считаные минуты и максимально безопасен, так как заезд на рабочую платформу производится прямо с земли. Для транспортировки негабаритной по ширине техники предусмотрены выдвижные оцинкованные уширители. Гуськовая часть платформы оборудована съемными алюминиевыми бортами. На полуприцепе установлена пневматическая подвеска европейского производства. Для лучшей маневренности, уменьшения износа резины две оси выполнены подруливающими. Сейчас полуприцеп успешно эксплуатируется отечественными перевозчиками.

компании из статьи
Тверьстроймаш
Автомобильные полуприцепы, прицепы
www.tverstroymash.ru
компании по теме статьи
компании из статьи
Тверьстроймаш
Автомобильные полуприцепы, прицепы
www.tverstroymash.ru
компании по теме статьи