Ветер восточный слабый, до полного штиля

Леонид Малютин
«Так и процвела сия древняя отрасль».
М.Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города»
 
Howo 8x4
FAW 8x4
Shaanxi 6x4
Howo 6x4
САМС 6x4
Shaanxi 6x4
Dongfeng после 100 тыс. км пробега
Foton Auman 8х4

Казалось, кризис поставил крест на китайских самосвалах. Красивый пузырь лопнул, как и положено китайской пиротехнике, попутно нанося увечья любителям фейерверка. На 98% упал импорт китайских самосвалов, как новых, так и подержанных, а ввоз многих марок прекратился вообще. А «сия отрасль» представляла собой занимательное экономическое явление, возникшее в результате сочетания на просторах Российской Федерации благоприятных условий – всплеска спроса на большегрузные самосвалы и технических и ценовых характеристик китайской техники. И все это взросло на благодатной почве «откатной» экономики. В кризис потребность в самосвалах сошла на нет и «отрасль» пришла в запустение. Продажи прекратились, китайские самосвалы исчезли с дорог – работы нет. Разумеется, слабые марки, которые не успели «раскрутиться» и отстающие в техническом плане, канули в Лету. Остались только крупные, серьезные дилеры ведущих марок.

На тягостное состояние рынка влияет и то обстоятельство, что китайские автокомпании фактически не поддерживали институт дилерства. Технику мог ввозить любой желающий. А желающих нашлось так много, и на радостях они ввезли столько самосвалов, что до сих пор не могут их распродать. Непросто продать машину 2008 г. в., простоявшую на стоянке два года, особенно если она никому не нужна. Наиболее удачливые дилеры начнут поставки модельных рядов 2011 г. ближе к лету. Изменился и состав покупателей. Теперь покупатель рассчитывает на более-менее длительную эксплуатацию самосвала и не приобретает их впрок – с учетом «донорских» машин. Соответственно поднялось значение обеспечения запасными частями.

В период китайского взлета самосвалы First Automobile Works (FAW) критиковали за плохую по сравнению с конкурентами сборку, и в лидерах продаж FAW не ходила. Кризис вывернул эту ситуацию наизнанку, вероятно, по той причине, что половину продаж этой марки обеспечивает сильный дилер – «РусБизнесАвто». Сегодня в продаже самосвалы серий СА3252 и СА3312 с колесной формулой 6х4 и 8х4 и грузоподъемностью 22 и 29 т. Шестицилиндровые рядные двигатели объемом 8,6 л и мощностью 350 л.с. – продукт совместной деятельности FAW и австрийской фирмы AVL. Использованы цилиндропоршневая группа Male (Германия), топливная система Bosch (Германия) и турбокомпрессор Holset (Голландия). Двигатель агрегатирован с сухим однодисковым сцеплением и механической 9-ступенчатой КП Shaanxi Fuller. Предусмотрены блокировки межосевого и межколесных дифференциалов, в состав тормозной системы входит АБС WABCO. Кроме того, в стандартную комплектацию включен кондиционер с сенсорным управлением.

«РусБизнесАвто» активно продвигает самосвалы марки САМС (читается КАМК). Завод CAMC Automobile не самый крупный в Китае – мощность всего 50 тыс. ед. техники в год – самосвалов, автобетоносмесителей, автобетононасосов, мусоровозов и т. д. Модельный ряд и производственный процесс строятся на основе лицензии Mitsubishi, купленной в 2003 г. сроком на 10 лет. По требованию «РусБизнесАвто» завод внес около полусотни изменений в конструкцию – это переработка тормозной системы, освещения, замена резины, перемещение ящика АКБ и топливного бака, добавление системы обогрева кузова выхлопными газами и др. для адаптации к российским климатическим и дорожным условиям, а также нормативным требованиям.

Сегодня предложение «РусБизнесАвто» включает самосвалы 6х4 и 8х4 грузоподъемностью (г/п) 20 и 24,1 т. В комплектацию входят двигатель Dongfeng Cummins мощностью 345 и 375 л.с., 9-ступенчатая механическая КП Shaanxi Fast. Кабина со спальным местом унаследована от Mitsubishi FUSO, но дизайн значительно переработан. В базовую комплектацию кабины входят МР3-магнитола и кондиционер. В мае начнут поставки самосвалов САМС модельного ряда 2011 г.

До кризиса марка Howo занимала лидирующую позицию среди китайских самосвалов, парк грузовиков этой марки достиг 8,4 тыс. ед., и большая его часть распределилась за Уралом. Продавцы марки поставляли самую широкую среди китайцев линейку самосвалов 4х2, 6х4, 8х4 и 10х6. В кризис поставки упали практически до нуля. Причина такого резкого отступления скорее всего в том, что продавцы этой марки представляли собой казацкую вольницу, и как только нагрянул хан Кучум, все и разбежались. Оставшиеся в живых возобновили деятельность, как только экономика начала показывать признаки оживления.

Челябинская компания «СпецПромСнаб Урал» занимается обслуживанием и продажей самосвалов Howo с 2007 г. Компания располагает всеми необходимыми сертификатами и одобрениями для ввоза и продажи на территории РФ автомобилей Howo, а также сертифицирована CNHTC (China National Heavy Duty Trucks Co.) для предоставления сервиса и продажи оригинальных запасных частей. Кроме самосвалов компания совместно с CNHTC поставляет на российский рынок сортиментовозы и лесовозы 6х6 с 8-метровой площадкой, а также вакуумную илососную машину вместимостью 20 куб.м, аналогов которой в России нет.

В этом году CNHTC приступила к выпуску новой серии A7 автомобилей Howo с двигателями Euro 4, но в Россию их пока официально не поставляют, поскольку эта серия еще не прошла все испытания и не получены сертификаты для ввоза. Согласно планам завода-изготовителя, автомобили Howo серии A7 начнут официально ввозить только в 2012 г.

Dongfeng отличается от конкурентов наиболее внятной дилерской политикой. Из дистрибьюторов и дилеров особо выделилась «Интекра» из Миасса. С 2007-го по 2011 г. «Интекра» продала 3500 крупнотоннажных грузовиков Dongfeng и Shaanxi. Общий парк автомобилей Dongfeng насчитывает 2,7 тыс. ед., рассредоточенных по Поволжью, центральным регионам и Сибири. По требованию «Интекры» Dongfeng Motor внесла в конструкцию самосвала Dongfeng более 260 изменений – вместо 300-сильных установлены двигатели мощностью 375 л.с., применены полностью синхронизированные коробки передач, блокировки межколесных и межосевых дифференциалов, 400-литровый топливный бак и др. О достаточно высоком качестве марки Dongfeng говорит тот факт, что продавались не только самосвалы, работающие на коротком плече, но и магистральные тягачи, к надежности которых предъявляют повышенные требования. Компания даже запустила собственный проект полноприводных самосвалов из машинокомплектов Dongfeng с рядом изменений в конструкции и комплектации, которые собирают в Миассе под маркой «Интекра». В 2010 г. сертифицировали первую модель «Интекра-633401» г/п 20 т.

В кризис поставки марки Dongfeng прекратились. В 2009 г. ввезли всего 1 новый автомобиль. В 2010 г. импорт возобновили, причем автомобилей 2010 г.в. В структуре предложения компании «Интекра» преобладают самосвалы Dongfeng г/п 20 т с колесной формулой 6х4 и 6х6 и двигателями мощностью от 340 до 375 л.с. Развивается сборка самосвалов «Интекра» 6х6 грузоподъемностью 20 т. В частности, самосвал получил автоматическую КП Allison. Форсируется проект 25-тонного самосвала 6х6. Компания также предлагает седельные тягачи, бензовозы, автобетоносмесители, бортовые автомобили, мусоровозы, сортиментовозы, цементовозы на шасси Dongfeng и сами шасси.

До кризиса марка Shaanxi (новое название Shacman) занимала третье место после Howo и Dongfeng. Причина успеха марки не только в активности дилеров и удачном ценовом предложении, но и в том, что Shaanxi унаследовала от MAN кабину F2000 – просторную, удобную, с низким моторным тоннелем. В основном из-за нее водители отдавали свои голоса за марку Shaanxi, хотя внешне грузовик выглядит не так эффектно, как конкуренты. Shacman первым предпринял попытку упорядочить дилерскую сеть и продвигать автомобили на российский рынок цивилизованно.

ООО «Вектор-Авто» (г. Улан-Удэ) в марте 2011 г. получило эксклюзивное право на дистрибуцию грузовиков марки Shacman в РФ. Прибытие первой партии самосвалов Shacman ожидается в начале апреля: 6х4 грузоподъемностью 24 т с двигателями мощностью 336 и 375 л.с., с «сухим» однодисковым сцеплением, 12-ступенчатой механической полностью синхронизированной КП Fast Fuller. Компания «Вектор» поставляла самосвалы Shaanxi в Якутию, где они показали себя вполне достойно.

Докризисную четверку лидеров замыкал Beiqi Foton Motor Co., Ltd. Сегодняшним продажам Foton далеко до докризисных. Поставляют самосвалы серии Foton Auman с колесной формулой 6х4 и 8х4 грузоподъемностью 22 и 28 т с двигателями Weichai-Steyr, с лицензионной топливной аппаратурой Bosch, 9-ступенчатыми несинхронизированными КП Eaton Fuller, рулевым управлением ZF, т. е. стандартным китайским набором. Дизайн кабины в «европеизированном» стиле неуловимо напоминает дизайн Scania.

Спрос рождает предложение, а предложение – спрос. Предложение в сравнении с докризисным «слегка» сократилось как по объемам, так и по номенклатуре. Ввозят самые ходовые типоразмеры – 6х4 и 8х4. По характеристикам и ценам все марки находятся в одном узком диапазоне. Теперь на продажи работают репутация, заслуженная каждой маркой в «сытые» годы, и, конечно, репутация и усилия ее дилера.

компании по теме статьи
компании по теме статьи