Renault Trucks смотрит в будущее

Леонид Малютин



С Kerax море по колено

Premium Lander на подъеме во всех смыслах

Renault Maxity выглядит привлекательно

Спецпроект Premium Vostok-3

«Леон-Трак» запустил вторую очередь сервисного центра в Солнечногорске

Прибыло подкрепление – Kerax 500

Спецпроект Premium Lander Eco

Дилерско-сервисный центр ООО «Тракс Сервис» в Омске

Тягачи Vostok-3 готовы к передаче покупателю

Renault Trucks (RT) в числе последних из большой европейской «семерки» всерьез взялась освивать российские просторы. Последние три года компания растет с опережением рынка, успешно формирует дилерско-сервисную сеть, дилеры набирают темпы продаж.

До недавнего времени российский рынок грузовиков (свыше 6 т) демонстрировал беспрецедентную динамику: в 2005 г. продано 94 122 ед., в 2006-м – 120 868, в 2007-м – 190 328, т. е. в 2006 г. рост составил 30%, а в 2007 г. – целых 60%! При этом росли продажи всех трех основных групп поставщиков – отечественных, семи «европейцев» и прочих. Под прочими подразумеваются поставщики американской и азиатской техники. На вторую половину 2006 г. и 2007 г. пришелся пик продаж самосвалов.
За I квартал этго года общими усилиями продали 43 753 грузовика, но, по-видимому, достигнуть прошлогодних 190 тысяч не получится – рынок перешел в фазу острой конкуренции. Признаки ее видны уже сейчас в изменении структуры рынка. В 2007 г. доля отечественного автопрома составляла 76,3%, семи «европейцев» – 10,2%, прочих – 13,6%, а в I квартале 2008 г. отечественные фирмы заняли 79,6% рынка, «европейцы» – 13,8%, доля прочих сократилась вдвое, до 6,6%. Это значит, что действует объективный закон конкуренции, которая вымывает с рынка дорогие некачественные товары. Одним из важнейших элементов качества является сервисное сопровождение. Ни у китайских, ни у американских поставщиков сервиса нет, и сокращение их доли закономерно. В целом за I квартал рынок упал, а доля семи «европейцев» выросла.
Зато семеро «европейцев» набрали темп и с оптимизмом глядят в будущее. За прошлый год общими усилиями они поставили 19 329 грузовиков. В I квартале этого года продали 6039 грузовиков – на 65% больше (3653 грузовика за тот же период 2007 г.). RT поставила за январь–март 2008 г. 326 тяжелых грузовиков – на 70% больше, чем 192 ед. за три месяца прошлого года. То есть доля RT растет чуть быстрее сегмента. RT в категории тяжелых грузовиков свыше 16 т вышла на пятое место с долей 6%, опередив Мercedes-Вenz (4%) и DAF (3%). Renault обгоняют MAN (29%), Scania (25%), Volvo Trucks (20%) и IVECO (13%).
В 2006 г. RT начала реализовывать программу строительной техники. За два года доля самосвалов Renault выросла с 2,5% (2005 г.) до 5,4% (2007 г.) – более чем вдвое. По количеству это капля в море, но с качественной стороны отражает тенденцию опережающего роста Renault. Более того, компания обещала с пуском завода в Калуге захватить десятую долю сегмента.
Успешному продвижению бренда RТ способствовало несколько программ. Стоит сказать об особенно успешной программе Premium Vostok-3. Удачное сочетание характеристик, комплектации и финансовой поддержки сделали этот грузовик бестселлером российского рынка.
Весной 2007 г. на рынок выведена обновленная гамма Kerax и Premium Lander. Lander взял лучшее из двух миров – от магистральных тягачей Premium и строительных грузовиков Kerax. Он как нельзя лучше подходит для сложных дорожных условий. Lander нашел положительные отзывы у российских перевозчиков, и компания надеется на хорошие продажи грузовиков этой гаммы, как тягачей, так и самосвалов. Чтобы сделать Lander еще более привлекательным, RT разработала специально для российского рынка Premium Lander Eco, который представила общественности в апреле на выставке «КомТранс-2008», также подкрепив его привлекательным финансовым предложением.
Самосвалы Kerax находят применение в самых тяжелых условиях – в карьерах, на месторождениях полезных ископаемых в Сибири, на Крайнем Севере. Самосвалы демонстрируют надежность и высокую проходимость, но нефтяники и газовики ждут полноприводную модель 6х6, поставки которой Renault обещала начать в ноябре. Эти Kerax смогут работать на месторождениях круглогодично и, судя по всему, их ожидает высокий спрос в Тюменской области.
Отсутствие полноприводного самосвала – прореха в линейке Renault, тем более что конкурирующие фирмы, например MAN, такие грузовики с удовольствием поставляет. Пока мы ждем полноприводной модели, Renault укрепила гамму Kerax самой мощной, 500-сильной моделью с 13-литровым двигателем DXi13 для наиболее требовательных к мощности пользователей.
Доступность грузовиков существенно улучшится с пуском завода в Калуге, который запланирован на январь 2009 г. Расчетная мощность линии Renault – 5000 грузовиков гаммы Premium, Kerax и Lander.
Созданию позитивного образа Renault у широких общественных слоев и расширению ее известности послужила продажа Группе ГАЗ в 2006 г. лицензии на двигатель DСi11, производство которого освоил ярославский «Автодизель».
Создать и выпустить хорошие грузовики – это еще не все. Надо их доставить покупателю, а затем обеспечить качественным сервисом. Как подметил управляющий сервисным центром ООО «Леон-Трак» в Солнечногорске Александр Кириллов: «Человек, купив автомобиль, придет к нам второй раз, только если автомобиль будет нормально ездить, нормально обслуживаться, не возникнет проблем с ремонтом».
Сегодня у RТ более 25 дилерских и сервисных центров от Калининграда до Красноярска, и их число быстро растет. В этом году должны начать работу центры в Ногинске, Калининграде, Тюмени, Самаре, в следующем году – в Петрозаводске, Сургуте и Шушарах под Санкт-Петербургом.
Месяц назад пустили вторую очередь сервисцентра «Леон-Трак» на 62-м километре Ленинградского шоссе. Первая очередь центра была открыта в мае 2006 г. За прошедшее время центр продал 450 автомобилей, которые встали у него на обслуживание, к ним постоянно прибавляются транзитные грузовики с Ленинградки, плюс к тому громадье планов по продажам. Когда мощностей первой очереди стало не хватать, к корпусу сервисцентра пристроили вторую площадью 1000 м2, которая станет работать 24 часа в сутки.
Из проданных 450 автомобилей – 350 тягачей и около сотни самосвалов. Самые популярные модели тягачей – Premium Vostok-3 и Premium 440. К середине лета новые тягачи закончились, и приходится выкручиваться автомобилями с пробегом. RТ не торопится увеличивать квоты на Россию, и тому есть основания. Экономическую ситуацию как глобальную, так и внутри России нельзя назвать предсказуемой, вот западные производители и осторожничают с квотами. Тем более что сбыт в Западной Европе пока не упал и заказы у RT не отзывают.
Для центрального региона характерен хороший спрос на самосвалы – здесь действуют мощные компании, реализующие долгосрочные федеральные проекты и вкусившие достоинств качественной техники, поэтому самосвалы Kerax берут партиями по 10–20–30 ед., благо на них нет дефицита.
Есть спрос на спецтехнику. В этом году «Леон-Трак» поставил 10 автобетоносмесителей CIFA. Главная проблема со спецтехникой – большой срок исполнения заказа, до трех месяцев.
В остроконкурентном сегменте средне- и малотоннажных автомобилей ситуация еще сложнее. Грузовички Renault вызывают интерес у покупателя, но ценовая политика его пугает, и покупатель уходит к конкуренту. RТ должно что-то с этим делать, допустим, разработать привлекательную финансовую схему.
Судя по отзывам сотрудников и клиентов компании ООО «Тракс Сервис», дилера RТ, официально начавшего работу 29 февраля, за Уралом рыночная ситуация несколько иная. За четыре с небольшим месяца молодая компания выполнила план продаж – 30 автомобилей. Много это или мало? RТ, спуская дилеру план, опирается на свой немалый опыт продвижения и экстраполирует его новый рынок сбыта. План 30 автомобилей на первое полугодие и 80 на второе – обоснованный и выполнимый, считает директор «Тракс Сервис» Игорь Дурнов. Продав 30 автомобилей, фирма обошла своего главного конкурента – Scania, которая давно и хорошо представлена в этом регионе.
Из этих 30 автомобилей 90% – Vostok-3 плюс один тягач Pucher с третьим подвесным мостом, остальное – самосвалы Kerax, что отражает структуру спроса. Сибирские перевозчики питают пиетет к качественным импортным тягачам: во-первых, они экономичные, а топливо с ростом цен набирает вес в структуре издержек, а во-вторых, они надежные, и никому не хочется встать на трассе в сотнях километров от ближайшего населенного пункта в 35-градусный мороз. Яркий пример этого подхода – омская транспортная компания ООО «ТОМ и К», интервью с директором которой приведено ниже. Благодаря своим ходовым качествам и надежности грузовики Renault сразу нашли отзыв в сердцах омских перевозчиков и составляют львиную долю продаж.
В строительном сегменте ситуация иная. Здесь основной критерий – цена машин. Проекты преимущественно краткосрочные, и строители пока не чувствительны к расходам на топливо, к надежности и ресурсу, поскольку самосвалы работают на коротком плече и быстро окупаются. Автотехнику они рассматривают как расходный материал. Кроме того, «Тракс Сервис» на год опоздала с открытием, всплеск спроса пришелся на 2006–2007 гг., строители под завязку затарились китайскими самосвалами и, пока не убьют их, новые покупать не станут. Поэтому И. Дурнов избрал тактику постепенного внедрения в этот сегмент, и эта тактика себя оправдывает: «ТК «ДАН-Моторс» купила один Kerax для пробы, затем второй, третий и так последовательно покупают по одному самосвалу. Сегодня Kerax возьмут дорожники. Нам важно, чтобы несколько дорожных организаций здесь, в Омске, купили по самосвалу, чтобы те ездили по городу, рекламируя нас». Дело пошло бы лучше, если бы не банковский кризис в начале года и недофинансирование строительной отрасли.
В сегментах спецтехники, особенно автобетоносмесителей и мало- и среднетоннажных грузовичков, в Сибири господствуют подержанные автомобили из Японии. Совокупность выбора, цены, сроков поставки и качества подержанных «японцев» даже при отсутствии фирменного сервиса склоняет покупателя на свою сторону. Тем более, что АБС и среднетоннажники работают на коротком плече и надежность для них не критична. В этом сегменте RТ будет чрезвычайно сложно с продажами, если только Danon не откроет там завод.

Renault Trucks сравнительно поздно начала активные действия на российском рынке, но ряд успешных мер позволил компании выйти на хорошие позиции, а в сегменте тяжелых грузовиков обойти Mersedes-Benz. Развивается дилерско-сервисная сеть, обеспечивающая не только продажи, но и качественный сервис. Дилеры, прекрасно ориентируясь в особенностях местных рынков, ищут подходы к покупателю. Успеху способствовали удачные программы Vostok-2 и Vostok-3. Продажи Kerax и Lander набирают обороты, у программы Lander Eco хороший потенциал. Однако ситуация с мало- и среднетоннажными автомобилями сильно запущена и требует нетривиального решения.

Спецпроект Premium Vostok-3
Проект Premium Vostok-2, разработанный специально для российских перевозчиков, стартовал в ноябре 2005 г. В качестве базовой модели использовали тягач Premium 370 с двигателем DCi11 Еuro 3 и кабиной Privilege. Проект пользовался успехом, свидетельство тому – несколько сотен поданных машин, спрос на которые постоянно рос. Осенью 2006 г. на смену Vostok-2 пришел проект Premium Vostok-3 на базе тягача Premium Route 380.19T, предназначенного для работы в составе автопоездов полной массой до 44 т. Vostok-3 оснащен двигателем последнего поколения DXi11 380 Еuro 3 объемом 10,8 л, 16-ступенчатой КП ZF, дисковыми тормозами, AБС, EBS. Его комплектуют кабиной двух типов: короткой длиной 1,6 м и длинной – 2,2 м, причем длинная кабина предлагается в трех исполнениях – со стандартной и высокой крышей, а также с высокой крышей и установленным на кабине дополнительным оборудованием. Кабина подвешена на четырех пневмобаллонах с корректировкой положения. Зимний пакет включает термическую изоляцию кабины, автономный отопитель АТ2000, аккумулятор увеличенной до 225 А·ч емкости, фильтр с подогревом и сепаратором.

Спецпроект Premium Lander Eco
Проект Premium Lander Eco запущен в апреле 2008 г. В его основе идея грузовика, максимально адаптированного к суровым дорожным и климатическим условиям и одновременно привлекательного с финансовой точки зрения. Lander Eco получил двигатель нового поколения DXi7 Еuro 3 мощностью 320 л.с., комфортабельную кабину глубиной 2,2 м, межколесную блокировку дифференциалов, тормозную систему с AБС и EBS. Рама дополнительно усилена за счет лонжеронов высотой 300 мм и толщиной 7 мм и дополнительных вставок толщиной 5 мм, благодаря чему допустим перегруз до 10%. Увеличен клиренс для лучшей проходимости. Зимний пакет включает термическую изоляцию кабины, устройство для холодного пуска, автономный отопитель, систему подогрева фильтров и аккумуляторы увеличенной емкости.

Прибыло подкрепление – Kerax 500
На выставке «СТТ-2008» состоялась премьера грузовика Kerax с 13-литровым двигателем. Двигатель DXi13 предоставит строителям дополнительную мощность в решении сложных задач в экстремальных условиях. У DXi13 самый мощный во всей гамме двигателей Renault крутящий момент – 2500 Н·м. Двигатель рабочим объемом 12,8 л будет доступен в двух вариантах – мощностью 460 и 500 л.с., в версиях Еuro 3, 4, 5. Им станут оснащать шасси 6х4, 6х6 и 8х4 в исполнении XHD (eXtreme Heavy Duty) с четвертым уровнем усиления рамы. Для шасси 8х4 предусмотрена самая большая полная масса автомобиля во всей гамме Kerax – 45 т.
Представленный на «СТТ» тягач Kerax 500.35Т 6х4 HD полной массой автомобиля 35 т и автопоезда 100 т оснащен наддувным двигателем мощностью 500 л.с. в версии Еuro 3. Двигатель агрегатирован с двухдисковым сцеплением и 16-ступенчатой механической КП ZF и оборудован устройством для холодного запуска.

Исповедь перевозчика
Сергей Кабаненко, директор ООО «ТОМ и К»:
«Мы начинали в 1998 году с трех арендованных ЗИЛ-130. К 2004 году подошли уже с 14 автомобилями КамАЗ и ЗИЛ. Развозили пиво по Омску и области. В ноябре 2002 года совместно с пивной компанией «Сан ин Беф» приступили к реализации крупной программы. На тот момент у «Сан ин Беф» было 320 мелких перевозчиков. Ситуация была неуправляемой, и «Сан ин Беф» предложила перевозчикам укрупняться, но те не согласились, согласился я. Со Сбербанком решили вопрос кредитования нас под объемы работ. Мы закупили 120 тягачей КамАЗ-54115Н и полуприцепов «Тонар» и стали возить пиво по всей стране из Омска, а затем еще с девяти заводов «Сан ин Беф». Поначалу было непросто. Заправки не принимали пластиковые карты, приходилось давать водителям пачки денег. На дорогах водителей грабили, одну машину сожгли. Мы вышли на «Сибнефть» и «Лукойл», добились того, что ввели карты, уйдя тем самым от наличных.
В 2006-м решили менять парк. Долго искали тягач, смотрели МАЗ, новые модификации КамАЗов, Scania, ездили в Китай. В ноябре 2007 года к нам пришел Игорь Дурнов, директор «Тракс Сервис», рассказал про «Рено», про строящуюся в Омске сервисную станцию и еще про два десятка станций по всей стране. Мы посмотрели и оценили Vostok-3, и все наши требования по цене, характеристикам, ресурсу, сервису сошлись на этой модели. Машина действительно подготовлена к нашим условиям, у нее надежный двигатель и трансмиссия, отзывы «с трассы» положительные. У Scania Griffin при сопоставимой цене слабее двигатель. Сегодня у нас 12 тягачей Vostok-3, и мы планируем полностью заменить ими парк. На первом этапе будет 30 тягачей, и мы хотим первый этап завершить как можно быстрее.
Наш опыт показывает, что один Renault заменяет от трех до пяти тягачей КамАЗ в зависимости от направления, т. е. от тарифа. В среднем за месяц КамАЗ привозит 155 тыс. руб. валовой выручки, Renault – 450 тыс. руб. И мы планируем выйти на показатель 600 тыс. руб., для чего тягач должен пробегать за месяц 18 тыс. км. Для этого нужна мощная логистика, а она у нас есть. Нужна система GPS, мы ее внедряем.
Посмотрим на главные статьи расходов. У Renault ТО через 40 тыс. км, у КамАЗа – через 8 тыс. км, а между ТО он еще и ломается. Затраты на топливо от валовой выручки у Renault 30%, у КамАЗа – от 41 до 73%. Если бы мы не успели перейти на Renault, мы бы не выжили. Чтобы полностью обновить парк нужно 120 тягачей КамАЗ заменить на 40 Renault, а это совершенно иной уровень издержек, уровень эффективности».

В Тюмени Kerax работает за семерых
Виктор Киреев, директор ООО «ТК «ДАН-Моторс»:
«Мы транспортная компания и занимаемся перевозками по всей стране. В прошлом году решили войти в строительный бизнес и приобрести самосвалы. Долго выбирали и по совокупности качеств, и по рекомендациям, а остановились на Renault. Осенью прошлого года мы купили три самосвала Kerax 6х4, скажем так, на пробу. Зимой самосвалы работали в Тюменской области на отсыпке нефтяных месторождений и показали себя очень хорошо. Мощные, надежные, в кабине тепло. У двух самосвалов кузова Meiler, к ним никаких вопросов. У третьего кузов «Бецема», он начал корродировать, а шланги полопались. Meiler лучше и по кубатуре, и по качеству. К сожалению, в межсезонье мы ушли с месторождения, для «нефтянки» нужен полный привод. К следующей зиме вернемся либо в Когалым, либо в Лангепас. Сейчас, летом, работаем под Вагаем, тоже в Тюменской области на строительстве дороги. Подвозим щебень из центрального в местный накопитель на плече 61 км. За день делаем по семь ходок. Из накопителя щебень развозят по участкам двадцать 10-тонных КамАЗов. То есть три наших Kerax выполняют тот же объем, что и 20 КамАЗов, а сегодня я приехал за четвертым».

Структура продаж Renault Trucks в I квартале 2008 г.

Premium Route 70,76%
Kerax 18,06%
Magnum 5,40%
Premium Distribution 2,79%
Premium Lander 2,79%
Midlum 0,19%

Статистика импорта новых и подержанных грузовиков в 2007 г.

Марка Новые Подержанные Всего
Volvo 4456 4876 9332
MAN 4085 3015 7100
Howo 6523 40 6563
Scania 5137 1176 6313
Freightliner 5300 5300
MB 1784 2632 4416
Renault 1142 2302 3444
Iveco 1590 1635 3225
DAF 578 2131 2709
DongFeng 1695 76 1771
Shaanxi 1495 49 1544
International 5 1079 1084
Foton 920 62 982
Tatra 784 129 913
Isuzu 65 528 593
Hyundai 400 144 544
Kenworth 54 464 518
прочие 2895 2701 5596
Итого 33608 28339 61947