Griffin-2008: первое знакомство

Александр Трохачёв

Едва закончились новогодние праздники, как в нашу страну начались поставки первых автомобилей Scania New Griffin – очередного поколения бюджетных грузовиков, созданных специально для эксплуатации в России. Чтобы не путать их с предшественниками более ранних выпусков, была добавлена приставка New. Как и остальные машины данной серии, New Griffin производят на заводе в бразильском городе Сан-Паулу.

Scania P380 6х4 делает пробный круг по территории завода

И опыт, сын ошибок трудных...

 

Проект Griffin можно считать самым удачным на российском транспортном рынке за всю современную историю. Подтверждение тому – невероятно высокие объемы продаж (счет идет на тысячи!), а также титулы «Лучший зарубежный Грузовик года в России» в 2002 и 2007 годах.

Разработанный семь лет назад специально для отечественных перевозчиков, Griffin покорил своей простотой и продуманностью. За счет минимального набора требуемого перевозчикам оборудования, двигателя не самой большой мощности, механической коробки передач и низкой кабины с одним спальным местом удалось добиться привлекательной цены Scania – самой низкой среди европейских машин такого же класса. Проект впору было бы назвать «Пчела» или «Шмель», поскольку сильный маркетинговый ход больно жалил конкурентов, но выбор пал на Griffin – английское название быстрого и выносливого древнего мифологического существа грифона.

Бюджетный Р340 привлекает простотой и ценовой доступностью

Первый Griffin не был идеален. Так, мощности 310-сильного 9-литрового двигателя стандарта Euro 2 хватало далеко не всем перевозчикам. Не устраивало одно спальное место в кабине «скамейки» Scania 4-й серии – хотелось иметь два. С размещением жидкостного отопителя тоже были проблемы – для него не осталось свободного места. Емкость штатных аккумуляторов (175 А•ч) не позволяла в морозы без проблем осуществлять холодный пуск и лишала возможности ставить необходимое дополнительное электрооборудование. Перевозчикам не хватало и объема топливного бака на 450 л. Откровенно раздражали механические стеклоподъемники и другие мелочи, на которых сэкономили, формируя бюджетный автомобиль.

Изучив отзывы и пожелания перевозчиков, российское представительство усовершенствовало продукт под названием Griffin. С осени 2004 года автомобили этой серии получили более мощные 11-литровые двигатели стандарта Euro 3 мощностью 340 л.с., а еще через два года начались поставки автомобилей с двуспальной кабиной Space увеличенного объема. И все-таки пожелания по улучшению этого продукта оставались. Запустив в серию поколение New Griffin образца 2008 года, представители Scania, похоже, решили максимально удовлетворить запросы российских транспортников.

Алюминиевому топливному баку коррозия не страшна

Кабина: новое, а не забытое старое

Первый признак, по которому легко отличить New Griffin от предшественников, – кабина. Теперь она может быть двух вариантов: СP 19 и СG 19. По сути, новая для семейства – двуспальная кабина серии G с обычной высотой крыши. Ее отличает увеличенное внутреннее пространство, почти такое же, как в кабине серии R. Здесь водитель и сменщик могут вставать в полный рост, не сгибаясь, как прежде. Запаса пространства хватает для того, чтобы удобно было переодеваться, не выходя на улицу.

Ступени New Griffin получили освещение, благодаря чему стало легче входить-выходить из кабины в темное время суток. В кабине появилась фоновая подсветка, которая не «бьет» по глазам и не раздражает. Есть теперь и два вместительных отсека для вещей под нижним спальным местом. Крайний слева по ходу движения оборудован наружным люком, который запирается из кабины. Важное изменение внутри – электрические стеклоподъемники и электропривод зеркал заднего вида. За счет этого регулировать зеркала стало легче. Радует и наличие дополнительного противосолнечного козырька, расположенного сбоку, – весной и летом он незаменим.

Подножка за кабиной прослужит вечно, но передний брызговик скорее всего оборвется в первый же год эксплуатации

Комфортабельное сиденье водителя с обилием регулировок позволяет быстро и точно выполнить нужные настройки. Рулевая колонка с пневматическим замком корректировки угла наклона теперь не мешает посадке водителя за руль, тогда как на старых моделях Griffin она была зафиксирована намертво и создавала массу проблем. В частности, водители перебирались на спальное место и отходили ко сну через правую дверь. Теперь, похоже, придется отвыкать.

Еще больше впечатляет трансформируемое сиденье пассажира. В сложенном положении оно ощутимо увеличивает свободное пространство. Бесспорный прогресс – это выемки в нижней спальной полке с откидными секциями. В поднятом, «походном» положении они освобождают место для продольной регулировки сидений. Даже если водителю и напарнику не требуется отодвигать сиденья при движении, их можно переместить во время долгого стояния в пробке, на границе или таможенном терминале.

Над ветровым стеклом расположились привычные для дальнобойщиков вещевые отсеки с крышками. Они немного меньше тех, что предусмотрены в самой комфортабельной версии обычной, а не бюджетной Scania последнего поколения. Зато все остальные углубления, отсеки и кармашки точно такие же, как в других двуспальных кабинах.

К эргономике водительского места претензий нет: сделано на совесть

Отдельно скажу о новой панели приборов. Самое главное в ней не дизайн и не эргономика, с этим у Scania традиционно все в порядке, а русифицированный бортовой компьютер. Человеку, не знающему английского языка, теперь не надо возить с собой переведенную на русский язык инструкцию, звонить в автопарк или допекать расспросами сервисных специалистов по телефонам «горячей линии».

Наследство

Помолодевший Griffin объективно стал лучше всех предшественников данного проекта. Между тем он не является новым продуктом «до последнего болта». В его конструкции осталось немало прежних конструктивных решений. Взаимозаменяемые элементы с автомобилями Scania других серий делают его особенно привлекательным для перевозчиков.

По моему убеждению, в New Griffin собрано лучшее из того, что проверено многолетней практикой. Это относится и к барабанным тормозным механизмам, которые в условиях плохих дорог и влажного климата служат дольше, чем дисковые. С ними тягачи легко таскают и эффективно замедляют движение с 20-тонными фурами. И если потребуется экстренное торможение, такие тормоза не подведут.

В списке оборудования, доставшегося New Griffin в наследство от предшественника, –
9-ступенчатая (8+1) коробка передач Scania GR900 с делителем. Она проста в обращении и проверена временем, к тому же сервисные станции в каждом регионе России, где официально присутствует Scania, выполнят ее ремонт любой сложности в полном объеме. Кстати, на сегодняшний день иностранный производитель располагает в нашей стране сетью из 25 дилерских и 30 сервисных станций.

Культура производства даже в мелочах: все зазоры выверены буквально до миллиметра

Взаимозаменяемыми являются детали подвески и привода, светотехники и трансмиссии, навесного оборудования на раме и двигателе. Легко «рокируются» и многие детали кабины. Все это делает New Griffin не вещью в себе, а универсальным рыночным продуктом. И оценить его по достоинству смогут не только новые заказчики, но и те, кто раньше выбрал такой автомобиль как основное транспортное средство для перевозки грузов.

Долгожданные перемены

Технические особенности New Griffin обрадуют транспортников, эксплуатирующих такую технику, и разочаруют конкурентов.

Во-первых, наряду с новой кабиной автомобиль получил и более мощный двигатель. Кроме самого ходового 340-сильного двигателя стандарта Euro 3 рабочим объемом 11 л новый Griffin комплектуют 12-литровым силовым агрегатом мощностью 380 л.с., также принадлежащим к семейству четырехтактных 6-цилиндровых рядных дизелей с непосредственным впрыском и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Главные достоинства двигателя – хорошая приемистость, высокий крутящий момент в широком диапазоне оборотов и низкий расход топлива.

Нижняя спальная полка оснащена рацией, механизмом дистанционного управления замками дверей, 24-вольтовой розеткой и лампой для чтения. Обратите внимание на подъемные элементы за спинками кресел – с ними можно придвигать или отодвигать сиденье от приборной панели

Во-вторых, седельные тягачи с колесной формулой 42 получили усиленную раму со стенками толщиной 9,5 мм, а тягачи в исполнении 64 – двойные лонжероны суммарной толщиной 19 мм. Колесная база двухосных машин составляет 3550 мм, а трехосных – 3700 мм. Усовершенствованный тягач с колесной формулой 42 комплектуют усиленной задней осью, рассчитанной на нагрузку 13 т. Максимальная нагрузка на переднюю ось – 7,5 т. На практике это означает дополнительные возможности для российских перевозчиков.

Важное изменение касается возимого запаса топлива. За счет бака увеличенной вместимости резерв топлива теперь составляет 600 л вместо прежних 450 л. Емкость выполнена из коррозионностойкого алюминия, благодаря чему достигается и экономия в весе. Идя навстречу пожеланиям перевозчиков, New Griffin получил аккумуляторы увеличенной емкости – 225 А•ч (раньше было 175 А•ч).

Особенностью New Griffin Space является 14-ступенчатая (12+2) коробка передач GRS900, оснащенная делителем, демультипликатором и двумя «ползучими» передачами. Рычаг КП расположен в удобной зоне, так что привыкать к нему не придется. Делителем пользоваться тоже несложно.
Под передним бампером теперь скрыт встроенный противоподкатный брус. При лобовом или косо-фронтальном столкновении с легковым автомобилем он защитит другое транспортное средство от опасного подныривания. В бампере установлены дополнительные «противотуманки». Еще одно новшество – низкопрофильные шины размерностью 315/70 R22.5. Они позволяют использовать низкое седло для сцепки с современными европейскими полуприцепами, а кроме того, обеспечивают автопоезду высокую плавность хода и приличную курсовую устойчивость.

Итак, Scania вывела на российский рынок еще более конкурентоспособный автомобиль. Тот, которого долго ждали.