Оригинальные, безопасные, совершенные. Новые разработки MAN

В. Семёнов

Группа компаний MAN Nutzfahrzeuge, один из крупнейших в мире производителей грузовых автомобилей полной массой от 6,0 до 50,0 т, объявила об амбициозном плане увеличения ежегодного выпуска к 2010 г. до 100 тыс. автомобилей, что на 46,6% превышает итоги 2005 г. В ходе реализации плана предусмотрено создать новые производственные мощности в разных регионах земного шара, модернизировать сервисную сеть и существенно повысить конкурентоспособностьпродукции, что подразумевает значительное увеличение объемов финансирования опытно-конструкторских работ.

С новыми разработками специалистов MAN журналистов ознакомили на международном Мотор-шоу коммерческих транспортных средств в Ганновере, и сегодня многие из них уже реализованы на грузовых автомобилях MAN, в том числе поступающих в Россию. Я посчитал эту тему актуальной и хочу ознакомить читателей с некоторыми новейшими разработками инженеров MAN.

Самые совершенные дизели

Расширен модельный ряд дизельных двигателей, оснащаемых новейшей системой питания Common Rail второго поколения. На конвейер кроме известного 10,5-литрового дизеля D20CR поставлен 12,4-литровый дизель D26CR, предлагаемый в вариантах мощностью 460, 480 и 540 л.с. Технические решения, примененные на этих силовых агрегатах, позволяют классифицировать последние как самые совершенные из производимых сегодня. Применение механизма газораспределения с четырьмя клапанами на цилиндр, цельной головки блока, снижение трения в приводе клапанов, оптимизация массы блока цилиндров, создание усовершенствованной системы смазки, лучше охлаждающей масло и очищающей его от прорвавшихся в картер газов методом сепарации, позволило на 2% повысить экономичность двигателей и их надежность в эксплуатации. Система охлаждения новых дизелей имеет параллельные каналы в головке и в блоке, что улучшило температурный баланс, а введение автоматического регулирования натяжения приводного ремня сократило объем техобслуживания. Ресурс до капитального ремонта дизелей D20CR и D26CR составляет не менее 1,5 млн. км, при этом соответствие экологическим нормам Euro 4 достигается благодаря электронно регулируемой системе рециркуляции отработавших газов EGR, а достижение норм Euro 5 потребовало внедрения системы очистки отработавших газов SCR с использованием аммиачного раствора AdBlue.

Назначение системы LGS – предотвратить несанкционированное отклонение автомобиля от курса

Оригинальные трансмиссии

Параллельно с созданием новых дизелей шла работа по совершенствованию трансмиссии грузовиков. Покупатели, имея возможность выбора из трех типов коробки передач (КП) – механической, механической с автоматическим переключением (MAN TipMatic) и гидромеханической, все чаще заказывают КП с приводом MAN TipMatic. Доля покупателей грузовиков серии TGA, выбравших комплектации этими КП, в 2006 г. достигла 35%, причем в сегменте магистральных тягачей этот показатель превысил 50%. Объяснение этому факту простое: КП с приводом TipMatic, работая в автоматическом режиме, экономят топливо и снижают износ сцепления. В 2006 г. конструкторы создали для автомобилей c полным приводом специальную версию привода – TipMatic, на которой появилось еще одно положение селектора – Dx, которое водитель использует при съезде грузовика с асфальтового покрытия. Как показали испытания, проходимость в этом случае повышается. Дело в том, что на песчаной почве, на подъеме, при движении в «грязевых ваннах» КП начинает работать в режиме с минимальным прерыванием силового потока от двигателя, из-за чего автомобиль не может остановиться. Привод TipMatic настроен в режиме Dx на работу с двигателем, развивающим максимум крутящего момента, и удерживает выбранную передачу в КП так долго, сколько это необходимо. Если потребуется использовать режим движения «в раскачку», программа, заложенная в блок управления приводом, позволяет управлять механизмом сцепления таким образом, что автомобиль может откатиться назад, а затем немедленно начать двигаться вперед.

Система АСС поддерживает безопасную дистанцию между транспортными средствами

Большим достижением следует признать освоение в производстве уникальной системы MAN HydroDrive, временно повышающей проходимость грузовика, если надо преодолеть сложный отрезок пути. Составными элементами системы являются гидрообъемные моторы, расположенные в ступицах двух передних колес, гидронасос высокого давления, резервуар для масла, маслоохладитель и клапанный блок. В нормальных условиях ведущими колесами грузовика остаются задние. В случае если надо преодолеть крутой подъем, съехать на грунтовое покрытие, пройти скользкий участок дороги зимой, водитель может активизировать систему MAN HydroDrive простым нажатием тумблера на панели приборов. Оба гидромотора в передних колесах значительно повысят тяговое усилие автомобиля и отключатся автоматически при достижении скорости 30 км/ч. Система MAN HydroDrive находит все более широкое применение на различных версиях грузовиков серии TGA – седельных тягачах, самосвалах, специальных шасси полной массой более 18,0 т.

Подвески, повышающие безопасность

Стремление повысить безопасность движения грузовых автомобилей и сохранность грузов привело к созданию нового поколения пневматической подвески колес ECAS2 (Electronically Controlled Air Suspension). Усовершенствованную подвеску уже устанавливают на тяжелых грузовиках MAN серии TGA, она должна постепенно появиться и на моделях других серий. Главная особенность ECAS2 – возможность регулировать жесткость амортизаторов. Работает подвеска следующим образом. Датчики постоянно отслеживают ряд параметров, в том числе изменение центра тяжести автомобиля, качество дорожного покрытия, углы поворота передних колес, положение педали подачи топлива и педали тормоза, а также скорость грузовика. В зависимости от условий электромагнитные клапаны регулируют подачу масла в амортизаторы, изменяя проходное сечение его клапана.

В ступице передних колес тягача, оснащенного системой HydroDrive, установлены гидромоторы

При росте электрического напряжения на клапане его проходное сечение уменьшается, масло перетекает медленнее, а жесткость амортизатора возрастает. Блок управления – «мозг» всей системы. Он делает расчет ситуаций каждые 25 миллисекунд и с такой же скоростью подает сигналы управления на клапан. Предусмотрено два режима работы системы: первый применяется для оптимизации устойчивости грузовика с высоким центром тяжести, второй – для повышения комфортабельности движения и сохранности груза. Водитель выбирает режим с помощью переключателя, а штатно система работает автоматически.

В Европе применение подобных подвесок на грузовиках всячески поощряется, поскольку это способствует повышению безопасности на дорогах. Страховые расходы владельцев автомобилей с подвеской ECAS2 ниже, чем для автомобилей с традиционными рессорными подвесками. Водители отмечают также улучшение управляемости, при возникновении чрезвычайной ситуации система помогает максимально использовать резервы автомобиля. Дорожное покрытие подвергается менее интенсивным динамическим воздействиям, узлы и агрегаты автомобиля изнашиваются медленней.

С января 2007 г. MAN Nutzfahrzeuge в базовую комплектацию седельных тягачей серии TGA включает систему электронной стабилизации ESP. Сегодня эту систему в основном устанавливают только за дополнительную плату, и она редко встречается на грузовых автомобилях. ESP вмешивается в работу тормозной системы, когда распознает отклонение от желаемого курса или при разнице между траекторией, задаваемой водителем (контроль проводится по отклонениям рулевого колеса), и величинами, рассчитанными по сигналам датчиков скорости, бокового смещения, поперечного ускорения и колесных датчиков. В случае риска опрокидывания ESP эффективно задействует тормозную систему грузовика для повышения устойчивости.

Пульт управления пневмоподвеской

О «всевидящих» системах на грузовиках

Очень интересны «всевидящие» системы концерна MAN, также призванные повысить безопасность движения. Инженеры концерна использовали данные о том, что частой причиной аварий грузовика при начале движения и при прохождении поворота являются ошибки водителя, связанные с наличием «мертвых» зон, где могут находиться пешеходы и велосипедисты. Статистика за 2006 г. прямо указывает на то, что 95% происшествий с пешеходами и велосипедистами происходит при совершении автомобилем поворота и приходится на зону сразу же за кабиной или зону между кабиной и задней осью. Предложенная инженерами система UGS (Ultrasonic Guard System) полностью устраняет «мертвые» зоны вокруг кабины автомобиля. Двенадцать датчиков, установленных по периметру переднего бампера (в том числе с боков), следят за приближающимися к грузовику объектами в радиусе 2 м. Причем система работает не только когда машина находится в движении, но и когда стоит. Если пешеход, малолитражка или велосипедист попадают в бывшую «мертвую» зону, UGS реагирует на это, подавая водителю визуальный сигнал, если машина стоит, или звуковой сигнал, если грузовик движется.

К «всевидящим» сигналам безопасности, безусловно, можно отнести систему ACC (Adaptive Cruise Control), автоматически поддерживающую безопасную дистанцию до впереди идущего автомобиля. ACC определяет дистанцию между транспортными единицами, относительную скорость движения грузовика и после вычисления его безопасной скорости поддерживает ее в автоматическом режиме. АСС работает при скорости машины более 25 км/ч и снижает напряжение водителя, что само по себе повышает безопасность движения. В 2007 г. этой системой по заказу будут оснащать все грузовики производства MAN.

Седельный тягач MAN серии TGA, оснащенный системой HydroDrive, подключаемой на подъеме

Испытания АСС на дорогах Германии показали, что число наездов на идущий впереди автомобиль можно снизить на 28%. Применение еще одной системы – LGS (Lane Guard System) помогает на 50% снизить вероятность схода грузовика с трассы на обочину. Видеокамера системы LGS, установленная за ветровым стеклом и ведущая в непрерывном режиме запись дорожной обстановки спереди, вместе с системой, следящей за боковой разметкой, держит ситуацию под контролем. В случае если грузовик без включенного сигнала поворота отклоняется от курса, система подает громкий звуковой сигнал.

Кстати, при установке подобной системы на автобусы MAN водитель получает механическое пульсирующее воздействие от источника в сиденье водителя (это сделано для того, чтобы звуковой сигнал не беспокоил пассажиров).



2006 год – лучший в истории корпорации MAN

Группа компаний MAN завершила 2006 финансовый год с лучшими результатами за всю историю своего существования. Операционная прибыль достигла рекордной отметки 1,105 млн. евро (по сравнению с 675 млн. евро в 2005 г.), рентабельность продаж выросла с 5,9 до 8,5%, прибыль на инвестированный капитал – с 19,1 до 28,0%. Увеличился и штат компании.

Объем заказов на сумму 16,6 млрд. евро превысил показатель 2005 г. на 16%. Как и в 2005-м с 2,8 млрд. евро, в 2006-м концерн MAN с 2,2 млрд. евро получил большое число крупных заказов. Например, завершив в 2005 г. поставку первого транша по заказу министерства обороны Великобритании стоимостью 1,4 млрд. евро, группа MAN Nutzfahrzeuge поставила вторую партию стоимостью 262 млн. евро.

Модельный ряд грузовиков MAN 2007 г. для Европы

В конце 2006 г. концерн MAN Ferrostaal получил из Тринидада и Тобаго заказ на постройку нефтехимического комплекса для производства аммиака, нитрата аммиаката мочевины и меламина (завод AUM). Этот заказ оценен в 833 млн. евро. Не считая очень крупные контракты, общий объем заказов группы MAN вырос на 24% по сравнению с 2005 г.

Объемы продаж увеличились на 15% и составили 13,0 млрд. евро. Все заводы компании были загружены на полную мощность, и продажи не смогли идти наравне с резко растущим спросом. Долг по заказам достиг новой рекордной отметки 11,3 млрд. евро (в 2005 г. – 8,5 млрд. евро).
Причинами таких выдающихся достижений стали не только быстро растущий международный спрос на транспортные услуги и увеличивающиеся требования по мощности автомобилей, но и внутренние программы компании по увеличению прибыли. Положительный результат деятельности компании скажется и на ее акционерах, поскольку на ежегодном генеральном собрании акционеров 10 мая 2007 г. помимо увеличенных с 1,35 до 1,50 евро дивидендов им будет предложен бонус в размере 0,50 евро.

В качестве элемента стратегии расширения на быстро растущих рынках MAN Nutzfahrzeuge вместе с индийской компанией Force Motors сформировали предприятие MAN Force Trucks, 30% акций которого принадлежит MAN. Совместное предприятие владеет новым заводом по производству тяжелых грузовых автомобилей. В 2005 г. начата работа по строительству сборочного производства в Польше, которое станет обеспечивать продукцией растущие рынки Центральной и Восточной Европы. Еще один сборочный завод туристских автобусов был введен в строй в Мексике.