Новое поколение старого бренда

Станислав Протасов
 
 
 
Общее щелочное число ASTM D2896
Из этой диаграммы видно, что общее щелочное число (TBN) масла Mobil Delvac 1 LE значительно превышает требования, установленные спецификацией Mercedes-Benz 228.51
 
Сравнительный график характеристик минерального и синтетического масел
Увеличение вязкости масла вследствие окисления в процессе работы
 
 
 

Процесс слияния компаний Exxon и Mobil завершился в 2000 г. Сегодня объединенная ExxonMobil стоит на втором месте в списке крупнейших мировых корпораций Fortune Global 500. Лидирующее положение компания занимает в том числе благодаря постоянным поискам путей улучшения продукции, совершенствованию качества и характеристик масел, причем после слияния научно-исследовательские подразделения получили новые средства и самое современное оборудование.

Принадлежащий ExxonMobil бренд Mobil Delvac существует уже более 84 лет. В это семейство смазочных материалов для высоконагруженных двигателей входят минеральные, полусинтетические и синтетические продукты. Delvac – аббревиатура от Diesel Engine Lubricant VACuum oil (масло для дизельных двигателей, полученное вакуумным способом).

Долгая история бренда свидетельствует о высоком качестве продукта. Очередным шагом на пути его совершенствования стали создание и запуск в серийное производство моторного масла нового поколения Mobil Delvac 1 LE 5W-30. Масло предназначено для высоконагруженных дизельных двигателей (с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха) магистральных грузовиков и внедорожных машин, в том числе сельскохозяйственных. Это полностью синтетический низкозольный продукт с улучшенными экологическими показателями, одно из первых маловязких дизельных масел класса 5W-30 на рынке, которое имеет сертификаты Mercedes-Benz 228.5 и 228.51, а также MAN M 3477.

Масло 1 LE рассчитано на работу в разных странах, в том числе там, где используются высокосернистые топлива. При работе двигателя на таких видах топлива в моторном масле в большом объеме образуются кислоты. Масло густеет и теряет смазывающие свойства. Чтобы этого не произошло, кислоты нейтрализуются моющими и диспергирующими щелочными присадками. Как видно из графика, общее щелочное число (TBN) масла Mobil Delvac 1 LE значительно превышает требования, установленные спецификацией MB 228.51. Щелочное число масла Mobil Delvac 1 LE – одно из самых высоких среди масел данного класса. Как известно, щелочное число базовых масел равно 0 и щелочность масла обеспечивается исключительно присадками.

Благодаря устойчивости к окислению масло дольше работает без замены. Малая зольность моторного масла увеличивает также срок службы сажевого фильтра и каталитического нейтрализатора, поскольку золы не могут быть сожжены, как сажа: они накапливаются в компонентах системы выпуска, засоряют их, и удалить их можно только механически – путем промывки и чистки либо заменив засоренный компонент системы выпуска. Кроме того, при накапливании золы в системе выпуска возрастает противодавление и, следовательно, расход топлива, т. е. малая зольность масла в конечном итоге улучшает топливную экономичность машины и снижает эксплуатационные затраты.

Масло 1 LE, по заявлению компании, соответствует или превосходит требования норм ACEA E6 и ACEA E4 – спецификации по увеличенным интервалам замены. Чтобы получить эти сертификаты, масло 1 LE подвергалось моторным испытаниям на износ и полировку цилиндров и является одним из немногих, что выдержали эти сложные испытания.

Особое внимание при создании масла уделялось его рабочим характеристикам при низких температурах, что особенно важно для России. Класс 5W означает, что температура застывания маловязкого масла 1LE равна –51 °С. Характеристика вязкости Mobil Delvac 1 LE 5W-30 выбрана таким образом, чтобы обеспечить топливную экономичность двигателя за счет уменьшения внутреннего трения в масле.

У маловязких масел обычно высокая испаряемость. Однако благодаря удачно подобранному составу испаряемость Mobil Delvac 1 LE гораздо ниже, чем допускается жесткими нормами компании Mercedes-Benz (предел – 14…15% по массе в течение 1 часа при +250 °С).

Двигатели американских и европейских производителей имеют некоторые принципиальные конструктивные различия, потому и моторные масла для них должны иметь разный состав. При работе американских двигателей образуется и попадает в масло больше сажи, тогда как при работе европейских дизелей образуется больше нагара и лаковых отложений на деталях цилиндропоршневой группы. Масло 1 LE больше ориентировано на европейские двигатели, в нем в большом количестве содержатся моющие присадки, удаляющие нагар.

Техническая характеристика масла Mobil Delvac 1 LE
Вязкость по SAE
5W-30
Вязкость, сСт, по ASTM D 445
при 40 °С
74,4
при 100 °С
12,2
Индекс вязкости, ASTM D 2270
161
Сульфатный зольный остаток, % по массе, ASTM D 874
1,0
Общее щелочное число, мг КОН/г, ASTM D 2896
12,6
Температура застывания, °С, ASTM D 97
–51
Температура вспышки, °С, ASTM D 92
234
Плотность, кг/л, при 15 °С, ASTM D 4052
0,855

Mobil Delvac 1 LE совместимо с каталитическими нейтрализаторами, которые в ближайшем будущем будут устанавливать практически на все европейские грузовые автомобили. Кроме того, масло совместимо со всеми синтетическими маслами того же класса вязкости 5W-30, т. е. при необходимости его и в него можно доливать масло того же класса. При этом надо только помнить, что такое смешение может вызвать некоторое снижение качества масла, а потому заменять придется чаще.

Новое масло будет обеспечивать низкий уровень токсичности отработавших газов двигателей в соответствии с современными и перспективными мировыми экологическими нормами.

Mobil Delvac 1 LE также имеет сертификаты, свидетельствующие, что это масло не угрожает здоровью человека при использовании по назначению: оно занесено в список MSDS (Material Safety Data Sheet) и имеет сертификат Швейцарии free BAG T № 102759.

Как утверждает компания, эксплуатационные испытания в России на базе парков автомобилей и микроавтобусов показали, что в случае применения синтетических масел семейства Mobil Delvac значительно снижается общий расход моторного масла по сравнению с маслами более низкого качества. Расход сокращается не только вследствие снижения потерь на угар, но и за счет увеличения интервалов между заменами. Кроме того, расход масляных фильтров снизился вдвое благодаря меньшему образованию золы и продуктов износа трущихся деталей, засоряющих фильтры.

Mobil Delvac 1 LE производят на заводе ExxonMobil в г. Наантали (Финляндия). Это современное предприятие, о котором мы уже писали (статья «Где делают Mobil», «ОС» № 12, 2007 г.). На заводе есть лаборатория, оснащенная самым современным оборудованием, например рентгеновским спектрометром. Здесь выполняют как входной контроль поступающих исходных компонентов – базовых масел, присадок, так и конечных продуктов. Кстати, как утверждают руководители завода, минеральные базовые масла, на основе которых производят продукты ExxonMobil, изготавливаются преимущественно из ближневосточной низкосернистой нефти. Исследованные образцы хранятся три месяца (а при необходимости и дольше) на случай возникновения каких-либо сомнений в качестве масел. В настоящее время завод работает в две смены полную рабочую неделю. Бо’льшая часть продукции отгружается в Россию и страны СНГ.

С февраля 2009 г. Mobil Delvac 1 LE поступит в продажу во многих странах Европы.

 

Минеральные и синтетические масла – достоинства и недостатки

Минеральные и синтетические моторные масла различаются тем, что основой первых являются масляные фракции нефти, очищенные от нежелательных веществ, а основой вторых – синтезированные химическим путем органических соединений, обладающих необходимыми свойствами. Синтетическими базовыми компонентами моторных масел являются поли-альфаолефины, эфиры, алкированные ароматические углеводороды.

Преимущества синтетических масел в том, что у них лучше вязкостно-температурные свойства, ниже температура застывания, меньше склонность к образованию углеродистых отложений на деталях двигателя, выше устойчивость к окислению, меньше испаряемость и отличная смазочная способность. В них отсутствуют сера, фосфор и металлы.

Есть у синтетических масел и недостатки. Они хуже совместимы с эластомерами (резиновыми уплотнениями). Эфиры разлагаются при попадании в масло воды. Поли-альфаолефины хуже растворяют присадки. Эти недостатки преодолеваются при рациональном сочетании различных базовых компонентов. Например, поли-альфаолефины часто сочетают с эфирами для растворения необходимых присадок.

Следует заметить, что синтетические масла существенно дороже минеральных, поэтому наибольший экономический эффект от их применения можно получить на дорогой технике, работающей в экстремальных условиях: в высоконагруженных двигателях при очень низких и очень высоких температурах окружающей среды.

В. Резников