Безоговорочная победа пластмассы

Владимир Шляховой
Отличительной чертой грязезащитных кожухов Parlok фирмы White line является белый пластиковый кант
Для грузовиков и прицепов с платформой используются кожухи типа Flat Top с плоским верхом
Грязезащитные кожухи типа Tandem для сдвоенных и строенных осей
«Подкрыльники» Spat предназначены для грузовиков полной массой до 7,5 т
У оригинальных брызговиков Supra «ячеистая» структура
В таких инструментальных ящиках, запирающихся на ключ, можно перевозить от 30 до 100 кг
Поворотный пластиковый корпус для огнетушителя можно крепить как в вертикальном, так и в горизонтальном положении на кронштейне, устанавливаемом под кузовом автомобиля
Огнетушители могут крепиться в таких пластиковых боксах с красной или черной дверцей

В мире техники «пластмассовый» бум начался в 1960-е годы. И хотя попытки заменить на автомобилях металл пластиком предпринимали еще тогда, по-настоящему пластмассовые детали заявили о себе в данной отрасли лишь сравнительно недавно.

Почему пластик сейчас все чаще заменяет железо, понятно. Прежде всего, пластмасса не поддается коррозии, а значит, может служить долго. Что не менее важно, она легче металла, а уменьшение массы машины означает повышение ее грузоподъемности. И если учесть общее количество пластиковых деталей на тягаче и прицепе, выигрыш в грузоподъемности получим немалый.

Сейчас немало фирм производят пластиковые изделия и комплектующие для коммерческих автомобилей. При этом выбор производителя – исключительно дело вкуса и, конечно, цены, которая в зависимости от качества изделий и известности бренда может существенно колебаться. В числе предприятий, выпускающих наиболее полный ассортимент пластиковой продукции, можно назвать, например, финскую компанию Parlok и немецкую Kоver.

У многих наибольшие сомнения в целесообразности использования пластмассовых деталей вызывает их прочность, особенно при отрицательных температурах, когда многие пластики становятся хрупкими, как стекло. Впрочем, современные технологии позволяют изготавливать пластиковые изделия, которые могут нормально работать в очень широком диапазоне температур, от –50 до +80 °С.

Что касается прочности, то здесь полиэтилен высокой плотности (HDPE), из которого, собственно, и изготавливают пластиковые детали для коммерческих автомобилей, даже выигрывает у металла, прежде всего благодаря его «памяти». Так, если после удара или смятия металлические детали приходится рихтовать или менять, то оригинальные пластиковые детали принимают свою прежнюю форму. И хотя у них тоже есть предел прочности, в данном случае он выше, чем у металла, конечно, при условии, что материал не работает на разрыв.

К этому надо добавить, что пластиковые детали имеют, как правило, современный дизайн и могут быть использованы для вторичной переработки. Для нашей страны это пока не актуально, но на Западе очень важно.

Пожалуй, первую строчку в списке пластиковых изделий для грузовиков и прицепов занимают различные модификации грязезащитных кожухов, называемых иногда подкрыльниками или крыльями. Не менее важны и брызговики, представляющие собой специальную конструкцию, в корне отличную от привычных многим водителям кусков резины, болтающихся позади колес. Из пластика изготавливают также инструментальные ящики и боксы для хранения огнетушителей, из пластмассы – боковые противоподкатные устройства, называемые боковой защитой. Соответственно производители этих изделий изготавливают для них и необходимый крепеж.

«Настоящие» грязезащитные кожухи для коммерческого транспорта изготавливают из полиэтилена высокой плотности, обладающего целым рядом достоинств. Прежде всего отметим его высокую ударную прочность и абсолютную стойкость к коррозии и различным химическим веществам. Кроме того, пластиковые кожухи не требуют покраски, а их матовая поверхность делает малозаметными возможные царапины. Несмотря на высокую прочность, такие «подкрыльники» отличаются высокой гибкостью, их масса небольшая, они легко монтируются на машине или прицепе и компонуются со специальными брызговиками.

Существует очень большое число моделей и типоразмеров грязезащитных кожухов, их можно подобрать для любого транспортного средства. При этом все современные кожухи должны иметь свою цифровую маркировку, включающую код изделия, их длину в миллиметрах и код даты изготовления, состоящий из недели и года. Такая маркировка обязательна для производств, сертифицированных по системе ISO.

White Line. «Основным» грязезащитным кожухом марки Parlok является модель White Line Mudguards («Белая линия»). Ее отличает белая полоска, наваренная вдоль внешнего края. Эта полоска придает кожуху дополнительную жесткость и существенно усложняет его подделку. Типоразмеров White Line много. Они предназначены для колес разного радиуса и ширины, в том числе для одинарных и сдвоенных. Такие кожухи крепятся хомутами к трубчатым кронштейнам, прикручиваемым к раме болтами.

Белым кантом снабжаются и грязезащитные кожухи линейки Steering Axle Mudguards, предназначенные для управляемых колес. Внешне кожухи этой серии очень похожи на White Line и отличаются от них лишь малозаметным уплощением в верхней части. Такие кожухи имеют однородную структуру, лишены внутренних напряжений и могут работать в широком температурном диапазоне, не теряя свойств.

Flat Top. Грязезащитные кожухи типа Flat Top производят в столь же широкой гамме типоразмеров, как и предыдущее семейство, и предназначены они для установки на кузовных грузовиках и прицепах. Особенностью кожухов этого семейства является большая плоская площадка в их верхней части. Такая конструкция упрощает монтаж кожухов, позволяя прикручивать их прямо к платформе кузова.

Tandem. Для сдвоенных и строенных осей предназначены кожухи типа Tandem Mudguards, их в зависимости от числа осей собирают из своеобразного «конструктора». Набор на двухосные тележки включает закругленные переднюю и заднюю части, скручиваемые между собой, а на трехосные тележки к ним добавляют удлиняющую площадку, соединяющую обе «половинки». Такой кожух, накрывающий сразу несколько осей, может иметь длину от 2,45 до 4,3 м.

Spat. Для грузовиков полной массой до 7,5 т предназначены упрощенные грязезащитные кожухи типа Spat, которые представляют собой две Г-образные пластины с ребрами жесткости, прикручиваемые короткой стороной к кузову автомобиля. Spat выпускают только двух типоразмеров, которые различаются лишь шириной и предназначены соответственно для колес с двускатной или односкатной ошиновкой. В зависимости от диаметра колес переднюю и заднюю части можно соответственно сдвигать или раздвигать. При этом задняя часть имеет увеличенную длину, которую после установки кожуха можно обрезать обычными ножницами до требуемого размера. (По требованиям ЕС расстояние между брызговиком и поверхностью дороги не должно превышать 20 см независимо от загруженности автомобиля.)

3-Piece Mudguard. Специально для тягачей предназначен трехсекционный грязезащитный кожух 3-Piece Mudguard. Внешне он похож на White Line: у него тоже белый кант, и он также крепится на двух трубчатых кронштейнах. Особенностью данного кожуха является его легкосъемная верхняя часть, которую можно легко демонтировать на время проведения погрузочно-разгрузочных работ, чтобы не повредить кожух при маневрировании с пониженным уровнем пола.

Все типы кожухов комплектуют различными приспособлениями и крепежом, необходимым для монтажа и установки.

То, что в понимании большинства водителей представляет собой лист резины или пластика, согласно европейским требованиям вовсе не является брызговиком. Согласно директиве Евросоюза 91/226 это устройство должно иметь специальную конструкцию, улавливающую брызги, вылетающие из-под колес. Подобные изделия у разных производителей имеют и разную структуру внутренней поверхности, однако слишком мелкоячеистая структура, хорошо работающая в Европе, у нас быстро забивается грязью.

У брызговиков, получивших название Supra, этот недостаток сведен к минимуму. Эти брызговики имеют небольшую массу и специальную «ячеистую» структуру, хорошо улавливающую брызги и обладающую высоким самоочищением. Вода, попадая на брызговик, вымывает из него грязь, которая затем по канавкам стекает на дорогу.

Такие брызговики изготавливают из того же полиэтилена высокой плотности, что и грязезащитные кожухи, и крепят с небольшим зазором на их внутренней стороне так, чтобы нижняя кромка брызговика располагалась не выше 20 см от дороги. Для большей универсальности они изначально имеют большую длину и подрезаются до требуемого уровня обычными ножницами. Брызговики Supra имеют высокую эластичность, не боятся ударов и совместимы с любыми грязезащитными кожухами, к которым их крепят болтами или заклепками.

Боксы для инструмента и огнетушителей. Все из того же высококачественного полиэтилена, но на этот раз как высокой, так и средней плотности компании Parlok и Kо..ver изготавливают инструментальные ящики, отличающиеся современным дизайном. Такие легкие и прочные боксы легко крепятся под платформой или к раме грузовика и прицепа и запираются на висячий или встроенный замок. Их отличает высокая ударная прочность, стойкость к температурным перепадам и химическая стойкость. Они не требуют покраски и не ржавеют. Однако инструментальные ящики не предназначены для перевозки объемных грузов, так как внутри разделены на секции, что позволяет удобно рассортировать инструмент и принадлежности. Кстати, подобные инструментальные ящики могут использоваться на грузовиках и в качестве боковой защиты.

Боксы для огнетушителей изготавливают в двух основных модификациях. Одна из них имеет поворотный пластиковый корпус красного цвета, который крепится как в вертикальном, так и в горизонтальном положении на кронштейне, устанавливаемом под кузовом автомобиля.

Другая конструкция бокса, которая может быть как полностью черного цвета, так и иметь черный корпус с красной дверцей, крепится к кузову грузовика или прицепа неподвижно. Оба типа боксов отличаются небольшим весом и высокой прочностью, а при необходимости обеспечивают быстрый доступ к огнетушителю.

Боковая защита. Еще одна пластмассовая «тема» на грузовиках и прицепах – это боковые противоподкатные устройства (ProSider Hinged Side Valance System). В соответствии с директивой Евросоюза применение систем боковой защиты является обязательным. Эти системы модульной конструкции состоят из алюминиевого профиля сечением 30х100 мм, на который с помощью поперечин крепятся пластиковые панели. Длина такого устройства произвольная, а в каждую ее часть может быть встроен инструментальный ящик. Например, при использовании двух стандартных панелей длина боковой защиты может составлять до 2,3 м; при использовании трех стандартных панелей – до 3,4 м и при использовании четырех панелей – до 4,5 м. Масса подобной боковой защиты составляет около 5 кг на 1 м погонной длины.

Конечно, приведенный здесь перечень далеко не полон. Однако он включает те пластиковые изделия, которые встречаются на современных трейлерах и грузовиках наиболее часто. К сожалению, эти детали, давно и хорошо известные в Европе, для многих наших перевозчиков пока в диковинку.