Моторные масла для карьерных самосвалов

В. Резников

Для карьерных самосвалов характерно циклическое повторение скоростных и нагрузочных режимов работы двигателя. При загрузке автомобиля двигатель работает на малых оборотах холостого хода. Затем с полной нагрузкой самосвал преодолевает крутой подъем, а возвращается в карьер порожняком по спуску, часто тормозя двигателем. Такое чередование режимов очень неблагоприятно влияет на процесс старения масла, что обусловливает использование в двигателях карьерных самосвалов дизельных масел с высоким уровнем эксплуатационных свойств.

Парк карьерных самосвалов, эксплуатируемых в России, разнообразен, поэтому и ассортимент моторных масел, рекомендуемых для смазывания их двигателей, довольно широк. На многих самосвалах отечественного производства установлены дизели Ярославского моторного завода, для использования в которых рекомендуются масла, соответствующие требованиям стандарта этого завода РД37.319.034-97 (группа ЯМЗ-4-02). Эти требования приблизительно эквивалентны уровню эксплуатационных свойств категории CG-4 по американской классификации API. В cписке масел, допущенных ЯМЗ к применению в дизелях c турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха, есть продукты разных производителей следующих марок: Ангрол-Cyпep SАЕ 10W-40, SАЕ 15W-40, Лукойл-Cyпep SАЕ 15W-40, Лукойл-Авангард SАЕ 15W-40, Спектрол-Чемпион SАЕ 15W-40, Ролье Турбо 15W-40, BHИИHП М-53/16Д2. Последнее из названных масел получило допуск ЯМЗ в 2005 году. Это частично синтетическое масло обладает очень высокими противоизносными свойствами.

На карьерные самосвалы БелАЗ грузоподъемностью 75...200 т устанавливают двигатели ДМ-21 ОАО «Турбомоторный завод». Для их эксплуатации рекомендованы отечественные масла М-14ДМ (летнее) и М-63/14ДМ (всесезонное). Эти масла применяют и в дизелях Pielstick, устанавливаемых на 110-тонных БелАЗах.

Для двигателей 8ЧН26/26 и 12ЧН26/26 ОАО «Коломенский завод» рекомендовано масло М-14Г2ЦС.

На некоторых отечественных самосвалах установлены импортные двигатели. Например, на «Волат» M3KT-652511 наряду с двигателями ЯМЗ работают моторы Deutz или Mercedes-Benz. Естественно, в этом случае необходимо применять масла, рекомендованные изготовителями двигателей, а именно масла категории Е4-99 по классификации АСЕА или CF-4 по спецификации MB 228.5 в двигателях Deutz или Merсedes-Benz сответственно. Масла категории СF-4 рекомендуют применять японский производитель карьерных самосвалов Komatsu и некоторые европейские фирмы, например Tatra и IVECO.

Автопроизводители, имеющие cобcт-венные спецификации на моторные масла, рекомендуют использовать те из них, которые прошли соответствующие испытания и получили одобрение.

В числе изготовителей техники, имеющих спецификации на моторные масла, немецкая фирма MAN (спецификация М 3277), шведская Volvo (спецификация VDS-3), американская Cummins (спецификация CES 20077). Использование масел, отвечающих требованиям изготовителя двигателя, – это гарантия наилучшего соответствия свойств масла условиям его работы в двигателе данной конструкции.

Если в одном автохозяйстве имеются самосвалы, изготовленные в разных странах (США, Японии, европейских странах), теперь стало возможным использование в их двигателях единого масла, соответствующего всемирной спецификации дизельных масел CLOBAL DHD-1. Они обладают высокими эксплуатационными свойствами и увеличенным сроком смены.

При непрерывной трехсменной работе самосвалов, исключающей холодный пуск двигателей зимой, или возможности предпускового прогрева предпочтительно использовать наиболее вязкие летние масла из числа рекомендуемых инструкцией по эксплуатации.