Необходимые компоненты современного строительства (ч. 2)

Фронтальный погрузчик

Николай Протасов

(Окончание. Начало см. «ОС» № 1, 2010 г.)

Свое строительство – своими машинами

Белорусское ООО «Амкодор» объединяет 10 предприятий и выпускает сегодня 80% всего объема погрузчиков, производимых на постсоветском пространстве. Минский завод, несмотря на сложности в экономике, разработал малогабаритный погрузчик «Амкодор-320», а также форвардер для лесозаготовок «Амкодор-2681» с колесной формулой 8х8, погрузчик с телескопической стрелой «Амкодор-536» и другие модели. Машины имеют современный экстерьер, весьма маневренны, с неплохой эргономикой для водителя. Удельный вес новых видов продукции в общем объеме промышленного производства составляет почти 43%, вообще же модельный ряд предприятия насчитывает более 80 моделей, а ежегодный прирост производства до 2009 г. составлял 20…30%.

В оценке эффективности погрузчика важны две характеристики – ширина зева ковша и угол его запрокидывания. Угол запрокидывания ковша у земли сильно влияет на степень его наполнения. Диапазон изменения угла запрокидывания у разных моделей фронтальных погрузчиков меняется от 34 до 53°. Угол этот определяется размерами гидроцилиндров и типом механизма поворота ковша. Последнее существенно влияет на вырывное усилие. Существует две схемы: Z-образная схема опрокидывания ковша, обеспечивающая максимальное вырывное усилие, и Н-образная схема с увеличенным углом запрокидывания. Вторая схема считается менее перспективной и применяется реже. Конструкторы «Амкодора» разработали собственную методику расчета вырывного усилия. Правильность расчетов подтвердили годы, методику используют другие отечественные производители. Благодаря этому белорусские погрузчики способны производить выемку обломочных грунтов, успешно разрабатывать даже скальный грунт. Но особенно радует, что погрузчики «Амкодор» значительно дешевле зарубежных аналогов.

Кроме «Амкодора» в Белоруссии погрузчики производят ПО «БелАЗ» и ПО «Могилёвский автозавод», но у них объемы выпуска незначительные. В Могилёве делают порядка 40 погрузчиков МоАЗ-40484 г/п 7,5 т, а БелАЗ выпускает карьерный погрузчик г/п 12 т не более 1…2 ед. в год.

В России производство погрузчиков организовало ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины». С 2005 г. предприятие входит в дивизион «Спецтехника» Группы ГАЗ. Наиболее покупаемым погрузчиком признан В-138 г/п 3,8 т, замененный впоследствии на В-140 большей г/п – 4,5 т. Производились модели В-160, В-175. Освоен выпуск самого тяжелого из выпускавшихся ЧСДМ В-190 г/п 7,5 т.

ОАО «Петербургский тракторный завод», дочерняя компания ОАО «Кировский завод», выпускает фронтальный погрузчик К-702МА-ПК6. Базовая модель г/п 6 т оборудована ковшом вместимостью 3,5 м3, ярославским дизелем мощностью 235 л.с. и пользуется спросом в строительстве и сельском хозяйстве. В 2008 г. на Международном форуме «Российский промышленник» завод представил новый погрузчик с улучшенными характеристиками «Кировец» К-3060. Новый погрузчик ЗАО «ПТЗ» более производительный и безопасный, с улучшенной эргономикой. В нем используются зарубежные комплектующие, а базовая комплектация расширена. «Кировец» К-3060 оснащен двигателем ЯМЗ-238НД6 мощностью 231 л.с., трансмиссией ZF, гидравлической системой Bosch Rexroth, благодаря которой продолжительность рабочего цикла составляет 9,79 с. Применена централизованная система смазки Linkoln, повышающая срок эксплуатации и надежность техники; используется система стабилизации навесного устройства при движении погрузчика и независимый гидравлический привод вентилятора охлаждения. Электронная система позиционирования стрелы и ковша облегчает работу оператора, сокращает продолжительность рабочего цикла, обеспечивает взвешивание груза, повышает безопасность выполнения погрузочных работ. Грузоподъемность погрузчика – 6 т. По мнению производителя, по параметрам и соотношению цены, потребительских свойств и производительности погрузчики «Кировец» К-3060 могут конкурировать с зарубежными аналогами. В общем, предприятие довольно уверенно себя чувствует в нестабильной окружающей среде.

Чебоксарское ОАО «Промтрактор» изготавливает погрузчики только двух моделей – для строительных целей «Четра-60» г/п 6 т и карьерный «Четра-К12», причем выпуск снижается год от года.

ЗАО «Орёл-Погрузчик» работает под разными названиями в области производства колесных погрузчиков с 1959 г., а с 2001-го и до наших дней выпускает погрузчики серии ПК. С 2007 г. все модели комплектуют современной кабиной. Капот обтекаемой формы, отдельной опцией предоставляется возможность установить кондиционер, а также устройство очистки продуктов сгорания дизтоплива и предпусковой подогреватель. К последним разработкам можно отнести выпуск фронтального погрузчика ТО-1835, а в настоящее время идет работа над проектом экскаватора-погрузчика. Предприятие находится в относительно благополучном положении благодаря основным заказчикам его продукции – «Росавтодору» и «Росдорлизингу».

ОАО «Донецкий экскаватор» выпускает освоенный еще в 1990-е годы единственный погрузчик ЗТМ-216А г/п 3,5 т. В настоящее время предлагается версия с современным дизайном и удобной кабиной ЗТМ-216АРТ. Но выпуск погрузчиков, мягко говоря, невысок – в 2007 г. произведено 43 ед., в 2008 г. – 9 ед. Убыток за 2008 г. превысил 41 млн руб., а число работающих сократилось минимум на 20%.

ООО «Челябинский тракторный завод – Уралтрак» сокращает почти 3 тыс. работников из 17 тыс. работавших до недавнего времени, посылая их по согласованию с правительством на переобучение. С целью выхода из кризисной ситуации рассматривается вопрос об организации на заводе ремонта списанных танков для их дальнейшей реализации, поскольку в настоящий момент их попросту режут на металлолом. За два первых месяца 2009 г. завод сократил валовой выпуск товарной продукции в действующих ценах более чем вдвое.

ОАО «Харьковский тракторный завод им. С. Орджоникидзе» является крупнейшим на Украине предприятием по выпуску тягачей, гусеничных и колесных сельскохозяйственных тракторов. Из фронтальных погрузчиков производит только одну модель – Т-156Б-09, объемы выпуска которой незначительны.

* * *

Хочется верить, что на современном этапе развития мировой экономики у отечественного производителя появляется шанс изменить ситуацию на рынке фронтальных погрузчиков в свою пользу – импортные поставки падают, за первую половину 2009 г. объем импорта новой дорожно-строительной техники составил лишь 8% в пересчете к полному году от показателей 2008 г. Конечно, без поддержки государства в виде общенациональных программ по предоставлению производителям госзаказа на производство дорожно-строительной техники сохранить эту отрасль без потерь, а тем более поднять ее на европейский уровень задача практически невыполнимая. Не использовав этот шанс сейчас, мы в ближайшее время можем потерять для себя собственный же рынок.