Грузовики на BAUMA 2007

В. Семёнов

Выставка BAUMA традиционно привлекает производителей коммерческих автомобилей, представляющих на ней свои последние разработки, способные заинтересовать специалистов строительной индустрии: это и самосвалы с кузовами различного назначения, цементовозы, балластные и седельные тягачи с прицепами и полуприцепами, вахтовые автобусы и т. п. К началу работы выставки в этом году компании подготовили «сюрприз» в виде презентаций новых моделей грузовиков. С ними мы и знакомим наших читателей.

Балластный тягач Actros SLT

DaimlerChrysler

Главный «магнит» экспозиции немецкого концерна – новейший четырехосный балластный тягач Actros SLT (особо тяжелого класса), рассчитанный на работу в составе автопоездов разрешенной полной массой до 120 т. (Скоро появятся версии, у которых данный параметр достигнет 250 т.) Колесная формула гиганта 8х4/4 означает, что при двух ведущих мостах колеса двух других, ведомых мостов управляемые. Он оснащен дизелем ОМ502LA V8 мощностью 551 л.с. (Еuro 5).

Представленный как прототип осенью на выставке IAA в Ганновере новейший компактный универсальный автомобиль Unimog U20 теперь доступен покупателям в широком спектре вариантов полной массой 7,9 и 8,5 т. По сравнению с другими семействами Unimog колесная база U20 всего 2700 мм. Его оснащают 4-цилиндровым дизелем ОМ904LA в 150 л.с. рабочим объемом 4,25 л (Еurо 4), 8-ступенчатой механической коробкой передач (КП), цельнометаллической 3-местной кабиной, навесным оборудованием с гидроприводом для разных функциональных задач.

Самосвал Astra RD32 поднимает 32 т

Вместе с семейством U20 демонстрировались два других семейства – U300/500 и U3000/500, технически усовершенствованных. У моделей семейства U300/500 полной массой 7,5...16,0 т две величины колесной базы и два двигателя (на выбор). Характерные особенности всех моделей Unimog – система постоянного полного привода, «портальных» ведущих мостов, одинарных колес, задних и центральных блокируемых дифференциалов, многоступенчатых трансмиссий с числом передач до 24 и др. Теперь все дизели семейства Unimog отвечают нормам Еurо 4, а диапазон их мощности – 156...286 л.с. В самом тяжелом семействе Unimog три модели – U3000, U4000 и U5000 с колесной базой 3250...3850 мм. Автомобили, относящиеся к лидерам среди подобных многофункциональных машин по проходимости, оснащают дизелями в 156 и 218 л.с., развивающими максимальный крутящий момент 610 и 810 Н•м соответственно.

Зрительское внимание привлекал полноприводный вариант грузовика Vito полной массой 3,0 т. Его комплектуют новыми дизелями мощностью 95, 150 и 204 л.с. с пьезофорсунками. Вариант дизеля V6 объемом 3 л отличается высоким максимальным крутящим моментом – 440 Н•м при 1800...2400 мин-1. В экспозиции был грузовик как раз с таким двигателем, агрегатированным с автоматической трансмиссией. Оснащение нового дизеля четырьмя клапанами на цилиндр, балансирным валом, турбонаддувом с регулируемой геометрией турбины, системой впрыска Common Rail последнего поколения выдвигают эту конструкцию в число самых передовых. Средний расход топлива грузовика Vito 120CDi с дизелем V6 всего 9,2 л/ 100 км. Система постоянного полного привода с электронным управлением делит крутящий момент между мостами в соотношении 35:65. При пробуксовке одного или нескольких ведущих колес электроника автоматически притормаживает их, перераспределяя момент на колеса с лучшим сцеплением с дорогой.

Автобетоносмеситель MAN TGA на четырехосном шасси

IVECO

В обширной экспозиции концерн показал грузовик Daily со всеми ведущими колесами, новый карьерный самосвал Astra RD 32C и обновленное семейство Trakker полной массой 18...72 т. Новый Daily 4х4 с двойной кабиной и двигателем F1C 3.0HPT мощностью 176 л.с. позиционируют как надежное транспортное средство для ремонтников, в том числе в сфере дорожного строительства, как идеальный транспорт для лесников, пожарных, управленческого звена на крупных стройках. Система полного постоянного привода с тремя блокируемыми дифференциалами, уникальная 24-ступенчатая трансмиссия с 12 передачами для хороших дорог и 12-ю для бездорожья, длинноходные подвески мостов, допускающие солидный взаимный перекос, наряду с легко перемещающимися органами управления и комфортом в кабине гарантируют постоянный интерес к автомобилю со стороны потенциальных покупателей.

Новый самосвал Astra RD32C грузоподъемностью (г/п) 32 т и полной массой 54 т оснащен дизелем Cursor 10 (нормы США Tier 3, касающиеся внедорожной техники) и мультиплексным электрооборудованием, гарантирующим надежность работы в разных климатических условиях.

Обновленное семейство IVECO Trakker, состоящее из двух-, трех- и четырехосных моделей со всеми ведущими колесами и с приводом только на задние мосты, по назначению подразделяется на самосвалы, шасси и седельные тягачи. Причем автомобили предлагают в »облегченном» и «усиленном» исполнении, а есть и версии для работы в особо тяжелых условиях. Грузовики IVECO Trakker, относящиеся к внедорожным транспортным средствам, рассчитаны на допустимую полную массу 18...72 т. В результате обширного исследования, проведенного специалистами концерна совместно с дилерами, была создана новая, исключительно комфортная кабина.

Самосвал серии MAN TGM (4х2)

Типов кабин два – Active Day и Active Time. Модельная гамма обновленной серии Trakker существенно шире прежней. Грузовики выпускают с колесной формулой 4х2, 4х4, 6х4 и 6х6. В линейке двигателей два дизеля – Cursor 8 и Cursor 10, диапазон их мощности – от 310 до 500 л.с. Можно выбрать версию с 12-ступенчатой автоматизированной КП Euro Tronic 2 (с рычагом переключения, расположенным на рулевой колонке) или с 16-ступенчатой КП ZF Ecosplit 16 с сервоусилителем привода, или же с 9-ступенчатой механической КП ZF Ecomid, устанавливаемой с дизелями мощностью 310...330 л.с. Важным преимуществом новых IVECO Trakker является снижение эксплуатационных затрат. Так, расход топлива двигателей, удовлетворяющих нормам Еurо 4 и Еurо 5, снижен на 2%, стоимость их технического обслуживания уменьшена на 4...5% (в числе прочего благодаря продлению срока службы масла). На все передние не ведущие мосты грузовиков завод устанавливает передние дисковые тормоза. Сзади возможна установка как дисковых, так и барабанных тормозов. Все двигатели Cursor дополнены усовершенствованными декомпрессионными тормозами.

MAN

Девиз экспозиции концерна MAN: «Больше динамики в строительном секторе!» подкрепила обширная гамма представленных моделей грузовых автомобилей полной массой 7,5...41 т. Строительные версии семейств TGA, TGM и TGL включали две европейские новинки – полноприводное шасси серии TGM с пневмоподвеской заднего моста и самое легкое из производимых на континенте шасси 8х4 для автобетоносмесителя разрешенной полной массой 32,0 т. Это шасси, «сухая» масса которого 9000 кг, комплектуют дизелем D20 Common Rail (Еurо 4) мощностью в зависимости от исполнения от 360 до 440 л.с., автоматизированной трансмиссией MAN TipMatic. Принятая на фирме MAN технология снижения токсичности отработавших газов не предусматривает установку баков с раствором мочевины (AdBlue), и это также способствовало снижению массы шасси.

Трехосный самосвал Scania серии Р

Специалисты, учитывая растущую среди транспортников популярность «мановской» автоматизированной трансмиссии TipMatic, разработали и представили на выставке ее модификацию для полноприводных грузовиков MAN TipMatic Offroad. Водитель получил еще один орган управления в виде переключателя режимов работы трансмиссии, а электронный блок управления – новую программу, корректирующую момент переключения в зависимости от оборотов двигателя и скорость переключения передач. В режиме Offroad КП минимизирует возможность остановки автомобиля в результате разрыва потока мощности в момент переключения скоростей, этим повышается проходимость грузовика в тяжелых условиях.

Scania

Компания обнародовала на выставке амбициозные планы по 50%-ному увеличению к 2009 г. выпуска транспортных средств для строительства. Если в 2006 г. общий объем производства таких грузовиков был равен 10 тыс. ед., то в 2009 г. он должен составить 15 тыс. ед. Эта программа предусматривает особое внимание к производству и продаже потребителям полностью укомплектованных специализированных автомобилей и к комплексному обслуживанию эксплуатирующих транспортных организаций. Такая стратегия уже применяется в Индии, Индонезии и Малайзии, и активными партнерами фирмы стали поставщики строительного оборудования и кузовов. Основную часть строительной техники Scania составляют самосвалы и автобетоносмесители. Продажа укомплектованных грузовиков через сбытовую сеть Scania существенно сокращает время выполнения заказов и позволяет предлагать покупателям комплексное обслуживание автомобиля вместе со спецнадстройками. Успехи Scania в России в этом отношении впечатляют. С 2007 г. все российские дилеры фирмы смогут поставлять полностью укомплектованные самосвалы, серьезно сокращая сроки выполнения заказов. Ожидается рост продаж от сегодняшнего уровня 150 грузовиков в год не менее чем до 500 ед. в 2009 г.

Unimog U500 с крановым оборудованием

В экспозиции Scania были грузовики с колесной формулой 4х2, 4х4, 6х2, 6х4, 6х6, 8х2, 8х4, включая трех- и четырехосные версии с подъемным задним мостом и управляемыми осями. Впечатляло разнообразие исполнений. Так, самосвал 6х4 в обычном исполнении имеет раму с 9,5-миллиметровыми лонжеронами, заднюю тележку без колесных редукторов с пневмо- или рессорной подвеской колес. Самосвал в «усиленном» исполнении с той же колесной формулой предлагают с более прочной рамой с лонжеронами, упрочненными внутренними вставками, и прочной рессорной балансирной задней тележкой с мостами, оснащенными колесными редукторами. Все компоненты шасси расположены значительно выше, чтобы предохранить их от повреждений. Пневмоподвеска на строительных тягачах и самосвалах является дополнительной опцией для большинства моделей. В списке опций также стальной бампер с центральным блокировочным устройством, защитные решетки для фар, откидные подножки для более легкого доступа в кабину. Строительные грузовики Scania предлагают с высоко и низко расположенной кабиной и выполнены при этом по компоновочной схеме «кабина над двигателем».

Многочисленные опции интерьера кабин отвечают специфическим требованиям, предъявляемым эксплуатационниками к строительной технике. Приборные панели в укороченной или удлиненной версии рассчитаны на установку дополнительных органов управления спецоборудованием. Повышенный интерес у посетителей стенда Scania вызвали двухосный полноприводный тягач Scania R480 (Еurо 4) с пневмоподвеской заднего моста, барабанными тормозами и клиренсом 245 мм, самосвал Scania R500 (10х9) с 16-литровым дизелем V8 полной массой 43,0 т и г/п 26,0 т, а также самосвал Scania R420 (8х4, Еurо 4) с 18-кубовым кузовом, оснащенный 12-литровым 6-цилиндровым рядным дизелем в 420 л.с., агрегатированным с 12-ступенчатой механической КП. Полная масса самосвала – 43 т, грузоподъемность – 26,5 т.

Самосвал Renault Maxity

Renault Trucks

В течение 2006–2007 гг. концерн обновил все модельные ряды грузовых автомобилей, включая семейства для строительства Premium Lander и Kerax. На выставке демонстрировался тягач Premium Lander 410.18, два тяжелых самосвала Kerax 450.26 6х4 с разгрузкой на три стороны и Kerax 450.32 8х4 с кузовом для сыпучих грузов. Конструкция моделей серии Premium Lander подчинена требованиям строительных организаций: высота лонжеронов рамы 300 мм, клиренс (под передним мостом) 317 мм, просвет под передним бампером достигает 517 мм. Усиленная передняя ось выдерживает нагрузку до 9,0 т, что позволяет устанавливать на шасси крановое оборудование. Колесные редукторы и блокируемые дифференциалы – также неизменные атрибуты тяжелых грузовиков серии. Самосвалы и тягачи Kerax с колесной формулой 4х2, 4х4, 6х4 и 6х6 разработаны с применением еще более прочных рам, мостов и подвесок. Клиренс этих машин – 385 мм, снизу моторный отсек защищает 4-миллиметровый щит, максимальная полная масса «тяжеловозов» семейства достигает 50 т.

Впервые компания Renault Trucks показала новый средний по полной массе самосвал Maxity 130.45, созданный в кооперации с фирмой Nissan. Его 16-клапанный турбодизель агрегатирован с 5-ступенчатой механической КП. Задний мост отличает наличие механизма блокировки дифференциала, причем покупателю предлагают на выбор три варианта передаточных отношений главной пары. Самым компактным из представленных самосвалов оказался Renault Master 120.35 с двойной кабиной и задней разгрузкой кузова. Двигатели всех представленных версий отвечали нормам Еurо 4 или Еurо 5.