Промышленное производство дорожно-строительной техники в I квартале 2007 года

А. Рикошинский

(Статья подготовлена по официальным материалам ФСГС и МЭРТ России. Названия предприятий, все натуральные и стоимостные показатели взяты из официальных данных, приведенных органами государственной статистики)

По данным Росстата, отечественная промышленность продолжает успешно развиваться. По итогам I квартала 2007 г. рост индекса промышленного производства составил 8,4% к тому же периоду 2006 г. Производство машин и оборудования за январь–март 2007 г. увеличилось на 26,0% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г., что обусловлено в основном ростом производства механического оборудования (160,4%) в результате увеличения производства турбин гидравлических (в 2,7 раза), турбин газовых (на 52,8%), дизелей и дизель-генераторов (на 21,2%), насосов (глубинных скважинных на 32,3%, центробежных – на 25,0%). Подъем производства отмечался по всем подклассам данного раздела, а наибольший вклад внесло увеличение на 60,4% по подклассу «Производство механического оборудования». Был зафиксирован и рост производства основных видов машин и оборудования, используемых в жилищном и дорожном строительстве, который обусловлен в том числе увеличением на 22,7% объемов строительных работ.

Рост производства отдельных видов машин и оборудования связан в основном с расширением соответствующих секторов внутреннего рынка. Так, рост выпуска продукции строительно-дорожного машиностроения обусловлен увеличением объемов жилищного строительства, развитием современных технологий в строительстве, целевым выделением средств из бюджетов федерального и регионального уровней на строительство и ремонт дорог и объектов коммунальной инфраструктуры. Заметим, что федеральные и региональные программы развития строительного комплекса предусматривают выделение от 7 до 20% от общего объема финансирования на техническое перевооружение.

Начиная с 2006 г. отмечаются тенденции роста выпуска продукции в интересах реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» (тракторов, машин для животноводства и кормопроизводства), что оказало определяющее влияние на выпуск тракторов. В январе–марте производство тракторов увеличилось на 20,8% относительно I квартала 2006 г. Увеличили выпуск тракторов ОАО »Липецкий трактор» (в 2 раза), ООО »Челябинский тракторный завод–Уралтрак» (на 69,7%), ОАО «Волгоградский тракторный завод» (на 49,2%), ОАО «Владимирский моторо-тракторный завод» (на 17,8%).

Рост производства транспортных средств и оборудования в январе–марте 2007 г. составил 116,4% по отношению к аналогичному периоду 2006 г. Отмечается рост производства магистральных тепловозов, пассажирских и грузовых вагонов (в 4,3 раза, на 20,0% и 11,1% соответственно), что связано с ростом спроса со стороны ОАО «РЖД» и независимых перевозчиков на подвижной состав вследствие роста объемов инвестиций на закупки техники по причине модернизации существующего парка. По ряду сегментов железнодорожной техники отмечено некоторое насыщение рынка и увеличение объемов проводимого потребителями этой техники капитального ремонта подвижного состава, что может негативно сказаться на объемах производства в ближайшей перспективе.

Опережающими темпами наращивалось производство автомобилей, прицепов и полуприцепов (121,4%), в том числе грузовых автомобилей грузоподъемностью свыше 3 т (148,2%) и легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 90 л.с. (177%).

В январе–марте производство грузовых автомобилей увеличилось на 28,8%, автобусов – на 7,9%, что обусловлено ростом платежеспособного спроса со стороны транспортных и строительных организаций, региональных транспортных предприятий, а также закупкой техники в рамках реализации национальных проектов, при этом рост спроса отмечается как по отечественной, так и по импортной технике.

Рост производства автомобилей объясняется увеличением производства на сборочных предприятиях и ростом производства на отечественных заводах. Указанная динамика обусловлена ростом спроса, связанного с увеличением реальных доходов населения, развитием системы кредитования, при этом увеличение спроса приводит как к росту производства российских автомобилей, так и к росту объемов импортируемой техники.

Экспорт машин и оборудования за январь-февраль 2007 г. составил 1,7 млрд. USD и снизился к соответствующему периоду 2006 г. на 5,8%. Экспорт в страны дальнего зарубежья составил 0,7 млрд. USD (снижение на 34,9%), в страны СНГ – 1,0 млрд. USD (рост на 36,8%). Экспорт легковых автомобилей составил 16,7 тыс. (105,2% к январю-февралю 2006 г.), грузовых автомобилей – 6,9 тыс. (146,3%).

Вследствие оживления инвестиционных процессов в промышленности, поэтапного снижения таможенных тарифов на высокотехнологичные виды машин и оборудования происходит заметное увеличение их импорта. В январе-феврале 2007 г. импорт машин и оборудования составил 10,3 млрд. USD (164,1% к январю-февралю 2006 г.), в том числе из стран дальнего зарубежья 9,1 млрд. USD (165,4%), из стран СНГ – 1,2 млрд. USD (154,5%). Импорт легковых автомобилей вырос в 1,6 раза (170,2 тыс. ед.),
грузовых автомобилей – в 1,5 раза (12,1 тыс. ед.).

В рассматриваемый период по сравнению с соответствующим периодом прошлого года произошло увеличение производства шин для легковых автомобилей на 4,3% и шин для грузовых автомобилей на 7,4%.
В заключение заметим, что отечественное производство транспортных средств и дорожно-строительной техники испытывает сильное давление со стороны импорта, причем не только машин таких давно известных фирм, как Volvo, Caterpillar, Hitachi, Komatsu, KATO, Dressta, Liebherr, но и «новых» производителей – китайских и корейских (например, Shandong Lingong Construction Machinery Co.), которые особенно активны на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Большинство отечественных строителей предпочитают использовать «подержанную» зарубежную технику (начиная с 2002 г. цены на новую отечественную технику и «подержанную» зарубежную стали вполне сравнимы).

Для успешного участия в конкурентной борьбе наши производители должны повысить экономичность, эргономику и удобство работы и обслуживания выпускаемой техники при сохранении ее невысокой цены. Источником инвестиционных вложений в производство дорожно-строительной техники может выступать бюджетное финансирование (госзаказ), направляемое на обновление основных фондов предприятий-производителей.