Итоги 2005 года. На рынке грузовых автомобилей спад... И снова подъём

В. Салыгин

Несмотря на довольно резкие колебания производства, на отечественном рынке грузовых автомобилей сохраняется тенденция постепенного роста. По предварительным данным, в истекшем году общий выпуск грузовых автомобилей превысил 206 тысяч, а объем продаж, включая экспорт, составил более 208 тысяч. Таким образом, спад производства, начавшийся еще в IV квартале 2004 г., в секторе грузовиков удалось преодолеть.

На развитие автомобильного рынка страны оказывают влияние многочисленные и противоречивые по своему воздействию факторы. Так, причины отставания в первом полугодии эксперты связывают с чрезмерно затянувшимися каникулами в январе, с резким усилением конкуренции на российском авторынке со стороны зарубежных производителей. Сказывается и некоторое снижение темпов роста экономики России, заметное воздействие оказывают спросовые ограничения. В то же время продолжается рост грузооборота автотранспорта, что способствует сохранению спроса на грузовые автотранспортные средства (АТС). Поскольку потребности внутреннего рынка в грузовой автотехнике по-прежнему удовлетворяются преимущественно за счет автомобилей российского производства, объем их продаж остается достаточно стабильным. Даже резкий спад производства в начале каждого года не является столь критичным, как представляется, поскольку компенсируется значительными не реализованными остатками от предыдущего года.

Кроме того, старение автопарка в стране достигло такой степени, что настоятельно требуется ускоренная замена давно выработавших ресурс грузовиков. Ускоренный в последние годы ввод новых автомобилей способствует оживлению спроса не только в сегменте малотоннажных автомобилей, но и большегрузов. Сейчас одной из особенностей рынка грузовых автомобилей является рост потребности в спецавтомобилях и фургонах разного назначения на шасси отечественных автомобилей большой и малой грузоподъемности. Объективно это вызвано несоответствием прежней структуры автопарка изменившимся потребностям в АТС, обслуживающих разные отрасли рыночной экономики.

В целом положительные итоги работы отечественного автопрома в значительной мере обусловлены успешной деятельностью лидера ОАО «ГАЗ», которое продолжает наращивать производство грузовых автомобилей. Их выпуск в 2005 г. составил 129 тыс. ед. (рост 10%). Продажи грузовых автомобилей Горьковского автозавода, включая экспорт, дают 60% общих продаж грузовой автотехники, производимой предприятиями России. Основу производственной программы завода по-прежнему составляют малотоннажные автомобили. На долю семейства грузовых ГАЗ-3302 «ГАЗель», цельнометаллических фургонов ГАЗ-2705 «ГАЗель» и ГАЗ-2752 «Соболь» приходится до 80% выпуска новгородских грузовиков. Готовая продукция не скапливается на заводских площадках – ежемесячная отгрузка составляет 100% производства, что свидетельствует об устойчивом спросе на малотоннажные ГАЗы. По мнению экспертов, спрос на «ГАЗели» и «Соболи» в ближайшие годы сохранится.

В последние годы на Горьковском автозаводе стабильно росло производство грузовиков среднего класса. В 2003 г. их выпуск составлял 15,7 тыс., в 2004-м – уже 19,6 тыс., в 2005 г. ожидается 27 тыс. ед. Доля моделей ГАЗ-3307, ГАЗ-3308 и ГАЗ-3309 в производственной программе завода возросла за этот период с 14,5 до 21%. В 2005 г. начались продажи нового развозного среднетоннажного автомобиля ГА3-3310 «Валдай», однако его появление на рынке не создало пока сколь-нибудь существенной конкуренции отечественным, да и импортным автомобилям данного класса.

ОАО «КАМАЗ» успешно реализовало свой бизнес-план – в истекшем году выпущено более 31 тыс. автомобилей. Челнинский автозавод год от года уверенно наращивает производство. За последние три года выпуск большегрузов увеличился на треть, а доля КамАЗов в общем объеме продаж отечественных автомобилей возросла с 12,33% в 2003 г. до 14,97% в 2005-м. Значительно расширен модельный ряд выпускаемых АТС – в производственной линейке завода автомобили самых разных типов, от низкорамного развозного КамАЗ-4307 до автомобиля особо большой грузоподъемности КамАЗ-6540. Дополнительные возможности расширения производства автозавода создает растущий экспорт. В 2005 г. поставки большегрузов за рубеж превысили 7 тыс., т. е. около четверти всего выпуска. ОАО «КАМАЗ», являясь основным поставщиком АТС большой грузоподъемности (свыше 8 т), сохраняет за собою значительную долю и в сегменте среднетоннажников. К традиционным полноприводным 6-тонникам КамАЗ-43114 теперь добавились двухосные КамАЗ-4308 грузоподъемностью 5500 кг, КамАЗ-43253 грузоподъемностью 7500 кг и полноприводный КамАЗ-4326.

Важное место на авторынке России занимает продукция ОАО «АЗ «Урал», поставляющего полноприводные грузовики, а начиная с 2005 г. – и дорожные автомобили с бескапотной кабиной. В последние годы темп производства на автозаводе в Миассе постепенно растет. Выпуск грузовиков повышенной проходимости увеличился с 5,9 тыс. в 2003 г. до 7 тыс. в 2005-м.

Доля автомобилей «Урал» в общих продажах отечественных грузовых автомобилей расширилась за это время с 3,09 до 3,27%. Вместе с тем предприятие испытывает заметные трудности в реализации продукции: существенно сократились экспортные поставки, значительные остатки не отгруженной автотехники накапливаются на заводской площадке. В ближайшее время увеличению экспорта будут способствовать заключенные соглашения со странами Юго-Восточной Азии и Южной Америки. В частности, подписано соглашение о лицензионной сборке в Индии полноприводных, а в дальнейшем и дорожных «Уралов». Будет создано совместное предприятие по сборке грузовиков повышенной проходимости для минобороны Вьетнама. Предпринимаются шаги к расширению поставок в Аргентину.

Кроме ОАО «КАМАЗ» и ОАО «АЗ «Урал» в сегменте автомобилей большой грузоподъемности осуществляют сбыт своей продукции ЗАО «ВТС-Зеленоград» (по итогам 2005 г. – до 400 Volvo FH12), ОАО «Бецема» (более 200 спецавтомобилей на шасси зарубежного производства).

Успешным прошедший год был и для ОАО «УАЗ», поставляющего как на внутренний, так и зарубежный рынки проверенные временем полноприводные автомобили семейства УАЗ-3303, фургоны УАЗ-3741, спецавтомобили УАЗ-3909, а также в небольшом количестве новые УАЗ-2360. Производство грузовой автотехники на Ульяновском автозаводе не является стабильным, испытывая значительные колебания. Годовой выпуск грузовиков в последние три года находился в пределах 19...22 тыс. На долю ОАО «УАЗ» по итогам 2005 г. приходится немногим более 9% общих продаж отечественных грузовых автомобилей. Перевод производства на автомобили, соответствующие экологическим требованиям Еurо 2, повлечет за собой удорожание «уазиков» и может сделать их производство нерентабельным.

Несколько иное положение сложилось в ОАО «ИжАвто» – выпуск мини-грузовиков в последние годы составлял 14...15 тыс. в год. По итогам девяти месяцев 2005 г. выпуск составил 7209 автомобилей семейства Иж-2717. Их доля в общих продажах снизилась с 6,93% в 2004 г. до 4,82% в 2005-м. Ижевский автозавод, по-видимому, сворачивает их производство и переходит на выпуск корейских легковых автомобилей.

Более перспективной оказалась продукция ЗАО «ВАЗинтерсервис» (Самарская обл.), изготавливающего пикапы и фургоны на базе легковых автомобилей АвтоВАЗа. Немногочисленный модельный ряд завода пополнился новым мини-грузовиком. В августе 2005 г. началось серийное производство полноприводного ВИС-2348 и его модификации ВИС-23481. Последние три года предприятие поддерживает производство на уровне 3000 тыс. автомобилей в год. По итогам 2005 г. ВИСы составляют около 2% общих продаж отечественных грузовых автомобилей. Можно ожидать, что спрос на них будет расти, поскольку они находят применение как в городе, так и в сельской местности и используются для перевозки самых разных малогабаритных грузов.

Из небольшого числа предприятий, организовавших на территории России производство грузовых автомобилей иностранных моделей, два – ЗАО «Автотор» (г. Калининград) и ООО «ТагАЗ» (Ростовская обл.) – предприняли попытку изготовления малотоннажных грузовиков. ЗАО «Автотор» в течение 2005 г. не выпускало производимые ранее автомобили КIA К2700/ 3000/ 3600. ООО «ТагАЗ» к ноябрю 2005 г. изготовило 1300 корейских Huinday Porter. Продажи автомобилей российской сборки составляют половину продаж корейских грузовиков этой модели в стране.

Продолжается спад производства в АМО ЗИЛ, что сказывается как на выпуске малотоннажных грузовиков семейства ЗИЛ-5301 «Бычок», так и на выпуске среднетоннажных автомобилей семейств ЗИЛ-43336 и ЗИЛ-4331. За последние пять лет выпуск «Бычков» значительно снизился.

Так, если в 2000 г. столичный автозавод изготовил более 12 тыс. малотоннажников, то в 2003 г. – почти вдвое меньше (6831 ед.), а в 2005 г. – 3 тыс. ед. Снижается и производство среднетоннажников: в 2003 г. их сходило с конвейера 5,9 тыс., в 2004-м – 5,5 тыс., а в 2005 г. – менее 4 тыс. ед. Внедрение в производство новых моделей, в том числе 6-тонника ЗИЛ-4329, существенных изменений в производственную программу не внесло. Их выпуск в 2005 г. составил лишь несколько сотен. Руководство АМО ЗИЛ изыскивает возможности для выхода из трудного финансового положения. В частности, для продвижения автомобилей ЗИЛ на восточноевропейский рынок создано российско-латвийское акционерное общество AS AMO PLANT. Заключенное соглашение предусматривает организацию автосборочного предприятия в г. Елагва (на базе автозавода РАФ) по выпуску грузовых автомобилей марки ЗИЛ. Комплектующие, узлы и агрегаты будут поставлять из Москвы.

Усиление конкуренции на отечественном рынке грузовых автомобилей в значительной мере связано с импортом грузовиков, причем не столько новых, сколько подержанных. По сообщениям Федеральной таможенной службы РФ, за девять месяцев 2005 г. в страну ввезено до 27,1 тыс. грузовиков (без учета автотранспортных средств РУП «МАЗ»), т. е. на 23,7% больше, чем за тот же период 2004 г. В денежном выражении импорт увеличился на 59,9% и достиг 401,1 млн. USD. При этом бывшие в эксплуатации грузовики составляют более 75% импортируемых автомобилей. По оценке экспертов, общее число ввезенных в Россию из дальнего зарубежья грузовых автомобилей может превысить 35 тыс. (в денежном выражении – до 550 млн. USD). Прирост импортируемой автотехники по сравнению с предыдущим годом может составить около 15%, а в денежном выражении – до 40%.

Что касается производства грузовых автомобилей иностранных моделей в России, то их общий выпуск составляет лишь 1% общего производства грузовиков в стране (по итогам 2005 г. – до 2000 ед.) и пока существенного влияния на внутренний рынок не оказывает.

Динамика рыночных цен на грузовики отечественного производства в течение 2005 г. была умеренной, без скачков и значительных колебаний. В целом сохранилась общая тенденция постепенного роста цен, ежемесячно в пределах 0,8...1,5% в зависимости от марки и модели автомобиля. Годовой индекс рыночных цен на грузовые автомобили (см. таблицу) находится в довольно широком интервале: от 4...7% по автомобилям миасского автозавода до 20...30% по автотранспортным средствам АМО ЗИЛ. Умеренным рост цен в 2005 г. был на автомобили КамАЗ (годовой рост 5...10%), Горьковского автозавода (8...12%). В меньшей степени подорожали МАЗы (рост цен 2...5%). Заметно выросли цены на автомобили Кременчугского автозавода в связи с заменой устаревших двигателей ЯМЗ-238М2 более современными, соответствующими требованиям Еurо 2.

Рост цен на грузовые автомобили привел к значительным изменениям в ценовой структуре рынка. Так, доля первого ценового сегмента (до 150 тыс. руб.) сошла на нет. Заполнявшие его в предыдущие годы ижевские грузовички перешли в следующий сегмент – 151...250 тыс. руб. Доля второго сегмента, куда вместе с ижевскими попадают ульяновские автомобили и ВИСы, составляет лишь 13,98%, поскольку «ГАЗели» и «Соболи» перешли в следующую нишу. Вес третьего сегмента (251...400 тыс. руб.) теперь значительно вырос – до 53,33%. Доля четвертого сегмента (400...700 тыс. руб.) фактически осталась прежней, а пятого сегмента (701...1000 тыс. руб.) несколько выросла: с 10,3 до 12,25% за счет перехода в нее части КамАЗов. Самый дорогостоящий сегмент (свыше 1000 тыс. руб.), куда попадает большая часть «Уралов», КамАЗов и ввозимых в страну грузовых автомобилей, увеличился вдвое, до 16,48%.



Производство автобусов в России за 10 месяцев 2005 года

Производство автобусов в России за 9 месяцев 2005 года составило 53 645 ед., что ниже уровня соответствующего периода прошлого года на 7,9%, при этом спад производства автобусов особо малой вместимости оказался более существенным – 13,1%. Третий квартал 2005 года для отечественных автобусостроителей был неудачным – отставание от уровня 2004 года увеличилось с 4,2% на 01.07.2005 г. до 7,9% на 01.10.2005 г.

По результатам 10 месяцев 2005 года показатели немного улучшились – в октябре заводы изготовили 7310 автобусов, что существенно выше среднемесячного уровня их выпуска в предыдущие 9 месяцев (5960 ед.). В результате отставание по результатам 10 месяцев по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сократилось до 6,1%.

Сохраняется тенденция роста производства на предприятиях компании «Русские автобусы». ОАО «Павловский автобус» изготовило за 10 месяцев 2005 года 11 101 автобус (+9,9% по сравнению с уровнем 10 месяцев 2004 года), в ООО «Ликинский автобус» прирост составил 31,4%, в ОАО «ГолАЗ» – 100,0%, в ООО «КАВЗ» – 10,0%, а в целом по компании выпуск автобусов за 10 месяцев 2005 года увеличился на 12,9% по сравнению с тем же периодом 2004 года.

Сохраняется стабильность в работе большинства предприятий, выпускающих автобусы большого класса. ЗАО «Волжанин» увеличило производство автобусов на 53,5%, ОАО «НефАЗ» – на 23,4%, ООО «Скания-Питер» – на 55,3%.

У основного производителя автобусов малой вместимости – ОАО «ГАЗ» – наблюдался дальнейший спад производства. За 9 месяцев 2005 года выпуск микроавтобусов «Соболь» и «ГАЗель» составил 24 788 ед., что почти на 20% ниже, чем за соответствующий период 2004 года. Для сравнения: в I квартале это отставание составляло 11,6%, во II квартале – 12,7%. Несколько снизилось отставание по темпам производства микроавтобусов за 10 месяцев (–19,4%).

ОАО «УАЗ» выпустило за 10 месяцев прошедшего года 15 679 автобусов, что больше уровня соответствующего периода 2004 года на 9,5% (напомним, что в I квартале 2005 года здесь имелось отставание по сравнению с I кварталом 2004 года более 20%).

В АМО ЗИЛ производство автобусов за 10 месяцев снизилось на 26,3%, в ОАО «АЗ «Урал» – на 34,6%, в ЗАО «Тушино-Авто» – на 40,7%.

Прогноз производства автобусов на 2005 год, рассчитанный на основе среднесуточного выпуска за прошедшие 10 месяцев, составляет 73 640 ед., что ниже уровня 2004 года на 3,4%. Для достижения уровня 2004 года предприятиям необходимо было до конца года выпускать по 7660 автобусов ежемесячно, что при сложившейся конъюнктуре 2005 года нереально. В предыдущие 9 месяцев 2005 года среднемесячный выпуск составил всего 5960 ед. Таким образом, следует признать, что автобусный сектор российского автомобилестроения стагнирует уже третий год подряд на уровне 73...76 тыс. ед.