Свято место пусто не бывает

В. Семёнов

В период развития капитализма и рыночной экономики в России предприятия специального машиностроения, к которым относятся и производители техники для коммунальных служб, дорожно-строительных работ, аэродромных служб, а также структур в составе ОАО «РЖД», РАО «ЕЭС», нефте- и газодобывающих компаний, оказались в неравных условиях по отношению друг к другу. Процветающие экспортно ориентированные отрасли экономики в отсутствие государственного финансирования дают подряды предприятиям нефтяного, энергетического машиностроения. Это и понятно, так как импортная техника пока дороже в полтора-два раза.

В советское время заводы специального машиностроения были объединены по отраслям в министерства: коммунального машиностроения, тяжелого машиностроения, Стройдормаш. Существовали также авиаснабы в системе ГСГА; существенна была роль Автоэкспорта, Стройдормашэкспорта, Авиаэкспорта. Сегодня российские заводы оказались без единой стратегической политики. Практически отсутствует обратная связь с государственным заказчиком; все НИОКРовские программы в области специального машиностроения забыты или не работают по причине недостаточного финансирования, они приобрели лишь «протокольный характер». Вся конкурентная борьба свелась к тому, у кого лучше связи в той или иной государственной структуре. Федеральные ведомства не взяли на себя в полной мере регулирующие функции во взаимоотношениях госзаказчика и производителя: техническую политику, качество техники, требования по качеству комплектующих, сроки поставки, ценовую политику, финансовые инструменты (лизинг и проч.). Таким образом, данная политическая, научно-техническая и некоммерческая ниша оказалась незаполненной.

В 1998 году группа энтузиастов, возглавляемая Владимиром Александровичем Зориным, д-ром техн. наук, профессором, деканом МАДИ (ТУ) и Алексеем Алексеевичем Перфиловым, выпускником МАДИ, проработавшим в области специального машиностроения 20 лет, создала Союз Производителей Средств Механизации (СПСМ). Целью данного Союза было объединение разрозненных предприятий для продвижения новых технологий и более качественных комплектующих, отстаивание интересов производителей в органах государственной власти, так как многие заводы в дальних регионах России оказались в изоляции. Необходимость создания такого союза была очевидной, тем не менее вначале было трудно привлекать предприятия, никто не мог поверить, что новое объединение станет рабочим механизмом, а не очередной бюрократической структурой. Своей инициативой правление Союза снова и снова доказывало дееспособность и необходимость консолидации.

Сегодня в СПСМ входят четыре высших учебных заведения – МАДИ (Московский автодорожный институт – Технический университет), ВТУ (Военно-технический университет Спецстроя России), Московский институт коммунального хозяйства и строительства и Российская академия проблем качества, а также более 30 производственных предприятий.

25–26 ноября 2004 года на базе ВТУ Спецстроя России в подмосковной Балашихе в четвертый раз соберутся предприятия и партнеры СПСМ на межотраслевую конференцию. Одновременно пройдет выставка новых образцов техники и оборудования. Предприятия обменяются научно-техническим опытом, будут представлены новые качественные комплектующие. Приглашены и специалисты МАДИ, ВТУ, руководители и технические специалисты предприятий Росавтодора и Спецстроя России, Ассоциации «Аэропорт», Ассоциации «РАДОР», Министерства обороны РФ, РАО ЕЭС, ОАО «РЖД», Мосавтодора, ГУП «Доринвест» и многих других. Интерес к мероприятиям Союза очевиден, ведь он не только объединяет предприятия, но и гарантирует им дополнительные возможности. Например, возможность участия в межправительственных программах по поставке техники в страны СНГ или возможность участия в федеральных и муниципальных программах по внедрению технологий для того или иного комплекса механизированных работ. Предприятия также получают консультации по оформлению тендерной документации.

Поскольку в Союз принимаются предприятия, которые производят комплектующие, заводы имеют возможность консолидированно проводить закупки, что снижает издержки (кроме того, происходит внутренний контроль качества). Предприятиям в регионах не обязательно иметь представительство в Москве, так как правление Союза квалифицированно представляет его интересы. Предприятия регулярно получают полный конкурентный анализ, а также информацию по всем тендерам. Им помогают сертифицировать продукцию, проводить технический аудит и даже подбирать на постоянную работу высококвалифицированных специалистов. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов, в том числе по индивидуальным программам, здесь тоже проводится централизованно.

СПСМ с приходом в правление команды молодых управленцев – выходцев с заводов КДМ и Севдормаш получил новый виток развития. Произошло это в 2002 году. К этому времени Союз приобрел авторитет и известность, многие заказчики техники обращались в правление с самыми разными просьбами: прописать технологию для необходимого объема работ, подобрать нужную технику и обеспечить поставки по ценам ниже рыночных в короткие сроки, исходя из проведенного конкурентного анализа (соотношение цена – качество). Для качественной и эффективной реализации таких проектов было решено создать коммерческо-аналитический центр и привлечь туда управленцев высокого уровня с опытом работы на различных производственных предприятиях. Этим центром стала организация, пользующаяся большим авторитетом на рынке спецтехники, – ЗАО «Коминвест-АКМТ».

Акционерное общество организовано в 1992 году в рамках программы по переходу Министерства коммунального машиностроения на хозрасчет. Оно представляло интересы четырех крупнейших заводов МГО КОММАШ, находящихся в городах Арзамас, Киев, Мценск и Турбов (отсюда аббревиатура А К М Т). Сейчас это сочетание букв наполнилось новым смыслом: А К М Т – Ассоциация Компаний Машиностроительных Технологий.

С июля 2004 года ОАО «Севдормаш» упразднил отдел маркетинга и продаж и передал ЗАО «Коминвест-АКМТ» дистрибьюторские функции. Этот факт сам по себе говорит о том, что Союз идет по пути создания цивилизованных товаропроводящих сетей (производитель – дистрибьютор – заказчик) европейского уровня. Рано или поздно российское машиностроение выйдет на международные рынки с высокотехнологичной продукцией, и решающее значение в этом процессе будет принадлежать Союзу Производителей Средств Механизации.