Тракторы Второй мировой

А. Краснов

Рассказывая о тракторах, построенных в годы Второй мировой войны, мы не станем называть точных данных о количестве выпущенных экземпляров, о модификациях или серьезных разработках, появившихся именно в то время. Рассказ пойдет в основном о малоизвестных фирмах, немногие из которых просуществовали до наших дней. Оккупированные страны были вынуждены прекратить выпуск сельскохозяйственной техники, развитие производства в этой области прекратилось. Германия, стремясь приумножить свой технический потенциал, открывала новые сборочные предприятия в завоеванных или нейтральных странах, и собирали там, естественно, отнюдь не мирную продукцию. Средств хватало и на разработку, и на испытания, и на доводку новых, не военных моделей.

David Brown VIG

Соединенные Штаты, поначалу не собиравшиеся воевать на той или иной стороне, оказались тем не менее втянутыми в военные действия, и это также сказалось на производстве. На Востоке почти не было подобных производств. После Германии наиболее значимое место по производству тракторов занимала Англия.

Основными производителями сельскохозяйственной техники в Англии во время войны являлись David Brown и Fowler. Фирмы эти, конечно, не были единственными, но внесли наиболее ощутимый вклад в мирное земледелие. На туманном Альбионе полным ходом шла сборка тракторов американских фирм Fordson, Caterpillar и Case, машинокомплекты которых доставляли на морских судах в сопровождении конвоя под постоянной угрозой атаки немецких подлодок. Созданный в годы войны Комитет военной агрокультуры реально помогал производителям сельхозтехники и регулировал их взаимоотношения между собой и с союзными войсками, поскольку часть предприятий, наряду с мирными машинами, начала выпуск и военных.

Довольно интересна английская модель тех лет – VIG фирмы David Brown. Это, несомненно, трактор, но, если приглядеться пристальнее, можно заметить черты и тягача, и пикапа, и легкого грузовика. Машина, оснащенная двигателем Caterpillar D-4s, с одинаковым успехом использовалась и в качестве пропашного трактора, и аэродромного тягача Королевских военно-воздушных сил. Такая универсальность позволяла применять ее в военное время в самых разных областях хозяйства. VIG как тягач таскал плуг, пушки, самолеты и др. Таких универсальных машин еще не было. Конечно, все это мог делать и обыкновенный трактор, но VIG оснастили множеством дополнительных приспособлений, позволявших ему работать «грамотно» – его разработали именно для этого.

Minneapolis Moline R

Английская фирма Fowler продолжала выпуск довоенной продукции (модель 30), лишь слегка ее модифицировав. На шасси этого трактора не строили танков или другой военной гусеничной техники, оставив модель для мирного труда. Однако резко сократился выпуск – с сотен до десятков машин в месяц, т. е. на порядок. Сборку провели уже не на подобии конвейера, как перед войной, а на стапелях, и стоил трактор очень дорого.

Американский трехколесный трактор Minneapolis Moline R начали экспортировать в Европу перед самой войной. Военные действия заставили производителя приостановить поставки в Европу почти до конца войны. Модель выпускали с 1939 г., а на полях стран Европейского континента она появилась лишь с 1944 г. Тракторы этой фирмы и этой серии отличались высокой надежностью и хорошими эксплуатационными характеристиками. Во многих хозяйствах они служили по десятку лет и более, причем с минимальными ремонтными затратами. Кстати, построенные на этом шасси послевоенные модификации отличались теми же качествами.

Не осталась в стороне и знаменитая фирма Ford со своими Fordson. Надо сказать, что Генри Форд не разрабатывал специально для Европы новые модели. Для него главным оставались деньги, поэтому, будучи очень осторожным в бизнесе, он поначалу поставлял союзникам в Европу тракторы пятилетней давности по очень высокой цене и лишь к 1944 г. решился на поставку по ленд-лизу новой модели со сдвоенными задними колесами, причем наружные колеса имели резиновые шины, а внутренние были выполнены стальными с развитыми грунтозацепами. Что касается внешнего вида, складывается такое впечатление, что Форд на это не обращал никакого внимания. Пашет – и достаточно! Открытая механика, маленький капот, даже радиатор не защищен ни сеткой, ни декоративной решеткой. Одним словом, примитив на тракторных колесах. Тем не менее фордовские тракторы, в большом количестве поставленные в Европу, спасли многие тысячи людей от голодной смерти.

 

Появлялись в Европе тракторы и от International Harvester. В его модели Farmall в зависимости от решаемых задач использовалось несколько двигателей. Надо сказать, что IH всегда заботилась о дизайне своей техники, и ее модели отличались изысканным внешним видом. Но такая техника была очень дорогой и не всем по карману, тем более в военное время. После неудачи с одним из транспортов, потопленным на севере Атлантики, фирма прекратила поставки тракторов в Европу.

И вновь вернемся к Minneapolis Moline. На этот раз мы поговорим о модели ZTX 1943 г. Трактор как трактор... Но его внешний вид для того времени, согласитесь, весьма оригинален. Есть что-то у него от грузовика. Это и кабина, и передняя защитная решетка, и не совсем тракторный бампер. Ясно, что трудились дизайнеры, создающие грузовые автомобили. Он как бы собран из разных элементов. Ну а если его сравнить с Fordson тех же лет? Да между ними пропасть!

ZTX хотя и называли Military tractor (военный трактор или тягач), использовали его и для пахоты. Было одно лишь отличие – водитель работал с настоящим комфортом и, конечно, был полностью защищен от непогоды, как на современных машинах. Кстати, максимальная скорость трактора составляла 25 км/ч и коробка передач на нем стояла пятиступенчатая.

Minneapolis Moline 44

Еще более интересный трактор-автомобиль той же фирмы – полноприводный похожий на джип трактор с одинаковыми автомобильными колесами и очень простой конструкции. Для быстрого входа-выхода двери не ставили вовсе, не было и ветрового стекла. Все поверхности выполнены из простого металлического листа, пропущенного через валки, благодаря чему и получился такой «радиусный» кузов – даже облицовка радиатора. Чтобы фары светили куда следует, для каждой из них сварен специальный корпус. Вот и все... Простенько и со вкусом. Чрезвычайно спартанский вид! Машину изготовили в 1944-м, но в Европу она так и не попала. Естественно, назвать область использования машины несколько затруднительно – слишком много профессий у нее было в военные годы, вплоть до пожарного экипажа (конечно, с дополнительным оборудованием). В Штатах ее можно было встретить и на пахотных полях, и на аэродромах. Крохотный кузовок сзади позволял перевозить кое-какое оборудование и инструмент. Однако, несмотря на скромную внешность, трактор экспортировали в разные страны мира, даже в Австралию.

В Советском Союзе во время Второй мировой войны главным образом использовались четыре типа тракторов: У-1, У-2, У-3 и У-4 – все с названием «Универсал». Их оснащали похожими рамами и дизелями С-65, которые основывались на блоках Caterpillar 60, а различались они в основном колеей – двух- и трехколейные. Эти тракторы, разработанные в НАТИ, изготавливали сначала в Харькове, затем в Сталинграде и позже в Челябинске. При всей своей мирной внешности они довольно часто встречались и в регулярных войсках.

Fowler

О тракторах других марок мы не рассказываем по той простой причине, что только американских, европейских и даже австралийских тракторов в то время было немало, и все их перечислить не представляется возможным.

На этом нашу экскурсию в прошлое можно завершить, поскольку мы рассматривали только тракторы, использовавшиеся в сельском хозяйстве. После войны эту сугубо мирную машину начали оснащать дополнительным навесным оборудованием. Появились погрузчики, экскаваторы, бульдозеры и десятки других модификаций. В большинстве основой для новых машин служил все тот же сельскохозяйственный трактор.

В настоящее время создаются специальные тракторы – о них регулярно рассказывает наш журнал. Сейчас их так много, что требуется особый цикл статей.