Мал, да удал

А. Кряжинов
В 2013 г. ОАО «Саранский экскаваторный завод», более известное как «САРЭКС», отправило очередную партию многофункциональных коммунально-строительных машин (МКСМ) серии «А» потребителям. Теперь в России эту востребованную продукцию, в которой реализованы инновационные технические решения, выпускает «САРЭКС», который входит в состав концерна «Тракторные заводы».
 
 
 
 
 
 

Плоды реконструкции

В 2009 г. на Саранском экскаваторном заводе, которому через несколько месяцев исполнится 70 лет, началась масштабная модернизация. Первым реконструкции подвергся сборочный цех, который оснастили самым современным оборудованием, выпускаемым немецкими компаниями. Так, если прежде на линии сборки действовали всего две кран-балки и во время работы приходилось ждать, пока они освободятся, то теперь каждый пост оснащен собственным локальным подъемным механизмом. Или такой факт: на старой линии пневматические гайковерты не были рассчитаны на промышленную сборку тракторов. В ходе модернизации в цехе установили разводку пневмосистемы немецкого производства. Теперь каждый гайковерт настроен на определенный болт и гайку. Таким образом, отпала необходимость постоянной проверки, так как каждый инструмент прошел соответствующую тарировку.

Специалисты предприятия разработали оптимальную систему размещения постов сборки, оборудования. Это позволило минимизировать потери рабочего времени. В результате значительно повысилась производительность труда. Так, если прежде ежесуточно с конвейера сходили 7–9 машин, то теперь цех способен выпустить в три раза больше. Повысилась не только выработка, но и качество продукции. Так, развал-схождение колес проверяется на специальном стенде с помощью лазерных лучей. Тщательно регулируют и тормозную систему. Трактор сначала с помощью переднего моста съезжает с конвейера, а потом проходит линию испытательных стендов. На заключительном этапе на роликовом стенде проводятся обкатка на всех скоростях, балансировка и другие контрольные испытания.

Немного истории

В настоящее время завод выпускает сразу несколько видов высоко-технологичной продукции: экскаваторы, почти всю линейку колесных тракторов «Агромаш» с соответствующим набором навесного оборудования, различные сельскохозяйственные орудия для обработки почвы и многофункциональные коммунально-строительные машины. Сборка модели ЧЕТРА МКСМ-800А ведется в том же производственном корпусе, где выпускаются колесные тракторы. Рядом находятся участок сборки кабин погрузчиков, линия сварки, также оснащенные самым современным оборудованием.

«Потребители хорошо знают МКСМ-800, – рассказывает руководитель обособленного подразделения ООО «МИКОНТ» (г. Саранск) Юрий Хвостанцев. – Ее «Курганмашзавод» производит с начала 90-х годов. Она пользуется высоким спросом. Но жизнь не стоит на месте. На мировом рынке конкуренция ужесточается, в том числе и в секторе малых коммунальных и строительных машин. Чтобы выдержать ее, необходимо постоянно совершенствовать про-дукцию и расширять модельный ряд. Именно поэтому в 2009 г. было принято решение о создании машин грузоподъемностью 800, 1000 и 1200 кг серии «А». Разработка проектно-конструкторской документации, технологии, налаживание производства под новую модель шли ударными темпами. Уже через год были выпущены опытные образцы, которые сразу же отправили на испытания. Новинки блестяще выдержали экзамен, и в 2012 г. начался серийный выпуск модифицированных моделей с бортовым поворотом, в частности ЧЕТРА МКСМ-800 серии «А».

Не хуже импортного аналога

Сказать, что новая машина получилась удачной, значит ничего не сказать. По мнению специалистов и потребителей, которым удалось в деле испытать новую «восьмисотку», она ни в чем не уступает лучшим мировым аналогам, а по некоторым параметрам, в частности по степени адаптированности к российским условиям, даже превосходит их. Так, учитывая, что машинам приходится работать и в мороз, пришлось изменить расположение двух аккумуляторов и внедрить муфту сцепления. Машины имеют бортовые цепные передачи с приводом от гидромотора, встроенные в силовую конструкцию рамы. Она сконструирована так, что вынесенные баки служат в качестве усиливающего элемента каркаса и позволяют устанавливать любые двигатели, в том числе имеющие турбину. Силовой блок представляет собой тандем, состоящий из гидронасосов американской фирмы Eaton, установленных на двигатель Cummins или Kubota через муфту сцепления, что в комплексе позволяет осуществлять его запуск при минусовой температуре. Гидравлическая система состоит из тандема гидронасосов и двухскоростных гидромоторов, на которые дается трехгодичная гарантия качества.

Модифицированные погрузчики имеют два типа управления: электрогидравлическое и механическое. В первом случае управление осуществляется с помощью джойстика через контроллер, а во втором – через тросовые провода. Если управление тракторами ЧЕТРА посредством джойстика уже не считается чем-то сверхоригинальным, то применение подобной технологии на погрузчиках малого класса в России было осуществлено впервые.

Другим техническим новшеством является отдельный привод на колеса каждого из бортов. Для поворота достаточно торможения одного из колес. Они спроектированы так, чтобы на них можно было установить и навески импортных погрузчиков типа Bobcat, что значительно расширяет сферу их применения.

И красиво, и удобно

Те, кто видел мини-погрузчики новой серии, прежде всего отмечают их дизайн, который, по общему признанию, изменился в лучшую сторону. Это как раз тот случай, когда содержание соответствует форме. В стремлении улучшить внешний вид машины разработчики не забыли и об обеспечении безопасности механика-водителя. Цельнометаллическая конструкция кабины из балок импортного профиля с вклеенными стеклами надежно защищает его от падающих предметов и опрокидывания. Кабина представляет собой отдельно собранный узел. Такая конструкция позволяет в будущем устанавливать ее на погрузчики всего модельного ряда без дополнительных доработок, а значит, и затрат.

Изменился и интерьер кабины. Она обладает бо’льшим внутренним пространством и оборудована кондиционером и отопителем. В ее конструкции использованы высококачественные звукопоглощающие и шумозащитные материалы. Контрольно-измерительные приборы, встроенные в пластиковые панели, электрооборудование и внешняя светотехника соответствуют современным требованиям и европейским стандартам.

«Широкое применение комплектующих от ведущих мировых производителей, использование преимуществ внутрикорпоративных связей между предприятиями концерна «Тракторные заводы», высокий уровень организации производства, внедрение инновационных технологий способствуют значительному снижению трудозатрат при изготовлении погрузчика, – говорит главный инженер ОАО «САРЭКС» Сергей Дерябин. – А это позволяет найти оптимальное соотношение цена–качество и повысить конкурентоспособность погрузчиков серии «А». Мы фактически выводим на рынок совершенно новые машины, которые, безусловно, будут пользоваться достаточно высоким спросом и понравятся нашим потребителям».

 

Мини-погрузчики ЧЕТРА МКСМ серии «А» в Краснодарском крае

Одним из итогов участия ОАО «ЧЕТРА – Промышленные машины» в выставке Yug Build, которая прошла в конце февраля в Краснодаре, стала поставка первой партии мини-погрузчиков дилеру на Кубани – компании «Коминвест-АКМТ». Она была осуществлена в рамках специального предложения на многофункциональные коммунально-строительные машины ЧЕТРА МКСМ-800А-1 и их модификации. Согласно ему потребителю предоставляется дополнительная скидка на новую технику. Успех вполне закономерен и был ожидаем. Мини-погрузчики новой серии, выпускающиеся в ОАО «САРЭКС», отличаются от машин предыдущего поколения современным эргономичным дизайном, увеличенным обзором кабины, улучшенными скоростными характеристиками, удобством обслуживания и снижением уровня шумности. Шоу «Танец маленьких лебедей», впервые показанное в программе «Минута славы шагает по стране» в исполнении мини-погрузчиков, на выставке ежедневно собирало десятки зрителей. Также они с интересом наблюдали, как 21-тонный российский бульдозер ЧЕТРА Т11С с гидростатической трансмиссией выполняет филигранные трюки на специальном демонстрационном стенде диаметром менее 5 м.