Всё включено

Сергей Красовский
Любая эксплуатирующая организация или механизированная колонна желает, чтобы стоящая на ее балансе техника была произведена одним заводом: так проще решать вопросы гарантии, обслуживания, текущего и капитального ремонта машин, удается до минимума сократить потери от простоя автомобилей, приобретать новую технику.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Российских заводов, в производственной программе которых имелось бы достаточное количество специальной техники, необходимой для того, чтобы закрыть потребности эксплуатирующей организации, обслуживающей город и прилегающие к нему территории, наберется не много. Среди них молодое, основанное в 2009 г., но динамично развивающееся предприятие Тверской завод коммунального машиностроения. Благодаря современной производственной базе, оснащенному по последнему слову техники конструкторскому отделу и специалистам, следящим за последними тенденциями в мире коммунальной техники, завод за короткий срок освоил производство самых востребованных для городских и дорожных служб спецмашин. И усилил свои позиции на российском рынке, потеснив по некоторым позициям именитых европейских производителей спецтехники, выбрав в партнеры зарубежные компании, обладающие не только передовыми технологиями, но имеющими в своем активе проверенные временем спецнадстройки. Итак, что сегодня предлагает коммунальщикам «ТверьКоммаш»?

Дворницкий квартет

За последние годы методы уборки городских улиц кардинально изменились. Машины, поднимающие в воздух большими вращающимися щетками столбы пыли и обильно поливающие улицы парой расположенных у переднего бампера брандспойтов, можно встретить разве что в российской глубинке. Их место заняли мощные «пылесосы», способные втягивать в свое нутро не только пыль, некрупный мусор, но и пивные бутылки, пакеты, картонные коробки, банки, упаковку – атрибуты прошедших праздничных гуляний. В качестве стратегического партнера в создании своих вакуумных подметально-уборочных машин завод «ТверьКоммаш» выбрал турецкую компанию Erdemli Makina, за плечами которой почти 40-летний опыт проектирования и изготовления данного вида специального оборудования. О качестве, надежности, конкурентной цене установок этой марки лучше всего говорит тот факт, что продукцией фирмы убирают дороги более чем в двадцати странах мира. Тверские конструкторы адаптировали турецкие установки под самые распространенные в России модели шасси грузовиков – КамАЗ-43253 и КамАЗ-53605 – комплектные машины моделей ТКМ-320, ТКМ-321 и ТКМ-322 соответственно. Благодаря техническим возможностям базового шасси машины могут комплектоваться самым разнообразным дополнительным оборудованием: передней моющей рейкой, передним отвалом для расчистки дорог от снега, пистолетом для мойки объектов придорожной инфраструктуры водой под высоким давлением, например, автобусных остановок или дорожных знаков. В списке дополнительного оборудования значатся и такие навески, как система для магнитной уборки дорог и специальное приспособление для очистки рельсового полотна. Без них невозможно содержать в порядке трамвайные пути. Кстати, именно загрязнение рельсов зачастую является причиной схода трамваев. В зависимости от требований эксплуатирующих организаций машины комплектуют бункерами для смета вместимостью от 6 до 8 м3. Установки оборудуют всасывающим шлангом, расположенным в задней ее части. Мощности всасывающей установки хватает, чтобы легко втягивать в шланг даже относительно тяжелые предметы, например, стеклянные пивные бутылки и некрупные камни. Полкирпича поднимет точно! Если на маршруте работы спецмашины находится большое число объектов, требующих периодической мойки, то разумнее выбрать установку, оборудованную водяным баком вместимостью 2200 л. Такого количества воды должно хватить и для того, чтобы после рабочей смены ополоснуть саму машину. Если мыть особо нечего, предпочтительнее остановиться на баке минимальным объемом 1100 л. Словом, главное – сформулировать задачу, а уж требуемая под ее выполнение установка найдется и будет смонтирована на шасси в самый короткий срок. Тверские машины, в отличие от европейских месяцами ждать не надо.

Тем, кто решил обновить парк техники, советуем обратить внимание на спецмашины с двумя всасывающими шахтами, например ТКМ-321Р5, которые позволяют убирать улицы и бульвары с односторонним движением. Возможность пылесосить улицы за один проход оценят организации, обслуживающие спальные районы города. Благодаря тому, что специальные установки машин обладают улучшенной шумоизоляцией, появляется возможность выпускать их на линию в ночные часы, не рискуя вызвать недовольство жителей расположенных рядом с дорогой домов.

Для удобства управления лотковыми щетками и визуального наблюдения за качеством уборки территории автомобили уже в стандартной комплектации имеют видеосистему со смонтированными на корпусе установки камерами и жидкокристаллическим монитором в кабине, на который и передается видеосигнал. Благодаря возможности наблюдать за рабочими органами и корректировать их пространственное положение в режиме реального времени оператор может сметать грязь в зону всасывания из придорожных карманов, качественно очищать зону посадки у остановок общественного транспорта или же доставать мусор из-под разделяющих полосы движения металлических ограждений.

Для эффективной работы техники в ночное время машины комплектуют дополнительной подсветкой рабочих органов. Разумеется, поскольку фонари расположены относительно близко к дорожному полотну, которое может быть влажным от дождя, их изготавливают только в герметичном корпусе.

Отдельного внимания заслуживают машины, предназначенные для обслуживания аэродромов. По сути, это новое, весьма перспективное направление деятельности Тверского завода. Аэродромная техника имеет лотковые щетки с большой площадью охвата и две всасывающие шахты, непосредственно связанные с двумя мощными турбинами, что позволяет эффективно за минимальное время очищать взлетно-посадочные полосы, а их загрузка, как известно, в крупных транспортных узлах очень высока. Воздушные суда взлетают и садятся с минутными интервалами. Любой сбой в этом напряженном графике может привести к сбою всего расписания полетов. Поэтому аэродромная техника должна быть не только надежной, производительной, но и эффективной.

Для эксплуатирующих организаций, не имеющих больших объемов работ или обслуживающих сравнительно небольшие поселения городского типа, подойдут более простые вакуумные подметально-уборочные машины, созданные на базе прицепной техники. В линейке завода «ТверьКоммаш» такой является буксируемая трактором мощностью не менее 45 кВт модель ТКМ-177. С ее помощью можно собрать с проезжей части дорог пыль, листву, мусор, песок, щебень или даже куски асфальта, оставшиеся после ремонтных работ. Разумеется, установка имеет и систему для увлажнения подметаемой поверхности. Как и «старшие» модели «пылесосов», ТКМ-177 оборудована эффективной системой управления процессом уборки из кабины трактора. Для этого ее оснастили тремя видеокамерами. Объема бункера, равного 3 м3, вполне достаточно для того, чтобы не просто пройтись по всем улочкам поселка, но и с помощью всасывающего шланга опорожнить урны на площади перед зданием администрации, у железнодорожного вокзала и на остановках общественного транспорта. Учитывая подчас неудовлетворительное качество дорог в поселках и малых городах, инженеры предусмотрели защиту щеток от повреждения при их столкновении с препятствиями. Такими могут быть торчащие крышки канализационных люков, вздыбившиеся куски асфальтового покрытия.

Сплоченный тандем

Выпускаемая предприятием «ТверьКоммаш» мусоровозная техника представлена двумя базовыми моделями ТКМ-420 и ТКМ-480, которые различаются как техническими характеристиками компакторов, так и автомобильным шасси, на котором базируются. Разумеется, и сферы наиболее эффективного применения техники различные. Так, мусоровоз ТКМ-480 на базе японского шасси Isuzu NQR75 с бункером вместимостью 8 м3 больше подойдет для сбора мусора в городских районах с плотной застройкой, там, где до бака с мусором машина буквально пробирается сквозь заставленные легковыми машинами дворовые проезды.

Вывозить собранный мусор на полигон бытовых отходов небольшими мусоровозами невыгодно. Для этих целей гораздо эффективнее использовать более мощные автомобили с более крепким, приспособленным для движения по дорогам низкого качества шасси. Именно такой машиной является мусоровоз ТКМ-420, собранный на проверенном временем шасси КамАЗ-65115. У него значительно больший объем бункера для мусора – 18 м3, что в 2,25 раза больше, чем на первой модели. Мусоровоз на шасси КамАЗ-65115 может забирать мусор из частного сектора, где график вывоза отходов не такой плотный, как в городе, баки большего объема, а подъезд к ним практически беспрепятственный. Он же покажет высокую эффективность при заборе мусора и отходов с промышленных предприятий.

Однако максимального экономического эффекта можно достичь, если наладить работу мусоровозов в связке. Машины ТКМ-480 подобно пчелам облетают город и свозят собранное на площадку перегрузки, а оттуда более мощные ТКМ-420 доставляют мусор на полигоны твердых бытовых отходов. Но самое важное то, что обе единицы техники эксплуатирующая организация получает из одних рук, от одного производителя, а значит, все вопросы, связанные с гарантией, обслуживанием и ремонтом, решают одни и те же специалисты. Иными словами, простоя техники, который сегодня как никогда сильно бьет по карману перевозчиков и эксплуатирующих организаций, занятых в коммунальной сфере, не будет. И потом, компания, строго выполняющая обязательства перед заказчиком, никогда не потеряет своего места на рынке, что очень важно, так как в сфере сбора, вывоза, переработки и утилизации бытовых отходов сегодня конкуренция особенно высока. Еще бы, данный рынок достаточно емкий и мало подвержен влияниям экономической ситуации. Мусор будет всегда, и его при любых обстоятельствах необходимо вывозить и утилизировать.

Кстати, техника от российского производителя хороша и тем, что в случае поломки, скажем, компактора, от деформации его силовых элементов и до выхода из строя гидравлики, ремонт не займет много времени, а значит, простой машины не нанесет значительных убытков эксплуатирующей организации. А от поломок, увы, никто не застрахован. Так, мусор у нас не сортируют, и часто в баках оказываются фрагменты бетонных блоков и металлических труб, которые туда выбрасывают жильцы, затеявшие перепланировку или капитальный ремонт своего жилища. Учитывая данные особенности российских граждан, кузова компакторов на заводе проектируют и варят с запасом прочности. Более того, при необходимости оперативного ремонта на площадку хранения техники эксплуатирующей организации в короткий срок приедет мобильная заводская ремонтная бригада или «техничка» от ближайшего дилера. Сегодня такой цивилизованный подход в бизнесе называется сопровождением продаж, и по его наличию часто судят о финансовой состоятельности партнера.

Одной из полезных особенностей комплектации тверских мусоровозов является установка устройства подогрева гидравлического масла в приводе. Возможность подготовить технику к работе до выхода ее на линию будет весьма полезна при работе машин в северных регионах России, где столбик термометра нередко опускается ниже минус 30 °С. Учет особенностей эксплуатации техники в конкретном регионе позволяет значительно сократить издержки на ее обслуживание и ремонт.

О нетривиальном подходе к проектированию и изготовлению машин свидетельствует и тот факт, что, в отличие от ряда импортных установок, тверские компакторы варят из листа металла, выдерживающего нагрузки значительно больше, чем возникают при прессовании мусора. Для справки: максимальный коэффициент прессования составляет 1:6 для ТКМ-420 и 1:5 для ТКМ-480. Отметим и то, что металл благодаря качественной окраске современными эмалями и дополнительной антикоррозионной обработке стойко противостоит коррозии. Благодаря современному сварочному оборудованию и высокой квалификации персонала кузова мусоровозов обладают хорошей герметичностью, причем сохраняют ее долгое время – швы не текут! Это позволяет технике работать с влажными отходами, не допуская протекания жидкости при загрузке баков. Это крайне важно, так как действующие относительно «отходного» бизнеса санитарные нормы сегодня очень жесткие. И стоит ли говорить о том, что оборудование мусоровозов имеет режимы прессования, как на лучших импортных образцах: автоматический одиночный, автоматический непрерывный или ручной.

Чистим коммуникации

За период весенних паводков, летних ливней и непрекращающихся осенних дождей в ливневые стоки смываются тысячи тонн песка, которым обрабатывали обледенелые дороги зимой, грунт с обочин и клумб, огромное количество опавшей листвы, прочего бытового мусора, который прошел сквозь решетчатые люки ливневой канализации. Если вовремя не очистить колодцы от накопившегося в них ила, он попадет в коммуникации, сузит их проходное сечение, а итог – подтопление улиц, их проезжей части, размывание дорожного полотна. Для городов с плотным трафиком движения это настоящая катастрофа: выстраиваются многокилометровые пробки или вообще парализуется движение. И для эксплуатирующей организации, отвечающий за район, где возник дорожный коллапс, последствия могут быть самыми плачевными вплоть до полного разорения и банкротства. Поэтому компании, радеющие за свое дело, предпочитают закупать и работать на высокопроизводительной илососной технике. Есть такие машины и у ООО «ТверьКоммаш». Особого внимания заслуживает модель ТКМ-670, собранная на базе автомобиля Ford Cargo 3535D. На шасси грузовика смонтирована вакуумная установка производства турецкой фирмы Katmerciler, стальная цистерна которой (в зависимости от исполнения имеет вместимость от 10 м3) изготовлена из стального листа толщиной 6 мм. Примечательно, что для обеспечения длительного срока службы оборудования – а для данной установки он составляет не менее 15 лет – внутреннюю поверхность цистерны подвергают дробеструйной обработке с последующим нанесением особого полимерного материала, который надежно защищает металл как от механического воздействия всасываемых из колодцев отложений, так и от химического – в ливневые стоки часто попадают нефтепродукты, например топливо и масла. Про ставшие уже притчей во языцех кислотные дожди, образующиеся при взаимодействии выбросов предприятий и атмосферных осадков, умолчим. Бывает, что из-за таких «коктейлей» листва на деревьях желтеет за день. Поскольку установка может комплектоваться вакуумными насосами различной производительности – от 10 000 до 25 000 л/мин, для обеспечения прочности силовой конструкции бочки ее холоднокатаные донца имеют торосферическую форму, а их крепление осуществляется с помощью новейших автоматических сварочных аппаратов. Разумеется, для обеспечения безопасности работы оборудования установка оснащается тремя (!) предохранительными клапанами. Один установлен непосредственно на цистерне, а два других интегрированы в насосную группу. В качестве вакуумного насоса применяются проверенные временем и пользующиеся доверием у коммунальщиков Европы пластинчато-роторные агрегаты итальянской фирмы Battioni. Как показал российский опыт эксплуатации данных насосов, даже несмотря на длительную работу в режиме максимальной мощности агрегаты, имеющие воздушное охлаждение, не перегреваются и сохраняют постоянную мощность всасывания. Все, что требуется от технической службы эксплуатирующей организации, это вовремя менять масло и применять смазки соответствующего уровня качества.

Для случаев, когда иловые отложения долго не убирали и они представляют собой спрессованную массу, которая не по силам даже установке с самым мощным насосом, инженеры ООО «ТверьКоммаш» предлагают дооснастить машину системой размыва иловых отложений. Она включает в себя баки для воды, водяной насос высокого давления, размывочный шланг. С ней очистка любого, даже самого запущенного колодца не станет проблемой. Выгрузка заполненной цистерны традиционно осуществляется самосвальным способом – с помощью гидравлического цилиндра или посредством создания в ней избыточного давления штатным насосом.

Если эксплуатирующая организация придерживается принципа одномарочности автомобильного шасси, то ее выбором может стать илососная машина ТКМ-620, созданная на шасси автомобиля КамАЗ-65115 с установкой Katmerciler. Ее 10-кубовая (!) цистерна оборудована системой раздельного наполнения и слива, а также консольным краном с электрической лебедкой грузоподъемностью 500 кг. С помощью такого крана можно не только поднять намертво прикипевшую крышку канализационного колодца, но и при необходимости достать из него тяжелые предметы, например, бордюрные камни. Как и ТКМ-670, илососная машина ТКМ-620 может комплектоваться вакуумными насосами производительностью от 10 000 до 25 000 л/мин производства таких компаний, как Battioni, Moro, Jurop, а также системой размыва илового осадка, «сердцем» которой является итальянский водяной насос высокого давления Udor. Объем перевозимой технической воды составляет 2 м3. Одной из важных особенностей машины являются раздельные системы наполнения и слива иловых отложений. Такое техническое решение исключает несанкционированный слив осадка из цистерны при внезапном отказе насоса или остановке двигателя базового шасси. Заметим, что ни один из российских конкурентов не выпускает илососную машину на шасси КамАЗ-65115 с бочкой вместимостью 10 м3. На камском шасси КамАЗ-53605 Тверской завод выпускает илососную машину и с бочкой меньшей вместимости. Так, модель ТКМ-621 имеет цистерну на 7 м3. В качестве партнера по спецнадстройке выступает турецкий производитель спецоборудования фирма Katmerciler.