Саранский экскаватор сегодня

Продукция Саранского экскаваторного завода (ОАО «САРЭКС») – навесные экскаваторы – широко известна, а модель ЭО-2621 стала классикой жанра. Но время не стоит на месте, и сегодня «САРЭКС» открывает новую страницу своей истории – производство тракторов и экскаваторов-погрузчиков.
 
 
 
 
 

В ноябре 2008 г. в Саранске открыли производственный комплекс по сборке тракторов тягового класса 2...5 т, в который входят универсальная сборочная линия длиной 120 м и общей площадью 2700 м2, рассчитанная на сборку 10 тыс. тракторов в год, а также современный склад комплектующих общей площадью 2000 м2 и разгрузочная эстакада, позволяющая одновременно производить погрузочно-разгрузочные работы из десяти вагонов.

В проектировании и комплектовании  производства, оснащенного по последнему слову техники, принимала участие немецкая фирма DURR. В цехах светло и чисто, все подчинено жесткому, хорошо отлаженному ритму конвейера. Со склада комплектующие поступают на участок комплектации и затем на сборочный конвейер. Здесь выполняют крупноузловую сборку по постам – монтаж двигателя, агрегатов шасси и трансмиссии, элементов гидросистемы. Затем прокладывают трубопроводы пневмо- и гидросистемы, монтируют ряд других элементов. Собранный трактор заправляют технологическими жидкостями. На следующем посту трактор с технологическим грузом испытывают на работоспособность и герметичность всех систем. Далее расположено еще несколько постов, где устанавливают кабину и оставшееся оборудование. Практически готовую к работе машину направляют на испытательный стенд, там ее проверяют и регулируют развал-схождение колес и тормоза. Отрегулированные машины окрашивают и сушат при температуре 80...90 °С. Покинув сборочный конвейер, каждый трактор проходит обкатку на полигоне в течение 1 ч.

Большое внимание предприятие уделяет качеству. Внедрен жесткий промежуточный, на каждом этапе сборки, и финальный контроль. На каждый трактор заводят карту сборки, в ней рабочие расписываются за выполненную операцию. И если обнаруживается какой-то огрех, виновника найдут без промедления.

Сегодня завод выпускает тракторы МТЗ-1221.2 и МТЗ-826. Колесные  тракторы  класса 130 л.с., к которым относится модель 1221.2, – новинка для российского рынка сельскохозяйственной техники. До недавнего времени потребность в машинах этого класса удовлетворялась в основном за счет импорта, что сельчанам зачастую не по карману. МТЗ-1221.2 как раз представляет собой недорогой вариант, характеризующийся традиционно простой конструкцией, надежностью, производительностью и экономичностью. Заводские службы усовершенствовали эту модель, в частности, установили систему пожаротушения, систему быстрого пуска, по заказу теперь устанавливают кондиционеры.

Сегодня основной упор завод «САРЭКС» делает на производство трактора МТЗ-826, поскольку именно этот класс наиболее востребован российскими аграриями. МТЗ-826 – это модель, призванная заменить в производстве старый добрый МТЗ-82. Новый трактор из того же класса (80 л.с.), но предлагает лучшие потребительские свойства. Одно из основных его достоинств – новый ведущий передний мост с увеличенной несущей способностью и надежностью. Эти качества особенно оценят производители навесного оборудования – погрузчиков и экскаваторов-погрузчиков. Аграриям придется по душе и усовершенствованная задняя гидронавесная система с усиленным навесным устройством. Нельзя сбрасывать со счетов и новый дизайн трактора, широкое применение пластиковых деталей в его наружной облицовке (крыша, капот, крылья). В ближайшее время значительно обновится интерьер трактора, улучшится его эргономичность – будет внедрена новая рулевая колонка, панель приборов, современными материалами отделают кабину.

Не прекращается выпуск экскаваторов и другого навесного оборудования. Более того, традиционная тематика завода выходит на качественно новый уровень. Завод помимо хорошо известных моделей на базе МТЗ-82.1 – экскаваторов-бульдозеров ЭО-2621В-3С и экскаваторов-погрузчиков ЭО-2626С и ЭО-2626А (со смещаемой осью копания) предлагает фронтальный погрузчик ПУ-1 на базе моделей 1221.2 и 826. Не за горами выпуск усовершенствованной модели экскаватора-погрузчика семейства ЭО-2626 на базе МТЗ-826. «САРЭКС» также намерен поставлять базовые тракторы сторонним изготовителям навесного оборудования.

В арсенале конструкторов есть разработка экскаватора-погрузчика на собственном специальном шасси. В отличие от классического пропашного трактора с механической трансмиссией и малой транспортной скоростью, а также ненужным для экскаватора или погрузчика количеством передач, он оснащен гидродинамической трансмиссией с бесступенчатым регулированием скорости. Его  скорость вдвое  превышает скорость обычного трактора. В конструкции применены импортные агрегаты – двигатель Cummins и трансмиссия Carraro. Просторная, комфортабельная кабина собственного производства. Уже сегодня завод может наладить выпуск таких экскаваторов-погрузчиков, однако старт сдерживается неготовностью производства кабин – самого дорогого и сложного элемента. Руководство предприятия намерено в следующем году приступить к выпуску экскаваторов-погрузчиков на специальном шасси. По мнению руководства предприятия, саранские машины будут стоить вдвое дешевле зарубежных аналогов, не уступая им по характеристикам.

Изготовление техники для строителей и коммунальщиков не единственное направление в производстве навесного оборудования. Начиная с 1998 г. завод выпускает почвообрабатывающие агрегаты, а в связи с освоением производства сельхозтракторов тематика навесного оборудования для возделывания почвы становится еще более актуальной.

Руководство предприятия, выполнив главную задачу – наладив конвейерную сборку тракторов, взялось за коренную реконструкцию  производства навесного оборудования. В конце этого  – начале следующего года старый производственный комплекс должен заработать на новый лад. Полностью будет проведена реконструкция производственных зданий, все морально и физически устаревшее производственно-технологическое оборудование заменят новым. Благодаря современным универсальным высокопроизводительным обрабатывающим центрам удастся значительно повысить производительность  труда, еще больше повысить качество продукции, а освободившиеся площади использовать более эффективно. Проектная мощность нового комплекса составит 2000...2500 экскаваторов и погрузчиков в год.

В тракторном производстве завод намерен увеличить степень локализации, не ввозить из Белоруссии те компоненты, которые могут выпускать российские предприятия. Это позволит снизить себестоимость тракторов и получить свободу выбора поставщиков комплектующих.

Популярность  продукции марки «САРЭКС» давно вышла за пределы Мордовии благодаря ее высокому качеству, динамично развивающейся сервисной службе и постоянному совершенствованию форм сбыта техники для упрощения процедуры ее приобретения.