110 лет – совсем не старость!

С. Протасов

110-летний юбилей

TATRA отметила 110 лет со дня выпуска первого автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, который назывался Prаsident (1897 г.). Следует заметить, что история самого предприятия началась задолго до этого дня и И. Шустала, основатель фабрики карет и бричек в городе Копрживнице (Северная Моравия), к сожалению, не дожил до исполнения своей давней мечты. В те годы автомобили с ДВС брались выпускать многие компании, но большинство из них помнят теперь только знатоки автомобильной истории. А TATRA живет и успешно работает, и в этом я вижу воплощение замечательного духа чешского народа, трудолюбивого и упорного.

Знаменитая «труба»

Уже в 1898 г. из ворот завода вышел грузовик, способный перевозить 1,5 т полезного груза: TATRA сразу же взяла направление на выпуск большегрузных машин. Кстати, само название TATRA появилось в 1918-м, когда на развалинах Австро-Венгерской империи образовалась независимая Чехословакия и прежнее немецкое название завода поменяли на символическое чешское. Однако уникальная концепция чешских автомобилей родилась не сразу.

Первые машины имели распространенную рамную конструкцию шасси, а в 1923 г. инженер Г. Ледвинка сформировал так называемую «татровскую» концепцию, с которой автомобилям TATRA суждено было существовать долгие десятилетия до настоящего времени. Возможно, определенную роль здесь сыграло «каретное» прошлое предприятия – хребтовая рама, или одинарная несущая круглая балка, известна в конструкции карет не одно столетие. И неудивительно, что автомобили, ведущие происхождение от карет, унаследовали от «предков» многие элементы конструкции. Некоторые пытались применить хребтовую раму и на автомобилях, но до настоящего времени дожила и успешно работает только «татровская» конструкция.

Копия первого автомобиля Prаsident с двигателем внутреннего сгорания, изготовленного на заводе в 1897 году

Не будем подробно описывать все технические тонкости – о них рассказывалось неоднократно. Качающиеся независимые полуоси передают значительно меньшие колебания и скручивающие нагрузки на несущую структуру и надстройку, обеспечивают превосходный контакт колес с грунтом и проходимость, а также управляемость и устойчивость автомобиля при движении по пересеченной местности – это огромные преимущества! в состав «татровской» концепции также неизменно входит двигатель с воздушным охлаждением. Конструкция избавлена от элементов системы охлаждения, упрощается ремонт цилиндропоршневой группы. К тому же разборный коленчатый вал «татровских» двигателей опирается на подшипники качения, что значительно упрощает его ремонт и увеличивает надежность и срок службы. Вот основа прославленной надежности и простоты машин TATRA.

Переходный период

В «социалистические» времена у фирмы TATRA практически не было конкурентов на российском рынке, куда шла значительная часть продукции завода: ежегодно в Копрживнице выпускали до 15 тысяч автомобилей. Деловито урчащие грузовики и самосвалы были привычными на улицах и стройках Советского Союза. Водители ценили их за простоту, надежность, отличную проходимость и неприхотливость.

На этом автомобиле в 2001 г. С. Матейовский выиграл чемпионат Европы
по кольцевым гонкам

После «бархатной революции» в Чехии завод приобрела глобальная корпорация Terex. Однако «владычество» Terex продолжалось недолго, и никакой пользы этот альянс предприятию не принес. В 2006 г. корпорация продала TATRA, как было заявлено, «группе чешских и американских бизнесменов», предварительно реструктурировав предприятие (из его состава вывели ряд вспомогательных производств, например литейное) и распродав принадлежащие заводу, но не занятые цехами окрестные участки земли.

Чем же теперь живет славная TATRA?

Современное состояние

Завод продолжает поставлять автомобили в Россию, главным образом, нефтегазовым предприятиям Заполярья. За I полугодие 2007 г. в Россию поставлены 321 автомобиль и 38 словацких экскаваторов UDS на шасси TATRA. На этот год планируется продать в России около 650 машин.

Наиболее популярен у российских потребителей 17-тонный самосвал TATRA 815-250S01 66.2 230 – доля этих машин составляет 60% всего объема поставок, и прекращать его выпуск завод не собирается, пока будет спрос. На втором месте – 4-осный седельный тягач TATRA T815-290N9T 88.1R 300.
Всего завод произвел за указанный период 1057 автомобилей – на 75% больше, чем год назад. За этот год планируется собрать 2500 ед.

Самосвал с односторонней разгрузкой мод. 230S25/341 88 (Euro 4)

Кроме России автомобили TATRA поставляют на чешский и словацкий рынки, в индийские вооруженные силы, причем в Индии открыто два завода по сборке автомобилей этой марки, в нефтегазовый комплекс Австралии, а также пожарной службе США. Немалые надежды возлагает руководство компании и на поставки шасси TATRA военно-морскому ведомству США – ведутся переговоры о сборке грузовиков на базе этих шасси. Новые хозяева стремятся расширять производство – только в этом году в развитие вложено 28 млн. USD, такой же объем инвестиций планируется и на будущий год. Увеличивается число рабочих мест, за последнее время принято 500 новых работников и прием продолжается. Зарплата работников TATRA – самая высокая в регионе. Все это свидетельствует о хорошем состоянии предприятия.

Проблемы и решения

А у кого из автомобилестроителей их нет? Важно, насколько успешно их решают. Итак, назовем некоторые из трудностей, стоящих перед «татроваками» (так по традиции называют работников завода TATRA).

Специфическая конструкция TATRA – это основа ее преимуществ, но и источник проблем. Уникальная конструкция предполагает довольно узкий сектор применения этих автомобилей: экстремальные условия «на грани возможного». А вследствие этого:

На заводе изготавливают новейшие 8-цилиндровые двигатели серии D, соответствующие нормам Euro 4, и старые 12-цилиндровые модели

• небольшой объем выпуска, а значит, удорожание автомобиля;

• специфичность агрегатов: на автомобиль с хребтовой рамой невозможно поставить коробку передач, главную передачу, раздаточную коробку от обычного, «рамного» автомобиля. Завод не может закупать КП и мосты на стороне, как многие автомобилестроительные предприятия, и вынужден производить (и разрабатывать!) эти агрегаты самостоятельно. Конечно, при небольших объемах выпуска это удорожает автомобили;

• хребтовая «труба», несущая всю нагрузку, изготавливается из дорогой высокопрочной стали и к тому же имеет немалую массу. На «трубу» часто устанавливают обычную раму для размещения надстройки, что увеличивает собственную массу автомобиля. В экстремальных условиях такая конструкция оправданна – она обеспечивает исключительную прочность и надежность автомобиля, однако в более легких, обычных условиях автомобиль теряет конкурентные преимущества перед более слабыми, но менее тяжелыми грузовиками обычной рамной конструкции;

Обеспечить подогрев такого самосвального кузова – задача нелегкая!

• поскольку сектор применения автомобилей TATRA весьма специфичен, у завода множество клиентов, каждый из которых закупает не очень большое количество машин. Однако каждый заказчик выдвигает свои, особые требования, будь то сибирские газовики, индийские военные, американские пожарные или австралийские нефтяники. И все эти бесчисленные требования удовлетворяются инженерами предприятия. Разрабатываются все новые и новые модели, модификации и варианты, новые агрегаты и узлы. Гигантский объем работ приходится на каждого из 60 заводских конструкторов, 40 испытателей и 240 технологов, и столь же велика их квалификация, преданность делу!

Вместе с тем многочисленные разработки требуют немалых средств, и это удорожает продукцию. На предприятии постоянно разрабатываются новые технические решения. Например, для увеличения грузоподъемности мостов с 11,5 до 15 т разработана оригинальная пневморессорная подвеска King Frame. Среди технических проблем и подготовка двигателей, отвечающих нормам Euro 4, 5 и 6. А двигатель с воздушным охлаждением и механическим ТНВД привести в соответствие с этими жесткими нормами – задача очень и очень непростая! Впрочем, чешские инженеры с ней справляются, о чем не устают с гордостью нам заявлять. Двигатели Euro 4 уже в производстве.

Разборный коленчатый вал на роликовых подшипниках – исключительно надежная и ремонтопригодная конструкция!

Поскольку применение технологии рециркуляции отработавших газов (EGR в английской аббревиатуре) потребовало бы полной переработки конструкции двигателя, т. е. значительных затрат, в качестве средства достижения норм избрана технология SCR – избирательная каталитическая нейтрализация, предусматривающая впрыск в отработавшие газы перед каталитическим нейтрализатором реагента AdBlue, водного раствора мочевины. Однако использование реагента AdBlue также создает немалые сложности.

Во-первых примерно на 50 °С снижается температура отработавших газов после выхода из каталитического нейтрализатора, и это делает обогрев кузова, мягко говоря, весьма проблематичным. Для работы в условиях Юга и Средней полосы России это не проблема, но для Сибири это серьезная трудность. К слову, эта же проблема стоит и перед всеми остальными автомобильными фирмами, поставляющими самосвалы на наши «север», и кардинального решения пока не предложил никто! А времени для решения остается не так уж много – нормы Euro 4 должны быть введены в России с 2010 г. Во-вторых, система SCR, состоящая из бачка с жидким реагентом, насоса, трубок и форсунки, должна подогреваться, иначе водный раствор мочевины замерзнет. Конструкторы TATRA разработали подогреватель для бачка, по которому циркулирует моторное масло, однако неизвестно, что произойдет, когда автомобиль остановят на ночлег в студеную сибирскую ночь.

Для индийских военных собирают 5-осные автомобили

И достаточно ли будет нагрева в бачке для того, чтобы мочевина не замерзла в тонких шлангах системы? По словам заводских специалистов, система SCR прошла успешные испытания в морозильных камерах при температурах до –20 °С и готовятся ее эксплуатационные испытания в условиях сибирской зимы.

Инженеры TATRA ведут поиск покрытий кузова, препятствующих налипанию грунта, рассматривают возможность применения автономных обогревателей кузова.

110 лет – немалый срок для фирмы. За эти годы TATRA преодолела многие трудности. Разумеется, фирма решит и эти проблемы, и надеюсь, что и 200-летний юбилей TATRA будет не последним!