СТЛ-2007. Логистика из первых рук

В. Антонов, гл. редактор журнала "Склад и Техника"

В этом году ежегодная выставка «Склад. Транспорт. Логистика» достигла рекордных масштабов: на площади примерно 5600 м2 (нетто) технику и оборудование лучших мировых производителей, услуги и решения представили около 240 участников из 24 стран мира.

Рынок напольного транспорта в России растет значительно быстрей, чем другие сегменты. Отечественные предприятия, где выпускают в общей сложности всего около 1,5...2 тыс. вилочных погрузчиков в год, не могут покрыть растущий спрос (другие виды напольного транспорта у нас в стране до сих пор вообще не производят), и потребности в этой технике удовлетворяются за счет импорта. Только в прошлом году в нашу страну импортировано 16,8 тыс. ед. напольного транспорта, что на 42% больше, чем в 2005 г. По-прежнему наиболее популярны дизельные вилочные погрузчики (объем импорта – около 10 тыс. ед.), что обусловлено в первую очередь подъемом отечественной промышленности. В 2006 г. особенно вырос спрос на недорогое оборудование с управлением с помощью поворотной рукоятки (объем продаж около 3 тыс. ед., рост по сравнению с 2005 г. – 30%). Все это заставляет мировых производителей активизировать свою деятельность в России, а для многих выход и расширение продаж на нашем рынке становятся не менее актуальной задачей, чем работа в Китае.

А теперь коротко о нескольких совершенно уникальных, на наш взгляд, моделях. Компания «КС-погрузчик» (Москва) впервые привезла в Россию узкопроходные погрузчики фирмы Landoll с шарнирно-сочлененным грузоподъемником. Этот североамериканский производитель специализируется и является безусловным мировым лидером в разработке и производстве подобных машин.

В модельном ряду фирмы три серии погрузчиков – Bendi, Drexel SwingMast и Drexel EX грузоподъемностью (г/п) 1136...5455 кг и с высотой подъема 5,5...11 м. Погрузчики оснащены электродвигателями или двигателями внутреннего сгорания и трех- или четырехсекционными грузоподъемными мачтами. Это оборудование достаточно специфическое, мало известное в России (в прошлом году на «СТЛ» только одну подобную модель фирмы Manitou демонстрировала компания CVH), и пока не вполне понятно, будет ли оно пользоваться здесь спросом.

Французская компания Manitou (стенд CVH) в этот раз была представлена как никогда широко и самыми разнообразными моделями. Этот производитель известен телескопическими погрузчиками и коленчатыми подъемниками, которые в последнее время подверглись значительным усовершенствованиям. Помимо этой техники, а также внутрискладского подъемно-транспортного оборудования были представлены весьма оригинальные устройства Manitou – самый маленький в мире телескопический трехопорный погрузчик Twisco и многоходовой погрузчик TMT 2520 с телескопической стрелой. Внимание гостей выставки привлекал и тяжелый вилочный погрузчик Manitou MI 70H, оснащенный автоматически откидывающейся кабиной.

Технику марки Linde (Германия) представляла компания Liftec. Огромный диапазон оборудования знаменитого производителя пополнила еще одна уникальная серия моделей – самоходные электроштабелеры с площадкой для оператора (откидной или стационарной с ограждением) и штабелеры для обработки одновременно двух паллет. Машины оснащены системами автоматического снижения скорости в поворотах, автоторможения при отпускании клавиши движения, имеют отличный обзор зоны обработки груза благодаря широкой мачте. В модельном ряду новых устройств 10 моделей.

Не менее широкий диапазон напольного транспорта других мировых лидеров представили их российские партнеры. Бренды Jungheinrich (объединенный стенд Jungheinrich Lift Truck и «Складские технологии и логистика»), Mitsubichi (стенд компании «4к»), STILL (объединенный стенд компаний «Штилл Форклифттракс», «Склад-Интерьер», «Кэйси»), Hyster («Цеппелин Русланд»), Crown («ТФН-сервис»), BT («БТ Москва»), OM Pimespo, Atlet очень популярны в России. Полная смена российских дилеров последней компании стала, вероятно, самым громким событием на рынке и достаточно неожиданным для многих его участников. В этом году технику Atlet можно было видеть на стендах фирмы «НТК Форклифт» и компании Utex, входящей в группу «Сервис Плюс», более известной как разработчик IT-решений.

Интересной новостью стала и презентация фирмы «Мобилтех» в качестве нового российского дилера известного южнокорейского производителя Clark, которая в этом году также стала предлагать большой модельный ряд складской техники. Заметно выросла активность итальянской компании OM Pimespo, впервые совместно со своими дилерами «Тракресурс», «Томми.ру», «РусТранс» представившей в нашей стране такую внушительную и эффектную экспозицию своего оборудования. Эти факты свидетельствуют о том, что подъем российской экономики вызвал не только значительный количественный рост продаж техники, но и сопровождается серьезными изменениями структуры рынка напольного транспорта, в том числе и состава его игроков.

Компания «Универсал-Спецтехника», лидер российского рынка вилочных погрузчиков с двигателем внутреннего сгорания, предлагает много брендов, но больше известна как эксклюзивный дистрибьютор вилочных погрузчиков Komatsu. На ее стенде был представлен в основном напольный транспорт именно этой марки: электро- и автопогрузчики Komatsu AM50 и Komatsu ВХ50, электротележка Komatsu MWP-1R, электроштабелер Komatsu MWP20F-1R. «Универсал-Спецтехника» – одна из немногих компаний, которая осуществляет поставки с собственного склада в Москве тяжелых вилочных погрузчиков. Здесь же демонстрировалась и продукция отечественного производства – трехножничный электрогидравлический подъемный стол г/п 0,5 т с высотой подъема 4,1 м завода «Транспрогресс».

Еще двух известных производителей из Японии представляли фирмы «СоюзКомплектавтоТранс» и «Великан-Рустрактор» – бренд ТСМ и «Бизнес Кар» – Toyota. На стенде «СоюзКомплектАвтоТранс» гости выставки также могли видеть предназначенный для перевозки длинномерных грузов многоходовой погрузчик ирландской компании Combilift, ведущего мирового изготовителя этой техники.

Со складской техникой Rocla (Финляндия) и вилочными погрузчиками Caterpillar (США) посетителей знакомила компания «Севко». Основным экспонатом стенда, безусловно, был ричтрак (штабелер с выдвижной мачтой), оснащенный новейшей оригинальной грузоподъемной мачтой Humanic. В настоящее время Rocla обновляет всю линейку штабелеров, полностью переводя их на переменный ток, а в начале следующего года компания предполагает вывести на российский рынок полностью автоматизированный напольный транспорт (робокары), серийный выпуск которых начала недавно. Подобные решения широко используются во всем мире, например, на предприятиях таких известных компаний, как Nestl, BMW, Volvo, Skania, и теперь будут доступны российским потребителям.

На наш рынок активно приходит погрузочная техника из Китая, качество которой из года в год растет. Компания «ФорклифтСервис» (Москва), постоянный участник «СТЛ» и эксклюзивный дистрибьютор техники Heli в России, презентовала новую серию погрузчиков Green, соответствующих нормам Еurо 2. Пока в продажу поступили модели г/п 2,5...3,5 т, но уже в 2008 г. планируется наладить выпуск погрузчиков Green г/п 1,5...5 т. Новинки комплектуются дизелями Kubota V2403 и имеют в своей конструкции целый ряд инноваций. Блок предохранителей и реле управления объединен в одном корпусе, что делает его более надежным. Гидроусилитель рулевого управления смещен вверх и встроен в рулевую колонку, это облегчает доступ к нему. Диаметр рулевого колеса уменьшен, а рулевая колонка имеет больший угол регулировки наклона. Эргономика рабочего места оператора стала лучше: увеличены высота и объем кабины. Новая приборная панель оснащена ЖК-дисплеем и индикаторами состояния погрузчика. На качественно иной уровень выведен дизайн погрузчика. Форма моделей Green стала более обтекаемой, острые углы на решетке ограждения и мачте сглажены. Противовес приобрел более округлую форму, а цветовая гамма моделей с оранжево-серой сменилась более яркой красно-синей.

Недавно на наш рынок активно вышел еще один лидер китайского, а с недавних пор и мирового рынка напольного транспорта компания Hangcha (HC). Надежные, простые в использовании и обслуживании вилочные погрузчика этой марки на выставке представляла фирма «НТК Форклифт». Кроме этих брендов в экспозиции были представлены и другие китайские марки – LiuGong (стенд «АТТ-Специал»), Dalian («Тракресурс»), Jac («Еврокара плюс»).

Оборудование для внутрискладской обработки грузов китайского производства продемонстрировала компания «Складское оборудование». Фирма предлагает широкий ассортимент техники нового для российского рынка складской техники производителя – Ningbo Ruyi – от гидравлических тележек до штабелеров с выдвижной мачтой. Новинками экспозиции стали ричтраки серии CQD (г/п 1000, 1500 и 2000 кг с высотой подъема до 7,4 м). Все модели оснащены кареткой смещения вил и укомплектованы тяговыми аккумуляторами повышенной мощности, позволяющими отработать без подзарядки 10-часовую смену. Особого внимания заслуживают гидравлические тележки BF, также представленные в экспозиции. Гидравлический насос этих моделей очень надежен и рассчитан более чем на 60 тыс. циклов подъема-опускания. Все тележки укомплектованы полиуретановыми роликами и колесами с дисками из черного металла, что позволило максимально увеличить их ресурс.

Болгарская погрузочная техника хорошо известна в России. В последнее время ситуация в этом сегменте изменилась коренным образом. Если раньше 90% рынка болгарских вилочных погрузчиков занимали подержанные машины, то теперь практически все проданные погрузчики новые. Уже многие годы позиции болгарских производителей на «СТЛ» защищает постоянный участник выставки фирма Dimex. Одной из наиболее сильных позиций Dimex являются электропогрузчики E12 и Е16 г/п 1,2 и 1,6 т, оснащенные импульсной сиcтемой управления Curtis, которые являются достойной альтернативой более дорогим «японцам» и «китайцам».

Стенд компании «Универсал-Спецтехника», лидера российского рынка вилочных погрузчиков с двигателем внутреннего сгорания

Тем более что запчасти к болгарским машинам, их техобслуживание и ремонт значительно дешевле, да и сроки поставки комплектующих меньше. В 2007 г. эти модели значительно модернизированы, в них заменены некоторые основные узлы и агрегаты. Большой популярностью пользуются тяжелые дизельные погрузчики Dimex D40 и D50. С мая этого года 5-тонники марки Dimex оснащают двигателями Perkins. К Новому году ожидается также совершенно новая комплектация малотоннажной модели D16 с дизельным двигателем.

Среди новых моделей фирмы «Балканкар» (Болгария) помимо электропогрузчиков был представлен ричтрак EPP 16 г/п 1600 кг.

Cтенд ГК «Волжский Погрузчик» на «СТЛ-2007» был одним из наиболее оригинально оформленных и пользовался большой популярностью. На заводе в Нижнем Новгороде организована сборка погрузчиков VP по лицензии тайваньской компании Tailift, и руководители предприятия решили в буквальном смысле продемонстрировать в экспозиции, как осуществляется «производство» этих машин.

Четыре поста настоящего конвейера позволили посетителям получить общее представление о процессе сборки, подробно рассмотреть детали и узлы машин. К сожалению, других отечественных производителей погрузочной техники на «СТЛ-2007» было мало. И все же особо отмечу два предприятия – Группу ГАЗ, показавшую на своем стенде новую модель 7-тонного вилочного погрузчика ВП-07, и производителя платформенных электротележек ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод».

5 октября деловая программа выставки завершилась подведением итогов международного конкурса «Лучшие машины и оборудование для склада». Гран-при получила компания CVH, представившая индустриальный вилочный погрузчик Manitou MI 70H. Золотых медалей конкурса удостоены компания «СоюзКомплектАвтоТранс» за два из трех представленных на выставке образцов моделей японской компании TCM – электропогрузчики FTB 16-7 и FD 18T 13, а также ООО «ТД «Волжский Погрузчик» за образец вилочного погрузчика VP D35 H. Эту машину хотелось бы отметить особо, поскольку она создана отечественными инженерами при участии специалистов компаний Linde и Kubota. Напомним, что модель г/п 3,5 т оснащена гидростатической трансмиссией Linde с бесступенчатым приводом ведущего моста, дизелем Kubota V3300 и компонентами рабочей гидравлики Bosch Rexroth. Недавно VP D35 H прошел ряд тяжелых испытаний на крупнейших производственных предприятиях России и получил отличные отзывы. Обладателями серебряных медалей стали ООО «СоюзКомплектАвтоТранс» за многоходовой электропогрузчик Combilift C3000 и ОАО ООМЗ «Транспрогресс» за подъемный стол 3СП500А.