Газовая атака на автопром (ч. 1)

Александр Еремцов

По данным официальной статистики, автомобильный парк Москвы насчитывает более трех миллионов машин, которые ежегодно потребляют не менее 4 млн. тонн бензина и дизельного топлива. Ситуация усугубляется тем, что у трети эксплуатируемого транспорта срок службы превышает 10 лет и, как следствие, все они не отвечают экологическим требованиям.

Суммарный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу города в прошлом году составил более 1 млн. т, из которых на долю промышленности пришлось только 18% загрязнений, а все остальное – «на совести» автомобильного транспорта, а вернее, тех, кто производит такую технику, и тех, кто ее эксплуатирует. Одним из основных путей снижения негативного влияния автотранспорта на экологию города и здоровье населения может стать использование альтернативных экологически более чистых видов моторного топлива и источников энергии. Климатические особенности региона, в котором расположена Москва, обусловливают пониженную способность к самовосстановлению водных объектов, почвы, зеленых насаждений, а потому задачу применения альтернативных видов топлива надо решать сейчас.

Уже второе столетие «нефтяная» цивилизация бездумно расходует запасы нефти и угля, которые планета Земля создавала миллионы лет, и помимо экологических проблем возник и дефицит ресурсов – в ближайшие годы нас ожидает энергетический голод. Зарубежные аналитики говорят о сроке 10...15 лет, оптимисты отодвигают закат «нефтяной» цивилизации на 50-летний рубеж.

Эта нерадостная перспектива заставляет искать альтернативные виды энергоносителей. Возможно, будущее – за водородным топливом, но весьма отдаленное будущее, а переходным этапом к водороду может стать газовое топливо и его производные, включая диметиловый эфир и синтетическое дизельное топливо. Следующие 100...200 лет могут стать «газовой» цивилизацией, поскольку газ станет активно использоваться помимо коммунальной сферы и в качестве топлива для автомобильного транспорта. Чтобы осуществить этот переход, необходим комплекс мер. Причем нужны очень четкие экономические показатели, подтверждающие преимущества новых систем. К этому нужно добавить, как это делают страны Европейского Союза, политические решения, которые заставляют, принимая стандарты Еurо 3...6, обращать внимание на необходимость выработки экологически дружественных видов топлива.

Пока в России не заработает принцип «загрязнитель платит», дело с мертвой точки, по всей видимости, не сдвинется. Производители автомобилей и нефтедобытчики получают колоссальную прибыль, не неся никакой ответственности за экологию. Но это только в России. Европейские и американские компании тратят сотни миллионов долларов на разработку новых технологий в области альтернативного топлива.

В нашей стране, где очень сильно лоббирование интересов нефтяных и машиностроительных компаний, мы пока не придумали, как заставить платить за загрязнение окружающей среды. Льготы или субвенции на федеральном уровне в области использования альтернативных видов топлива ограничиваются лишь законом о том, что стоимость природного газа не может превышать 50% стоимости «76-го» бензина. И понятно, что этого недостаточно, чтобы стимулировать переход на альтернативное топливо.

Мы отстаем. Во многих странах уже развернута система мер по стимулированию строительства заправочной инфраструктуры альтернативного топлива. Honda, Тоyota, Volkswagen, Volvо серийно выпускают автомобили, работающие на природном газе. В России срочно нужен закон, по которому на федеральном уровне предоставлялись бы льготы предприятиям и организациям, осуществляющим перевод своего автопарка на экологически более чистое топливо. Такие же льготы, а возможно, и еще большие нужны производителям альтернативных видов топлива.

Московское правительство для нужд городского транспорта сейчас закупает машины с нормами Euro 2 и Euro 3. В соответствии с федеральным законом «О техническом регулировании» в России разработан технический регламент, которым устанавливаются жесткие требования к экологическим параметрам автомобилей и вводятся экологические классы автомобилей от 0 до 5. Эти классы соответствуют международным экологическим нормам, а технический регламент прошел все технические согласования и находится на подписи в Правительстве РФ. Если он будет подписан, его действие автомобилисты почувствуют незамедлительно.

Цель регламента – ликвидировать экологическое отставание от ведущих зарубежных стран. Вводятся обязательные для автомобильной техники нормы Euro 2, т. е. через 6 месяцев после опубликования технического регламента все автомобили, производимые в Российской Федерации, должны будут соответствовать этому стандарту. Euro 3 вводится для новых автомобилей с 1 января 2006 г. и для всех автомобилей – с 1 января 2008 г. Euro 4 будут действовать с 1 января 2008 г. для вновь выпускаемых и с 1 января 2010 г. для всех исправных автотранспортных средств. Сложнее всего дело обстоит со стандартом Euro 5: каким требованиям он будет соответствовать, не знает пока никто, но достоверно известно, что вводиться норматив будет в 2012 г., с 1 января 2012 г. – для новой техники и с 1 января 2014 г. – для всех автомобилей, производимых в России.

Сейчас перед московским правительством стоят три главные задачи, и их озвучил Ю.М. Лужков на Международной конференции «Альтернативные источники энергии для транспорта и энергетики больших городов», прошедшей весной 2005 г. Прежде всего в Москве ужесточается контроль качества моторного топлива, условий его хранения, транспортировки и заправки. Очень медленно, но начинает работать городской закон об ответственности за реализацию моторного топлива, не удовлетворяющего экологическим требованиям. Теперь за продажу топлива сомнительного качества взимается штраф 200 тыс. руб.

Городской транспорт постепенно переводят на альтернативные виды топлива, в первую очередь пропан-бутан. Число личных автомобилей, а также грузовых автомобилей и маршрутных такси, эксплуатирующихся в Москве на сжиженном пропан-бутане, достигло 112 тыс. ед., их заправку обеспечивают 27 городских станций. Тем не менее перспективы применения этого газа ограничены.

В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 05.02.2003 № 166-РП Департаментом транспорта и связи организованы работы по переводу на компримированный природный газ 300 автобусов Московского автобусного парка № 11 ГУП «Мосгортранс» – в июне первые 15 «газовых» машин 11-го парка вышли на улицы города. К концу года число автобусов, работающих на природном топливе, составит 60 ед. По завершении работ по переводу автобусов 11-го парка на природный газ будет принято решение о расширении его использования на пассажирском транспорте.

Перспективы применения в качестве топлива метана тоже не радуют, так как с трудом обеспечивается бензиновый эквивалент, к тому же требуется оборудование и емкости высокого давления, чтобы компримировать метан, создавать обширную сеть заправок не только в черте города, но и за его пределами. Метан относится к числу криогенных газов, и этим все сказано.

(Продолжение следует)