БКМ – нужная часть «строительного интерьера»
При необходимости выполнения специальных работ, связанных с перемещением в условиях бездорожья, традиционно используют тракторы, как колесные, так и гусеничные. И поскольку бурить землю для разных целей приходится зачастую в самых неудобных для этого местах, повсеместно широко применяют буровые (БМ) и бурильно-крановые (БКМ) машины на базе тракторных шасси.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Ассортимент отечественных буровых установок на тракторной базе достаточно широкий. Прежде всего это машины коммунального назначения, техника для рытья лунок под саженцы деревьев или машины для бурения скважин и установки опор линий электропередачи, но значительная часть тракторной буровой техники ориентирована на промышленное применение, используется для поисково-разведочного бурения и т. д. Ведущим российским предприятием в области создания буровых машин на тракторных шасси, в значительной мере на базе белорусских тракторов, является ОАО «Стройдормаш» (г. Алапаевск). Продукция «Стройдормаша» – это более двух десятков машин, широко и традиционно используемых при строительстве и ремонте линий элетропередачи, связи, обустройстве свайных фундаментов, строительстве сооружений промышленного и гражданского строительства, ориентированных в основном на небольшую глубину бурения, от 3 до 5 м. В качестве бурового инструмента в них используются лопастные буры с гидравлическим либо механическим приводом. Одна из наиболее продаваемых машин – модель БКМ-205Д на шасси колесного трактора «Беларус-82П». Она работает с бурами диаметром от 0,36 до 0,8 м, конструкцией предусмотрено выполнение прогрессивного наклонного бурения с углом наклона оси скважины к горизонту в диапазоне от 60 до 102°. Глубина бурения составляет от 2 до 3 м в зависимости от исполнения машины. Надо сказать, что ОАО «Амкодор» в 2007 г. модернизировало эту модель и выпустило свою – «Амкодор-25». Новая модель имеет привод от вала отбора мощности (ВОМ), передающий через двухскоростную реверсивную коробку передач, а потом через карданный вал вращение к так называемому вращателю и от него к буровой штанге. В КП имеется гидравлически управляемая фрикционная дисковая муфта, этого в БКМ-205 нет. С помощью гидромотора приводится в движение лебедка кранового механизма г/п 1,4 т. По желанию заказчика «Амкодор-25» могут укомплектовать быстросменными навесными агрегатами к фронтальному погрузочному оборудованию. На базе того же трактора «Беларус-82П» белорусское предприятие «Дорэлектромаш» разработало и выпускает машину ДЭМ-112, хорошо зарекомендовавшую себя в коммунальной сфере. Используя в качестве привода буровой части ВОМ, ДЭМ-112 бурит скважины на глубину до 1,3 м и диаметром от 0,2 до 0,35 м в зависимости от используемых буров, набор которых входит в комплектацию машины. Популярна у потребителей модель «Стройдормаша» БКМ-321 на базе более мощного колесного трактора ХТЗ Т-150. Привод буровой установки гидравлический. Бурение осуществляется лопастными бурами диаметром от 0,25 до 0,8 м на глубину до 3 м. Из моделей «Стройдормаша», в которых использована в качестве базы гусеничная техника, широко применяется буровая машина БМ-333 на базе трактора Т-10М.0111-1. Сфера применения – бурение скважин в грунтах с I по IV категорию для установки опор линий электропередачи и линий связи, столбов различных ограждений, свай в фундаменты на строительных объектах. Привод вращения и подачи бурового инструмента гидравлический, основной используемый буровой инструмент – лопастной бур диаметром 0,36…0,8 м, глубина бурения – до 3 м. В качестве дополнительного оборудования на БМ-333 для удобства монтажных работ может устанавливаться лебедка г/п до 2 т. Практически такие же характеристики у хорошо известной в стране гусеничной машины БМ-308А на базе трактора ЧТЗ ДТ-75, но в БМ-308А есть функция наклонного бурения с углом бурения от 60 до 100° Примечательно, что модульная конструкция бурового оборудования этих машин позволяет оперативно как устанавливать, так и снимать буровую установку с базового шасси. Ямобуры БКМ-531 на шасси петрозаводского трактора ТЛТ-100 и БМ-534 на базе трелевочного трактора ТТ-4М в качестве привода бурового инструмента используют гидромотор, что позволяет стандартным лопастным буром диаметром от 0,36 до 0,8 м бурить скважины глубиной до 5 м, причем возможно бурение и вертикальных, и наклонных скважин с углом бурения 80…95°. Модели комплектуют крановым оборудованием г/п до 2 т, а грузовой крюк может подниматься на высоту до 8 м. Основные характеристики модели БКМ-541 аналогичны характеристикам БКМ-531 и БМ-534, только шасси машины представляет собой гусеничный вездеход с уширенными траками для бурения на заболоченных почвах. Завод освоил кроме традиционных машин, работающих с лопастными бурами, и выпуск гусеничных бурильно-сваебойных машин, не имеющих аналогов ни в России, ни в странах СНГ. Это модели БМ-831 на базе трелевочного трактора ТТ-4М и БМ-833 на базе гусеничного трактора Т-10 производства ЧТЗ. Машины рассчитаны на бурение самых сложных грунтов, в том числе вечномерзлых и высоко влагонасыщенных, с наличием плывунов и линз. Могут они работать и на песчаных грунтах. В буровой установке используется подвижной вращатель, это позволяет с помощью такой техники устанавливать свайные конструкции и фундаменты, деревянные, железобетонные, металлические опоры линий связи и электропередачи. Машины также применяют при гидро- и инженерно-геологических исследованиях. Крановая часть машин одна из наиболее мощных среди отечественных БКМ, г/п составляет 3 т. Особенно ценно то, что, во-первых, с помощью этих установок можно бурить несколько скважин, не изменяя положения шасси, так как само буровое оборудование имеет возможность смещаться, поворачиваться и сразу же забивать сваи в готовые скважины, не меняя положения машины. При использовании шнекового бура возможно бурение скважин глубиной до 8 м. В конструктивном плане использована оригинальная упрощенная компоновка гидроагрегатов, управление гидрораспределителем осуществляется вручную, так как при работе в условиях Крайнего Севера электроуправление давало многочисленные сбои. Машину БМ-833 в зависимости от исполнения комплектуют шнековыми бурами, пустотелыми буровыми колоннами, шарошечным долотом с пневмоударником, легко монтируемыми дизель-молотами СП-74А и СП-75А, вибропогружателем, двумя планетарными лебедками г/п 3 т каждая. Комплектация машин может предусматривать наличие буров для работы с грунтами вплоть до VI категории. Немаловажным является и то, что машины БМ-831 и БМ-833 благодаря компактным габаритным размерам могут самостоятельно перемещаться по дорогам общего пользования без спецпропусков и дополнительных согласований. Ивановское предприятие «Ивэнергомаш» также является одним из отечественных лидеров в части производства буровой техники. Его машина МРК-750Т на базе трелевочного трактора Алттрак ТТ-4М предусматривает производство буровых работ в условиях полного бездорожья, на Крайнем Севере, в грунтах с I по IV категорию включительно. При работе используется сменный шнековый буровой инструмент. Максимальная глубина бурения – 9 м, диаметр бурения – от 0,25 до 0,8 м. Вращение бурового инструмента происходит в результате передачи вращения от вала коробки отбора мощности (КОМ), встроенной в трансмиссию трактора, через карданный вал к трехскоростной коробке передач, далее через следующий карданный вал к угловому редуктору и через вертикальный вал к вращателю, сообщающему крутящий момент буровому инструменту. Компания «Геомаш» – ведущий российский производитель малогабаритной и самоходной буровой техники. Завод выпускает буровые установки для сооружения скважин в строительстве (буронабивные, буроинъекционные сваи диаметром от 250 до 1500 мм), бурения инженерно-геологических скважин, скважин водоснабжения, а также проведения статического и динамического зондирования грунтов. Буровые установки ПБУ-2 и ЛБУ-50 различных модификаций широко представлены в компаниях, выполняющих буровые работы при строительстве, и пользуются неизменным спросом. Среди последних разработок «Геомаш» – свайная буровая установка роторного типа УСГ-010. Буровая установка предназначена для бурения скважин при сооружении буронабивных и буросекущих свай диаметром до 1500 мм при выполнении фундаментных работ в промышленном и гражданском строительстве. Впервые в России российским производителем создана свайная буровая установка УСГ-010 с телескопической келли-штангой и обсадным буровым столом собственной разработки. Буровой стол предназначен для удержания и осаживания обсадных труб при работе в сложных геологических условиях. Крутящий момент на обсадном столе составляет 80 000 кгс.м. Обсадной стол разработан конструкторским бюро компании «Геомаш». Крутящий момент, развиваемый на установке УСГ-010, составляет 140 000 кгс.м (140 кН.м), основная лебедка имеет грузоподъемность 10 т. Установка монтируется на шасси гусеничного экскаватора. По техническим характеристикам УСГ-010 не уступает зарубежным аналогам, но в значительной степени отличается по цене, что делает ее доступной для организаций с ограниченным бюджетом. В 2010 г. компания «Геомаш» приступила к выпуску бурильно-крановых машин БКМ-300, предназначенных для рейсового бурения скважин, а также установки в них опор при строительстве и ремонте телефонно-телеграфных линий и линий электропередачи. Бурильно-крановая техника устанавливается на шасси автомобиля ГАЗ-33081 «Садко» различных модификаций, а также на шасси колесного трактора «Беларус 82П». Наличие бесступенчатого регулирования скорости вращения и подачи бурового инструмента обеспечивает выбор оптимального режима бурения в зависимости от твердости и структуры грунта. БКМ-300 позволяет сооружать скважины диаметром 250…800 мм на глубину до 3 м, в качестве бурового инструмента используется лопастной шнековый бур. Бурильно-крановые машины «Геомаш» отличает повышенное значение крутящего момента – 580 кгс.м (58 кН.м), а также увеличенная до 2 т грузоподъемность кранового оборудования.
ОАО «Завод Строймаш» (г. Стерлитамак), ранее выпускавший только сваебойную технику, в последние годы для расширения возможностей своих копров занялся разработкой и выпуском буровых машин для бурения скважин под установку свай. В качестве базовой машины используется гусеничный трактор Т-10МБ-2121-0, на который устанавливается копровая установка СП-49Д и самостоятельное буровое оборудование БО-9М, НБО-04М или НБО-03. Кроме этого разработаны установки БО-5, БО-15, БО-20. Установки НБО-03 и БО-5 монтируют на гидравлически убирающейся раме вместе со сваебойным молотом. Они бурят, используя шнековый бур, скважины на максимальную глубину до 3 м и диаметром 0,36 м (НБО-03) и 0,5 м (БО-5). Привод вращателя в обоих машинах гидравлический. Установки НБО-04, БО-15,БО-20 бурят на глубину до 10 м и диаметром 0,5 м. Установка БО-15 имеет гидравлический привод вращателя и развивает максимальный крутящий момент бура 14,7 кН.м, а НБО-04 и БО-20 – электрический привод, а крутящий момент на шнеке увеличивается до 20 кН.м. Волгоградский тракторный завод является подразделением объединения тракторостроителей ОАО «Агромашхолдинг». Завод кроме непосредственно тракторов уделяет большое внимание расширению возможностей базовых моделей. Машина БКМ-2,5/2 на базе гусеничного трактора ДТ-75 предназначена для бурения скважин в грунтах с I по IV категорию, установки опор линий электропередачи в условиях умеренного климата. Установка с помощью шнекового бура диаметром 0,36…0,45 м осуществляет бурение на глубину до 2,5 м. БКМ-2,5/2 имеет дополнительно крановое оборудование г/п 2 т, а с помощью установленного планировочного отвала можно выполнять планировочные работы небольшого объема. Аналогичные параметры у машины БКО-Г, работающей на гусеничном шасси ДТ-75ДЕХС4. Машина БКМ-2/1,25 на базе колесных тракторов ЮМЗ-6Л или МТЗ-80/82 удобна при выполнении различных коммунальных работ. Машина бурит скважины до 2 м глубиной и диаметром до 0,46 м, а крановая установка г/п 1,25 т упрощает работы по установке опор, корчеванию небольших пней и т. д. Еще для одной разработанной предприятием машины БКО-К в качестве базового шасси используется колесный трактор Т-150К или ХТЗ-131. Эта мощная буровая машина способна бурить скважины глубиной до 2,5 м, используя шнеки диаметром 0,36…0,45 м. Крановая стрела на максимальной длине 7,2 м при выдвинутом оголовке может работать с грузом до 1,25 т, а в сложенном состоянии поднимает 2 т груза. В выборе универсального оборудования, каким является техника, смонтированная на тракторных шасси, и, в частности, в выборе буровой установки всегда хорош совет специалиста – какое шасси предпочесть, какой должна быть оптимальная мощность, какой буровой инструмент можно использовать в той или иной модели. Все эти функции берут на себя специалисты компании «Коминвест-АКМТ», накопившие огромный опыт в области обеспечения отечественных потребителей качественной техникой, смонтированной на базе тракторов отечественных производителей. Прочные связи предприятия с производителями «Стройдормаш», МТЗ, ХТЗ и др. позволяют предложить необходимую модель буровой установки прямо со своего склада, причем «Коминвест-АКМТ» берет на себя функции сервисного обслуживания и предпродажной подготовки. По утверждениям специалистов компании, прежде чем вручить машину потребителю, досконально проверяются гидравлика, пневматика, системы фильтрации, работа основных узлов и т. д. Более того, компания в случае возникновения гарантийного случая или какой-либо нештатной ситуации оперативно, без проволочек и бюрократии подключает собственные сервисные бригады, закрепленные за представительствами компании, в Казани, Челябинске, Краснодаре, Иркутске, Петербурге, Владивостоке и других городах: ремонтники выезжают на объект и ликвидируют проблему. Так что, купив технику в компании «Коминвест-АКМТ», можно защитить себя от каких-либо неожиданностей. Бурите «на здоровье»! |
![]() Способы бурения бывают физические и механические. Физические – это ультразвуковой, термический, гидравлический, в том числе электрогидравлический, высокочастотный и некоторые другие. В буровых машинах на базе тракторов применяют механический способ бурения, его осуществляют породоразрушающим инструментом, который совершает вращательно-поступательные, ударно-вращательные или просто ударные воздействия на грунт. В конструкции гидравлической системы буровой установки обязательно заложена возможность выбора оптимального режима бурения, зависящего от категории грунта, и возможность управления поступательным движением бурового инструмента. Самый распространенный в «тракторном» бурении – лопастной бур, представляющий собой трубчатый стержень с двумя копающими лопастями в форме двухзаходного винта. Для удержания бура на оси бурения снизу стержня установлен забурник – труба, к наружной поверхности которой приварена спирально навитая лента (реборда). Толщина реборды 10 мм, по внешней грани она покрыта слоем твердого сплава – релитом или сармайтом толщиной не менее 5 мм. К корпусу забурника с наклоном к оси забурника приварены лопасти, армированные твердосплавными пластинами. Все сменные элементы забурника армируют зубьями из твердого сплава ВК8 (92% карбида вольфрама и 8% кобальта). Копающие лопасти бура соединены с «заслонками» специальной формы, которые обеспечивают извлечение грунта при движении бура в скважине. Для бурения скальных пород или мерзлых грунтов лопасти усиливают твердосплавными пластинами. Шнековые, короткошнековые буры, называемые еще земляными, чаще используются при установке столбов линий электропередачи, опор при строительстве зданий и т. п. Такой бур схематично можно представить как центральный стержень, к которому приварена спираль из стальной полосы. В нижней части бура также есть забурник. Ковшовый бур, используемый для изыскательского бурения, взятия геологических проб и др. целей, представляет собой полый цилиндр с закрепленными в нижней части ножами. Срезаемый грунт заполняет полость цилиндра, проходя в отверстия между ножами. Бур извлекают из скважины и разгружают – дно бура раскрывается. Широко распространен и такой буровой инструмент, как долота, в частности шарошечные. В нижней части их центральной штанги установлены три соединенных между собой корпуса, в каждом из которых в подшипниках качения установлены так называемые шарошки из кованой стали. В поверхность шарошки, контактирующую с грунтом, запрессованы твердосплавные резцы. Оси шарошек расположены под углом 50…60° к оси центральной штанги. При вращении штанги шарошки вращаются в подшипниках вокруг своей оси и также относительно центральной оси. Шарошечное долото используют для бурения скважин в породах и рудах разной твердости и трещиноватости. Существует инструмент для бурения только скального грунта, для раскалывания природного камня. У таких буров на конце обычно установлен алмазный наконечник и крутящий момент значительно выше, чем у стандартных. Резцы бура быстро изнашиваются, они рассчитаны на проходку примерно 200…300 м в зависимости от категории грунта. При несвоевременной замене возможен их облом, отрыв, особенно при работе резца в тяжелом грунте. Последствием может стать изгибание и даже скручивание буровой штанги. |