Быстросъёмное снегоуборочное оборудование

Юрий Петров

(Продолжение. Начало см. «ОС» № 1, 2006 г.)

Коммунальная техника на базе грузовых автомобилей с высокими рабочими скоростями мало приспособлена для уборки небольших улиц с низкой интенсивностью движения, пешеходных зон, парков и дворов. Относительно малые объемы работ в ограниченном пространстве для маневрирования требуют применять базовые машины небольших размеров с достаточным запасом мощности для привода спецоборудования, способные работать на низких скоростях. К тому же для эксплуатационных предприятий приоритетными пунктами в трепетном вопросе выбора техники всегда будут стоять цена и себестоимость эксплуатации. Еще один немаловажный аспект – базовая техника должна быть универсальной, и чем шире спектр ее применения, тем лучше. Современные тракторы пусть и не идеально, но все же отвечают этим требованиям.

Плужный отвал «Бабочка» позволяет смещать свежевыпавший снег как на правую сторону, так и на левую или на обе стороны одновременно

Мини-тракторы класса 0,2...0,4

Спектр малогабаритных тракторов, используемых в коммунальной сфере, достаточно широк – это «Беларус-082БС», -112Т (МТЗ-012), -132Н; Гомсельмаш АМЖК-8; КМЗ Т-012; ЧТЗ «Уралец»; ХТЗ-1210 и -1410 (тяговый класс 0,2); ЗИМ МТ-3 харьковского ХКБМ; КрВЗ МТ-14Д; ХТЗ-1610 и -1611 (тяговый класс 0,3), а также КрВЗ МТ-18Д тягового класса 0,4, выпускаемый по китайской лицензии. Из общего ряда мини-тракторов стоит выделить два семейства: ЧТЗ «Уралец» (модели Т-0,2.03.2 и Т-0,2.03.3) и ЗИМ МТ-3.

Особенность конструкции «Уральца» – механизм бортового поворота, как на мини-погрузчиках, что позволяет использовать колесно-гусеничный ход. На пневматические шины для улучшения проходимости или сцепных качеств можно надеть гусеницы – резинотросовые ленты с башмаками и гребнями. Харьковский МТ-3 сделан по шарнирно-сочлененной схеме и имеет два исполнения: с короткой колесной базой (малогабаритный трактор) и увеличенной до 1,4 м. В последнем случае транспортер оснащают самосвальным кузовом с разгрузкой на три стороны. Мини-тракторы «Беларус» производства Сморгонского агрегатного завода также построены по шарнирно-сочлененной схеме.

Все мини-тракторы комплектуют примерно одинаковым шлейфом навесного оборудования – спереди поворотный плужный отвал или бульдозерное оборудование, а сзади навешивается подметальная щетка (роторная метла). В общем правиле есть исключения. Курганмашзавод свой трактор Т-012 также комплектует двухвальным, весьма простым плужно-роторным снегоочистителем с зоной захвата 1070 мм. Питатель имеет заглубление в центральной части, где находится один или два ротора-метателя с ножами, которые измельчают снег и подают его в раструб. Некогда аналогичное оборудование под маркой ДКТ-501 предлагал Арзамасский завод «КОММАШ».

Прицепное оборудование, полагающееся мини-тракторам, ограничивается только пескоразбрасывателями (например, РМ-02 Сморгонского завода). Обычно шлейф навесного оборудования можно заказать через самих производителей мини-тракторов.

Малогабаритные тракторы в коммунальном хозяйстве используют редко и не всегда охотно. Причин тому несколько: при небольших объемах работ хватает дворника (производительность мини-трактора 2000...6000 м2/ч), при больших объемах работ можно нанять более производительную уборочную машину на шасси трактора или мини-погрузчика.

Отвал КОРМЗ ОТ-2 для очистки снега под дорожными ограждениями

Однако в ряде ситуаций мини-трактор не испытывает конкуренции со стороны более тяжелой техники – уборка снега и посыпка парковых аллей в элитных зонах отдыха, работа на спортивных площадках, очистка тротуаров с деликатным покрытием, пешеходных дорожек и др. Небольшие размеры, короткая колесная база и практически нулевые свесы облегчают маневрирование даже в крохотных двориках и на узких дорожках в парке, что и делает мини-трактор востребованным на рынке, несмотря на миниатюрность и скромные параметры производительности.

Колёсные тракторы класса 0,6...1,4

Наиболее распространены на сегодняшний день в коммунальных службах тракторы тяговых классов 0,6...1,4 т Владимирского, Липецкого, Елабужского, Минского тракторных заводов и Ногинского завода топливной аппаратуры, выпускающего тракторы Ташкентского завода. Тракторы ЮМЗ и ЗТМ, увы, оказались в арьегарде.

Отсутствие на российском рынке доступной по цене снегоуборочной техники делает классический трактор вне конкуренции. Его применение обусловлено в первую очередь универсальностью в разных сферах, простотой конструкции, отсутствием проблем с поиском запчастей и ремонтом. Эксплуатация не требует дополнительного обучения водителя, а сервисные работы под силу слесарю средней квалификации.

Трансмиссия с реверсом и пониженные рабочие скорости дают возможность безопасно работать в пешеходных зонах, парках и местах, где затруднено деление дороги на проезжую часть и тротуар. Задняя система навески и переднего подрамника в качестве штатного оборудования исключает доработку шасси для установки навесного оборудования. Наконец, собственная гидросистема и валы отбора мощности (ВОМ) решают проблему привода навесного оборудования.

Самая распространенная схема коммунального трактора – бульдозерный