Лизинг на подъеме

А. Бизанов

В сфере лизинговых сделок наблюдается заметная активизация. По самым приблизительным оценкам, объем лизинговых сделок в России в 2002 г. составил примерно $2,3 – 2,5 млрд., по сравнению с предшест-вующим годом он увеличился на 30%. Объектами лизинга сегодня являются практически все виды оборудования во всех отраслях промышленности. Но большую долю составляет дорожно-строительная, землеройная и подъемно-транспортная техника, здесь сделки по лизингу отличаются значительными объемами привлеченных средств.

Началом истории российского лизинга можно считать Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности РФ». В то время в России работало не более десятка лизинговых компаний, и почти все они располагались в Москве. Одним словом, рынок лизинга начинался практически с нуля. В 1995 г. после принятия Правительством России постановления «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» ситуация изменилась. Одна за другой стали образовываться лизинговые компании. Многие из них пережили августовский кризис 1998 г., чем доказали жизнеспособность этого вида деятельности. Наконец, 29 октября 1998 г. появился Федеральный закон «О лизинге», который создал единое правовое поле, упорядочил взаимоотношения участников лизингового рынка и тем самым сыграл решающую роль в дальнейшем развитии лизинговых операций.

Начиная с 1998 г., объемы привлеченных путем лизинга инвестиций в основные фонды российской экономики неуклонно растут, ежегодно превышая $1 млрд. За 5 лет лицензии получили 2 224 организации, однако, по оценке экспертов, реально действуют не более 500 компаний.

Если раньше в роли просителей кредитов выступали лизинговые организации, то сегодня банки приходят со своими предложениями. Многие из них готовы пересмотреть свою кредитную политику в сторону увеличения сроков кредитования лизинговых операций и снижения цены кредитов. Банки стали вкладывать в лизинг больше средств и даже создавать свои лизинговые компании, отсюда напрашивается вывод – либо у них появились деньги, либо возникло доверие к лизингу. Радует и то, и другое.

Сегодня регионами России механизм лизинга расценивается как эффективный инструмент переоснащения и реструктуризации промышленного производства. Решая вопросы модернизации и реконструкции устаревшего оборудования, региональные власти уделяют лизингу большое внимание. В рамках региональных и муниципальных экономических программ работают «Тюменская агропромышленная компания», «Внеш-транссервис», «Воронежская лизинговая компания», «Московская лизинговая компания», лизинговая компания «Ликострой».

Компания «Ликострой» создана Правительством Москвы и работает в рамках городской программы технического перевоо-ружения предприятий строительного комплекса. Последние годы основной упор в работе компании делается на обновление парка предприятий строймеханизации. И это актуально не только для столицы. Анализ уровня технической оснащенности предприятий РФ показывает, что их укомплектованность дорожно-строительными и землеройными машинами не превышает 20% от нормативной потребности. При этом более 50% техники характеризуется устаревшей конструкцией и высокой степенью износа. В отдельных областях России положение еще хуже.

Для замены этого огромного парка морально и физически изношенного оборудования потребуются огромные финансовые вложения. Применительно к решению этой проблемы раскрывается основное преимущество лизинга, который не требует наличия стартового капитала для приобретения техники.

Как правило, лизинговые операции осуществляются по единой схеме: предприятие, нуждающееся в некотором имуществе, на приобретение которого у него нет свободных финансовых средств, находит лизинговую компанию, располагающую финансовыми средствами или имеет возможность получить их в банке. Лизинговая компания приобретает имущество, выбранное предприятием, и передает ему в лизинг, т.е. в пользование за оговоренную плату, вносимую в форме лизинговых платежей. По окончании договора предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя.

В составе лизинговых платежей лизингополучатель компенсирует все расходы по приобретению и обслуживанию оборудования (в том числе доставка, монтаж, пуско-наладка, таможенное оформление и т.п.), проценты за кредит, налог на имущество и выплачивает вознаграждение лизинговой компании. Все эти затраты полностью относятся на себестоимость, что уменьшает налогооблагаемую базу в отличие от покупки на собственные средства предприятия. При этом лизингодатель и лизингополучатель могут использовать приемлемые схемы и формы внесения лизинговых платежей. В этом вопросе лизинговые компании проявляют большую гибкость, чем банки.

Кроме того, лизинг позволяет применить ускоренную амортизацию с коэффициентом до трех, причем правом на применение такого коэффициента обладают по новому Налоговому кодексу только лизинговые компании. Это существенно снижает остаточную стоимость, за счет которой по окончании срока лизинга оборудование зачисляется лизингополучателем на свой баланс в качестве основных средств. Именно с этой стоимости будет выплачиваться налог на имущество. Таким образом, итоговая сумма налога на имущество минимизируется.

Помимо традиционного, финансового лизинга компании начинают проявлять интерес к так называемому возвратному лизингу. Эта разновидность интересна тем, что здесь продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель. Другими словами, если предприятие-лизингополучатель уже имеет необходимое оборудование, но для расширения бизнеса нуждается в оборотных средствах, лизинговая компания может выкупить имеющееся оборудование по согласованной сторонами цене и сдать его обратно предприятию в лизинг. В результате такой операции лизингополучатель обретает необходимые оборотные средства и пользуется легальными способами минимизации налогов на своем предприятии. Выплатив сумму договора возвратного лизинга, лизингополучатель вновь приобретает право собственности на это оборудование.

Нужно признать, что специалистов, правильно понимающих лизинг, в последние годы стало значительно больше. А ведь еще совсем недавно многие понимали лизинг как продажу в рассрочку, или как аренду оборудования. Такому клиенту трудно объяснить, что кредит в банке берется под залог лизингополучателя, все права собственности на предмет лизинга принадлежат лизингодателю, а значит и вся ответственность должна быть на нем.

Вроде все просто: если лизингополучатель перестает платить за оборудование, оно у него изымается. Лизинговая компания должна либо реализовать это оборудование, либо найти на него нового лизингополучателя. Однако и в первом, и во втором случаях у компании могут возникнуть серьезные трудности: техника покупается под определенный заказ, и если заказчик лишается права его эксплуатации, то сразу очень остро встает вопрос ликвидности этой техники.

Также важно, чтобы задачи лизинга правильно понимали банки, от этого зависят перспективы получения лизинговыми компаниями относительно недорогих долгосрочных кредитов. Но правильное понимание приходит не сразу. Если на Западе лизинг появился в 50-х годах ХХ века, то у нас он стал активно проявляться около 10 лет назад. Ситуация до боли знакомая: то, что у них проходят за десятилетия, мы в России должны пройти за считанные годы.

Известно, что в советский период государством были созданы мощные структуры по механизации строительства. Например, в «Главмосстрое» действовало пять трестов механизации, они и обеспечивали строительные организации этого ведомства необходимой техникой. По своим функциям тресты занимались оперативным лизингом, хотя такое понятие у нас в то время отсутствовало. По сути, оперативный лизинг в нашей стране существовал с момента создания трестов механизации, но не имел экономических преимуществ, так необходимых при рыночной экономике.

Сейчас, чтобы сдавать строительное или другое оборудование в оперативный лизинг, требуется кредит не на три года, а на весь срок амортизации. Здесь ускоренный вариант не получается, так как лизингополучатель не приобретает технику в собственность, а берет на короткое время и ему невыгодно оплачивать ускоренную амортизацию, а банки пока не готовы давать кредиты на срок более трех лет.

В поиске рынка сбыта производители часто сами предлагают лизинговым организациям свою продукцию. Однако конечная цель у них одна – выгодно продать все, что они изготавливают. Предложение предоставить свою технику в виде товарного кредита под определенный процент, который бы устроил лизингополучателя, на срок, приближенный к сроку финансового лизинга, их обычно не устраивает, ведь им, как и всем остальным, для производственной деятельности нужны финансовые средства.

В последнее время активность на инвестиционном рынке России стали проявлять иностранные компании, готовые предоставлять свою технику хоть и на довольно жестких условиях, но под проценты ниже, чем кредитные ставки наших банков. Однако сама стоимость импортной техники настолько высока, что на сегодняшний день большинство предприятий предпочитают приобретать оте-чественное оборудование.

Проблемы внутрироссийского лизинга, прежде всего, связаны с отсутствием дешевых долгосрочных кредитов, а также с массой различных несогласованностей в законодательстве. Сегодня порой даже маленькая преграда может вырасти в огромную проблему. К примеру, башенный кран подлежит регистрации в Госгортехнадзоре, и регистрировать его должен владелец, т.е. лизингодатель, поскольку кран находится в его собственности. Но для того, чтобы зарегистрировать технику в Госгортехнадзоре нужно иметь ремонтную базу, ответственных лиц за ее техническое состояние и безопасность эксплуатации.

В свое время одной из важных проблем лизинга стала регистрация автотранспортных средств в органах ГАИ. Техника регистрировалась на имя лизингодателя, и водитель должен был возить с собой в кабине чуть ли не договор лизинга. Все проблемы по этому вопросу решились с выходом инструкции МВД РФ по порядку регистрации в ГИБДД автотранспорта, находящегося в лизинге.

Некоторые проблемы возникали и с получением разрешения на проведение отдельных видов работ на технике, сданной в лизинг. Часто лизингополучатель вместе с оборудованием требовал у лизингодателя разрешение на проведение тех или иных работ. Сам он не мог получить его по одной простой причине – не являлся собственником этой техники. А лизингодатель, в свою очередь, не мог получить такое разрешение по другой причине – он не занимался такой деятельностью. После выхода закона «О лизинге» нормативные документы соответствующих ведомств начали приводиться в порядок, и большинство подобных проблем было устранено.

Сегодня лизинг в России предоставляет практически единственную возможность приобретения современного оборудования. Рассрочка лизинговых платежей позволяет лизингополучателю не отвлекать большое количество оборотных средств, а использовать их в других направлениях. Лизинг позволяет также уменьшить влияние инфляционного процесса, поскольку техника приобретается по твердой цене договора лизинга.

Машинный парк все равно необходимо обновлять, и если мы не решим проблему обновления основных средств сегодня, то завтра не на чем будет работать. Затраты на капитальный ремонт прослужившей свой срок машины составляют примерно 70% от стоимости новой. При этом надежность такой техники в 3 раза ниже.

Применять лизинг для решения корпоративных технических проблем удобно не только потому, что это выгодно с экономической точки зрения. Работа с лизинговыми организациями дает дополнительные гарантии целенаправленного использования финансов. Ведь средства, выделенные на приобретение той или иной техники, могут быть израсходованы на другие цели. При работе с лизинговыми компаниями такой вариант не проходит потому, что лизингодатели полностью подконтрольны и у них только одна задача – сдавать оборудование в лизинг.