Рынок цементовозов: определиться с выбором очень непросто

Николай Протасов
Современные цементовозы на российском рынке представляют собой широкий модельный ряд. В этом ряду представлены бренды как отечественных, так и зарубежных производителей. Особенно сильна сегодня экспансия в отношении России турецких полуприцепов-цементовозов, хотя и европейские производители стараются не отставать. Вот некоторые из активных игроков современного российского рынка.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

OKT Trailer

Турецкая компания OKT Trailer преуспевает в области выпуска самой различной прицепной техники. В начале своей деятельности, в 1981 г., предприятие являлось крупным автоперевозчиком, работавшим как внутри Турции, так и за ее пределами. Сегодня из ворот предприятия выезжают цистерны для химических, в том числе и быстровоспламеняющихся веществ, тентованные и самосвальные полуприцепы, цистерны для перевозки нефтепродуктов и металловозы.

Цементовозы производства OKT Trailer отличаются высоким качеством, что подтверждается предоставлением производителем на них трехлетней гарантии. Цементовозы выпускаются как со стальными цистернами, так и с алюминиевыми. Стальные свариваются из листовой стали ST52, H=4 мм, причем сварной шов на цистерне, выполненный автоматом, высокого качества и практически не виден. Собственная масса цементовоза – 7,0 т, а объем цистерны – 34  м3, г/п – 41 т.

Алюминиевые цементовозы с таким же объемом цистерны имеют собственную массу 4,6 т. В модельном ряду компании есть алюминиевые цистерны объемом 56 м3.

Цистерны устанавливаются на сварное моноблочное шасси. Все цементовозы OKT Trailer – 3-осные, с осями Osman Koc, выдерживающими нагрузку до 9 т. Как опция предусматривается установка осей BPW, а также монтаж подъемного устройства на одну ось. Дополнительно по согласованию с заказчиком возможна комплектация полуприцепа системой антиопрокидывания RSP. Штатный электрокомпрессор Bekomsan может быть заменен автономным дизельным, а в случае работы с пищевыми продуктами может быть установлен специальный дизельный компрессор CG600 Light. Подвеска используется пневматическая, пневмотормоза двухконтурные в соответствии со стандартом ЕС 98/12. Имеется автоматический регулятор тормозного хода, а также автоматический тормоз экстренного торможения. По согласованию с заказчиком возможна установка более легких алюминиевых колесных дисков.

Пневмовыгрузка осуществляется через пневматически управляемые вентили. Скорость выгрузки – до 1 т/мин. При этом в цистерне создается давление в 2 бара. Для безопасной работы имеется два предохранительных клапана, срабатывающих при повышении давления до 2,5 бар.

Nursan

С 1991 г. прицепы и полуприцепы производит на заводе в г. Конья турецкая компания Nursan Trailer. Сегодня компания импортирует свою продукцию в 21 страну мира, в том числе и в Россию. В нашу страну Nursan поставляет высококачественные цементовозы. Предприятие осуществляет выпуск линейки полуприцепов с V-образными цистернами вместимостью 25–55 м3. Цистерны варятся из 4-мм листовой стали ST37-A1, а загрузочные горловины – из листа ST52, H=12 мм. Штатно устанавливается электрокомпрессор турецкого производства Bekomsan, но возможна установка компрессора с приводом от 4-цилиндрового дизельного двигателя Deutz мощностью 48,4 кВт. Таким образом, скорость разгрузки двухосного цементовоза емкостью 23 м3 происходит за 20,5 мин.

В ходовой части используются оси Nursan, выдерживающие нагрузку до 12 т и являющиеся аналогом BPW. В тормозной системе применяются электронные системы ABS/EBS и система противоопрокидывания производства шведской компании Haldex. В стандартной комплектации на полуприцеп-цементовоз устанавливаются тормоза барабанного типа. Опорно-поворотный механизм полуприцепа-цементовоза изготовлен из закаленной стали и выдерживает двойную нагрузку по нормам SAE/DIN.

Altinordu

Компания Altinordu является одной из крупнейших в Турции, занятых производством прицепов и полуприцепов. В этом секторе она активно развивается с 1973 г. Компания производит большой спектр разнородных полуприцепов. В основном это низкорамные тралы и платформы большой г/п, контейнеровозы. Одно из производств специализируется на выпуске несущих осей под брендом FAO. В ассортименте оси г/п 12, 14 и 16 т.

Сегодня продукция Altinordu импортируется в 20 стран мира. В ушедшем году было построено 674 ед. прицепной техники, причем 75% было реализовано за пределами Турции. Свою продукцию компания представила впервые на российский рынок в 2008 г. За прошедший период реализовано около тысячи полуприцепов, которые сегодня можно встретить во всех концах России.

Компания Altinordu выпускает трехосный цементовоз с одной подъемной осью. Объем V-образной цистерны – 34 м3, а собственная масса – 7,2  т. Изготавливается цистерна из 4-мм стали ST 37. Подвеска полуприцепа пневматическая. Для стоянки без тягача в конструкции предусмотрены выдвижные опорные стойки OMS, выдерживающие стационарную нагрузку до 50  т и динамическую до 25 т. В комплектацию входит электрический компрессор. Тормозная система двухконтурная, с системой ABS производства Wabco. Тормозные механизмы барабанные.

Katmerciler

Одна из крупнейших турецких производственных компаний – Katmerciler – за 25 лет производственной деятельности освоила выпуск самых различных спецмашин, начиная от пожарных, мусороуборочных, ассенизаторских и заканчивая коленчатыми подъемниками и самосвальными полуприцепами. В ассортименте предлагаемой техники имеется даже автомобиль для борьбы с массовыми беспорядками. Значительная часть продукции компании импортируется. Консолидированная выручка компании в 2011 г. была получена в сумме 62 млн. евро, причем экспортная выручка составила 65% от общей суммы.

Председатель совета директоров и генеральный директор Мехмет Катмерци (Mehmet Katmerci) в одном из недавних интервью сказал, что в сотрудничестве Katmerciler с российской компанией «ТверьКоммаш» и азербайджанской ММС Capital Motors он видит, с одной стороны, новые рынки и новые возможности для своей компании, а с другой – возможность укрепления достигнутых компанией позиций на Балканах, Кавказе, Ближнем Востоке, на международной арене в целом.

Katmerciler выпускает небольшие объемы двухосных цементовозов хорошего качества. V-образная цистерна, изготовленная из 4-мм стали ST52, устанавливается на мощную сварную раму. Производятся цементовозы, рассчитанные на транспортировку 25–40 м3 цемента. В конструкциях ходовой используется механическая (более дешевая) подвеска, а также пневматическая. Компрессор устанавливается по согласованию с заказчиком либо электрический, либо автономный, дизельный. С его помощью создается рабочее давление в цистерне до 2 бар, при этом скорость выгрузки составляет 1,2–1,5 м3/мин.

Spitzer

Немецкое семейное предприятие, сегодня известное как Spitzer Silo-Fahrzeugwerke GmbH, начало свою деятельность еще в 1872 г. В начале деятельности компания искала точки приложения своих возможностей в различных сферах, даже занималась производством и реализацией с/х продукции. Известность предприятию принесли алюминиевые цистерны для транспортировки цемента и соды. В их производстве компания, начавшая одной из первых производство алюминиевых цементовозов в 1950 г., считается пионером. С конца 1960-х гг. Spitzer предпочла всем другим направлениям производство автоцистерн, и на этом направлении компания получила мировое признание. Сегодня предприятия группы Spitzer Silo (а это пять производств) расположены в Германии, Франции, Венгрии.

Компанией разработано и производится значительное количество полуприцепов различной емкости – от 34 до 63 м3. Все цистерны для перевозки сыпучих грузов изготавливаются компанией Spitzer из алюминиевых сплавов. Так, собственная масса полуприцепа SF2734/2P составляет всего 4,25 т, а г/п – 29,75 т. В то же время самый «объемный» полуприцеп – мод. SF 2763/4Z – с резервуаром, разделенным на четыре камеры различного объема, общей вместимостью 63 м3, имеет собственную массу всего 6,25 т.

Разгрузка цемента производится с использованием собственного компрессора, создающего в цистерне избыточное давление в 2 бара, но конструкцией предусмотрено подключение пневмосистемы через соединительный элемент Storz C к внешнему источнику сжатого воздуха. Имеются в ассортименте цементовозы, например мод. SK 2740CAL Vakuum, в которых предусмотрена самостоятельная вакуумная загрузка цистерны цементом.

В полуприцепах используется пневматическая подвеска, оси BPW Heavy Duty. Стояночный тормозной механизм с пружинным энергоаккумулятором, система ABS с электронной регулировкой EBS. В ходовой части всех моделей применяются высококачественные мосты в сборе мод. SKHSFALO 3/90 10.

Но в 2002 г. компания Spitzer удивила мир. Уникальный дизайн, необычайная функциональность и потрясающе низкий расход топлива – основные особенности футуристического цементовоза-автоцистерны, выпущенного в результате совместной разработки гения автодизайна Луиджи Колани и компании Spitzer. Немалый вклад принадлежит и алюминиевому заводу Corus. Грузовик получился настолько шокирующим, что и поныне не перестает удивлять мир.

Feldbinder

Компания Feldbinder Spezialfahrzeugwerke GmbH, или сокращенно FFB, с 1975 г. известна как инновационная, использующая самые последние разработки в области производства цистерн для автомобильных, ж/д и интермодальных перевозок. Сегодня это один из крупнейших производителей спецтехники в Европе.

Наиболее популярны у потребителей 35-кубовые цементовозы EUT 35.3-2/1, которые могут использоваться и как муковозы. Материалом для изготовления цистерны являются листы специального алюминиевого сплава, это уменьшает снаряженную массу полуприцепа EUT 35.3-2/1 до 4,2 т. По сравнению со «стальными» цистернами цистерна FFB почти на 1 т легче, на столько же повышается ее полезная грузоподъемность, она составляет 29,8 т. Предусмотрена безотказная работа оборудования в диапазоне температур от –40 до 80 °С. Для загрузки цементом в верхней части цистерны имеются два стандартных люка ∅450 мм.

Компания FFB производит модельный ряд из 10 цементовозов вместимостью 35–65 м3. Все они алюминиевые, и общая масса загруженного цементовоза любой модели не превышает 34 т. Для увеличения производительности при выгрузке в конструкции цементовоза внутри цистерны имеется специальная выпускная тарелка, подающая цемент в центральные конусы и линии выхода, снабженные пневмоклапанами. Рабочее давление, создаваемое в цистерне, – 2 бара, но испытательное – 3 бара.

Продукция FFB отличается долговечностью, т. к. значительное количество деталей изготавливается из «нержавейки».

Подвеска полуприцепа пневматическая. Все полуприцепы FFB трехосные, оси рассчитаны на нагрузку 9 т. Усиленная рама Heavy Duty делает конструкцию в целом очень прочной. Тормоза дисковые, помещены в специальный алюминиевый FFB-корпус. В работе тормозов используются системы ABS/EBS. Для облегчения конструкции колеса комплектуются алюминиевыми дисками. В том числе и за счет этого по весовым показателям цементовозы FFB – одни из лучших в мире в своем классе.

Это, конечно, только часть компаний, желающих получить долю российского рынка цементовозов. Китайские компании Saanxi, LuFeng производят современные цементовозы по очень привлекательной цене. Сегодня китайские компании еще не отрегулировали вопросы сервисного обслуживания своих цементовозов, но, очевидно, скоро эта проблема будет снята. Цементовозы высокого качества поставляют на российский рынок корейские компании, отлично работают японские цементовозы, несмотря на то, что попадают на наш рынок, в основном имея за плечами солидный стаж. Противостоять натиску иностранных поставщиков нашим производителям непросто. Отстоять свое «место под солнцем» им может помочь только выпуск качественной продукции, организация сервисного обслуживания на высоком уровне и постоянный маркетинговый контроль рынка. Возможности у наших предприятий выиграть конкурентную борьбу есть.