Развитие транспорта в Китае

А. Рикошинский

Развитие транспорта определяется общеэкономическим состоянием страны, которое в последние годы в Китае остается весьма благоприятным. И в 2003 г. Китай был одной из самых динамично развивающихся стран в мире. Основная причина столь впечатляющего развития – сочетание четырех особенностей современного этапа развития его экономики: увеличивается поток инвестиций; промышленность сохраняет ведущее место среди всех отраслей народного хозяйства; быстрыми темпами растет прибыль предприятий и доходы населения, что стимулирует рост внутреннего потребительского рынка; смягчается ситуация с дефляцией, наблюдавшаяся в Китае долгое время; Китай вступил в ВТО, и сложилась благоприятная для страны ситуация на мировом рынке.

В 2003 г. объем ВВП Китая достиг 11,67 трлн. юаней, или 1,4 трлн. USD, увеличившись (в сопоставимых ценах) по сравнению с 2002 г. на 9,1% (для сравнения: рост ВВП в России составил 7%). Годовые показатели были бы еще лучше, если бы не эпидемия атипичной пневмонии, разразившаяся в Китае весной 2003 г., серьезно повлиявшая на экономическую жизнь страны.

Учитывая численность населения Китая, размеры территории и уровень развития экономики, транспорт имеет огромное значение. Примерно половина грузооборота и пассажирооборота приходится на железные дороги. Однако в последние годы его доля уменьшается, но растет доля морского, автомобильного, трубопроводного и авиационного транспорта.

Китайские экономисты разработали и начали осуществлять единую транспортную стратегию «большого скачка» на период до 2020 г. – за счет структурной модернизации, повышения скорости перевозок, обеспечения доставки товаров «от двери до двери», улучшения уровня сервиса и управления на всех видах транспорта к 2010 г. полностью устранить препятствия для экономического развития Китая и к 2020 г. сформировать эффективную транспортную систему страны, соответствующую потребностям устойчивого экономического роста. В целях привлечения инвестиций в транспортный сектор планируется реформировать систему капиталовложений и финансирования транспорта: открыть транспортный рынок, поэтапно отменить все ограничения на иностранные инвестиции, диверсифицировать объекты и методы инвестиций, совершенствовать рынок инвестиционных проектов, придать рыночным механизмам главную роль в распределении ресурсов.

По протяженности железнодорожной сети Китай занимает первое место в Азии и третье – в мире. В 2003 г. она составляла 73 тыс. км и по планам к 2005 г. составит 75 тыс. км, из них 20 тыс. км – электрифицированных путей. А согласно среднесрочной и долгосрочной программам развития железнодорожной сети Китая, принятым в январе, к 2020 г. в стране ее общая протяженность достигнет 100 тыс. км.

В последние 10 лет инвестиции в железные дороги в юго-западных регионах КНР превысили 30% всех капиталовложений в эту инфраструктуру. К настоящему времени протяженность железных дорог в этой части Китая составила 10 тыс. км, из них 4,6 тыс. км – электрифицированных. В 2001–2005 гг. в их строительство и реконструкцию в Западном Китае планируется инвестировать около 15 млрд. USD, а всего намечается проложить 2,6 тыс. км новых магистралей и 1,3 тыс. км двухколейных путей. Продолжается строительство маршрутов Шеньян – Циньхуандао, Сиань – Нанкин, Чунцин – Хуайхуа, Чжучжоу – Люпаньшуй, Баоцзи – Ланьчжоу. Идут работы по строительству Цинхай-Тибетской ж. д. на участке Голмуд – Лхаса протяженностью 1118 км, из которых 548 км – по территории Тибета, и Пекин – Циньхуандао.

В северо-восточном Китае намечается строительство дополнительных путей и реконструкция перегруженных участков Пекин – Харбин, Харбин – Суйфэньхэ и Харбин – Цзямусы с целью повысить пропускную способность по перевозкам угля до 50 млн. т в год. В планах – реконструкция участков Харбин – Далянь и Харбин – Цицикар, после чего станет возможным движение открытых двухъярусных платформ. Намечено увеличить скорость движения составов на линии Харбин – Маньчжурия. По заявлению МЖД Китая, средняя скорость грузовых поездов к 2005 г. возрастет до 120 км/ч и будет создана сеть скоростных дорог со скоростью движения 160 км/ч, соединяющая основные ж.-д. магистрали. Будут проложены оптико-волоконные линии связи, создана современная система информации и слежения, будут активно использоваться возможности Интернета для распространения коммерческой информации и продажи услуг.

В целях повышения пропускной способности и привлечения транзитных грузопотоков МЖД Китая приняло решение об инвестировании в развитие пунктов пропуска Маньчжурия (400 млн. юаней) и Суйфэньхэ (320 млн. юаней) и к 2008 г. довести их пропускную способность до 18 и 12 млн. т соответственно. Осуществление указанных проектов наряду с созданием международной железной дороги Китай – Киргизия – Узбекистан позволит достичь стратегической цели соединения государств Центральной Азии с портами восточного побережья КНР и странами Юго-Восточной Азии.

11 января 2004 г. на всекитайском рабочем совещании по проблемам транспорта сообщили, что к концу 10-й пятилетки общая протяженность автомобильных дорог в Китае составит 1,95 млн. км, протяженность новых автодорог увеличится со 150 тыс. до 280 тыс. км, среднегодовой прирост будет равным 56 тыс. км. Протяженность скоростных автострад составит 35 тыс. км вместо 25 тыс., протяженность автодорог второго класса и выше возрастет до 300 тыс. км вместо 270 тыс.

В 2003 г. объем грузопотока в портах Китая был равен 2,6 млрд. т, в том числе на внешнеторговые грузы пришлось 900 млн. т. Оба показателя увеличились соответственно на 16,9 и 21,6% по сравнению с 2002 г. В 2003 г. китайские порты вышли на первое место в мире по объему контейнерных перевозок – их грузооборот достиг 48 млн. стандартных контейнеров. В 2003 г. в десятку ведущих вошли порты Шанхая, Шэньчжэня, Циндао, Тяньцзиня, Нинбо, Гуанчжоу, Сямэня, Даляня, Чжуншаня и Фучжоу. Объем контейнерных перевозок в портах Шанхая и Шэньчжэня превысил 10 млн. стандартных контейнеров, что позволило им поделить третье и четвертое места среди портов мира. С конца XX века объем контейнерных перевозок в Китае ежегодно возрастал на 30%.

К 2005 г. число глубоководных пристаней в приморских портах должно увеличиться со 135 до 164, что предполагает рост пропускной способности портов КНР до 340 млн. т вместо 231 млн. т. До 69 увеличится число контейнерных пристаней, пропускная способность – до 19,4 млн. стандартных контейнеров вместо 12 млн. К концу 10-й китайской пятилетки число глубоководных рейдов достигнет 820, совокупнаяпро- пускная способность увеличится с 1,45 млрд. до 1,7 млрд. т. Ожидается, что общий грузооборот приморских портов Китая может составлять более 2 млрд. т. В 2004 г. будут построены более 170 новых пристаней высшего и среднего класса, пропускная способность портов увеличится на 120 млн. т.

В 2004 г. протяженность действующих автодорог должна увеличиться на 70 тыс. км, в том числе протяженность новых автострад составит 3500 км, а к концу года общая протяженность действующих шоссейных дорог в стране составит 1,88 млн. км, скоростных автострад – 33 тыс. км. Объем пассажирских перевозок по шоссейным дорогам и по воде достигнет 15,2 млрд. чел.

По обнародованным 17 марта 2004 г. планам через пять лет в самых крупных городах Китая должна быть создана развитая система общественного транспорта, и скоростной рельсовый транспорт будет играть главную роль. На втором месте по значимости указывались общественные автобусы и троллейбусы, а в качестве дополнения – такси и другие виды общественного транспорта. Такая система будет давать возможность пассажирам добраться до любого пункта города в пределах 50 мин в крупных городах и 30 мин – в средних. Доля общественного транспорта в городах должна быть в пределах 20...30%.

Планируется, что к концу года будет создана первоначальная сеть общественного транспорта Пекина. За 2004 г. будет открыто 30 автобусных линий; введено в строй 2 тыс. дополнительных автобусов, работающих на экологически чистом топливе. На главных транспортных магистралях и кольцевых автострадах города нынешние автобусы постепенно заменят экологически чистыми длиной 14 или 18 м. Усилия городской администрации будут направлены также на внедрение систем автоматического контроля и других передовых технологий в метро, автобусах, такси.


Приведенные в статье цифры основаны на данных официальной статистики КНР, однако многие эксперты высказывают сомнения в их достоверности.