Рейтинг популярности зарубежных сельхозтракторов в России

А. Нефедов, к.т.н.
Отечественные сельские товаропроизводители, как правило, взвешенно подходят к выбору моделей зарубежных тракторов для работы в своих хозяйствах, рассчитывая на их длительную, эффективную эксплуатацию, обращая внимание помимо бренда на комплекс технико-экономических показателей. Какие же зарубежные тракторы пользовались популярностью в 2011 г. на рынке России?
New Holland T 8040
New Holland T9060
Распределение долей продаж на рынке России зарубежных тракторов разных компоновочных схем, %
Foton TD 404
Challenger 865C
Распределение объемов продаж наиболее массовых колесных тракторов 4К4а по классам мощности
John Deere 7930
Case IH STX 435
Распределение долей продаж классических полноприводных тракторов 4К4а среди фирм с наибольшими объемами закупок, %
Распределение стоимости зарубежных тракторов наиболее востребованных моделей и фирм на рынке России, тыс. $
John Deere 7830
John Deere 9430

Как и в предыдущие годы, в 2011 г. в России продолжались закупки сельскохозяйственных тракторов (далее – тракторов) ведущих мировых производителей из стран дальнего зарубежья. Так, в январе–декабре на внутреннем рынке России по импорту было закуплено 13 098 ед. тракторов зарубежных фирм на общую сумму $217 145 669. Закупки осуществлялись в основном спонтанно, без должного анализа существующего рынка тракторной техники, показателей технической оценки ее узлов, агрегатов и систем, результатов испытаний на МИС образцов зарубежных тракторов и производственных проверок в хозяйствах. При этом объемы продаж закупаемых моделей зарубежных тракторов варьировались в весьма широких пределах (от 1 до 206 ед.).

В табл. 1 показана так называемая презентабельная выборка типоразмеров наиболее популярных в России зарубежных тракторов, имеющих наибольшие объемы продаж.

Повышенным спросом в России пользовались стандартные классические колесные тракторы с двумя ведущими мостами (95% от общего количества тракторов на рынке), далее идут тракторы с шарнирно-сочлененной рамой (3%), затем гусеничные модели (2%), при этом большой спрос имели классические колесные тракторы китайских и южнокорейских фирм, продажи которых по сравнению с предыдущими годами выросли в разы и составили от 14 до 109 ед.

Таким образом, в подавляющем большинстве приобретались колесные полнопривод­ные тракторы классической компоновки мощностью от 20 до 340 л.с., причем в основном закупались колесные тракторы средней и высокой мощности, соответственно от 80 до 200 и от 290 до 340 л.с., тогда как колесные тракторы с шарнирно-сочлененной рамой закупали мощностью от 375 до 535 л.с., а гусеничные – от 324 до 577 л.с.

Таблица 1. Популярные в России типоразмеры зарубежных тракторов из дальнего зарубежья – лидеры продаж
Фирма-производитель Страна Модель трактора Мощность, л.с. Объем продаж, ед. Общая стоимость, $
Классическая полноприводная компоновочная схема с двумя ведущими мостами 4К4а
Сase IH
CША
315 Маgnum
210 Puma МХ
МХ 335
МХ 310
315
214
335
309
20
19
18
18
2 866 993
1 539 377
2 175 468
2 066 831
Challenger
CША
МТ 665
МТ 685С
МТ 585
290
340
200
54
32
19
6 510 359
4 052 531
1 368 100
Daedong
Ю. Корея
СК 22
22
16
124 021
Foton
Китай
ТЕ 204
ТЕ 254
TG 1254
ТВ 404
20
45
125
40
119
109
73
14
523 699
576 631
1 373 000
103 590
John Deere
США
7830
6130
6930
7930
200
80
150
215
206
126
94
57
17 311 087
4 062 797
5 634 296
5 087 477
Kioti
Ю. Корея
СК-35
DK 551
EX 40
35
54
26
61
34
26
644 797
559 231
391 507
New Holland
CША
Т7060
Т8040
Т8390
214
308
340
38
13
10
3 434 973
1 496 762
1 580 000
Same
Италия
Frutteto Classic 3.70
70
12
414 863
TYM
США
Т223
20
64
545 273
Valtra
Финляндия
Т191Н
185
31
2 469 138
Нетрадиционная компоновка с шарнирно-сочлененной рамой и передними и задними ведущими колесами одинакового размера 4К4б’
Case IH
США
STX 435
435
15
2 434 044
John Deere
США
9430
425
11
1 940 277
New Holland
США
Т9040
440
12
1 577 590
Гусеничные тракторы
Challenger
США
МТ865С
517
13
3 000 993
John Deere
США
9530Т
475
10
2 146 518

Количество закупаемых тракторов с интегральной компоновкой было ограниченным и поэтому не учитывалось.

По большим объемам продаж (в данном случае, например, свыше 30 ед.) в числе лидеров оказались тракторы фирм John Deere, далее последовательно идут тракторы фирм Foton, TYM, Kioti, Challenger, New Holland и Valtra (тракторы 4К4а), Case IH (тракторы 4К4б’) и Challenger (гусеничные тракторы).

Доли продаж тракторов 4К4а (в диапазоне продаж от 31 до 206 ед.) среди фирм с наибольшими объемами закупок в России показаны на диаграмме 3.

Таким образом, больше всего в России в 2011 г. приобретались полноприводные колесные тракторы фирмы John Deere. В числе лидеров продаж оказались также и китайские колесные тракторы фирмы Foton, которые при их небольшой мощности имели достаточно высокие показатели технического уровня и вместе с тем в сравнении с таким грандом, как John Deere, являлись более дешевыми, что и привлекало покупателей китайских и южнокорейских тракторов в России. Объемы продаж колесных тракторов других фирм оказались по сравнению с лидерами на порядок ниже, что свидетельствует об их меньшей популярности в России.

Таблица 2. Рейтинг популярности в России наиболее востребованных типоразмеров зарубежных тракторов
Место Фирма-изготовитель Модель трактора Мощность, л.с. Объем продаж, ед.
Классическая компоновочная схема 4К4а
I
John Deere
7830
200
206
II
John Deere
6130
80
126
III
Foton
ТЕ204
20
119
IV
Foton
ТЕ254
25
109
V
John Deere
6930
150
94
VI
Foton
ТG1254
125
73
VII
TYM
Т423
20
64
VII
Kioti
СК-35
35
61
Challenger
МТ665
290
54
Х
John Deere
7930
215
47
ХI
New Holland
Т7060
214
38
ХII
Kioti
DK551
54
34
ХIII
Challenger
МТ685
340
32
ХIV
Valtra
Т191Н
185
31
Нетрадиционная компоновка 4К4б’
I
Сase IH
STX435
435
15
Гусеничный трактор
I
Challenger
МТ865С
517
13

Мощные колесные тракторы нетрадиционной компоновки с шарнирно-сочлененной рамой и гусеничные тракторы в связи с их ограниченным применением, преимущественно только на энергоемких работах общего назначения (пахота, сплошная культивация и др.), закупались хозяйствами в ограниченных количествах (до 13–15 ед.), лидерами закупок были соответственно фирмы Case IH и Challenger.

В основном отечественными сельскими товаропроизводителями у зарубежных фирм приобретались тракторы, отсутствующие в производстве на тракторных заводах в России или выпускаемые ими в малых количествах.

При закупке зарубежных тракторов средней и высокой мощности покупателям из России следует прежде всего учитывать комплекс основных технико-экономических показателей их узлов, агрегатов и систем, оказывающих существенное влияние на эксплуатационные качества, – это высокий крутящий момент, минимальный выпуск отработавших газов, электронный впрыск топлива, большой интервал ТО, переключение передач в трансмиссии под нагрузкой без разрыва мощности или бесступенчатое переключение передач, максимальная транспортная скорость не менее 40–50 км/ч, подрессоривание переднего ведущего моста, эффективное торможение не только зад­ними, но и передними колесами, высокая грузоподъемность задней навесной системы, низкий уровень шума в кабине и т. п.

Следует обращать внимание и на такой важный показатель, как урожайность сельхозкультур в конкретном регионе России и возможность полного использования конкретной модели с высокой степенью загрузки в рядовой эксплуатации для обеспечения максимальной производительности при агрегатировании с соответствующим по тяговому классу закупаемого трактора комплексом машин-орудий, а также оптимальное сервисное обслуживание.

Как правило, доверием сельских товаропроизводителей пользовались зарубежные тракторы средней (около 200 л.с.) и высокой мощности (более 400 л.с.). Они приобретались главным образом крупными финансово устойчивыми сельхозпредприятиями, имеющими большой пакет финансовых активов и денежных средств для капиталовложений, тогда как в качестве покупателей тракторов меньшей мощности выступали не только они, но и преимущественно средние сельхозпредприятия, личные подсобные и индивидуальные хозяйства.

В связи с этим интерес представляют основные технические показатели тракторов, занявших лидирующие места в рейтинге наиболе покупаемых в России, непосредственно влияющие на их эксплуатационные качества (см. табл. 3).

Учитывая данные табл. 3, можно отметить, что именно благодаря своим высоким технико-экономическим показателям наибольшей популярностью в России пользовался полноприводный колесный трактор John Deere 7830, который еще и намного дешевле альтернативных моделей с шарнирно-сочлененной рамой Case IH STX 435 и гусеничного Challenger МТ 865С.

    Надо также отметить, что в отличие от тракторов общего назначения (Case IH STX и Challenger) John Deere 7830, являющийся трактором универсального назначения, имеет лучшие потребительские качества за счет:
  • более широких возможностей в агрегатировании с сельхозмашинами и орудиями, которые могут навешиваться не только сзади трактора, но и в его передней части, составляя эшелонированные и комбинированные агрегаты;
  • использования не только при работах общего назначения, но и на пропашке в междурядьях сельскохозяйственных культур.
Таблица 3. Структура технических показателей моделей и фирм зарубежных тракторов 4К4а, 4К4б’ и гусеничного, наиболее популярных в России
Показатель Закупленные модели
колесные гусеничный
Модель John Deere 7830 (4К4а) Case IH STX 435 (4К4б’) Challenger MT 865C
Объем продаж, ед.
206
15
13
Двигатель
Мощность, л.с.
205
435
517
Турбонаддув с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха
Штатно
Запас крутящего момента, %
40
42
Впрыск топлива
Электронный под высоким давлением Сommon Rail
Электронный
Уровень выбросов ОГ
Тier 3
Tier 2
Tier 3
Интервал замены масла, моточас
500
250
Трансмиссия
Коробка передач, тип
Диапазонная с автоматическим переключением без разрыва потока мощности; бесступенчатая (по заказу)
Диапазонная автоматическая с переключением без разрыва потока мощности
С автоматическим переключением без разрыва потока мощности
Максимальная скорость вперед/назад, км/ч
42
37
40
Реверс всех передач
Есть
Нет
Число передач: вперед/ назад
20/ 20
16/ 2
16/ 4
Ходоуменьшитель
Штатно
Нет
Оптимальный набор передач вперед
Штатно
Частота вращения заднего/переднего ВОМ, об/мин
540; 1000/ 1000
1000/ Нет
1000 (по заказу)
Включение заднего ВОМ, тип
Электрогидравлическое
Под нагрузкой
Ходовая система
Подрессоривание переднего моста
Штатно
Нет
Подрессоривание ходовой части
Блокировка дифференциалов заднего/переднего мостов, тип
Электрогидравлическая
Размерность штатных шин колес: передних/ задних
600/70R30
650/85R38
20,8 R42
20,8 R42
Гусеницы резиноармированные (3 варианта ширины)
Возможность установки сдвоенных шин колес
По заказу
Гидронавесная система
Грузоподъемность задней/ передней, кг
7483 (9177 по заказу)/ 5200
8900/ Нет
14 000/ Нет
Максимальное давление в гидросистеме, МПа
21
20
Колесные тормоза
Тип задних/ передних колес
«Мокрые» дисковые гидроуправляемые
Кабина
Уровень шума, дБ(А)
71,5
75
72
Подрессоривание
По заказу
Нет
Сиденье
С пневмоподвеской
Поворотное вправо с пневмоподвеской
С пневмоподвеской
Обзор
Панорамный
Кондиционер
Штатно
Прочие данные
Эксплуатационная масса, кг
7850
15 889
23 500
База, мм
2860
3910
2950
Дорожный просвет, мм
н. д.
н. д.
360
Радиус поворота без подтормаживания, м
н. д.
5,1
Рабочее оборудование
Пневмопривод тормозов прицепа
По заказу
Штатно
Маятниковое прицепное устройство
По заказу
Штатно
Средства интеллектуального автоматического контроля и управления
Электрогидравлический регулятор задней навесной системы
Штатно
Автоматическое регулирование двигателя и трансмиссии
Штатно
Нет
Штатно
Система бортовой диагностики
Штатно
Нет
Автоматика разворотной полосы
Штатно
Система автоматического вождения
По заказу
Система обмена данными трактора и навесного устройства
По заказу
Штатно
Система сбора и документирования данных
По заказу
Нет
Нет