Малогабаритные тракторы из Италии

А. Нефедов, к.т.н.
BCSVolcan 750 Dualsteer
Carraro TRH 9400
 
Ferrari Tohr 95 RS
De Pietri TR 90 DT/S
 
Same Solaris 55
Landini Mistral 40 DT
Goldoni Lander 75
Lamborghini R 1.55
Valpadana 6560 ARM
Valpadana 6560 ARM
Same Solaris 55

Развитые страны Западной Европы помимо стандартных тракторов выпускают также большую номенклатуру компактных, малогабаритных тракторов, производством которых в настоящее время занято более 30 крупных фирм, значительная часть их расположена в такой небольшой стране, как Италия (см. таблицу).

Заметим, что большинство из указанных итальянских фирм (BCS, Сarraro, Ferrari, Goldoni, De Pietri, Valpadana) специализируются на выпуске только малогабаритных тракторов, тогда как другая, меньшая их часть (Lamborghini, Landini, Same) наряду с этими тракторами производит еще и большую номенклатуру стандартных тракторов с нормальной колеей.

Производственные возможности итальянских фирм по количественному выпуску тех или иных моделей малогабаритных тракторов существенно различаются (диаграмма 1).

Из диаграммы 1 видно, что наиболее крупными среди фирм, занимающихся производством малогабаритных тракторов, являются фирмы Carraro (39 моделей) и Goldoni (31 модель), причем фирма Carraro выпускает не только многофункциональные малогабаритные тракторы, но известна и тем, что почти 75 лет разрабатывает и производит трансмиссионные системы и специализированные узлы, в частности передние ведущие мосты для с.-х. тракторов John Deere, New Holland, Claas и др. Наибольший объем продаж продукции этой фирмы приходится на США и страны ЕС. Кроме того, продажи на таких быстроразвивающихся рынках, как в Латинской Америке, Восточной Европе и Азии, ежегодно увеличиваются, составляя более 20% их общего объема производства. Фирма Carraro имеет 15 заводов не только в Италии, но и в США, Германии, Польше, Аргентине и других странах. В 2009 г. годовой оборот Carraro ориентировочно составил около 1 млрд. евро.

Другой крупный производитель – фирма Goldoni ежегодно выпускает более 8 тыс. малогабаритных тракторов. При этом 40% всего объема своей продукции, в который помимо двухосных колесных тракторов входят одноосные мотоблоки и другая специализированная компактная техника, фирма экспортирует более чем в 80 стран мира, в том числе развитых.

Все выпускаемые указанными фирмами 156 моделей тракторов по типу компоновочных схем распределены весьма неравномерно (диаграмма 2). Так, наибольшее распространение (49,37%) получила классическая полноприводная компоновка 4К4а, за которой следуют в порядке убывания компоновки с шарнирно-сочлененной рамой 4К4б' (18,6%), интегральная 4К4б (17,31%), с шарнирно-сочлененной рамой и передними управляемыми колесами 4К4б'* (12,8%), только с задним ведущим мостом (1,28%) и, наконец, гусеничная (0,64%). Интегральные тракторы (2 модели) и тракторы с шарнирно-сочлененной рамой (8 моделей) фирмы BCS как вариант могут выполняться с вынесенным вперед постом управления.

Подавляющее большинство моделей малогабаритных тракторов (более 98%) оснащены приводом на все колеса, поскольку именно благодаря этому при малых массе и габаритах, свойственных этим тракторам, наилучшим образом реализуются их тягово-сцепные качества. Все они по своей сути являются многофункциональными тяговыми средствами, способными выполнять множество процессов в растениеводстве, в том числе на крутых склонах – от пахоты, преимущественно однокорпусным плугом, до работ на транспорте со скоростью до 30…40 км, в животноводстве, а также в коммунальном хозяйстве и подходят для самого широкого круга покупателей, учитывая обилие их вкусов и привычек.

Небольшие габаритные размеры этих тракторов в широком диапазоне (длина от 2150 до 3710 мм, ширина от 805 до 1470 мм, высота от 1040 до 2300 мм) при ограниченном от 180 до 400 мм дорожном просвете и довольно низком центре тяжести обеспечивают им высокую маневренность при минимальном радиусе поворота (в пределах от 0,95 до 3,9 м) и устойчивость в стесненных условиях эксплуатации, в том числе в междурядьях с.-х. культур, в оранжереях, питомниках, садах под кронами деревьев, на виноградниках и т. д., не повреждая ни эти культуры – как бы «обтекая» их, ни сами тракторы.

Стремление итальянских фирм к наиболее полному удовлетворению потребностей широкого круга покупателей в небольших по габаритам высокоэффективных тракторах вынуждает их постоянно совершенствовать модели, повышать их технический уровень, внедряя только те конструктивные решения, которые способствуют повышению производительности, качества работы, снижению уплотнения почвы, облегчению управляемости и обеспечению безопасности работ.

По сравнению с обычными стандартными тракторами с нормальной колеей малогабаритные тракторы являются более простыми по конструкции узлов, агрегатов и систем и в отличие от стандартных тракторов менее насыщены средствами автоматического контроля и управления двигателями, трансмиссиями, навесными и гидросистемами и т. д. Так, все малогабаритные тракторы выполнены с легко монтируемыми как спереди, так и сзади компактными агрегатами: двигателем, коробкой передач, передними и задними мостами и др. Их двигатели надежные, экологичные, имеющие низкий расход топлива, 2-, 3-, 4-цилиндровые дизельные, преимущественно известных фирм John Deere, Lambordini, Mitsubihi, Perkins, Yanmar VM Detroit, жидкостного охлаждения с номинальной частотой вращения от 3000…3400 мин–1, уменьшающейся до 2200…2300 мин–1 при возрастании мощности, интервалами замены масла, составляющими 100…300 моточасов, причем с уровня мощности 49…91 л.с. двигатели оборудованы еще и турбонаддувом. Воздушное охлаждение имеет только ограниченная часть двигателей самой небольшой мощности тракторов Carrarо (от 23 до 25 л.с.), Goldoni (от 22 до 26 л.с.) и Valpadana (от 9 до 13 л.с.).

Малогабаритные тракторы в основном комплектуют достаточно эффективными и проверенными «сухими» однодисковыми муфтами сцепления с механическим включением и демпферами, гасящими крутильные колебания, реже (на тракторах Goldoni серии Maxter) – более надежными и износостойкими «мокрыми» дисковыми муфтами.

На них находят преимущественное применение реверсивные ступенчатые синхронизированные коробки передач (КП) с числом передач вперед/ назад в основном 8/ 8, 12/ 12 либо 16/ 16. На некоторых моделях тракторов Ferrari и Lamborghini могут устанавливать нереверсивные КП с числом передач 8/ 4 или 16/ 8, тракторов Carrarо и Valpadana – бесступенчатые гидрообъемные КП, а на части тракторов Lamborghini и Same, начиная с мощности 68 л.с., – применяемые и на стандартных тракторах совершенные синхронизированные КП с частичным (3 ступенями) переключением под нагрузкой.

Максимальная скорость, обеспечиваемая этими КП, при малых мощностях составляет до 30 км/ч, в том числе на тракторах Valpadana – 13 км/ч, или при больших мощностях – 40 км/ч. Для движения с «ползучими» скоростями малогабаритные тракторы Carraro, Goldoni, Valpadana, Lamborghini, De Pietri и Same могут штатно или по заказу комплектовать ходоуменьшителем. Подавляющее большинство этих тракторов фирмы оснащают механической блокировкой дифференциалов задних мостов и механическим включением привода передних колес.

Типы приводов активных рабочих органов машин и орудий, агрегатируемых с малогабаритными тракторами, отличаются большим разнообразием. Они могут оборудоваться штатно или по заказу задними валами отбора мощности (ВОМ) с механическим или электрогидравлическим (на более мощных моделях) включением посредством «сухих» или «мокрых» дисковых муфт, в том числе под нагрузкой. Эти ВОМ могут быть односкоростными с 540 мин–1 (небольшой мощности Ferrari, Valpadana) либо односкоростными с 540 мин–1 и синхронными (небольшой мощности Carraro, Goldoni, Ferrari), либо двухскоростными с экономичной скоростью 540/ 540Е мин–1 (мощные Carraro, Goldoni, Ferrari, Valpadana), либо двухскоростными экономичными 540/ 540Е мин–1 и синхронными (средней и большой мощности BCS, Carraro, Goldoni, Valpadana, Lamborghini, Landini, Same), либо даже трехскоростными экономичными 540/ 540Е/ 1000 мин–1 (большой мощности Lamborghini, Landini, De Pietri, Same). Кроме того, малогабаритные тракторы BCS, Ferrari, Valpadana, Lamborghini штатно или по заказу могут комплектоваться еще и передним ВОМ.

На подавляющем большинстве малогабаритных тракторов всегда применяется наиболее совершенное рулевое управление гидрообъемного типа.

Для повышения безопасности в работе подавляющее большинство малогабаритных тракторов BCS (серии Valiant и Vithar), Carraro (серии Agroplus, Ergit SRX и TRX), Lamborghini (серии RS и RF), Landini (серии Rex и Mistral), Same (Dorado) оснащаются «сухими» барабанными или «мокрыми» многодисковыми тормозами на всех четырех колесах. На этих тракторах находят применение как диагональные шины (на моделях небольшой мощности), так и более эффективные радиальные шины (на более мощных моделях), отличающиеся большей ходимостью.

Их гидросистемы – раздельно-агрегатные с гидронасосами с подачей 18…67 л/мин, максимальным давлением 12…14 МПа (модели небольшой мощности), 15…16 МПа (практически все модели тракторов Carraro, Goldoni и Valpadana) и 15…18 МПа (модели средней и высокой мощности), имеющие регулирование по нагрузке (тракторы Goldoni). Эти гидросистемы обслуживают преимущественно задние трехточечные навесные устройства I и II категорий, максимальная грузоподъемность которых, увеличивающаяся с повышением мощности, составляет от 300 до 3000 кг, при этом они чаще имеют силовое и позиционное виды регулирования, а на отдельных мощных моделях (Lamborghini серий RS и RF, Same серии Dorado) это регулирование электрогидравлическое.

Малогабаритные тракторы могут оснащаться и передними навесными устройствами с максимальной грузоподъемностью 180…1500 кг, причем чаще на моделях с расположенной спереди кабиной, в частности на тракторах Carraro SP 4400 HST, а также по заказу на большинстве тракторов классической компоновки.

    Большое внимание итальянские фирмы уделяют оснащению своих малогабаритных тракторов разнообразными средствами, улучшающими условия и повышающими безопасность труда водителей. По создаваемому комфорту их можно разделить на две самостоятельные группы, оборудованные:
  • дугой безопасности (штатно) и кабиной (по заказу);
  • кабиной (штатно).

Наиболее часто кабиной, имеющей встроенный каркас безопасности, штатно комплектует свои малогабаритные тракторы фирма Carraro, в частности реверсивной, оснащенной также реверсивным постом управления, реже – стандартной с подрессоренным на амортизаторах и регулируемым по росту водителя сиденьем или с реверсивным постом управления, либо с климатической установкой.

Стандартной кабиной оборудуют некоторые свои модели также фирмы Goldoni и Landini (по заказу с климатической установкой) и De Pietri (c реверсивным постом управления и климатической установкой).

Уровень шума в этих кабинах в зависимости от степени комфортности составляет 78…85 дБ (А). Для снижения вертикальных виброчастотных колебаний многие кабины устанавливают на сайлентблоках, гасящих эти колебания, а для подогрева оборудуют эффективным отопителем.

На подавляющем большинстве малогабаритных тракторов (до 74%) устанавливают штатно жесткие или чаще откидные дуги безопасности (с подрессоренным и регулируемым сиденьем или реверсивным постом управления), при этом отдельные модели (фирм BCS, Ferrari, Lamborghini, Same и Valpadana) комплектуют по заказу кабиной с климатической установкой либо с поворотными сиденьем и рулевой колонкой, а фирма Landini оборудует часть своих моделей откидными дугами безопасности по заказу.

Органы управления и контрольно-измерительные приборы в кабинах удобно расположены и сгруппированы, что создает водителю дополнительный комфорт при работе. Круговая, по существу идеальная обзорность фронта работ обеспечивается высоко расположенным сиденьем в сочетании с низко расположенным компактным двигателем.

Как правило, наиболее эффективным для таких тракторов с небольшими габаритами является сочетание реверсивных трансмиссии, кабины, поворотных поста управления и рулевой колонки, позволяющее равноценно выполнять работы при движении тракторов как передним, так и задним ходом.

Таким образом, малогабаритные тракторы итальянских фирм по техническому уровню в сравнении с аналогичными моделями других европейских фирм занимают достойное место в своей нише, там, где использование стандартных, более крупных тракторов попросту невозможно. В этой связи следует активнее перенимать богатый опыт, в частности, итальянских фирм по созданию малогабаритных тракторов различных компоновочных схем, которого у отечественного тракторостроения накоплено пока явно недостаточно.

Структура малогабаритных тракторов итальянских фирм на западноевропейском рынке
Производитель Компоновочная схема Эксплуатационная мощность, л.с. Эксплуатационная масса, кг Число серий/ моделей в серии
BCS 4К4а 26…35 860 1 (Vivid)/ 2
4К4б 35…48 н. д. 2 (Valiant AR)/ 2
4К4б' 27…92 н. д. 3 (Victor AR, Valiant AR, Vithar)/ 10
4К4б'* 64…92 2160…2170 1 (Volcan)/ 3
Carraro 4К4а 25…96 1045…2355 4 (Tigre Country, Agroplus, Ergit TGF, Ergit TRG)/ 12
4К4б 23…96 850…2240 6 (Tigre, TTR, Tigron, Ergit TRX, Ergit TTR, Ergit TRH)/ 19
4К4б' 38…96 1210…2150 3 (SP, Supertigre, Ergit SRX)/ 8
Ferrari 4К4а 26…35 н. д. 1 (Rаptor)/ 2
4К4б'* 26…92 н. д. 4 (Vipar, Cobram, Tohr, Vega)/ 11
Goldoni 4К4а 33…95 1480…2200 3 (Aster, Star, Quasar)/ 13
4К4б 23…37 1100…1350 1 (Euro)/ 3
4К4б' 22…67 750…1840 4 (Euro, Base, Maxter, Cluster)/ 8; 1 (Transcar)/ 6
4К4б'* 22…67 н. д. 1 (Lander)/ 1
Гусеничная 80 н. д. н. д.
Lamborghini 4К4а 35…90 1320…2700 3 (R1, RS, RF)/ 11
Landini 4К4а 37…99 1350…2980 2 (Mistral, Rex)/ 14
De Pietri 4К4а 90 н. д. 1 (TR)/ 2
Same 4К4а 35…90 1320…2410 2 (Solaris, Dorado)
Valpadana 4К2 9…10 310 1 (1000HSD)
4К4а 19…50 720…1500 3 (1300, 1500, 1600)
4К4б 48…65 1820 1 (6500 ISR/REV)
4К4б' 48…65 1770…1820 1 (6500 ARM)
Примечание. 4К2 – классическая компоновка с задним ведущим мостом; 4К4а – классическая полноприводная схема с передним и задним ведущими мостами; 4К4б – интегральная схема с передними и задними ведущими колесами одинакового размера; 4К4б' – схема с шарнирно-сочлененной рамой и передними и задними ведущими колесами одинакового размера; 4К4б'* – схема с шарнирно-сочлененной рамой, передними и задними ведущими колесами одинакового размера и передними управляемыми колесами.