Перспективы альтернативных видов топлива и технологий для автотранспорта

Научно-практическая конференция

10 октября 2023 г., в стартовый день Международного форума «Российская энергетическая неделя», состоялась научно-практическая конференция «Территория энергетического диалога» – ТЭД-2023.

Организаторами конференции выступили Российское энергетическое агентство Минэнерго России и фонд «Росконгресс» при участии Минэнерго России. Конференция является площадкой для обсуждения актуальных вопросов российской энергетической повестки. Впервые конференция состоялась в 2022 г., объединив более 70 спикеров, 350 участников, 10 деловых мероприятий и 1800 просмотров трансляции. Представители научных организаций, технологических компаний, институтов развития и органов власти обменялись мнениями о прикладных вопросах развития отраслей ТЭК на ближайшие годы и в долгосрочном перспективе планирования альтернативных видов топлива и технологий для автотранспорта.

Среди множества обсуждаемых тем была заявлена панельная сессия «Перспективы альтернативных видов топлива и технологий для автотранспорта». Модератор дискуссии, первый заместитель генерального директора фонда «ЦСР» Татьяна Радченко считает, что в нашей стране рынок альтернативного автотранспорта за последние годы качественно изменился.

«У этого направления есть явные преимущества, связанные с экономией потребителей, улучшением экологической ситуации в городах и сокращением выбросов парниковых газов. В России приняты программы в части развития газомоторного и электрического автотранспорта, внедрены меры поддержки по стимулированию создания заправочной инфраструктуры, а также производства и спроса на автотранспорт. Электрический автотранспорт в последние пару лет получил импульс, в том числе за счет налаживания производства электромобилей на территории России. Вместе с тем для устойчивого развития необходимо наличие отечественной компонентной базы, условий для испытаний перспективных образцов и другие факторы, которые будут обсуждаться в ходе панельной сессии», – отметила Татьяна Радченко.

Газовое топливо

Открыла сессию Е.В. Грушевенко, ведущий эксперт Центра энергоперехода ESG Сколковского института науки и технологий. Она озвучила статистические данные о тенденциях развития автомобилей, работающих на альтернативном топливе, и электромобилей, заметив, что развитие автотранспорта происходило в условиях пандемии. Выступавшая отметила стагнацию в области газомоторного автомобильного транспорта, увеличение в три раза в РФ за последние десять лет количества автомобильных газозаправочных станций (АГЗС).

Можно отметить, что, как следует из данных в презентации Минэнерго «О реализации приоритетных проектов в энергетике», опубликованных газетой «Ведомости», общее количество газовых автозаправок увеличилось в 2022 г. на 49%, до 896 ед., а потребление газа в качестве моторного топлива – на 28% к уровню 2021 г. К 2030 г. число газовых заправок в стране должно увеличиться до 1875. Всего в России, по данным Российского топливного союза, действует порядка 23 000–24 000 АЗС, сообщала газета «Ведомости».

Помимо увеличения числа газонаполнительных станций, в том числе криогенных автозаправочных станций (криоАЗС), поддержка газомоторных автомобилей заключалась в субсидировании переоборудования автомобилей. В 2020–2022 гг. в России были переоборудованы с бензина и дизтоплива на газ 35 200 автомобилей, сообщается в публикации «Известий» со ссылкой на официальный документ. В августе 2022 г. премьер-министр М. Мишустин подписал постановление об увеличении объема субсидирования расходов физлиц и бизнеса по переводу автотранспорта с бензина на метан. Объем субсидии был увеличен с 24 до 48% от общей стоимости переоборудования транспортного средства.

Е. Грушевенко отметила значение документа «Концепция рынка газомоторного топлива», который будет утвержден постановлением правительства. Еще в марте 2020 г. в рамках госпрограммы по развитию энергетики правительством была утверждена подпрограмма «Развитие рынка газомоторного топлива» с объемом госфинансирования в 19,3 млрд руб., предусматривающая увеличение по итогам 2024 г. потребления газа в качестве моторного топлива до 2,7 млрд м3, числа газовых заправок – до 1273 ед. До конца 2024 г. также предполагается увеличить парк техники на природном газе не менее чем на 40 000 ед. Выступавшая подчеркнула, что стоимость газа в Китае составляет 50% от стоимости бензина.

Однако метановые заправки «Газпрома», по словам председателя совета директоров компании В. Зубкова, загружены лишь на 34% и приносят «Газпрому» убыток в 3 млрд руб. ежегодно.

Д. Корниенко, генеральный директор ООО «Газпром газомоторное топливо», объявив о 35 новых объектах, обратил внимание на газомоторные рейсовые автобусы, заметив, что пробег московских электробусов составляет только 60 км на одном заряде, в то время как газовый имеет пробег 300 км. Он отметил «трассовую» стратегию своей компании, реализация которой позволила обеспечить газовому транспорту движение по магистрали М-4.

Представитель компании «Автотор» отметил отсутствие льгот для покупающих газомоторную технику. Д. Корненко сообщил ему, что «Газпром газомоторное топливо» при покупке такой техники дарит заправочную карту на сумму 75 тыс. руб.

Электротранспорт

Кроме того, Китай является лидером по вводу и производству электрического транспорта. В 2022 г. доля электромобилей на мировом рынке легковых автомобилей составила 14%, а в Евросоюзе и Китае превысила 20%. В будущем ожидается существенное усиление этой тенденции несмотря на то, что электромобиль ограничен количеством зарядных станций, а также длительностью зарядки. Эксплуатация в холодном климате также вызывает трудности.

А.В. Колесникова, заместитель директора Департамента секторов экономики Минэкономразвития РФ, отметила актуальность электротранспорта и тренд на отказ от ДВС, а также необходимость механизма господдержки. В РФ такая политика началась в 2021 г. С тех пор парк электромобилей удвоился. Число регистраций возросло с 25 до 400 в неделю.

В настоящее время реализуется программа по созданию быстрых зарядных станций мощностью 150 кВт. После запуска госпрограммы поддержки количество электрозарядных станций (ЭЗС) увеличилось в два раза. Только за 2022 г. были построены 439 станций для быстрой зарядки электромобилей в 12 пилотных регионах страны. Год назад в РФ насчитывалось 4367 точек заряда, из которых 3679 – точки медленной и 688  – быстрой зарядки. Количество пользователей достигло почти 20 тыс. До конца года, по словам выступавшей, в 35 регионах будет свыше 690 быстрых ЭЗС, общее количество станций достигнет 4500.

Выступавшие в дискуссии отмечали, что ключевым вопросом при создании ЭЗС является стоимость технологического подключения, которая сильно варьируется. Для обеспечения окупаемости станций их операторы выступают за электрические такси, о легком коммерческом транспорте (LCV), правда, не говорилось. Видимо, еще не знают. Здесь стоит отметить возможную аналогию с метановыми заправками «Газпрома».

Семён Корнилов, главный конструктор энергетических систем ПАО «КАМАЗ», объявил, что корпорация в настоящее время работает над созданием автомобиля на топливных элементах с использованием водородного электрохимического генератора одной «дружественной» страны. Про то, что в Китае уже существуют заправки водородом, он заметил немного раньше.

Татьяна Редько, директор по взаимодействию с государственными органами и корпоративным связям АО МАЗ «Москвич», в ответ на прозвучавшее замечание, что современный «Москвич» отличается от китайского автомобиля только эмблемами (эмблемы тоже сделаны в КНР), ответила, что ни одна фирма не производит автомобиль из собственных комплектующих, не упомянув о комплектующих, сделанных в одной стране. Она сообщила о планах перехода на сборку СКД в следующем году и о проекте на Сахалине.

 

Дискуссия подчеркнула необходимость подобного рода конференций по развитию и обсуждению альтернативных видов топлива и технологий для автотранспорта.