Ammann
COVID не испортил вид

Дорожные катки в России

Из-за пандемии прошлый год оказался для экономики всего мира, и России в том числе, очень непростым. И тем не менее жизнь и технический прогресс не может остановить даже COVID. Состояние всей отечественной дорожно-строительной отрасли и дорожных катков в частности имеет весьма оптимистичный вид. В этой статье мы поговорим о новинках в конструкции уплотняющих катков и в технологиях уплотнения грунтов и материалов, которые появились в последнее время.

Очевидно, что у российских строительных компаний существует спрос на новую технику из-за морального и физического устаревания машинных парков. Поэтому несмотря на сложную ситуацию в экономике за первые девять месяцев 2020 г. производство дорожных катков на российских предприятиях выросло на 30% по сравнению с тем же периодом предыдущего года и составило 334 ед.

Однако в основном российский рынок катков насыщался за счет импорта: за первые три квартала 2020 г. в страну поступило 1248 новых машин, что на 37% больше, чем за 9 месяцев 2019 г.

Новые модели

В 2020 г. появилось довольно много новых моделей катков и даже целых линеек. Отечественные строители проявляют повышенный интерес к приобретению именно инновационных и высокотехнологичных машин.

«Амкодор»

Так, исходя из требований рынка ЗАО «Амкодор-Пинск» в 2020 г. разработало инновационную модель дорожного катка AMKODOR RT140A.

Заметим, что белорусский «Амкодор» активно работает на российском рынке и по итогам первых девяти месяцев 2020 г. импортировал в 4,5 раза больше катков, чем в тот же период предыдущего года, хотя абсолютное количество довольно скромное: 18 ед.

Мод. RT140A – двухвальцовый шарнирно-сочлененный каток с задним осцилляционным и передним вибрационным вальцами с изменяемым направлением вибрации. Предусмотрена функция смещения заднего вальца. Рулевое управление имеет режим «малый радиус», повышающий маневренность. Кабина комфортная, с поворотным сиденьем и джойстиком. Опционно машина может оснащаться интеллектуальной системой контроля уплотнения асфальта. Машина универсальная, предназначена для уплотнения асфальтобетонных покрытий, щебенчатых и других дорожных оснований.

Новые грунтовые катки часто комплектуются отвалами. Каток с отвалом в некоторых случаях может заменить бульдозер на распределении грунта и материалов, это удобно и экономично. Разработчики обеспечивают новым одновальцовым грунтовым каткам высокую проходимость и способность преодолевать крутые уклоны, необходимую для формирования склонов из грунта.

Ammann

Так, в 2020 г. группа компаний Ammann (со штаб-квартирой в Швейцарии) представила новое поколение грунтовых вибрационных катков ARS. Модели серии ARS отличаются высокой способностью преодолевать крутые уклоны: в штатной комплектации – 52% без вибрации и 48% с вибрацией, а в модификации НХ с усиленными гидромоторами – 65%! В качестве опции предлагается бульдозерный отвал. Машины исключительно маневренные благодаря инновационной концепции «без заднего моста» – с отдельным приводом на каждое колесо и валец, что выступает залогом компактной конструкции катка, низкого центра тяжести и превосходной устойчивости. Частота вибрации и усилие уплотнения могут изменяться.

Катки ARS200 и ARS220 оснащены просторной комфортной кабиной со звукоизоляцией, также многофункциональным дисплеем, интегрированным в рулевое колесо, что делает управление машиной еще более легким. Идеальная обзорность во все стороны – еще одно немаловажное преимущество.

Катки ARS оснащаются интеллектуальной системой контроля уплотнения ACEforce, которая непрерывно измеряет степень уплотнения и отображает цифровые значения на экране монитора в кабине. Усиленное шарнирное сочленение, которое не требует техобслуживания, выполняет функцию рулевого управления и качания. Высокоточная маневренность достигается двумя гидравлическими цилиндрами.

Также стоит отметить обновленную линейку пневмошинных катков ART280. Благодаря уникальной системе балластирования Ammann и удобству регулирования давления воздуха в шинах оператор может легко контролировать два главных параметра уплотнения – вес машины и давление шин на материал. Модульная система балластирования позволяет изменять вес машины в диапазоне от 9 до 28 т. Для полного перегруза катка требуется всего один час времени и один вилочный погрузчик. Полностью обновленная кабина отличается низким уровнем шума и обеспечивает повышенный комфорт и безопасность оператора.

Компания Ammann пользуется заслуженной популярностью во всем мире. В первые девять месяцев 2020 г. по импорту катков в Россию Ammann заняла четвертое место (из более чем 20 компаний, что является хорошим результатом), несколько увеличив объем поставок по сравнению с аналогичным периодом 2019 г.

При создании новых катков все большее внимание уделяется условиям работы оператора.

Volvo

Так, Volvo Construction Equipment в январе 2021 г. объявила о выпуске модернизированных моделей 10,4-тонного двухвальцового асфальтового катка DD105 и DD105 ОSC (с осцилляцией) для рынков стран с развивающейся экономикой. Обе модификации комплектуются комфортабельной кабиной с климат-контролем, напольное покрытие гасит вибрацию и шум. Рабочее место оператора – сиденье и органы управления – полностью регулируется: может поворачиваться и сдвигаться в боковые стороны.

Благодаря фирменной вибрационной технологии Volvo, исключающей вертикальные вибрации, DD105 OSC достигает высокой степени уплотнения без повреждающего воздействия на покрытие. При этом снижается нагрузка на окружающую поверхность, что позволяет выполнять уплотнение в особенно чувствительных зонах, в частности, на мостах, над трубопроводами и рядом с жилыми домами. Кроме того, при уплотнении у холодного стыка уменьшается риск повреждения холодного покрытия.

Мощность двигателя – 86,3 кВт. Ширина катка – 1680 мм. Обечайки вальцов катка DD105 OSC выполнены из закаленной износостойкой легированной стали, обеспечивающей повышенную долговечность. В системе управления двигателя имеется режим работы ECO, на котором экономия топлива достигает 30%. Повысить качество и сократить время уплотнения покрытия также помогают телематическая система Volvo CareTrack и система Compact Assist, которые позволяют в реальном времени оценить ход выполняемой работы, показывают оператору карту проходов и температуры асфальта.

Volvo

Поперечное смещение вальцов – удобная функция для уплотнения у бордюров, вокруг канализационных люков и т.п. Все больше производителей вводят ее в конструкцию своих новых катков.

АО «РАСКАТ»

Так, тяжелые двухвальцовые вибрационные катки на шарнирно-сочлененной раме новой серии RV от АО «РАСКАТ» («Рыбинские Асфальтовые Катки», входит в НПО «Высокоточные комплексы» госкорпорации «Ростех») имеют функцию смещения катков до 150 мм.

Еще в 2019 г. «РАСКАТ» пополнил эту линейку моделью RV-14DD. Машины оснащаются комфортабельной кабиной с двухпостовым рабочим местом оператора, отоплением и вентиляцией, с пылезащитой и двумя дверями. По заказу устанавливается система кондиционирования. Система управления позволяет регулировать параметры вибрации на ходу, передавая вибрацию на оба вальца сразу или на каждый по отдельности, и выбирать из двух значений частоты и двух значений амплитуды вибрации. Опционно доступен многофункциональный дисплей для контроля работы катка с функцией бортовой диагностики и системой позиционирования «ГЛОНАСС». Мощность двигателя – 110 кВт, трансмиссия гидрообъемная.

АО «РАСКАТ» выпустило за три первых квартала 2020 г. на 51% катков больше, чем за тот же период 2019 г.

Пневмоколесные катки получили распространение вследствие своей высокой маневренности и универсальности. Катки для уплотнения асфальтобетонных покрытий комплектуются специальными пневмовальцами, которые изготавливаются из специальных термостойких резиновых смесей, имеют широкий профиль и гладкую плоскую поверхность протектора.

CASE

Так, компания CASE Const­ruction Equipment в начале 2020 г. анонсировала совершенно новый каток с пневматическими шинами мод. PT240D эксплуатационной массой 9,7 т (24 т при полном балласте), двигателем мощностью 73,6 кВт с турбонаддувом и шириной полосы уплотнения 1986 мм. Каток предназначен для уплотнения основания и асфальта при строительстве автострад, взлетно-посадочных полос и других крупных объектов.

Конфигурация шин: 4 спереди, 4 сзади с перекрытием 50 мм. Пневмоколеса передней оси имеют вертикальный ход, чтобы постоянно контактировать с поверхностью. Дифференциал заднего моста блокируемый. PT240D в стандартной комплектации оснащен автоматической центральной системой накачки шин, которая обеспечивает постоянное давление во всех восьми шинах и позволяет регулировать давление в шинах в соответствии с характеристиками уплотняемого материала. Кабина герметичная с системой вентиляции и кондиционирования, рабочее место оператора двойное, сиденья подрессоренные. PT240D также доступен с телематической системой CASE SiteWatch.

CASE

Чем меньше объем технического обслуживания, который требуется катку, тем ниже эксплуатационные расходы и выше надежность машины. В частности, очень полезный узел – необслуживаемый шарнир сочленения полурам катка, и разработчики все чаще вводят его в конструкцию новых катков.

JCB

Так, в двухвальцовых вибрационных дорожных катках на сочлененной раме серии СТ, которые компания JCB выпустила в 2019 г., шарнир сочленения рамы необслуживаемый.

Катки серии СТ предназначены для уплотнения асфальтовых смесей и инертных материалов. Машины в стандартной комплектации оснащаются системой помощи оператору Automatic Vibration Control («Автоматическое управление вибрацией»), которая автоматически выключает вибрацию в конце хода катка и когда каток останавливается, предотвращая таким образом переуплотнение материала, а также телематической системой JCB LiveLink. Платформа оператора установлена на опорах, демпфирующих вибрацию. Оператор может устанавливать три режима вибрации на каждый валец по отдельности. Имеется функция смещения катков.

JCB

Некоторые компании создают модели катков специально для российского рынка.

SEM

Так, в 2020 г. китайская компания SEM (входит в состав Caterpillar) выпустила линейку новых одновальцовых грунтовых виброкатков мод. SEM 510, 512 и 518 «специально для эксплуатации в Евразии и России».

Это бюджетные модели массой 10–18 т с гидростатическим приводом Bosch Rexroth заднего моста и уплотняющего вальца, улучшающим тягово-сцепные характеристики машины, с двигателями мощностью 97,5 и 129 кВт. Мосты – от итальянского бренда Comer, установлен дифференциал повышенного трения. Преодолеваемый уклон – до 45% (у мод. 518 – 34%). Новые катки оснащены вибромодулями производства Caterpillar с возможностью выбора двух вариантов частоты и амплитуды. Кабина укомплектована защитой ROPS и кондиционером. Опционно предлагается система измерения степени уплотнения компании MOBA.

SEM

Экспансию китайской спецтехники на российский рынок поддержала еще одна компания из Поднебесной.

В 2020 г. китайская компания SDLG (входит в Volvo CE) стремительно наращивала импорт в Россию своей спецтехники, и в том числе катков. Рост составил 50% по сравнению с годом предшествующим.

На выставке Bauma China 2020 (в ноябре) компания заявила о подписании соглашения о поставке еще 1000 ед. техники в Россию и продемонстрировала три новые модели дорожных катков RC730, RS6260H и RP6300. Описаний и технических характеристик этих машин компания пока не публикует.

Еще в 2018 г. SDLG презентовала комбинированный грунтовый виброкаток RS7120 нового поколения массой 12 т с двигателем мощностью 92 кВт, гидростатической трансмиссией и способностью преодолевать уклоны до 40%. Машина оснащается кабиной с кондиционером.

SDLG

Перспективные разработки

Дистанционное управление катком во многих случаях бывает очень удобным и обеспечивает безопасность оператора, например, при работе на поверхностях, где встречаются шахтные пустоты, или просто на неровных каменистых площадках, где тряска сильно утомляет оператора и ему комфортнее управлять машиной дистанционно.

Hamm AG

Так, одна из новинок немецкой компании Hamm AG (входит в Wirtgen Group) 2020 г. – модернизированный каток на шарнирно-сочлененной раме H 20i C P с кулачковым вальцом, оснащенный дистанционным управлением. Масса машины – 20,9 т, мощность двигателя – 160 кВт, ширина вальца – 2140 мм, сзади два пневмоколеса. Машина оснащается бульдозерным отвалом. Система вибрации позволяет выбирать из двух значений амплитуды и частоты. Есть экономичный режим работы ЕСО, обеспечивающий экономию топлива.

С помощью пульта дистанционного управления можно полностью контролировать вибрацию и бульдозерный отвал, освещение, рабочую скорость и рулевое управление. На дисплее оператор видит характеристики вибрации.

В первые три квартала 2020 г. компания Hamm уже традиционно заняла первое место по импорту катков в Россию, объемы поставок ее катков выросли на 53% относительно прошлогоднего показателя за тот же период.

Одновальцовые катки на сочлененной раме серии Н компания Hamm выпускает довольно давно, но машины постоянно модернизируются. Современные модели Hamm Н имеют функцию осцилляции. По заказу катки могут комплектоваться отвалом и уплотнительной плитой, датчиком измерения уплотнения HCM, системой автоматической остановки двигателя при работе без нагрузки, системой видеокамер и телематическим интерфейсом. Катки отличаются высокой проходимостью и способностью преодолевать крутые уклоны: без вибрации/ с вибрацией – 66/ 61%.

Hamm AG

Для повышения проходимости и способности преодолевать уклоны до 60% и более в системе хода катков обычно используются два гидронасоса, один для привода заднего моста, другой для привода вальца. Благодаря шарнирному соединению полурам с возможностью перегиба в двух плоскостях обеспечивается постоянный контакт вальца и шин с грунтом, т.е. повышается проходимость.

Все чаще поступают сообщения о создании разными компаниями автономных (беспилотных) катков.

XCMG

Так, в 2020 г. инженеры китайской компании XCMG представили инновационную разработку: группу автономных катков, которые успешно работали на строительстве скоростной автомагистрали в Китае. «Улучшение качества строительства дороги и уменьшение производственных затрат были основными целями нашей работы», – сказал руководитель команды разработчиков. Центр мониторинга данных, расположенный удаленно, определял оптимальный маршрут и задачу, команды передавались в бортовую систему управления катков. В результате катки работали в сложных условиях автономно, точность движений составляла 2–3 см. Система управления катка способна подавать предупреждающие сигналы, выполнять аварийное торможение и объезжать препятствия. В процессе исследовательских работ, которые продолжались с 2018 г., было получено девять патентов. Работы по совершенствованию автономного управления продолжатся.

XCMG в 2020 г. вышла на второе место по импорту катков в Россию, увеличив объем ввоза почти вдвое – на 83% по сравнению с 2019 г. Такой результат свидетельствует о признании потребителей и отличном соотношении цена-качество у продукции из Поднебесной.

Автономный каток создан на базе тяжелого одновальцового гидравлического полноприводного катка мод. XS365 массой 35,8 т, с интеллектуальным управлением и двигателем Weichai мощностью 276 кВт. Этот мощный каток специально создан XCMG для уплотнения глубоких слоев (более 2 м) скалистых грунтов при помощи системы вибрации с двумя амплитудами и двумя значениями частоты и преодоления уклонов более 40%. Ширина вальца составляет 2170 мм. Каток обладает повышенной проходимостью на скользких поверхностях, наде­жен и высокоэффективен, может оснащаться телематической системой. Кабина комфортная, с кондиционером, камерой заднего вида и сиденьем на пневмоподвеске.

XCMG

Кстати, по расчетам экономистов, чем больше масса катка, тем ниже получаются удельные затраты на 1 т уложенной им асфальтобетонной смеси.

Цифровизация (т.е. применение электронных цифровых технологий в управлении рабочими процессами) все шире применяется в дорожных катках. Интеллектуальные системы помогают оператору работать точнее, быстрее, качественнее.

BOMAG

Так, в 2020 г. немецкая компания BOMAG GmbH (входит в состав французской Fayat Group) активно развивала цифровые решения и представила ряд новинок, среди них революционная система документирования BOMAP – продукт, делающий документирование уплотнения доступным каждому.

При помощи простого русифицированного приложения для смартфона или планшета операторы катков могут с легкостью документировать количество проходов, показатели уплотнения в единицах системы Economizer или в значениях модуля динамической упругости грунта Evib (в МН/м2), температуру асфальтобетона и множество других технологических параметров с привязкой к спутниковой карте местности. Приложение позволяет генерировать отчет о проделанной работе и делиться им через мессенджеры или электронную почту. Приложение абсолютно бесплатно и уже доступно в Google Play. Платный функционал системы – BOMAP CONNECT выводит возможности системы на новый уровень и позволяет наблюдать за работой катков из офиса в реальном времени с внесением технологических данных в проект. Операторы в свою очередь также получают возможность видеть друг друга и общие результаты работы на экранах своих смартфонов или планшетов. Также добавляется возможность управления проектами, импорта CAD-данных для их наложения на спутниковую карту и экспорта данных проектов для использования в сторонних приложениях.

Цифровые решения BOMAG в сочетании с такими катками, как, например, BW 206 AD-50 AM, с интеллектуальной системой контроля уплотнения Asphalt Manager 2, которая автоматически изменяет направление усилия уплотнения с вертикального на горизонтальное по мере увеличения степени уплотнения материала, позволяет добиться 100%-ного качества выполненных работ.

В 2020 г. BOMAG вышла на третье место по импорту катков в Россию, резко нарастив объемы поставок на 40% по сравнению с предыдущим годом.

BOMAG

Стоимость систем интеллектуального уплотнения нельзя назвать бюджетной, и они доступны не каждой строительной компании, но расчеты и практика показывают, что при использовании машин с системами интеллектуального уплотнения в крупных проектах, затраты окупаются в реальные сроки.

Caterpillar
Так, в марте 2020 г. компания Caterpillar объявила о выпуске Cat Command for Compaction – технологии, которая автоматизирует процесс уплотнения грунта и помогает добиться высокого качества уплотнения.Система Command for Compaction доступна для использования на некоторых вибрационных грунтовых катках Cat. Управление осуществляется при помощи сенсорного дисплея с интуитивно понятным интерфейсом и системы позиционирования GPS/ ГЛОНАСС. В полуавтоматическом режиме оператор наносит на карту границы уплотняемого участка и вводит параметры уплотнения. Когда оператор переводит машину в автоматический режим, система управляет движением, рулевым управлением и вибрацией машины, поддерживает постоянную скорость, указывает температуры материала на участке и подсчитывает проходы с точным перекрытием. Система обнаружения препятствий предупреждает оператора, если объект находится на пути машины. Если есть участок, который нельзя уплотнить с помощью вибрации, оператор может выключить систему вибрации и вернуть управление системе после прохождения этого участка.
Caterpillar
 

Итак, как показывает наш краткий обзор, состояние отрасли дорожных катков кажется оптимистичным, и даже COVID не испортил ее вид.

компании по теме статьи
компании по теме статьи