XCMG
Асфальт без морщин

Современные асфальтоукладчики на российском рынке

В средней полосе России не так давно прекратились осадки в виде мокрого снега, и на территорию страны постепенно приходит сезон строительства и ремонта дорог. Где-то его прихода и не дожидались, укладывая асфальтовую смесь прямо на снег и в ледяные лужи. Но про эти примеры преступной недобросовестности говорить сегодня не хочется.
Поговорим об асфальтоукладчиках, которые рынок предлагает отечественному потребителю.

Асфальтоукладчики – разнообразие типов

Ширина укладки – один из критериев, по которому рассчитываются сроки выполнения работ при составлении плана-графика реализации проекта по строительству дорожного полотна.

Новым ГОСТом 21915–2018 «Асфальтоукладчики. Общие технические условия» (далее – ГОСТ), который вступает в действие с 01.07.2021 г., предусмотрено деление асфальтоукладчиков на четыре типоразмера в зависимости от ширины укладки.

  1. от 1000 до 3000 мм. Полосы такой ширины укладывают самые компактные асфальтоукладчики, которые используются при строительстве и реконструкции узких дорог или небольших участков, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, полос уширения.
  2. от 1500 до 4500 мм. Машины с такой шириной укладки наиболее востребованы: параметры позволяют им работать на одной полосе дороги стандартной ширины (3,0–3,75 м) рядом с открытыми для движения полосами.
  3. от 2000 до 7000 мм. Асфальтоукладчики с такими параметрами способны укладывать дорожные одежды сразу на две полосы, т.е. без продольного холодного стыка посреди полотна.
  4. от 3000 и свыше 7000 мм. Асфальтоукладчики для укладки покрытия без продольных холодных стыков при строительстве и ремонте многополосных автомагистралей с укрепительными линиями по обочинам.
XCMG

Так, глобальный китайский концерн XCMG выпускает линейку асфальтоукладчиков из более 15 моделей на гусеничном и колесном ходу. Существенное отличие этих машин заключается в особенности технологии строительства основания дорог. Так, в КНР слои основания в основном не распределяются грейдерами или другими машинами, а формируются с помощью асфальтоукладчиков. Именно поэтому в конструкцию машин XCMG заведомо заложена максимальная износо­устойчивость элементов, имеющих контакт с высокоабразивными материалами, а также повышенная мощность двигателя и тяговые характеристики для возможности укладки слоев материала максимальной толщины. Кроме того, асфальтоукладчики XCMG имеют такие конструктивные особенности, как использование самых современных электронных систем управления, нивелирования, телематики с технологиями GPS и ГЛОНАСС, электронный пакет самодиагностики, полный гидравлический привод в комбинации с электронной системой для точного и плавного управления, а подогрев выглаживающей плиты обеспечивает мощный трехфазный электрогенератор, также управляемый электронным способом.

XCMG

В 2020 г. XCMG заняла почетное 5-е место среди 15 крупнейших импортеров асфальтоукладчиков на российский рынок.

Линейку машин начинает мини-укладчик сверхлегкого класса RP355, маневренность которого позволяет выполнять работы во дворах, на тротуарах или при восстановлении покрытия после прокладки траншей, и что особенно удобно в современных условиях, укладку покрытия внутри зданий и строений, а также в габарите колеи рельсового транспорта. Отличительной особенностью данной машины является мобильный центральный пульт управления. С его помощью оператор, находясь на комфортном расстоянии от машины, может полностью контролировать рабочий процесс.

С другой стороны, самый большой в линейке XCMG гусеничный асфальтоукладчик RP1655 с двигателем мощностью 316 кВт имеет производительность до 1500 т/ч, он способен укладывать асфальтовую смесь слоем толщиной свыше 500 мм и полосой шириной до внушительных 16,5 м, что может обеспечить эффективную работу на самых больших проектах, как, например, монолитная бесшовная укладка покрытия любых классов взлетно-посадочных полос аэродромов.

XCMG

Тип ходовой части. В зависимости от конструкции ходовой части новый ГОСТ определяет два типа асфальтоукладчиков: гусеничные и колесные. Тип хода – одна из важнейших характеристик машины. В обоих случаях привод, как правило, гидравлический (гидрообъемный), обеспечивающий бесступенчатое изменение скорости.

Обычно гусеничные асфальтоукладчики – это высокопроизводительные машины с большой шириной укладки, используемые соответственно в проектах с большими объемами работ. Ходовая часть может быть двух- или четырехгусеничной. Известны и трехгусеничные асфальтоукладчики. Гусеницы могут быть стальными, иметь резиновые накладки либо быть целиком резиновыми. Достоинства обрезиненных и резиновых гусениц – меньшее воздействие и лучшее сцепление с опорной поверхностью, более плавный ход, меньший шум, возможность развивать более высокие скорости. Недостатком гусеничного хода является низкая скорость передвижения, не превышающая 2–3км/ч.

Сила тяги на колесах меньше, чем на гусеницах. Асфальтоукладчики на колесном ходу чаще всего имеют небольшую ширину укладки и малую или среднюю производительность. В нашей стране они распространены меньше гусеничных моделей. Используются на укладке дорожных покрытий небольшой толщины и площади. Колесное шасси может иметь 2–4 оси, из которых ведущими бывают 1–2 передние оси. Ведущие колеса могут быть включены постоянно либо подключаемыми по необходимости, с гидравлическим или электрическим приводом. Колесный ход обеспечивает этим машинам высокие скорости движения (более 20 км/ч) и маневренность. В отличие от гусеничных моделей колесные машины могут переезжать с одного рабочего участка на другой своим ходом, не задействуя автопоезд с прицепом.

Ammann

Линейка асфальтоукладчиков Ammann отличается разнообразием. Доступны асфальтоукладчики различных типоразмеров: от маленьких тротуарных до самых крупных моделей премиум-класса с шириной укладки до 14 м, массой более 20 т, производительностью свыше 1100 т/ч и скоростью работы 28 м/мин. Емкость бункеров моделей AFT 800-3, AFT 900-3 более 15 т, толщина укладываемого слоя до 360 мм. Подогрев выглаживающих плит газовый или электрический.

Асфальтоукладчики премиум-класса оснащены интеллектуальной системой управления PaveManager 2.0, которая объединяет все электронные модули укладчика и взаимодействует с ними по CAN-шине, а также позволяет оператору производить регулировки в режиме реального времени. Система непрерывно отслеживает рабочий процесс и предоставляет соответствующие данные операторам. Кроме того, она управляет множеством ключевых функций, обеспечивая точное достижение поставленных целей. Благодаря автоматизации экономятся природные ресурсы, сводятся к минимуму вредные выбросы и гарантируется высокое качество выполнения работы без необходимости последующих переделок.

Асфальтоукладчики Ammann допускают работу с системами нивелирования по выбору заказчика. VarioSpeed, запатентованная концепция привода, стабильно обеспечивает оптимальную частоту вращения двигателя. Эта гидравлическая система с управлением по нагрузке рассчитывает потребность в мощности и автоматически задает оптимальную частоту вращения двигателя. При этом достигается существенное (на 15%) снижение расхода топлива.

На многих асфальтоукладчиках Ammann предусмотрен режим EcoMode, который автоматически подстраивает частоту вращения двигателя под особенности рабочей площадки. Режим EcoMode снижает расход топлива и уровень шума, а также про­длевает срок службы двигателя.

Асфальтоукладчики Ammann оснащаются системой управления оборудованием ServiceLink, которая отслеживает местоположение машин, их наработку, расход топлива и время простоя и прочие важные параметры, а также позволяет планировать и управлять интервалами технического обслуживания.

Компания Ammann также предлагает уникальный в своем классе 3-колесный асфальтоукладчик AFW 150-2 массой 1,26 т, производительностью 35 т/ч, с минимальной шириной укладки всего 250 мм и максимальной – 1,65 м (при использовании навесных уширителей). Машина может быть использована для восстановления дорог после коммунальных работ, а также для устройства тротуаров, велосипедных дорожек, узких аллей, траншей, укладки асфальта между трамвайными путями на городских дорогах. Моделью AFW 150-2 может управлять один оператор: все органы управления расположены непосредственно на платформе оператора или рядом с ней.

Ammann

Производительность. Кроме того, специалисты делят асфальтоукладчики по производительности. ГОСТом такая классификация не оговаривается, и очевидно, что каждый производитель по-своему относит свои модели к тому или иному классу производительности. Производительность асфальтоукладчика зависит от мощности двигателя, типа ходовой, габаритов, массы и прочих технических характеристик асфальтоукладчика.

В огромном ассортименте продукции корпорации Mitsubishi есть и несколько моделей гусеничных и колесных асфальтоукладчиков разных поколений, с которыми компания вышла в 2020 г. на 6-е место среди 15 импортеров асфальтоукладчиков в России.

Асфальтоукладчики Mitsubishi относятся скорее к компактному и среднему классам, имеют эксплуатационную массу приблизительно от 6,5 до 11 т, емкость бункера от 4,2 до 12 т, обеспечивают ширину укладки от 4,1 до 6 м слоем толщиной до 140 мм.

Mitsubishi

Мини-асфальтоукладчики укладывают от менее 50 т/ч и до 250 т/ч асфальтовой смеси полосой шириной 1–3,5 м. Это компактная, маневренная техника для работ небольшого объема. Эксплуатационная масса машин не превышает 6 т.

Асфальтоукладчики среднего класса развивают производительность укладки в диапазоне 250–700 т/ч полосой шириной до 5 м. Универсальные машины, пригодные для выполнения широкого круга задач. Масса составляет 6–10 т.

Похоже, что единственным оте­чественным производителем асфальтоукладчиков осталось ООО «БТД ИРМАШ» (г. Брянск), выпускающее линейку гусеничных и колесных машин Асф.

Гусеничные асфальтоукладчики предназначены для укладки дорожных покрытий всеми видами асфальтобетонных смесей шириной от 2 до 9 м и толщиной от 30 до 300 мм с профилем покрытия: двускатного до 30% или односкатного до 40%.

Гидрофицированные колесные асфальтоукладчики с двумя ведущими осями Асф-К-4-02-2 – новинка предприятия, предназначены для укладки покрытий дорог всеми видами асфальтобетонных смесей шириной от 2,5 до 7 м и толщиной от 30 до 300 мм с профилем покрытия: двускатного до 30% или односкатного до 40%. Система автоматического управления толщиной и профилем дорожного покрытия  – MOBA (Германия). Мощность двигателя – 96,5 кВт. Привод колес гидравлический. Четыре передних колеса управляемые. Скорость регулируется плавно, при укладке составляет до 20 м/мин, транспортная – до 16 км/ч. Вместимость приемного бункера – 12 т. Производительность (теоретическая) 500 т/ч. Обогрев плиты газовый.

«БТД ИРМАШ»

Тяжелые асфальтоукладчики производят укладку асфальта со скоростью 700–1800 т/ч полосой до 18 м шириной. Предназначены для выполнения крупномасштабных работ в короткие сроки и укладки широких полос асфальтового покрытия без стыковых швов. Масса этих крупногабаритных машин обычно более 10 т и доходит до 32 т.

BOMAG

В модельном ряду асфальтоукладчиков серии BF компании BOMAG (входит в FAYAT Group) 5 моделей массой от 6 до 21 т, которые компания относит к классам мини, компактный, универсальный и тяжелый. Машины развивают максимальную производительность от 200 до 800 т/ч при максимальной ширине плиты (полосе укладки) 0,4–10 м. Как заявляет компания, выглаживающие плиты S500 – самые тяжелые в своем классе, оборудованы уникальной системой обогрева с цельноалюминиевыми нагревательными элементами BOMAG MAGMALIFE, обеспечивают превосходное качество укладки.

BOMAG

Асфальтоукладчик BOMAG BF 700 C-2 отличается новой уникальной концепцией управления и рабочего места оператора – органы управления функциями машины расположены на подлокотниках кресла оператора с широкими возможностями по регулировке положения. Система управления предоставляет оператору множество рабочих параметров и набор автоматических функций. Машина оборудована демпфируемыми упорными роликами, управляемой передней створкой бункера, защитой от непогоды платформы оператора и обогревом кромкообразователей плиты.

В 2020 г. BOMAG разделила с XCMG почетное 5-е место среди 15 крупнейших импортеров асфальтоукладчиков на российский рынок.

BOMAG

Особенности конструкции и технические характеристики

Новый ГОСТ оговаривает ряд характеристик асфальтоукладчиков.

Толщина укладываемого слоя асфальтовой смеси должна составлять: минимальная – не более 30 мм, максимальная – не менее 150–300 мм в зависимости от типоразмера асфальтоукладчика.

Volvo CE выпускает линейку асфальтоукладчиков ABG (в память об истоках конструкции машин), в которой 6 гусеничных моделей массой от 7,95 до 21,8 т, с шириной укладки от 4,5 до впечатляющих 16 м, производительность – от 300 до 1500 т/ч, толщина укладываемого слоя – от 250 до 500 мм, емкость бункера – от 9 до 17,5 т. В линейке также 3 колесные модели с характеристиками в пределах тех же величин.

По итогам 2020 г. Volvo CE заняла второе место с долей 22% среди 15 импортеров асфальтоукладчиков в Россию.

Инновационный гусеничный асфальтоукладчик Volvo P2820D ABG отличается самым экономичным двигателем в своем классе, телематической системой Care Track с GSM, реверсивным приводом питателей, раздельным управлением створками бункера, наличием гидравлического излома плиты и системой автоматического натяжения гусениц. На мониторе управления отображается толщина слоя материала, которую оператор может регулировать.

Volvo CE

Номинальная мощность двигателя в зависимости от типоразмера асфальтоукладчика должна быть не менее 20 кВт и до 95 кВт и более. Известны современные модели асфальтоукладчиков с двигателями мощностью свыше 220 кВт.

Коэффициент уплотнения асфальтовой смеси (в зависимости от состава) должен составлять не менее 0,8–0,85.

Вместимость приемного бункера должна быть не менее 2–10 т асфальтовой смеси в зависимости от типоразмера асфальтоукладчика, у некоторых современных моделей этот показатель достигает 18 т. Тенденцией развития современных асфальтоукладчиков является увеличение вместимости приемных бункеров.

Компания Dynapac (входит в FAYAT Group) предлагает 7 моделей гусеничных асфальтоукладчиков в широком диапазоне типоразмеров с производительностью от 300 до 1100 т/ч, шириной укладываемого материала 3,1–14 м и толщиной слоя 200–360 мм, емкостью бункера от 5 до 15 т. Машины DYNAPAC отличаются электрическим подогревом выглаживающей плиты (но есть и модели с газовым подогревом), оснащены системами удаленного мониторинга Dyn@Link и нивелирования Moba Gradeline 1+1 или MobaMatic, а также пультом дистанционного управления.

В 2020 г. Dynapac вышла на 4-е место среди 15 импортеров асфальтоукладчиков российского рынка.

DYNAPAC

Прочие особенности конструкции и характеристики асфальтоукладчиков ГОСТом не регламентируются, и каждая компания-производитель выбирает их самостоятельно.

Метод подогрева выглаживающей плиты: газовый либо более современный – электрический. У газового обогрева чуть меньше начальная цена оборудования, он работает независимо от двигателя машины, но зато зависит от своевременной доставки баллонов с газом, качество газа также играет роль. При транспортировке укладчика газовые баллоны необходимо демонтировать. Персонал должен быть аттестован для работы с газовым оборудованием. При понижении температуры окружающего воздуха давление в газовых баллонах падает и слабеет подача газа.

Газовый подогрев плиты закономерно вытесняется электрическим, более экологичным и взрыво- и пожаробезопасным. Электроподогрев работает от генератора, поэтому на укладчики с электроподогревом ставят несколько более мощные двигатели, чем на аналогичные машины с газовым подогревом. В холодную погоду электроподогрев работает более интенсивно, при этом он эффективнее газового.

Компания Caterpillar предлагает на российском рынке асфальтоукладчики серии АР: 4 гусеничные модели эксплуатационной массой от 7,3 до 21,9 т с шириной укладки материала от 4,6 до 10 м и 4 колесные модели массой от 6,6 до 20,6 т и шириной укладки от 4 до 10 м. Подогрев выглаживающих плит электрический, в связи с этим машины оснащаются уникальным встроенным генератором мощностью 70 кВт, рассчитанным на длительный срок службы.

Асфальтоукладчики оснащаются телематической системой Product Link™, которая удаленно отслеживает местоположение машины, наработку, расход топлива и прочие параметры. В интеллектуальной системе управления есть функция контроля продольного и поперечного уклона Cat, которая управляется через дисплеи машины и вибробруса. Настройки систем хода и подачи материала изменяются с помощью одного переключателя. Встроенная бортовая система диагностики указывает коды неисправностей и сроки профилактического техобслуживания машины.

Caterpillar

Тип приема смеси (безбункерный, бункерный). Бункерные укладчики могут быть с активной подачей материала к рабочим органам (с помощью транспортеров-питателей) и с пассивной подачей (без транспортеров-питателей). Первая схема сложнее по конструкции, но позволяет регулировать подачу смеси в широких пределах и применяется на укладчиках большой производительности. Вторая схема находит применение в основном на укладчиках небольшой производительности. В них материал из бункера поступает непосредственно на основание дорожного покрытия. Преимуществами таких укладчиков являются простота конструкции, меньшие расходы на обслуживание и ремонт. Недостатком безбункерных укладчиков являются трудности с точной дозировкой материала.

Японская компания HANTA MACHINERY Co., Ltd в 2020 г. заняла третье место (8%) среди импортеров на российском рынке асфальтоукладчиков.

HANTA выпускает маневренные машины малого и среднего классов, предназначенных для укладки покрытий тротуаров и второстепенных дорог. В линейке компании 7 гусеничных и 7 колесных моделей массой от 2,85 до 7,6 т, укладывающих покрытия шириной 1,4–4,5 м и толщиной от 80 до 150 мм. Скорость укладки 9–12 м/мин. Для обеспечения правильного распределения асфальтовой смеси в конструкции асфальтоукладчиков используются шнеки. Выглаживающие плиты имеют традиционный газовый подогрев.

HANTA

Важное значение имеют также такие характеристики асфальтоукладчиков, как скорость укладки асфальтовой смеси (до 25–32 м/мин); климатическое исполнение, способ регулировки ширины уплотняющего рабочего органа и т.д.

Системы управления. В современных асфальтоукладчиках используются электронные системы управления и автоматического нивелирования. Они позволяют полностью автоматизировать процессы подачи, укладки и распределения материала.

Кроме того, оборудование оснащено датчиками, которые контролируют подачу асфальтовой смеси на шнек, угол наклона выравнивающей плиты, соответствие толщины укладываемого слоя заданным параметрам и т.д.

Vögele

Компания Vögele (входит в Wirtgen Group) производит 16 моделей гусеничных и колесных асфальтоукладчиков, которые делятся на две линейки: Premium Line (с самыми современными технологиями и передовыми решениями) и Classic Line (отличаются особой простотой управления). Эти две линейки подразделяются на пять классов по производительности.

Машины Premium Line отличает концепция управления ErgoPlus 3, в которой имеются функции перемещения AutoSet Plus (позволяет быстро подготовить машину к переходу на другой участок укладки; после перемещения, еще раз нажав ту же кнопку, машинист возвращает машину в прежнее рабочее состояние) и PaveDock Assistant (с помощью цветового сигнализатора оператор может подавать команды водителю самосвала для подвоза смеси, например, остановиться, выгрузить смесь).

Асфальтоукладчики Vögele отличаются шириной полосы укладки от 3,2 до 18 м и производительностью от 250 до 1800 т/ч. В 2020 г. Vögele заняла первое место (37%) среди импортеров асфальтоукладчиков в Россию.

 

За рамками нашего краткого обзора асфальтоукладчиков представленных на рынке, остался отдельно стоящий класс укладчиков для устройства покрытий из литого асфальта. Очевидно, это будет темой следующего материала.

компании по теме статьи
компании по теме статьи