Башенные краны на стройплощадке
Несмотря на некоторое охлаждение из-за относительного снижения объемов строительства жилья, обусловленного высокой базой двух предыдущих лет, рынок башенных кранов демонстрирует стабильность. Согласно прогнозу Росстата, в ближайшем десятилетии потребность в башенных кранах в России будет расти в среднем на 4,7% ежегодно, а к 2030 г. объем рынка достигнет 242 единиц. Участники рынка солидарны с Росстатом и прогнозируют планомерный, но достаточно медленный рост.
Аренда – выгодное решение
Вне зависимости от внешних условий для предприятий, занимающихся строительством многоэтажных зданий, всегда доступен такой инструмент, как аренда башенного крана, помогающий оптимизировать расходы. Из-за высокой стоимости башенных кранов, а также необходимости тщательного соблюдения норм безопасности, именно аренда сейчас является ключевым направлением в этом секторе. В аренду можно получить как башенный кран экономсегмента, так и модель, воплощающую самые последние технологические достижения.
Многие клиенты, которым требуется башенный кран, заинтересованы в комплексном обслуживании, которое выходит за рамки аренды в обычном понимании. Подписывая договор аренды, стоит уделить особое внимание набору услуг, который предлагает арендодатель. В этот перечень помимо доставки может входить разработка проектной документации, монтаж крана, инженерно-техническое сопровождение на строительной площадке, сопровождение по обеспечению запасными частями. Крупные арендные компании стараются регулярно обновлять свои парки башенных кранов, чтобы заказчик мог получить на время строительства высокопроизводительное, удобное в эксплуатации и безопасное оборудование.
Очень многое зависит от опыта и навыков специалистов, работающих в арендной компании, включая профессиональных крановщиков, монтажников и инженеров. Подготовка к работе начинается с осмотра площадки, разработки проекта фундамента, проекта крепления крана к зданию (если он необходим) и проекта производства работ башенным краном. Затем происходит завоз составных частей и комплектующих на рабочую площадку (для доставки крана может потребоваться большое количество техники), монтаж крана на фундаментную плиту, подключение и сдача в эксплуатацию.
После завершения работ арендная компания своими силами проводит демонтаж и вывоз составных частей. Чтобы кран постоянно находился в работоспособном состоянии и не простаивал в течение периода выполнения работ, который длится обычно несколько месяцев, арендная компания обеспечивает поставку запасных частей, комплектующих и смазочных материалов. Тормозные диски, канаты, подшипники, блоки управления, аккумуляторы, электродвигатели, контакторы, частотные преобразователи, тормозные диски и катушки, а также анкеры и секции мачт – все это должно быть доступно для получения в кратчайшие сроки.
Безопасность на первом месте
В последние годы отмечается рост аварий с участием башенных кранов, в том числе из-за технических нарушений и несоблюдения правил безопасности. Уровень подготовки персонала, особенно стропальщиков, зачастую оставляет желать лучшего. Оценка состояния башенных кранов и порядок организации работы с ними регламентируются требованиями федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» в редакции Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 № 146. Чтобы избежать неприятностей, необходимо следить за соблюдением графиков выполнения технических освидетельствований, технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов. В процессе эксплуатации кранового оборудования особенно важно не допускать нарушения паспортных характеристик, таких как грузоподъемность и грузовой момент. Приборы, которые обеспечивают безопасность выполнения работ (ограничители, указатели и регистраторы) должны быть всегда исправны.
Существуют решения, позволяющие эффективно решать проблемы, связанные с безопасностью эксплуатации башенного крана. Например, хорошим помощником может стать система телематики T-Link, разработанная компанией TEREX и построенная на облачной архитектуре. Система позволяет обеспечить визуальный доступ к различным комбинациям данных в виде таблиц или диаграмм, сформированных на основе 35 параметров. В частности, можно в онлайн-режиме отслеживать рабочие характеристики крана, износ частей, направление и скорость ветра, прогноз погоды и получать уведомления о приближении сроков технического обслуживания. На интерактивной карте можно видеть весь работающий парк кранов.
Система управления краном Litronic АС 500 S от компании Liebherr также способствует повышению безопасности работы башенных кранов на площадке. Благодаря комфортной кабине, оснащенной информативным дисплеем ЕМS 3, внимание оператора сконцентрировано на перемещении грузов в течение всей смены.
С уменьшением свободного пространства на стройплощадке и с расширением ассортимента применяемых материалов возрастают требования к башенным кранам. Часто строительные площадки граничат с другими зданиями или линиями электропередачи, поэтому нельзя допускать перемещения груза на крюке за установленные пределы. Система ABB Liebherr Litronic имеет встроенную 3D-координатную защиту, которая точно ограничивает рабочую зону в трех плоскостях. Если задать кольцевые или многоугольные контуры участков с препятствиями, система не допустит перемещения стрелы за установленные границы.
Новые модели башенных кранов
В развитие популярной серии безоголовочных кранов MCT компания Manitowoc разработала новую модель крана Potain MCT 325. Как и другие краны серии, MCT 325 отличается простотой транспортировки и монтажа, а также высокой эффективностью и надежностью. Безоголовочные краны MCT 325 подходят для проектов со сборными железобетонными изделиями благодаря конструкции, которая позволяет использовать несколько устройств на одной стройплощадке. Краны MCT 325 со стрелой длиной от 40 до 75 м с шагом 5 м доступны в исполнениях грузоподъемностью 12 и 16 т. При максимальном вылете 75 м 12-тонный кран MCT 325 может поднимать груз массой до 2,5 т.
Для монтажа крана MCT 325 на готовую площадку, включая установку стрелы и контрстрелы за четыре подъема, требуется полтора дня. Кран MCT 325 предназначен для работы с башенными системами 2х2 м L68 и L69, его можно крепить анкерами при строительстве высотных зданий, в конфигурации с подъемом крановщика внутри мачты или смонтировать на шасси. Клиентам доступен широкий выбор механизмов подъема, поворота, перемещения и лебедок с технологией частотного управления и опцией предохранительного тормоза. Лебедка 75 LVFC 30 мощностью 55 кВт вмещает 766 м троса и может поднимать грузы 1,5 т со скоростью 114 м/мин. Лебедка 75 LVFC 40 мощностью 55 кВт вмещает 637 м троса и может поднимать грузы 2 т со скоростью 90 м/мин.
Новая модель башенного крана Liebherr 370 EC-B 12 Fibre получила премию Red Dot Design Award 2019. Краны Fibre разработаны для перемещения тяжелых грузов на крупных стройках. Главной особенностью данной модели можно назвать использование волоконных канатов. За счет применения специальной конструкции и материалов они отличаются более высокой износостойкостью по сравнению со стальными аналогами и, как следствие, реже требуют замены.
Благодаря уменьшению веса каната и крюковой обоймы эти краны имеют значительно увеличенную производительность на всей кривой грузоподъемности.
Сервис также стал намного легче: гибкость и меньший вес конструкции способствуют ускорению процессов замены и натяжения каната.
Итальянский производитель башенных кранов Raimondi объявил о выпуске модели с подъемной стрелой с моментом 370 тм. Кран LR372 способен поднимать 20 т на двух подъемных канатах на стреле с максимальным вылетом 60 м. Грузоподъемность на максимальном вылете – 3,63 т. Мощность подъемной лебедки составляет 110 кВт. Башни квадратного сечения GR5H шириной 2 м или GR6 шириной 2,3 м монтируются на основании или на опорах размером 6x6 м или 8x8 м на рельсовом ходу или без него.
У испанского производителя башенных кранов SÁEZ появилась новая модель башенного крана SL 450 R с маховой стрелой, обеспечивающая высокую скорость работы и сокращенное время рабочего цикла. Подъемный механизм мощностью 123 кВт обеспечивает скорость подъема до 248 м в минуту при нагрузке 1,7 т. Грузоподъемность крана на вылете 65 м составляет 4,5 т, а на 60 м – 6 т. Максимальная нагрузка с одним канатом составляет 12 т, а при двукратной запасовке кран поднимает 24 т, максимальная свободностоящая высота подъема от крюка – 84,4 м. Из особенностей можно выделить вспомогательные тормоза на лебедке и механизме подъема стрелы, функцию автоматического выравнивания нагрузки и дистанционное управление.
Группа компаний «Крановые технологии» (бренд GIRAFFE) выпускает широкую линейку башенных кранов грузоподъемностью от 8 до 40т. Недавно эта компания представила новую серию кранов-погрузчиков TDKZ, куда вошли три модели рельсовых стреловых кранов нулевого цикла с полноповоротной башней грузоподъемностью от 8 до 10 т. Основанием кранов служит ходовая рама, установленная на унифицированные ходовые тележки, применяемые для кранов серий КБ, SMK, TDK с колеей 4,5 м. Краны предназначены для строительства малоэтажных жилых зданий и промышленных сооружений. Механизмы крана управляются при помощи регулирования частоты. По заказу возможна комплектация без кабины машиниста с пультом дистанционного управления, а также с возможностью установки стрелы под углом 30°, чтобы увеличить рабочее пространство под стрелой.
Не только машины, но и люди
Для работы с современными башенными кранами требуются грамотные технические специалисты в этой области. Производители кранового оборудования стараются решать вопросы обучения технического персонала. В частности, компания Liebherr проводит обучение специалистов заказчика на территории своего ремонтно-складского комплекса в Московской области. В специально оборудованном учебном классе наглядно демонстрируются возможности и особенности работы системы управления Litronic и механизмов крана Liebherr.
Инновации и улучшения, которые вносятся в конструкцию башенных кранов, играют важную роль, но не этими факторами в конечном итоге определяется успешный ход проекта. Подъем груза башенным краном – это командная работа. Общая скорость выполнения операций в немалой степени зависит не только от действий крановщика, но и от профессионализма стропальщика, который должен давать четкие и точные команды по радиосвязи, особенно при работе в невидимой из кабины крана зоне.
Важнейшим фактором является также уровень подготовки машиниста крана и его способность «чувствовать» машину. Это люди особого сорта, которые не имеют права на ошибку. Они должны обладать мгновенной реакцией на изменяющуюся ситуацию, иметь хорошее зрение, быть физически выносливыми и стрессоустойчивыми, хорошо знать последовательность и технологию выполнения строительных операций.
Машинист проводит в кабине башенного крана всю смену. Если по каким-либо причинам ему необходимо покинуть рабочее место, то парализуется работа всей стройки. Для снижения времени простоя крана на время спуска крановщика из кабины и подъема в кабину компания Liebherr предлагает оборудовать свои модели лифтами LiUP, совместимыми с башенными системами EC и HC. Они перемещаются по специальным направляющим рельсам и работают от литий-ионного аккумулятора с подзарядкой от док-станции в основании башни и от системы рекуперации энергии. Кабина лифта может быть установлена на направляющие рельсы как внутри башни крана, так и снаружи.
Чтобы правильно подобрать наиболее подходящий кран, необходимо оценить условия его эксплуатации, высотность строящегося объекта. Иногда лучшим вариантом оказываются безоголовочные башенные краны, в другом случае лучше подойдет кран с маховой стрелой. Как утверждают опытные машинисты, каждый кран обладает своим характером. Процесс подбора крана упрощается при участии специалистов арендной компании, которые выезжают на площадку и оценивают условия на месте, а также полностью сопровождают эксплуатацию крана во время реализации строительного проекта.