Недооцененные «родственники» (Часть 2)

Возможности современных колесных экскаваторов

Как уже говорилось, колесный экскаватор лучше всего подходит для специфических работ, которыми занимаются коммунальные организации. Коммунальщикам часто приходится пробиваться сквозь дорожные покрытия с помощью навесного гидромолота, чтобы откопать для ремонта трубы водо- и газоснабжения либо электрические кабели. В данной ситуации использование колесного экскаватора позволит избежать разрушения грунта и дорожного покрытия вокруг раскопанного котлована или траншеи.

Коммунальные работы

Строителям следует знать, что современные колесные экскаваторы способны быстро и маневренно передвигаться по строительной площадке, не повреждая грунт. Мнение о том, что колесные экскаваторы предназначены для работы только на твердых покрытиях, является широко распространенным заблуждением.

При прокладке или ремонте подземных инженерных коммуникаций коммунальщикам часто приходится делать множество раскопов вдоль участка дороги. В таких условиях более высокая скорость движения колесного экскаватора может стать главным преимуществом, т. к. он сможет довольно быстро самостоятельно перемещаться по асфальту, тогда как гусеничную машину придется всякий раз перевозить на новое место работы на прицепе.

Компания Caterpillar предлагает три модели колесных экскаваторов массой от 15 до 19,8 т с двигателями мощностью от 102 до 128 кВт и ковшами емкостью от 0,35 до 1,18 м3. У мод. M320D2 вылет задней части укороченный, у мод. M315D2 и M317D2 – практически нулевой. Машины развивают скорость до 37 км/ч. Предлагаются две разные по длине рукояти ковша и моно- и двухзвенная стрелы. В гидросистеме имеется контур рекуперации энергии, за счет чего увеличиваются КПД и управляемость, повышается производительность и снижаются эксплуатационные расходы. Имеются дополнительные гидроконтуры для сменного навесного оборудования. Экскаваторы в штатной комплектации оснащаются системой управления сменным навесным оборудованием. В память системы можно внести до 10 настроек давления и величины потока для различного сменного оборудования, ассортимент которого просто огромен. Это ковши (8 видов), устройства быстрой смены навесного оборудования – механические и гидравлические (множество моделей), грейферы многочелюстные (7 моделей), захваты двухчелюстные для утилизации и сноса (3 мод.), мультипроцессоры (6 мод.), вторичные измельчители, гидравлические измельчители, гидроножницы, гидромолоты (4 мод.), рыхлители и катки с виброплитой.

Двухсекционная стрела

Еще одним существенным преимуществом современных колесных экскаваторов является возможность комплектации как одно-, так и двухсекционной стрелой с рукоятью (TAB, triple-articulated boom), еще ее называют «стрела с изменяемым углом между секциями». Гусеничные модели обычно оснащаются только односекционной «монострелой». Рабочая диаграмма с двухсекционной стрелой лучше, чем с монострелой. Дополнительная секция стрелы TAB снабжена гидроцилиндром, с помощью которого оператор может изменять угол между секциями, уменьшать или увеличивать общую длину стрелы. Это удобно и для работы, и для транспортировки – стрела TAB компактно складывается, ее можно отвести дальше назад, и общая габаритная длина машины уменьшается, а центр тяжести смещается ближе к центру машины, машиной легче управлять, особенно при езде по узким городским улицам. Двухсекционная стрела позволяет работать, аккуратно обходя сооружения коммунальной инфраструктуры, и также увеличивает универсальные возможности экскаватора. При складывании стрелы ТАВ улучшается обзор с места оператора зоны с правой стороны экскаватора, которая обычно плохо видна оператору. Если зачистной ковш используется с тилтротатором, машина с двухсекционной стрелой даст возможность оператору установить ковш за бульдозерным отвалом и перемещать дополнительное количество грунта в траншею, сокращая время ее обратной засыпки. Также и гидромолот может применяться под любыми углами, и положение машины при этом менять не нужно. Одним из преимуществ двухсекционной стрелы является возможность выполнять работы на очень малых вылетах, ближе к машине. Это удобно в условиях тесноты или при выполнении разравнивания, планировочных работ. Монострела обеспечивает хорошую грузоподъемность на больших вылетах, и если работа должна выполняться на большом расстоянии от машины, лучше выбрать ее.

Шины

Следует обратить внимание и на выбор шин. Многие строители пытаются использовать колесные экскаваторы подобно гусеничным, к которым они привыкли: гоняют колесные машины по топкой грязи и осколкам бетона без всякой специальной подготовки, а потом огорчаются: машина забуксовала, порвались шины! А ведь для езды по таким сложным поверхностям колесный экскаватор нужно «переобуть» в специальные шины – широкопрофильные (для грязи) или цельнолитые (для бетона и арматуры). Это позволит избежать повреждения пневматических шин, которые очень недешевы, а машине работать, не теряя производительности.

Известная компания Wacker Neuson предлагает три модели компактных колесных экскаваторов: EW100 (масса 9,6–11,3 т; двигатель 86 кВт), EW65 (6,5 т; 36,2 кВт) и модель предыдущего поколения 6503 (6–7 т; 43,7 кВт). Все машины имеют «нулевой» задний вылет. Специалисты Wacker Neuson заявляют, что гидросистема с регулированием производительности в зависимости от нагрузки LUDV (Bosch-Rexroth) обеспечивает постоянную скорость выполнения всех движений независимо от величины нагрузки, даже при одновременном выполнении нескольких движений.

Экскаватор EW100 – самый быстрый в своем классе, развивает скорость до 40 км/ч. Имеется также версия EW100 с максимальной скоростью 20 км/ч, но с увеличенным на 30% тяговым усилием. EW65 развивает скорость 20 км/ч.

Система управления обеспечивает различные режимы рулевого управления (на 4 колеса, «крабовый ход»). Кроме обычных односкатных шин предлагаются широкие шины, шины низкого давления, двускатная ошиновка. Экскаваторы комплектуются двухсекционной стрелой, также предлагаются на выбор две рукояти ковша, быстродействующий соединитель навесного оборудования, до пяти дополнительных гидроконтуров для навесного оборудования.

Более простое техобслуживание

Преимуществом колесных экскаваторов является то, что им в общем требуется меньший объем техобслуживания и у них меньше эксплуатационные расходы по сравнению с гусеничными машинами, поскольку у них в конструкции ходовой части меньше изнашивающихся и повреждающихся деталей и узлов. У гусеничных машин приходится заменять гусеничные башмаки, катки, звездочки и прочие узлы через определенное количество часов работы и контакта с поверхностями определенных типов. А на колесных машинах можно просто менять шины, когда это необходимо. Таким образом, общая стоимость работ при использовании колесных экскаваторов получается меньше.

Белорусское ООО «Святовит СП» (г. Минск) позиционируется как сборочное производство. Предприятие выпускает линейку телескопических экскаваторов-планировщиков EW-25-M1 «АНТЕЙ» на автомобильных шасси VOLVO, MAN, МАЗ, КАМАЗ, УРАЛ, IVECO-AMT, TATRA и др. массой 21,6–25 т, с колесной формулой 6х6 и 6х4. Они могут развивать скорость до 80 км/ч. Радиус копания достигает 11,8 м, глубина копания – 6,8 м. Имеется удлинитель стрелы 1,5 м. Гидросистема комплектуется аппаратурой от компаний «Пневмостроймашина», Bosch-Rexroth, Linde.

Для машин предлагается широкий ассортимент навесного оборудования: разные ковши емкостью 0,4–0,8 м3, в том числе траншейный (0,18 м3), планировочный и ковш с рыхлителем. Ковш способен вращаться на 360°. Также предлагаются доски планировочные, каток, захват, рыхлитель, кирковщик, отвал.

Цена

Один из самых серьезных для российского потребителя недостатков колесного экскаватора – это цена, которая зачастую на 20–30% превышает стоимость гусеничной машины аналогичного типоразмера. В России эта проблема усугубляется еще и введением утилизационного сбора, который стал очень большой составляющей в конечной цене для покупателя. В результате российский рынок оказался фактически закрыт для многих марок компактных экскаваторов, и общий объем продаж снизился.

Однако при выборе экскаватора покупателю следует учитывать все факторы, а не только цену продажи. Выше уже говорилось о большой универсальности колесных экскаваторов, о возможности экономии на расходах по транспортировке машины и техобслуживанию. Поэтому общие производственные затраты при эксплуатации колесных моделей получаются ниже, чем у гусеничных.

Если говорить об отечественных экскаваторах, то их несомненным преимуществом является возможность участия в государственных и муниципальных тендерах, а также более низкая стоимость по сравнению с импортной техникой.

Производственное предприятие Группы Компаний UMG (г. Тверь) выпускает серию колесных экскаваторов под маркой «ЭКСМАШ» из четырех моделей (E140W…E220W) массой от 13,2 до 21,9 т с ковшами емкостью от 0,32 до 1,25 м3.

Новая разработка завода – экскаватор Е195А массой 18,8–19,6 т на шасси высокой проходимости КАМАЗ 6х6 или «Урал-NEXT» 6x6, мощность двигателя шасси – 221 кВт, двигателя Deutz экскаваторной установки – 67 кВт. Высота выгрузки экскаватора составляет не менее 6 м, максимальная глубина копания – около 5 м при радиусе копания 8,5 м. Машина создана для работы в строительной и нефтегазовой отраслях: двигатель оборудован предпусковым подогревателем и подогревателем топливного фильтра (опция), кабина оснащена мощной климатической системой и сиденьем оператора с подогревом. Система гидропривода выполнена по схеме LUDV фирмы Bosch Rexroth, гидравлическое оборудование производства Bosch Rexroth. Экскаватор UMG оснащается ковшом и различными гидромолотами. Главным преимуществом экскаватора E195A является скорость передвижения машины между объектами до 90 км/ч. Компания заявляет, что цена экскаватора Е195А «невелика».

Заключение. Глядя в будущее

Многие специалисты уверены: колесный экскаватор – машина будущего. А пока колесные экскаваторы не занимают на рынке достойного их места. Отсутствие информации и знаний о возможностях колесных экскаваторов часто является причиной того, что строительные компании мало их используют. У потребителей пока только накапливается информация об их достоинствах и преимуществах.

Участники сравнительно небольшого российского рынка колесных экскаваторов видят перспективы его роста в ближайшем будущем в повсеместном обновлении городской инфраструктуры, реализации крупных национальных инфраструктурных проектов и постепенном признании потребителями универсальных возможностей колесных экскаваторов, а со стороны производителей – в увеличении предлагаемого ассортимента машин главным образом за счет моделей меньшей массы, габаритов и с уменьшенным задним вылетом.

И все-таки не стоит ожидать, что колесные экскаваторы станут в ближайшем будущем основным типом используемых экскаваторов. Так, по данным «Ассоциации европейского бизнеса», в 2018 г. в России было продано 1018 гусеничных экскаваторов (на 30% больше, чем в 2017 г.) и 565 колесных экскаваторов (на 37% больше, чем в 2017 г.). Тенденция роста доли колесных экскаваторов прослеживается, но скорее всего они так и будут занимать определенную технологическую и рыночную нишу, будут главной машиной для коммунальных и вспомогательных работ.

Французская компания Mecalac в 2018 г. выпустила, как заявляется, «первый в мире колесный экскаватор, работающий только на электричестве» Mecalac е12 массой 11 т. Экскаватор имеет два независимых электродвигателя: один предназначен для привода ходовой части (максимальная скорость 32 км/ч), другой приводит в действие рабочие механизмы. Также экскаватор оснащен системой рекуперации энергии. Питание электродвигателей осуществляется от литий-железо-фосфатного (LiFePO4) аккумулятора с увеличенным втрое ресурсом (по количеству циклов) по сравнению с традиционными аккумуляторами. Аккумуляторы этого типа отличаются полной безопасностью и отсутствием саморазряда. Батарея емкостью 146 кВт.ч позволяет экскаватору напряженно работать по 8 ч без подзарядки. Время полной зарядки батареи с нуля составляет 6–7 ч.

Электропривод практически бесшумен и экологичен – это очень важные качества для работы в городе, для которой и предназначен Mecalac е12. Благодаря «электрической» конструкции экскаватору требуется техническое обслуживание в минимальном объеме.

Специалисты-практики отмечают высокие эксплуатационные качества экскаваторов Mecalac, их отличную проходимость по бездорожью, высокую грузоподъемность на больших вылетах, превосходящую показатели аналогичных машин других марок. Двухсекционная стрела способна поворачиваться и складываться буквально в любое положение. В список сменного навесного оборудования входят различные ковши, гидромолот, захват для поддонов, газонокосилка, подметальная щетка и др. В памяти системы управления можно сохранить до шести настроек гидроконтура навесного оборудования. Предлагается целый ряд шин с разным рисунком протектора.