«Телескопы» с космическим потенциалом
Современные телескопические погрузчики в России
Многофункциональная машина
Если вам нужна многофункциональная машина, посмотрите, что способен делать телескопический погрузчик. Благодаря широкопрофильным внедорожным шинам с развитыми грунтозацепами и полному приводу (4х4), который имеется у большинства телескопических погрузчиков, эти машины могут использоваться даже на сильно пересеченной поверхности. Например, в сельском хозяйстве телескопические погрузчики успешно работают на полях, в сельскохозяйственных дворах и в помещениях для скота. Опционально предлагается отключение привода моста, т. е. машина становится переднеприводной, это полезно при транспортном движении по дорогам.
В строительстве, особенно малоэтажном, телескопический погрузчик способен заменять несколько других машин. Его можно использовать с утра до вечера: после того, как экскаватор и экскаватор-погрузчик подготовили площадку, они больше не нужны. Дальше может работать один «телескопик»: грузовик привозит материалы, «телескоп» забирает поддон и везет на нужное место, если кран не может проехать по неровной поверхности. Вилы обычно могут наклоняться вниз и вверх. Вилы снимет – ковшом подравняет площадку. Подает груз через дорогу и газон, чтобы не «топтать» траву. На пятый этаж подаст раствор и сыпучие материалы даже через оконный проем, с четвертого этажа снимет груз.
Для повышения устойчивости телескопические погрузчики оснащаются двумя или четырьмя дополнительными опорами-аутригерами. Также «телескопы» имеют функцию выравнивания рамы: на неровной поверхности для повышения устойчивости машины рама принимает горизонтальное положение за счет наклона осей.
Компания JCB производит 15 моделей погрузчиков с телескопической стрелой для строительной отрасли, 11 моделей для сельскохозяйственной отрасли, а также машины для обработки отходов и мусора. В марте 2019 г. на сельскохозяйственной выставке в Париже JCB представила новый телескопический погрузчик для сельского хозяйства мод. 542-70 Agri с двигателем мощностью 145 л.с., грузоподъемностью (г/п) 4200 кг, с вылетом ковша 7 м.
Новая кабина CommandPlus по сравнению с предыдущей версией на 12% больше по объему и имеет новое бесшовное цельное изогнутое остекление, на 14% больше по площади. Время размораживания стекол сократилось на 66%, а производительность воздушного потока выросла на 10% за счет модернизированной системы кондиционирования. Имеется автоматическое управление ковшом.
В регенеративной гидросистеме Smart Hydraulics используются гравитационные силы для более быстрого опускания стрелы и ее втягивания, а гидравлическая вспомогательная вентиляция сбрасывает давление для ускорения безопасной смены навесного оборудования. Демпфирование колебаний конца стрелы улучшает удержание материала и обеспечивает высокую плавность рабочих движений.
Наибольшей популярностью у российских потребителей пользуются модели JCB 531-70 г/п 3,1 т и JCB 541-70 г/п 4,1 т.
«Телескоп» может подвезти грузы под кран, превосходя по грузоподъемности экскаватор-погрузчик. Для наружных работ на высоте поднимает люльку с рабочими, заменяя автогидроподъемник. А зимой еще и снег везде раскидает ковшом или даже отвалом, летом расчистит участок от мусора. И так весь день как юла. Машина очень маневренная, что важно на загроможденной стройплощадке. У телескопических погрузчиков, как правило, три режима рулевого управления: передними колесами, четырьмя «след в след» и четырьмя «крабовым ходом». Кроме того, некоторые производители оснащают телескопические погрузчики системами типа «парктроник», сигнализирующими оператору о приближении к препятствиям при маневрировании, и камерами заднего вида. В общем, «телескопы» – вещь на стройке незаменимая и за ними будущее, считают специалисты.
И не только в строительстве. Как уже говорилось, «телескопы» достаточно широко используют в сельском хозяйстве: машина с помощью захвата перевезет рулоны сена, такие захваты иногда могут быть вращающимися на 360°, ковшом пересыплет зерно, удобрения и корма для животных, вывезет навоз, расчистит двор от снега зимой, отбуксирует прицеп или несамоходную сельскохозяйственную машину и т. д. Используют телескопические погрузчики и в коммунальном секторе для подметания щетками улиц и территорий.
Отметим, что «телескоп» может заменить и автокран, и даже с большей производительностью, но не во всех случаях. Транспортировка грузов на стреле без лебедки достаточно сложная операция, необходимая точность погрузки-разгрузки может не обеспечиваться. Однако этот недостаток стараются преодолеть: некоторые производители навесного оборудования предлагают для телескопических погрузчиков крановую стрелу с гидравлической лебедкой, а также дистанционное управление, которым удобнее, чем из кабины, работать при выполнении крановых операций.
Все большее распространение телескопические погрузчики приобретают в горнодобывающей промышленности. Это сравнительно новая область применения «телескопов». Оснащенные специальными захватами погрузчики выполняют замену крупногабаритных колес карьерных самосвалов, используются для ремонта гидроцилиндров и стрел экскаваторов и другой тяжелой техники. Затем, быстро сменив оборудование, можно использовать телескопические погрузчики для погрузочных и других работ.
Серьезная тенденция в развитии телескопических погрузчиков – увеличение использования сменного навесного оборудования. Кроме перечисленных выше на телескопических погрузчиках используются еще, как минимум, несколько десятков орудий: от кран-стрелы для перевозки саженцев деревьев до гидробуров, все больше набирающих популярность. И поскольку гидросистема «телескопа» схожа с гидравликой экскаваторов-погрузчиков, проблем с подбором гидробуров нет.
Группа Manitou – ведущий мировой производитель телескопических погрузчиков. В ассортименте компании есть сельскохозяйственные и строительные «телескопы» с системой быстрого крепления навесного оборудования, которое очень расширяет их спектр использования.
На сельскохозяйственной выставке SIMA 2019 компания провела предварительный показ сверхкомпактного телескопического погрузчика MLT 420-60 H высотой 1,94 м и шириной 1,49 м, с двигателем мощностью 57 л.с., г/п 2 т. Благодаря полному приводу, четырем режимам рулевого управления и радиусу поворота всего 2,95 м машина легко маневрирует в ограниченных пространствах. Высота подъема – 4,3 м. Уже летом 2019 г. новый «телескоп» появится в странах Европы и Северной Америки, а позже выйдет и на российский рынок.
Лидером спроса у российских сельскохозяйственных компаний является модель Manitou MLT-X 735 г/п 3,5 т, с высотой подъема 6,9 м.
В 2018 г. на российский рынок были ввезены первые машины серии NEW AG: MLT-X 737 и MLT-X 741, широко известные европейским потребителям. Новые модели Manitou созданы специально с учетом сегодняшних и будущих требований специалистов в области сельского хозяйства. В новом ассортименте NEW AG имеется несколько моделей техники, которые характеризуются широкими возможностями выбора вариаций трансмиссии, абсолютно новой концепцией кабины оператора с улучшенной видимостью, звукоизоляцией, несколькими улучшениями уровня комфорта, а также улучшенной общей производительностью и эффективностью машины.
Многофункциональность машины увеличивают самоопрокидывающиеся бункеры.
В последние годы все больше строительных компаний используют телескопические погрузчики для транспортировки грузов на подвеске. Для некоторых телескопических погрузчиков производители даже предлагают опцию: грузоподъемный крюк на конце стрелы, который расположен так, что не мешает работе с другим навесным сменным оборудованием, когда не используется. Это оборудование позволяет поднимать грузы в подвешенном виде, чего нельзя сделать при стандартной комплектации телескопического погрузчика. Чтобы привести крюк в рабочее положение, достаточно вставить всего один крепежный палец. На таком крюке обеспечивается безопасная транспортировка подвешенных грузов без использования дополнительных приспособлений. Стрела телескопического погрузчика превращается в подобие крановой стрелы. Крюк не уменьшает грузоподъемность и грузовысотные характеристики машины.
Итальянская компания Dieci входит в тройку лидеров на российском рынке. В ноябре 2018 г. компания представила новый сверхкомпактный телескопический погрузчик Mini Agri 20.4 массой 2 т, с двигателем мощностью 50 л.с. Несмотря на небольшой вес погрузчик имеет г/п 2 т, причем на максимальной высоте подъема 4,3 м. Габаритная высота машины всего 1,91 м, а ширина 1,55 м, длина – 3,63 м. Трансмиссия гидростатическая.
В апреле 2018 г. Dieci представила две новые модели для строительной отрасли с гидростатической трансмиссией и электронным управлением на основе шины CAN: Icarus 50.18 (масса – 14,5 т; двигатель – 85,1 кВт, г/п – 5 т; высота подъема – 18 м) и Pegasus 50.26 (масса – 13,2 т; двигатель – 127 кВт; г/п – от 3,8 до 6 т; высота подъема – от 16 до 30 м).
Самая популярная в России модель – Dieci Agri Star 37.7 г/п 3,7 т, с высотой подъема 7,35 м.
Типы телескопических погрузчиков
Существует два основных типа телескопических погрузчиков: с неповоротной стрелой и со стрелой на поворотной платформе.
С неповоротной стрелой. Название телескопических погрузчиков с неповоротной стрелой говорит само за себя. У них не вращаются кабина и стрела. Именно такого типа погрузчики особенно хорошо приспособлены для транспортировки тяжелых грузов.
А вот для работы с люлькой высотного доступа с рабочими эта машина не очень удобна. Стрела маломаневренна, поэтому для передислокации люльки нужно перемещать всю машину. Переезжать на другое место с поднятой стрелой и людьми в корзине опасно и запрещено инструкциями, поэтому необходимо каждый раз при изменении местоположения люльки опускать и складывать стрелу, а затем снова ее поднимать и телескопировать, причем с людьми.
Тем не менее погрузчики с неповоротной стрелой пользуются у отечественного потребителя наибольшим спросом: грузоподъемностью 3–4 т, с высотой подъема 6–7 м. В общем объеме продаж телескопических погрузчиков таких машин более 70%.
Специалисты различают еще «подвид» телескопических погрузчиков с неповоротной стрелой, у которых стрела расположена не сбоку, а перед кабиной по средней продольной линии машины, как у фронтального погрузчика.
Еще одним заметным участником российского рынка телескопических погрузчиков является компания Bobcat. В июле 2018 г. Bobcat представила новый низкопрофильный телескопический погрузчик мод. V723 VersaHandler (масса – 7,78 т; двигатель мощностью 100 л.с.; г/п – 3,5 т; высота подъема – 6,96 м). Металлические конструкции усилены в местах концентрации напряжения для увеличения надежности при подъеме тяжелых грузов. Двигатель расположен сбоку для улучшения обзора с места оператора, сбоку и снизу двигатель защищают толстые стальные рамы. Реверсивное вращение вентилятора охлаждения включается нажатием кнопки или может быть запрограммировано автоматически через определенные отрезки времени.
Трансмиссия обеспечивает два диапазона скоростей. В режиме рулевого управления только передними колесами максимальная скорость погрузчика достигает 30 км/ч. Также имеются режимы рулевого управления «след в след» и «крабовый ход». Подвеска имеет функцию «плавного хода» по неровной поверхности, также имеется система демпфирования колебаний стрелы. В герметизированной кабине асимметричной формы обеспечивается избыточное давление и обзор на 360°, сиденье регулируется по трем направлениям, угол наклона рулевой колонки тоже регулируется.
В России популярна мод. Bobcat TL35.70 г/п 3,5 т, с высотой подъема 6,9 м.
С поворотной платформой. Телескопические погрузчики с поворотной платформой существенно отличаются от своих «родственников» с неповоротной стрелой рабочими характеристиками, возможностями и, конечно, ценой.
Кабина и стрела у них установлены на платформе, которая может поворачиваться на 360°, в то время как сама машина остается неподвижной. Эти машины очень удобны для доставки грузов в труднодоступные места и для работы с рабочими платформами высотного доступа. С дополнительными опорами они способны доставлять и перемещать корзину с людьми в очень широком диапазоне, не сдвигаясь с места и, следовательно, не теряя дорогого рабочего времени, не подвергая рабочих опасности при бесконечных опусканиях и подъемах люльки.
В качестве недостатков погрузчиков с поворотной платформой специалисты отмечают их намного более высокую стоимость по сравнению с неповоротными, а также более сложную конструкцию, что всегда увеличивает риск поломки машины.
Видимо, главным образом из-за более высокой цены погрузчики с поворотной платформой мало распространены в нашей стране, даже несмотря на их широкие возможности и удобство.
Можно еще выделить модели сельскохозяйственного назначения, как обладающие определенной спецификой в конструкции для выполнения работ в данной отрасли.
Устройство стрелы. Следует учитывать, что погрузчики в первую очередь предназначаются для транспортировки грузов и работы со сменными навесными орудиями. Телескопические погрузчики, которые предназначаются для работы с навесным инструментом, обычно имеют низко расположенную стрелу.
Далеко не все телескопические погрузчики способны работать фронтальным ковшом, забирая грунт, то есть составлять конкуренцию мини-погрузчикам. При выемке грунта и вытягивании ковша, наполненного тяжелым материалом, возникают высокие нагрузки. Они могут превышать величины, допустимые для тросов и цепей, используемых обычно при выдвижении телескопической стрелы. Поэтому при выборе телескопического погрузчика для определенных работ необходимо строго выполнять рекомендации, изложенные в инструкции по эксплуатации машины.
В конструкции стрелы предусмотрены сменные вкладыши, которые принимают нагрузку на себя, изнашиваются и должны регулярно заменяться. Они стоят недорого, и заменить их достаточно просто. Если их вовремя не заменить, будут повреждены секции стрелы, и машину придется выводить из работы для внепланового ремонта. К тому же стрелу необходимо часто смазывать.
Гидросистема. В гидросистеме должна использоваться жидкость, соответствующая температуре воздуха зимой и летом в регионе, где эксплуатируется телескопический погрузчик. Если такую универсальную всесезонную жидкость подобрать нельзя, следует заменять летнюю жидкость на зимнюю, в противном случае есть риск, что летняя жидкость зимой загустеет и порвет РВД в «телескопе».
Недостатки. Необходимо учитывать и недостатки телескопических погрузчиков, без которых не обходится ни одна техника. Они менее экономичны, чем тракторы той же мощности, теряют при движении до 45–52% указанной в паспорте мощности двигателя (для сравнения: у полноприводного трактора всего 25%).
Из всех республик СНГ телескопические погрузчики производятся только в Беларуси, хотя они не так уж широко присутствуют на российском рынке. На выставке «СТТ-2017» компания «Амкодор» впервые представила мод. 540-70 массой 8,37–8,88 т (в зависимости от комплектации), г/п 4 т, с двигателем мощностью 110 л.с., с высотой подъема 7,33 м. Вместимость ковша – 1,3 м3. Гидросистема с регулировкой производительности в зависимости от нагрузки. Полноприводная гидростатическая трансмиссия DANFOSS с электронным управлением обеспечивает скорость движения до 40 км/ч, мосты Carraro с дифференциалом повышенного трения. Тормозные механизмы многодисковые маслопогруженные, имеется замедлитель в трансмиссии.
Есть разные режимы рулевого управления, в том числе «крабовый ход», система защиты от опрокидывания. Погрузчики предназначены для использования в строительстве, коммунальном и сельском хозяйстве. Предлагается широкий ряд сменного навесного оборудования, в том числе ковш с захватом, отделитель силоса и ковш увеличенной емкости (3 м3). Амкодор 540-70 поставлен на серийное производство.
Аренда
Телескопические погрузчики несколько отличаются от остальной дорожно-строительной техники тем, что их берут в аренду намного больше, чем приобретают в собственность. Ведущие производители телескопических погрузчиков сообщают, что арендные компании приобретают до 70–90% от всего объема выпускаемых ими машин. И требования к телескопическим погрузчикам у арендных компаний-покупателей и конечных покупателей несколько различаются.
Арендные компании стремятся получить максимальную прибыль от сдачи машин в аренду, поэтому стараются приобретать машины с низкой стоимостью приобретения, в наиболее простых комплектациях, без «наворотов» и сложных опций, такие, чтобы в течение срока службы машины коэффициент использования был высоким, а стоимость владения низкой.
С другой стороны, среди конечных покупателей (строителей и фермеров) тоже существуют различия. У больших компаний требования к машинам примерно такие же, как у арендных. А вот индивидуальные предприниматели, самостоятельно работающие на машинах, стремятся приобретать не только надежные, но и более комфортабельные машины, например, с кондиционером в кабине и с расширенным функционалом.
Общим для всех покупателей является требование, чтобы машина имела достаточно высокую стоимость на вторичном рынке в течение всего срока службы. Наиболее популярны машины г/п от 3600 до 5500 кг, с высотой подъема от 15 м и выше. Поскольку телескопические погрузчики часто берут для погрузки поддонов с грузами в штабели, при принятии решения о покупке клиент учитывает величины вылета и высоты подъема у машины. При работе со стандартными поддонами с грузом достаточно г/п 1800 кг при полной высоте подъема и 900 кг при полном вылете.
Еще один производитель телескопических погрузчиков из Беларуси – ОАО «Пинский завод средств малой механизации» (ОАО «СММ»). С 2010 г. завод выпускает мод. ПТ-3010, получившую собственное имя TelPi, массой 8,7 т, с дизельным двигателем Kubota мощностью 71,4 кВт. Грузоподъемность машины – 3 т, высота подъема – 9,9 м, максимальный вылет стрелы – 7,4 м. Радиус разворота – 4,6 м. Габариты машины (ВхШхД) – 2450х2390х6300 мм. Ее российская премьера состоялась на выставке «СТТ-2015».
ПТ-3010 имеет три режима рулевого управления: передние колеса, четыре «след в след», четыре «крабовый ход».
Машина предназначена для выполнения штабелирования, погрузочно-разгрузочных работ с сыпучими, мелкокусковыми и волокнистыми материалами, транспортировки их на небольшие расстояния. Рассчитана на эксплуатацию в районах с умеренным климатом при температуре окружающего воздуха от –40 до +40 °С. Климатическое исполнение по ГОСТ 15150–69 УХЛ1. Кабина оператора испытана и аттестована на соответствие стандартам безопасности ROPS/ FOPS.
Рама и трехсекционная телескопическая стрела собственной разработки инженеров ОАО «СММ». Мосты и гидродинамическая трансмиссия фирмы Dana, гидравлика итальянской фирмы Hidrocontrol.
Топливный бак вмещает 140 л горючего, что обеспечивает длительное функционирование без дозаправки. Машина развивает транспортную скорость до 30 км/ч. Высокая проходимость обеспечивается большими по диаметру колесами на шинах с развитыми грунтозацепами, а также 320-миллиметровым дорожным просветом. Комплектуется различными видами быстросменного навесного оборудования: люлькой для подъема людей, ковшами, захватами, щетками и др. Конструкция рамы предусматривает присоединение тракторного прицепа.
Погрузчик широко применяется в строительстве и сельском хозяйстве.
Надеюсь, автору удалось убедить читателей, что телескопические погрузчики – техника с огромным, поистине космическим потенциалом, пока еще далеко не раскрытым. Если говорить о тенденциях их развития, то производители постоянно стремятся сделать эти машины более безопасными в работе, и данная тенденция никогда не изменится. Специалисты прогнозируют, что в будущем погрузчики еще шире будут оснащаться новыми гидравлическими навесными орудиями, системами контроля перегрузки, блокирующими движение стрелы в случае опасности опрокидывания машины, видеокамерами на оголовке стрелы, дистанционным управлением машины и интерактивными цифровыми рабочими диаграммами.
Сейчас российский рынок телескопических погрузчиков на 100% состоит из импортных машин. Хотелось бы пожелать, чтобы появились отечественные производители этой техники.