Любая экономия стоит денег

О запчастях: оригинальных и контрафактных

Техника компании JCB давно известна в нашей стране и широко используется. Ее можно видеть повсюду, где ведутся строительные работы, а также в сельском хозяйстве. Однако любая техника требует обслуживания, а со временем и ремонта. О расходных материалах и запасных частях для техники JCB, об оригинальной продукции и подделках мы побеседовали со специалистами компании: Каменом Николовым, операционным директором направления «Запасные части», опыт работы с 1997 г., и Дмитрием Цолиным, менеджером по развитию продаж запасных частей JCB Russia, опыт работы с запасными частями более 10 лет, в JCB – 2 года.
Камен Николов
Дмитрий Цолин
Расскажите, откуда (из каких стран, заводов) поступают в Россию запчасти для техники JCB?

Д.Ц.: Мировой центр запасных частей JCB, расположенный в Англии, является основным поставщиком оригинальных деталей в нашу страну. В некоторых случаях при отсутствии определенной запчасти или при необходимости сократить сроки доставки может быть организована поставка из других стран, в которых расположены центры запасных частей или заводы JCB. Это, например, Индия, ОАЭ или страны Европы. Попадая на территорию РФ, товары сначала доставляются на российский склад запасных частей, откуда уже отправляются нашим дилерам. Это единственный официальный канал поставки оригинальной продукции JCB.

Существует ли в России легальное производство запчастей для техники JCB?

Д.Ц.: В настоящий момент в рамках послепродажного обслуживания мы не предлагаем запасные части российского производства.

Какие запчасти пользуются наибольшим спросом?

Д.Ц.: Наибольшим спросом пользуются запасные части для технического обслуживания (фильтры, смазывающие материалы) и детали, подверженные естественному износу (зубья и кромки ковшей, пальцы и втулки, приводные ремни, подшипники). Рабочие органы строительных и сельскохозяйственных машин приводятся в движение гидравлическим приводом, поэтому в этот список можно также добавить различные гидравлические детали и ремонтные комплекты для них.

Какова доля контрафактной продукции на рынке запчастей для техники JCB?

К.Н.: Пункт 1 статьи 1515 Гражданского кодекса РФ включает в термин «контрафакт» товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. По имеющимся у нас сведениям, доля таких запасных частей для JCB на сегодняшний день составляет десятые доли процента.

Какие запчасти наиболее часто копируют изготовители контрафакта, назовите конкретно, чтобы наши читатели были бдительны.

К.Н.: В основном это те запчасти, которые используются при техническом обслуживании и чаще всего выходят из строя, поэтому пользуются наибольшим спросом.

Почему клиенты покупают контрафакт: только по незнанию или из желания сэкономить тоже? Много раз говорилось об опасности использования контрафактных запчастей, почему же людей это не останавливает?

Д.Ц.: Причины могут быть разными. В некоторых случаях это осознанная попытка сиюминутной экономии, а порой просто безвыходная ситуация. Например, когда клиент уже задолжал дилеру за предыдущую поставку. Иногда недобросовестные продавцы выдают контрафакт за оригинальные запчасти, то есть клиент даже не подозревает, что покупает подделку.

Важно всегда помнить, что, выбирая оригинальные запасные части, вы приобретаете продукцию, проверенную и одобренную производителем техники. Разработчики машин проводят многочисленные проверки и испытания запасных частей на износ, взаимодействие с водой и нефтепродуктами, стойкость к различным температурным условиям, вибрациям и т. д. Это позволяет гарантировать высокое качество продукции. Хочу подчеркнуть, что на оригинальные запасные части, купленные у дилера, предоставляется гарантия.

Как неспециалисту отличить контрафактную запчасть от оригинала?

К.Н.: В первую очередь необходимо обращать внимание на внешний вид и логотип компании. На контрафактных запасных частях логотип нечеткий и зачастую изображен с ошибками. Например, вместо сочетания букв JCB в логотипе можно встретить и JSB или ICB.

Предлагает ли компания JCB какие-нибудь программы, повышающие доступность запчастей – например, программы скидок, сезонные акции?

Д.Ц.: Мы регулярно проводим акции, направленные на продвижение оригинальных запасных частей. Хотя мы продаем запасные части только дилерам, информация о спецпредложениях доводится и до конечных покупателей. Дилеры с удовольствием поддерживают такие инициативы и, сформировав необходимый резерв запасных частей, транслируют специальные предложения своим клиентам. Кроме того, все дилеры имеют собственные программы лояльности, в рамках которых заказчики получают скидки.

Существуют ли так называемые запчасти-«аналоги» для техники JCB? Что вы можете о них сказать, об их качестве?

Д.Ц.: Конечно, и JCB здесь не исключение. С целью снижения себестоимости многие производители используют готовые решения. В эпоху глобализации и унификации нет смысла изобретать велосипед. Проще и дешевле закупать некоторые компоненты у производителей, специализирующихся на том или ином виде продукции. При этом производитель техники может использовать стандартные решения, но может также предъявлять собственные требования к качеству и характеристикам компонентов. Таким образом, зачастую схожий внешний вид и геометрические параметры деталей не свидетельствуют об их одинаковых характеристиках.

Подделывают ли эти запчасти-«аналоги», и если да, то как отличить настоящий аналог от подделки?

Д.Ц.: Да, подделывают, и каждый производитель использует собственные инструменты защиты от подделок.

Помогает ли компании JCB российское законодательство в борьбе с распространением контрафактных запчастей?

К.Н.: Российское законодательство содержит нормы, помогающие правообладателям в борьбе с контрафактом. В частности, на этапе импорта. Мы зарегистрировали торговую марку JCB в Таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). Таможня останавливает оформление любого груза с логотипом JCB и запрашивает у нашей компании подтверждение действий, сопровождая свой запрос фотографиями и актом таможенного осмотра. В случае получения информации о том, что груз контрафактный, таможенные органы «берут все в свои руки» и инициируют дело об административном нарушении, конфискуют груз по решению судебных органов и производят утилизацию контрафактных товаров.

Существующее законодательство достаточно хорошо защищает правообладателей на этапе импорта, ограничивая поступление контрафакта в страну. Кроме того, в настоящее время завершается работа по организации единого таможенного реестра ЕАЭС, что позволит унифицировать работу таможенных органов государств-участников и ограничить поступление контрафакта на территорию союза. В существующих технических регламентах ЕАЭС еще есть лазейки, позволяющие ввозить контрафакт, но постоянная работа по их совершенствованию дает надежду, что таких уловок будет все меньше и меньше.

Что вы посоветуете покупателю: где взять качественную и сравнительно недорогую запчасть?

Д.Ц.: Необходимо рассматривать экономику эксплуатации машинного парка в целом. Часто, экономя незначительную сумму на одной запасной части, клиенты не замечают, что теряют гораздо больше из-за возникающих из-за этого крупных поломок и простоев. Я рекомендую использовать проверенные оригинальные запасные части и приобретать их у официальных дилеров. Только в этом случае гарантируется качество продукции. Хочу также отметить, что компания JCB пропагандирует индивидуальный подход к каждому клиенту: обращаясь к официальным дилерам, вы всегда можете рассчитывать на дополнительную поддержку со стороны производителя.

Интервью провел С. Протасов