
Субкомпактные подметально-уборочные машины
Рост спроса на мини-подметальные машины на мировом рынке возник в начале 1990-х гг. и продолжается до настоящего времени, прежде всего в Европе. Компактные и субкомпактные подметально-уборочные машины частично замещают в эксплуатации подметальные машины на шасси грузовиков, и спрос на последние соответственно несколько уменьшается, таким образом меняется структура рынка подметальной техники.
До недавнего времени субкомпактные уборочные машины выпускали только специализированные компании. Но специалисты отмечают, что развитие рынка подметальных машин следует тем же путем, что и рынок автомобилей, где модели «подрастали» после каждой модернизации, увеличиваясь в размерах и освобождая места для новых «мини»-моделей, занимающих на рынке освободившуюся нижнюю нишу. По этой причине в последние годы субкомпактные модели стали появляться и в линейках глобальных производителей.

Существует ряд отличий в подходах к конструированию подметально-уборочной техники между американскими и европейскими производителями. В частности, в США больше любят «механические щетки», а в Европе – вакуумные «пылесосы». Поэтому на европейском рынке преобладают местные европейские производители данной техники.
С другой стороны, специалисты справедливо отмечают, что с внедрением уборочных машин малых типоразмеров требуется организация их квалифицированного послепродажного обслуживания и хорошего снабжения запчастями. Но в настоящее время в странах Восточной Европы в связи с экономической ситуацией ощущается недостаток средств у потребителей. Данный фактор несколько замедляет распространение машин нового типа на этих рынках.
Все эти аспекты обусловливают сложную и неоднозначную ситуацию на рынке субкомпактных подметально-уборочных машин.

Характерные черты субкомпактных машин
Среди основных признаков субкомпактных машин – емкость бункера до 1 м3 или немного больше и полезная грузоподъемность примерно до 500 кг. Характерными для субкомпактных машин также являются габаритная высота менее 2 м, чтобы машина свободно проходила в местах с ограничениями по высоте, и габаритная ширина менее 1 м, чтобы машина могла проезжать между тумбами, загораживающими проезд автомобилям, и работать на тротуарах и парковых дорожках. И наконец, желательно, чтобы эксплуатационная масса машины была менее 2 т, чтобы не повреждать покрытий тротуаров и парковых дорожек, и в то же время иметь достаточную грузоподъемность для собираемого смета или рабочего оборудования.
К тому же субкомпактные машины должны работать более производительно, чем люди-дворники и ручные уличные вакуумные уборочные машины-пылесосы, должны ежедневно выполнять уборку так же эффективно, как их большие подметально-уборочные «коллеги», и быть универсальными, чтобы субкомпакты можно было использовать и для уборки автомагистралей.

Кроме того, что кабина чаще всего одноместная (тогда как подметально-уборочные машины бóльших типоразмеров в основном оснащаются двухместными кабинами), во всем остальном субкомпактные подметальные машины должны быть подобны компактным уборочным машинам, только меньше по размерам. В современных машинах значительное внимание уделяется условиям работы оператора, и создатели субкомпактных подметальных машин с каждой новой моделью проявляют все больше заботы об удобстве оператора в кабине.
Субкомпактные подметально-уборочные машины имеют жесткую либо шарнирно-сочлененную раму и высоко поднимающийся для разгрузки бункер в стандартной комплектации, с дизелем и гидростатической трансмиссией, расположенной под ним, обычно с тормозами с гидроприводом в отличие от больших подметальных машин, у которых привод чаще пневматический. Благодаря небольшой колесной базе эти машины очень маневренны, что важно при работе в условиях тесноты на автостоянках, в том числе многоуровневых, и садово-парковых дорожках. Большое внимание производители уделяют надежности оборудования этих машин, стремясь поднять этот показатель до уровня грузовиков.

У субкомпактных «дворников», как правило, нет дополнительного двигателя, благодаря чему при довольно высокой производительности топливная экономичность у них выше, чем у больших «собратьев по цеху». Кроме того, у компактных подметальных машин отмечается тенденция к упрощению ТО по сравнению с более сложными машинами бóльших типоразмеров. Меньшие величины эксплуатационных затрат и затрат на техобслуживание, а также общей стоимости владения являются преимуществами субкомпактных подметальных машин.
Большую подметальную машину неэкономично использовать для уборки пешеходных парковых дорожек – там нет такого количества мусора, и ее высокая производительность не будет востребована. К тому же легкие машины оказывают меньшее воздействие на твердое покрытие (а ведь как часто мы видим трещины и вмятины на тротуарах и парковых дорожках, оставленные колесами тяжелых машин!). Для уборки автостоянок, парковых дорожек и не очень загрязненных территорий промышленных предприятий субкомпактные подметальные машины могут быть наиболее экономичным и удобным решением. Если уменьшаются затраты на уборку объекта (по сравнению с уборкой большой машиной), высвободившиеся средства можно направить на благоустройство и улучшение обслуживания населения или клиентов. У муниципальных властей бюджет, как правило, ограничен, и поскольку субкомпактные подметальные машины дешевле в эксплуатации, чем полноразмерные, они оказывают меньшее давление на местный бюджет.
И наконец, управлять маленькой машиной проще, это облегчает проблему поиска квалифицированных операторов подметально-уборочных машин и обучения молодых операторов.

Участники рынка
Johnston Sweepers и Bucher Schörling
На российском рынке субкомпактных подметально-уборочных машин преобладают европейские компании. Хорошо известна английская Johnston Sweepers, которая выпускает линейки компактных и субкомпактных машин для уборки шоссе и придомовых территорий. Швейцарская компания Bucher Schörling, владеющая заводами в Швейцарии, Германии и Италии, похоже, может составить достойную конкуренцию компании Johnston в мировом лидерстве, так как имеет репутацию лучшей по организации глобального послепродажного обслуживания.
В свое время Bucher-Schörling и Johnston выпустили почти одновременно новые субкомпактные модели, имеющие в основе одну и ту же концепцию и довольно близкие технические характеристики: Citycat 1000 и CN101. Преимуществом обеих моделей является 3-цилиндровый дизель Deutz с масляным охлаждением, который у названных моделей, в отличие от большинства субкомпактных подметальных машин, располагается поперечно в пределах колесной базы позади кабины, как заявляется, для повышения устойчивости и тягового усилия машины на скользких поверхностях. Другой немаловажный аспект конструкций обеих машин – возможность рулевого управления всеми четырьмя колесами. Несмотря на то, что эта функция предлагается в качестве опции, она очень популярна и востребована, как показывают опросы потребителей этой техники. Трансмиссия гидростатическая с закрытой системой циркуляции и аксиально-поршневым насосом. Бункер полностью из нержавеющей стали. Существенным преимуществом этих машин является интервал техобслуживания, увеличенный до 1000 моточасов.

Чем проще управление машиной, тем меньше ошибок делает оператор и тем лучше качество уборки. Для работы на этих субкомпактных машинах требуется минимальное обучение. Для управления достаточно лишь рулевого колеса, педали и двух джойстиков для манипулирования щетками. Панорамное остекление кабины и изогнутое лобовое стекло обеспечивают оператору отличный обзор и дороги, и обрабатываемой зоны. Несмотря на то, что кабина невелика и может быть даже несколько тесноватой для оператора, одетого в громоздкую теплую одежду, она оснащена одним сиденьем на подвеске такого же типа, как у грузовиков, и кондиционером в базовой комплектации. Пульт управления позволяет контролировать все функции подметания. Уровни шума значительно уменьшены по сравнению с машинами-«одноклассниками» других марок, в то время как каждая расположенная спереди лотковая щетка и распылители системы водяного пылеподавления управляются независимо друг от друга.
Applied Sweepers и Hako Werke
В свое время выход на рынок нескольких новинок, таких как 525 Hi-Speed от английской Applied Sweepers, и 300 CityMaster, выпущенной немецкой Hako Werke, изменили само отношение потребителей к сверхкомпактной подметальной технике.
Мод. CityMaster 300 от Hako Werke имеет сочлененную раму из сварных труб, что, по мнению некоторых специалистов, является лучшим решением для машин такого типоразмера. Двигатель 3-цилиндровый дизельный Lombardini с системой предпускового подогрева, трансмиссия гидростатическая, привод на переднюю ось. Несомненно, годы успешных продаж подтверждают удачные решения в конструкции этой машины, однако инновационная компоновка бункера на колесах не получила такого высокого признания, как оно заслуживает, по мнению ряда специалистов. Имеются сведения, что в Европе субкомпактную мод. Hako CityMaster 300 используют даже для уборки городских автомагистралей, хотя изначально она позиционировалась исключительно как «машина ограниченной сферы применения». Частично это объясняется тем, что стоимость эксплуатации мод. CityMaster 300 дешевле, чем у больших машин, и она занимает меньше места на дороге, что очень важно при напряженном движении. Кабина одноместная, комфортабельная. Лобовое стекло из триплекса, с обогревом.

Мод. Hako CityMaster 600 выпущена в 2013 г. Это универсальная многофункциональная полноприводная машина для всесезонного применения с низкой совокупной стоимостью владения. Бункер выполнен из устойчивого к коррозии алюминиевого сплава. Инновационная система быстрого монтажа навесного оборудования позволяет даже неопытному оператору в считаные минуты переоборудовать машину, например, из вакуумно-подметальной в снегоуборочную. Для работы зимой машина может оборудоваться пескосолеразбрасывателем и щеткой или отвалом, а для ухода за газонами – газонокосилкой с вакуумным сбором травы. Возможно использование роторной косилки-измельчителя, щетки для сорной травы и секатора.
Можно еще упомянуть универсальную машину для круглогодичного использования Hako Citytrac 4200DA с 4-цилиндровым дизелем, сочлененной рамой и гидростатической полноприводной трансмиссией. Спереди и сзади машины имеются гидрофицированные навесные устройства для сменного рабочего оборудования. Опционно предлагается дополнительная шумоизоляция, обеспечивающая возможность работы машины в ночное время в жилой зоне. Кабина оснащена сиденьем на подвеске, жесткость которой регулируется в зависимости от массы оператора, отопителем, по заказу предлагается кондиционер.

Когда Applied Sweepers выводила на рынок мод. 525 Hi-Speed с жесткой рамой, это была смелая попытка производителя предложить городским коммунальным службам альтернативу машинам «пешеходного типа» (когда оператор идет за машиной). Машина оснащена 3-цилиндровым двигателем Kubota с жидкостным охлаждением, гидростатической полноприводной трансмиссией (4x4), гидронасос располагается на валу двигателя, гидромоторы – на колесах. Щетки управляются из кабины независимо друг от друга. Электронные системы управления агрегатами связаны между собой через шину CAN.
Однако у многих руководителей парков техники вызвало опасение использование передней оси с автоматически изменяющейся шириной колеи. В режиме подметания мод. 525 имеет узкую колею, а при достижении транспортной скорости передняя колея расширяется, и изменяется геометрия передних колес – чтобы увеличить устойчивость машины на высокой скорости. По мнению специалистов, в целом идея передней оси с переменной шириной колеи не выглядит подходящей для таких тяжелых условий работы, как уборка улиц, однако опыт эксплуатации показал, что это конструктивное решение имеет определенные преимущества. В частности, оно позволяет компактным машинам развивать транспортную скорость до 40 км/ч, что не всегда возможно даже для машин типоразмером побольше.

Компания разработала еще одну модель с раздвигающейся передней осью 626 Hi-Speed. У машины 4-цилиндровый турбодизель, гидростатическая трансмиссия с независимым приводом на все 4 колеса, у которых независимая подвеска. Кабина одноместная. Управление с независимой регулировкой скорости вращения и положения щеток, ширины подметания, с сервисно-диагностической системой IQAN. В составе системы пылеподавления оригинальная роторная форсунка дополнительного пылеподавления для подачи воды в зону подметания. Бункер из нержавеющей стали с системой подъема. Опционно предлагается оборудование мойки высокого давления.
В комплекте зимнее навесное оборудование: щетки, снегоуборочные отвалы, разбрасыватели песко-соляной смеси и щебня.
Группа компаний БЭСТТМ
Отечественная продукция тоже представлена в секторе субкомпактных уборочно-подметальных машин. Одной из самых бюджетных и оригинальных субкомпактных машин для уборки тротуаров, садовых дорожек и дворовых территорий является мод. ПУМ-5021 на сочлененной раме. В шумо- и виброизолированной кабине имеется стеклянная панель в полу для контроля процесса уборки, цветной монитор, камера заднего вида, стереомагнитола. Трансмиссия гидростатическая с приводом на передние колеса. В качестве бункера для смета используется стандартный пластиковый евроконтейнер. Гидравлическая система смены контейнеров позволяет оператору самостоятельно менять заполненный контейнер на пустой.

Dulevo International S.p.A.
Итальянская компания Dulevo International S.p.A. выпускает широкую линейку компактных уборочно-подметальных машин Dulevo. Самая малая в этой линейке – субкомпактная мод. Dulevo 850 mini. Машина укомплектована 4-цилиндровым дизелем, расположенным очень низко, чтобы опустить центр тяжести как можно ниже. Рама шарнирно-сочлененная. Подвеска с цилиндрическими пружинами и амортизаторами.
Яркой новинкой на российском рынке стала cамоходная электровакуумная подметальная машина Dulevo D.zero2. По размерам она несколько превосходит типичные субкомпактные модели, но зато оборудована гидротрансмиссией с электромотором и благодаря этому имеет нулевой уровень выбросов СО2, а также низкий уровень шума при работе. Это абсолютно «городская машина».

Электрооборудование мод. D.zero2 получает питание от двух подключенных параллельно литий-железо-фосфатных (LiFe PO4) аккумуляторных батарей, питающих 3 двигателя переменного тока: один тяговый асинхронный переменного тока мощностью 9 кВт и напряжением 96 В, один двигатель пылеуловителя и один насоса гидросистемы.
Электрогидравлический контур оснащен шестеренным гидронасосом, установленным на заднем фланце электромотора мощностью 3,5 кВт. Он обеспечивает питание планетарных гидромоторов вращения правой и левой щеток. Скорость вращения щеток можно изменять в диапазоне от 0 до 60 об/мин прямо из кабины. Направление вращения можно изменить с помощью переключателя на подлокотнике сиденья оператора. Горизонтальный и вертикальный уровни наклона боковых щеток регулируются механически.

Рулевое управление оборудовано гидроусилителем.
Всасывающий патрубок оборудован передним щитком для регулировки с места водителя мощности всасывания в зависимости от объема собираемого мусора. Конструкция всасывающего патрубка и системы регулировки щитка защищены патентом, принадлежащим компании Dulevo, и обеспечивают следующие преимущества: автоматическое всасывание всех отходов, от пыли до крупных предметов, без участия оператора; увеличение скорости и мощности всасывания при наличии прилепившегося к земле мусора, для отрыва которого требуется большая сила.

Контейнер для мусора изготовлен из нержавеющей стали AISI304 толщиной 2,5 мм.
Подметальную машину мод. Dulevo D.zero2 представляет на отечественном рынке Группа компаний «МАРС» – эксклюзивный поставщик техники DULEVO в России и официальный дилер ряда зарубежных компаний.

Nilfisk Advance Group
У мод. City Ranger 2250 датской компании Nilfisk имеется 4-цилиндровый дизельный двигатель, шарнирно-сочлененная рама и усилитель рулевого управления. В герметичной шумоизолированной кабине с избыточным давлением внутри установлен кондиционер. На экран монитора транслируется изображение с камеры заднего вида. Трансмиссия гидростатическая, полноприводная. Универсальные возможности круглогодичной работы машины обеспечиваются большим ассортиментом сменного навесного оборудования.
Также Nilfisk выпускает мод. Cyclone CY5000 производительностью 1860 м2/ч, с турбированным дизельным двигателем, гидростатической переднеприводной двухступенчатой трансмиссией и системой рециркуляции воды. Машина предназначена для уборки улиц и территорий аэропортов.

Входящая в группу компания Nilfisk-Egholm A/S производит многофункциональную мод. Egholm 2200T (она имеет также второе наменование: City Ranger 2200) на шарнирно-сочлененной раме, предназначенную для летне-зимней уборки территорий и ухода за растительностью. Кроме вакуумного подметально-уборочного оборудования с 2–4 щетками и водяной системой пылеподавления машина может оснащаться многочисленным сменным рабочим оборудованием (10 комплектов). Быстродействующая фирменная система крепления навесных орудий запатентована.

Ausa Center S.L.U.
Подметально-уборочная машина испанской компании Ausa мод. BD120ML отличается от прочих 3-цилиндровым бензиновым двигателем и механической трансмиссией, обеспечивающей по 4 передачи переднего и заднего хода и отключаемый полный привод. BD120ML является идеальным решением для небольших населенных пунктов. Рулевое управление с гидроусилителем. В кабине установлены ярко подсвеченные и хорошо видимые приборы и указатели, управление подметальными щетками осуществляется одним многофункциональным джойстиком. Благодаря «трем линиям защиты» щеток от повреждений при столкновении с препятствиями – пружины, сайлентблоки, а также срезные предохранительные болты крепления щеток – уменьшается стоимость владения машиной. Вместо щеток может быть установлен экскаваторный ковш или снегоуборочный отвал с гидроприводом.
Мод. BD202HL оснащена гидростатической 2-ступенчатой постоянной полноприводной трансмиссией Bosch-Rexroth, рулевым управлением с гидроусилителем. Подметальные щетки могут сдвигаться вбок до 400 мм. Вместо щеток может устанавливаться экскаваторный ковш емкостью 0,13 м3 или снегоуборочный отвал шириной 2000 мм. По заказу в кабину может быть установлено второе сиденье и дополнительная звукоизоляция.

Lindholdt Maskiner
Датская компания Lindholdt Maskiner сама разрабатывает и изготавливает линейку субкомпактных машин круглогодичного использования VITRA, в которую входит 7 моделей. Техника отличается низким уровнем шума, просторной комфортной кабиной, шарнирно-сочлененной рамой, оснащается дизельными 3- и 4-цилиндровыми двигателями, полноприводной гидростатической трансмиссией Sauer-Danfoss, управление производится с помощью джойстиков. Каждая модель способна буксировать прицеп, на переднее навесное устройство устанавливается широкая гамма сменного оборудования – от вакуумного подметального оборудования до снегоуборочных отвалов, шнекороторных снегоочистителей, пескосолеразбрасывателей, газонокосилок и т. д. Благодаря широкому набору опций практически каждая модель имеет индивидуальную комплектацию, выбранную заказчиком.

Timan A/S
Еще одна датская компания Timan A/S также выпускает небольшие многофункциональные машины-носители сменного навесного оборудования мод. Timan VPM-3400, которые могут работать в том числе и в качестве субкомпактной уборочно-подметальной техники. Модель комплектуется 3-цилиндровым дизелем, имеет шарнирно-сочлененную раму, гидростатическую трансмиссию с приводом на все четыре колеса, у которых подвеска независимая, а тормоза барабанные. Кабина установлена на виброгасящих амортизаторах и отличается очень низким уровнем шума. Опционно предлагаются видеокамеры заднего вида и возле всасывающего сопла. Грузоподъемность переднего навесного устройства – 180 кг.

Allianz Madvac Inc.
Американо-канадская компания Allianz Madvac Inc. имеет в своей линейке субкомпактную мод. CN 100, конструкция которой соответствует всем европейским (а значит, и мировым) трендам: 3-цилиндровый дизель; рама стальная, сварная; гидростатический привод на переднюю ось; бункер для смета из нержавеющей стали, подъемный; независимый гидравлический привод регулировки с помощью джойстика положения и силы прижатия левой и правой щеток. Вакуумная система запатентованной фирменной конструкции с 3-ступенчатой фильтрацией циркулирующего воздуха, задерживаются частицы от 8 мкм. Водяная система пылеподавления. Все колеса имеют усиленную подвеску. По заказу устанавливаются кондиционер, камера заднего вида.

VILAKONE OY
Финская компания VILAKONE OY выпускает линейку многофункциональных коммунальных машин Wille с двигателями мощностью от 36 до 97 кВт. Среди гаммы навесного оборудования для них имеются и подметальные агрегаты с бункерами для смета емкостью 0,2–0,6 м3, обеспечивающие вполне приличную ширину подметания 1400–2100 мм. Масса подметальных агрегатов составляет от 525 до 790 кг.
И для коммунальных служб, и для частных уборочных компаний лучший способ повышения эффективности и производительности – это использование самого современного уборочного оборудования с квалифицированным и высокомотивированным персоналом. Причем «высокомотивированный» означает не только хорошую оплату – это и большое удовлетворение результатами своей работы, и снижение утомляемости при работе, и уменьшение опасности для здоровья, и повышение уровня охраны труда. Поэтому комфортные условия для операторов подметально-уборочных машин с кондиционерами и стереомагнитолами в кабинах все больше становятся нормой и одним из способов повысить общее качество уборочных работ.

Мир по-прежнему в состоянии динамического развития и перемен, рост населения особенно велик в южном полушарии и восточных странах – в Китае и бывших советских республиках, так что можно предположить, что потребность в подметальных машинах, и в том числе субкомпактных, на мировом рынке будет только расти.
Johnston Sweepers | Applied Sweepers | Hako Werke | БЭСТТМ | Dulevo International S.p.A. | Allianz Madvac | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
CN101 | 525 HiSpeed | 626 HiSpeed | CityMaster 300 | CityMaster 600 | Citytrac 4200DA | ПУМ-5021 | Dulevo 850 mini | Dulevo D.zero2 | CN 100 | |
Мощность двигателя, кВт | 31 | 23,4 | 31,4 | 16 | 24,2 | 35,4 | 18,1 | 24,2 | 9 | 23,5 |
Емкость бункера для смета, м3 | 1 | 0,75 | 1 | 0,24 | 0,6 | 1 | 0,24 | 0,8/ 1 | 2,1 | 0,85 |
Ширина подметания, мм | 1500–2200 | 1200-1800 | 1200–2050 | 1600 | 1850 | 2270 | 1800/ 2300 | 1500–2080 | 1750–3200 | – |
Снаряженная/ полная масса, кг | 1800/ 2400 | н.д./2200 | 1860/2500 | 1320/ 1750 | 1350/ 2200 | 1400/ 2500 | 1400/ 1800 | 1850/ 2200 | н.д. | – |
Скорость рабочая/ транспортная, км/ч | 25 | 40 | 13/ 40 | 16 | 12/ 25 | 13/ 25 | 10/ 16 | 12/ 30 | 12/ 25 | 16/25 |
Nilfisk Advance Group | Ausa Center S.L.U. | Lindholdt Maskiner | ||||||||
City Ranger 2250 | Cvclone CY5000 | Egholm 2200T | BD 120ML | BD 202HL | VITRA 2030 | VITRA 2037 | VITRA 2040 ECO | VITRA 2045 | VITRA 2060 | |
Мощность двигателя, кВт | 26,5 | 44 | н.д. | 12,1 | 22,9 | 18 | 25,0 | 30,0 | 38,0 | 45,0 |
Емкость бункера для смета, м3 | 0,5 | н.д. | 0,5 | 04/ 1 | 0,9/ 1,2 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,6 | 0,6 |
Ширина подметания, мм | 2100 | 860/ 1016 | 1200–2100 | 1600–1800 | 1720/ 2630 | до 1500 | 1800 | 1500–2100 | 2000 | н.д. |
Снаряженная/ полная масса, кг | 970/ 1610 | 2094/3755 | 820/ 1650 | 1700 | 2300 | 1060/ 1200 | 1190/1750 | н.д. | 1500/2700 | 1510/2700 |
Скорость рабочая/ транспортная, км/ч | 20 | 17,7 | 21 | 4/ 24 | 5/ 20 | 24 | 28 | 15/24 | 35 | 40 |