По кочкам, по кочкам – в ямку бух...

Техника для ямочного ремонта дорог

Как известно, в России две беды. И если с представителями первой категории бед, к счастью, мы видимся не каждый день, то со второй бедой – с дорогами мы встречаемся намного чаще. Каждый из нас ежедневно на своей машине или на общественном транспорте волей-неволей вынужден передвигаться по дорогам с не всегда качественным покрытием. Часто такие поездки в двух словах можно описать с помощью детского стишка: «по кочкам, по кочкам – в ямку бух». Грустно, но это так – технология дорожного строительства в сочетании с суровым климатом в нашей стране отличается повышенным содержанием ям на квадратный километр пути. В этой статье мы рассмотрим технику для ямочного ремонта и применяемые дорожниками технологии.

На сегодняшний день самым распространенным методом быстрого восстановления дорожного полотна является ямочный ремонт. С его помощью можно устранить дефекты на дороге, особенно в случае, когда нет возможности удаления старого асфальтового покрытия. Существует несколько технологических методов ямочного ремонта. По применению различных материалов их разделяют на следующие виды: с использованием горячей или холодной асфальтобетонной смеси, с применением литого асфальтобетона, с использованием инфракрасного ремонта асфальта или работа по струйно-инъекционной холодной технологии.

Подготовка участка

Вне зависимости от выбранного метода заделки выбоин, для ямочного ремонта обязательна предварительная подготовка участка дорожного покрытия, на котором будет проходить ремонт. Для этого после очистки поверхности дороги от пыли‚ грязи и влаги размечают границы выбоины. Затем по очерченному контуру производится выемка материала из ремонтируемого места дорожного полотна на всю глубину ямы, боковые стенки выбоины оставляют вертикальными. После этого дно и стенки ямы очищают от мелких кусков‚ крошки‚ пыли‚ грязи или влаги, и на следующем этапе уже можно приступать к заполнению ямы асфальтной смесью. Для вышеперечисленных работ обычно используются средства малой механизации.

Один из старейших в России поставщиков такого оборудования компания «Традиция-К» предлагает удобные в работе и простые в использовании швонарезчики бюджетной серии Impulse с бензиновыми двигателями марки HONDA и LONIN. Для самых требовательных заказчиков в наличии имеются профессиональные швонарезчики Atlas Copco, причем двигатели на них могут быть как бензиновыми, так и дизельными. Для уплотнения смеси в небольших по площади выбоинах можно использовать вибротрамбовки от «Традиции-К» марки Impulse, хорошо зарекомендовавших себя сочетанием невысокой цены и низкими эксплуатационными расходами. Особенности конструкции исключают вибрацию на ручке оператора, гофра выполнена из высококачественного полиуретана.

Профессиональные вибротрамбовки Atlas Copco отличаются большой мощностью, превосходной эффективностью уплотнения, высокой скоростью и, как следствие, высокой производительностью. При необходимости более серьезного уплотнения при ямочном ремонте эта же компания предлагает удобные в эксплуатации ручные двухвальцовые виброкатки Atlas Copco с дизельным двигателем Hatz и ручным запуском или электрическим стартером. Эти модели предназначены для уплотнения асфальта при выполнении ремонтных работ на небольших площадях, особенно в условиях ограниченного пространства. Есть гарантийное и сервисное обслуживание, проводимое поставщиком, приятным бонусом идет доставка оборудования в регионы.

Холодная и горячая асфальтобетонные смеси

Самыми перспективными и экономически выгодными являются технологии, которые позволяют проводить ремонт в течение всего года. Именно таким является метод ямочного ремонта с использованием холодной асфальтобетонной смеси, которая содержит минеральный материал подобранного зернового состава, воду и жидкое органическое вяжущее вещество. Эту смесь изготавливают на асфальтобетонном заводе, складируют и укладывают при ремонте дорожного полотна в холодном состоянии. Насыпанный в яму холодный асфальт выравнивают лопатой, той же лопатой его можно уплотнить либо при необходимости с помощью пневмокатка. Большим плюсом данной технологии является то, что движение по дороге можно открывать практически сразу после проведения ремонтных работ. Возможность хранения готовой смеси в герметичной таре позволяет складировать холодный асфальт и использовать его в ремонте при температуре воздуха не ниже –10 °С, причем даже когда идет снег или мелкий дождь.

Наиболее распространенным и самым доступным методом заделывания выбоин при ямочном ремонте является использование горячей асфальтобетонной смеси. Это легко объяснимо постоянным наличием у дорожников традиционных компонентов в виде песка, щебня и битума для приготовления горячей смеси, также сказывается и доступность асфальтобетонных заводов, часто расположенных на небольшом расстоянии от дорог. И если раньше основной проблемой было чрезмерное остывание смеси при доставке к месту ее использования, то теперь есть техника, специально предназначенная для этого.

Так, компания ЗАО «Коминвест-АКМТ» предлагает различные термос-бункеры. В наличии есть съемные модели, которые можно устанавливать в кузов самосвала или комбинированной дорожной машины. С помощью, например, ТК-100 можно транспортировать готовую асфальтобетонную смесь до места укладки, а также хранить ее без потери химико-физических свойств. Для поддержания рабочей температуры бункер термоизолирован минераловатными матами и имеет подогрев газовой горелкой с автоматической регулировкой температуры. Винтовой конвейер расположен в нижней части бункера V-образной формы и подает материал из задней части бункера. Конвейер имеет гидравлический привод с приводом от автономного двигателя. Разгрузка материала идет по направляющему желобу прямо в место укладки асфальта. Для удобства выгрузки разгрузочный желоб имеет возможность поворота на 160°, как опция есть возможность установки удлиненного желоба длиной 1,9 м, с поворотом на 180°.

Также имеются термос-бункеры с приводом от гидравлической системы автомобильного шасси. Отличительная особенность, к примеру, мод. ЭД-105/100 – наличие двухшнековой системы. В таком бункере можно одновременно транспортировать до места укладки и хранить два различных типа асфальтовой смеси. В стандартной комплектации внешние транспортеры оборудованы скользящим механизмом, с его помощью винтовой конвейер может работать с обеими камерами. У всех моделей подвижные части интегрированы в гидравлическую систему, для того чтобы максимально избежать затратного и экономически невыгодного ручного труда.

Нашли свое применение при ямочном ремонте и машины-ремонтеры. На базовой машине размещают термоконтейнер для горячей асфальтобетонной смеси с теплоизоляцией и подогревом, бак, насос и распылитель для битумной эмульсии, компрессор для очистки и обеспыливания ям и привода отбойного молотка для обрубки краев карт ремонта, а также виброплиту для уплотнения асфальтобетонной смеси. Мод. TEKFALT patchFALT от компании ISP GROUP отличается термо­изолированным бункером треугольного сечения емкостью до 12 м3, который по заказу может быть доукомплектован маслонагревателем, подающим шнеком и ручной системой распределения эмульсии. Высококачественный битумный насос обеспечивает возможность бесперебойной и длительной эксплуатации. Расход подаваемого материала с контролируемой производительностью можно регулировать с помощью гидравлики через шнековую загрузочную систему. За одну загрузку термоконтейнера автомобиль-ремонтер может отремонтировать около сотни небольших ям размером 1х1 метр каждая. Для качества работ с помощью горячего асфальтобетона предпочтительнее положительные температуры, хотя технология допускает в случае необходимости работать при небольших отрицательных температурах воздуха.

Литой асфальт

Литой асфальт, используемый в ремонте дорог, – это горячая тестообразная смесь, состоящая из высоковязкого твердого битума большого количества минерального порошка и песка или мелкого щебня. Для тех, кто предпочитает технологию ремонта с помощью литого асфальта, стоит присмотреться к мод. HYDROG KA-4400, предлагаемой на российском рынке компанией «Меркатор Холдинг». Кохер представляет собой вертикальный цилиндрический бак емкостью 4400 л, дополнительно утепленный минеральной ватой и обшитый алюминиевым листом. В верхней части бака находится двухсоставной люк размером 800х1000 мм, который можно открыть дистанционно. Полноповоротный желоб удобен для распределения материала при ямочном ремонте, что облегчает работу оператора и повышает производительность труда.

Створка выдачи асфальта имеет гидравлический привод, также существует возможность аварийного открывания створки с помощью ручного гидравлического насоса. Панель управления легко читаема, понятна и проста в использовании. Встроенные системы защиты позволяют быстро остановить установку в случае нештатной ситуации. HYDROG KA-4400 может устанавливаться на прицеп или любое автомобильное шасси подходящей грузоподъемности. Полностью автономная техника может использоваться в качестве мини-завода по производству асфальтной смеси. Литой асфальт после охлаждения самостоятельно приобретает эксплуатационную плотность, не требуя традиционной укладки, и значительно ускоряет проведение ремонтных работ.

Огромный плюс технологии ремонта литым асфальтом – это возможность работы даже при морозах и в условиях повышенной влажности. Минусом же литого асфальта является его высокая цена из-за содержания в нем до 13% битума и до 35% минерального порошка, да и температура его приготовления и укладки достаточно высока, доходит до 250 °С, а при работе летом и дополнительном нагреве на солнце покрытие дороги может продавливаться колесами транспорта, в результате образуя колею.

Струйно-инъекционная технология

Ямочный ремонт по струйно-инъекционной технологии является сейчас одним из наиболее передовых и прогрессивных методов. Все необходимые операции выполняются рабочим органом одной установки самоходного или прицепного типа. К таким машинам относится комбинированная дорожная машина, оборудованная установкой HYDROG Patcher PA-5000 от «Меркатор Холдинга». В отличие от конкурентов рабочий орган у этой установки расположен спереди, что увеличивает безопасность оператора, а водителю дает возможность оперативно перемещать машину к новому месту ремонта. Система обеспыливания позволяет использовать немытый щебень, сдувая с него пыль перед подачей в форсунку, что сказывается на долговечности заплатки.

Безопасная дизельная горелка автоматически и плавно регулирует температуру в диапазоне до 850 °С. Закрытая камера сгорания равномерно прогревает бак с эмульсией, дымоходы выполнены из нержавеющей стали, что сказывается на сроке их службы. Бункер для щебня объемом 5 м3 может быть увеличен по желанию заказчика. Трехколенная стрела позволяет работать в радиусе до 6 м, цилиндр стрелы пневматический и может легко менять высоту сопла над дорожным полотном. Силовая установка обеспечивает полностью автономную работу оборудования для ямочного ремонта, 4-цилиндровый дизельный двигатель Perkins мощностью 48 л.с. приводит в движение все агрегаты установки. Для снижения шума при работе двигатель расположен в специальном шумопоглощающем корпусе, что удобно при работе в городе. Практика применения этого метода показывает, что долговечную заделку выбоины можно выполнять при температуре воздуха до –10...–15 °С, но не рекомендуется проводить ремонтные работы таким способом при дожде и снегопаде.

Инфракрасный ремонт асфальта

Пока еще новшеством на фоне других технологий выглядит ямочный ремонт с использованием инфракрасного ремонта асфальта. Такой метод работы значительно упрощает ремонт ям предварительным разогревом асфальтобетонного покрытия по всей площади выбоины. Специальная самоходная машина с помощью излучателя разогревает асфальтобетонное покрытие до 200 °С, устраняя разницу между участком ремонта и остальным покрытием: получается так называемая спайка, которая исключает возможность попадания воды в основание и не допускает преждевременного разрушения отремонтированного участка. Эту же машину применяют для просушивания в сырую погоду ремонтируемых участков.

«Бастион-УЯР»

Установка «Бастион-УЯР» от НПФ «Бастион» из Санкт-Петербурга изготавливается на базе двухосного прицепа. В базовой комплектации машины инфракрасный разогреватель 100х120 см, бункер объемом 1 м3 с термостатом и возможностью поддержания заданной температуры для хранения горячего или холодного асфальта и емкость на 400 л битумной эмульсии или разжиженного битума с терморегулятором. На прицепе предусмотрена специальная площадка для виброплиты с подъемной системой, а также ящик для вспомогательного инструмента. Для работы зимой есть камера для газовых баллонов с пропаном. «Бастион-УЯР» позволяет выполнять ямочный ремонт с высоким качеством круглый год, для работы надо всего два человека и примерно 15 минут времени. За указанное время проводится нагрев ремонтируемого участка, разрыхление асфальтного покрытия, добавление смеси из бункера и его последующее уплотнение виброплитой.

 

Все мы понимаем, что от качества выполненных работ по ямочному ремонту зависит состояние не только дорожного покрытия, но и безопасность дорожного движения, скорость транспортного потока, а также расход топлива автомобилей и количество вредных выбросов в атмосферу. Дорожникам остается только выбрать технологию проведения работ, помня о плюсах и минусах разных методов ремонта.

Главным преимуществом ямочного ремонта по-прежнему остается его оперативность – ведь он производится мобильными бригадами, не требует больших денежных затрат и не вызывает скопления большого количества специализированной техники на ремонтируемом участке дороги.

Стоит только не забывать, что такой ремонт лишь временное решение и не может спасти от необходимости капитального ремонта дороги впоследствии. Ну и конечно, остается надеяться, что со временем качество российских дорог станет таким, что ямочный ремонт будет уже не нужен.