Импорт экскаваторов-погрузчиков в Россию в январе–августе 2017 года*

Большинство участников рынка строительных машин оценивают 2017 год как более успешный по сравнению с предыдущим. По мнению специалистов, именно 2017 год должен стать стартовой площадкой для постепенного восстановления прежних объемов потребления спецтехники. Относительно стабильный курс иностранных валют по сравнению с рублем и эффект отложенного спроса дали почву для роста показателей импортных поступлений, в том числе и в направлении экскаваторов-погрузчиков, о которых пойдет речь в данной статье.


* Анализ внешнеторгового рынка проведен без учета данных по странам Таможенного союза.

Анализ, проведенный специалистами компании ID-Marketing, показал значительный прирост импортных поступлений рассматриваемых машин в январе–августе 2017 г., который составил 128,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Общий объем рынка в стоимостном выражении приблизился к $63 млн. Тем не менее из графика динамики российского импорта хорошо видно, что докризисные показатели будут достигнуты еще не скоро. Но общая тенденция к росту поставок очевидна.

Динамика российского импорта экскаваторов-погрузчиков в 2012 г. – августе 2017 г., ед.

По итогам 2012 г. в Россию было ввезено более 50 различных марок экскаваторов-погрузчиков. В рассматриваемом периоде таковых насчиталось только 19. Бессменным лидером в импортном сегменте экскаваторов-погрузчиков является JCB. На протяжении всего периода развития рынка британский производитель ввозил львиную долю всех экскаваторов-погрузчиков, что подтверждают и цифры. По итогам января–августа 2016 г. на JCB пришлось 62% всего импорта рассматриваемых машин. Это стало возможным благодаря троекратному росту поступления экскаваторов-погрузчиков JCB на российский рынок в сравниваемых периодах.

Импорт основных марок экскаваторов-погрузчиков в Россию в январе–августе 2017 г., %

Уже со второго места заметны изменения в марочной структуре импорта. В июне прошлого года прекратились поставки экскаваторов-погрузчиков Volvo. Причина заключается в том, что Volvo Construction Equipment сконцентрировал выпуск экскаваторов-погрузчиков и самоходных грейдеров на заводе SDLG (китайская дочерняя компания) под соответствующим брендом, чтобы улучшить рентабельность и уменьшить расходы Volvo Group. Сразу же отметим, что по итогам января–августа 2017 г. в Россию было импортировано 15 экскаваторов-погрузчиков SDLG.

На вторую позицию по объемам импорта вышла марка Case, которая практически не поставляла рассматриваемые машины год назад, а уже в рассматриваемом периоде ввезла сразу 88 экскаваторов-погрузчиков. Далее идут более привычные бренды с точки зрения лидирующих позиций, а именно Caterpillar, John Deere и New Holland. Нельзя не отметить еще несколько важных для рынка экскаваторов-погрузчиков моментов, в частности выход на данный рынок компании Bobcat, имеющей достаточно амбициозные планы. Ожидается, что новая линейка BHL Bobcat потеснит сегодняшних лидеров и в ближайшие 2–3 года войдет в тройку по популярности. Первые экскаваторы-погрузчики Bobcat пересекли российскую границу в апреле 2017 г. Текущие объемы поставок позволили расположиться американскому производителю на восьмой позиции.

По примеру Volvo в конце 2016 г. Terex продал бизнес по производству экскаваторов-погрузчиков, расположенный в Ковентри (Великобритания) компании Mecalac. Mecalac, расположенная во Франции, является международным производителем строительной техники. Статус официального дистрибьютора экскаваторов-погрузчиков Mecalac на территории России получила компания «Ферронордик». Первые поставки техники в Россию ожидаются в конце 2017 г.

Основные страны-производители экскаваторов-погрузчиков, импортированных в Россию в январе–августе 2017 г., %

Анализируя страны, где были выпущены экскаваторы-погрузчики, впоследствии импортированные в Россию, вполне объяснимым видится лидерство Великобритании. Основой импорта, конечно, является марка JCB. Еще 149 единиц техники британского производителя было собрано в Индии. Всего у JCB в активе сразу пять предприятий, расположенных в этой стране. Возвращаясь к Великобритании, отметим, что на первом зарубежном заводе Caterpillar, расположенном в Со­единенном Королевстве и действующем с 1953 г., были произведены практически все (за исключением одной единицы) импортированные в Россию в январе–августе 2017 г. экскаваторы-погрузчики.

Индия расположилась на второй позиции. Кроме уже ранее упомянутой марки JCB в данной стране были собраны 70 экскаваторов-погрузчиков, впоследствии импортированные в Россию. Турция на третьей позиции находится благодаря маркам Hidromek, MST, а также Bobcat (собираются на заводе Çukurova Group). Всего в географическом рейтинге присутствует девять стран, выпускающих экскаваторы-погрузчики.

JCB является крупнейшим поставщиком экскаваторов-погрузчиков на российский рынок. Это отразилось и на общем количестве компаний-получателей, растаможивших данную технику на территории России в январе–августе 2017 г. Всего их насчитывалось восемь, а лидирует среди них ЗАО «Лонмади». Еще один дилер британской марки – ООО «Предприятие «Стройкомплект» – находится на второй позиции. Стоит отметить, что объемы поставок последней увеличились в сравниваемых периодах 2017 и 2016 гг. в 25 раз!

Основные получатели экскаваторов-погрузчиков в январе–августе 2017 г., %

Большая часть экскаваторов-погрузчиков Case и New Holland была растаможена ООО «СиЭнЭйч Индастриал Руссия», что позволило компании выйти на третью позицию в рассматриваемом периоде. Филиалом корпорации «Джон Дир Агрикалчерэл Холдингз, Инк.» было растаможено 100% техники одноименного бренда. Порядка семи организаций импортировали экскаваторы-погрузчики Caterpillar, из которых крупнейшим является «Цеппелин Русланд».

Итоги 2017 г. будут безусловно выше показателей 2016 г., однако еще рано говорить не только о восстановлении отрасли, но и о самих сроках, когда это может произойти. Долгосрочные прогнозы все более становятся «неблагодарным делом» в свете текущих тенденций. Тем не менее развитие рынка экскаваторов-погрузчиков на данном этапе представляется достаточно интересным с точки зрения изменения общей структуры рынка. Уже по итогам 2017 г. можно будет сделать некоторые выводы по адаптации хорошо знакомых марок на новом для них рынке, к которым отнесем Bobcat. Отметим и ребрендинг уже знакомых Volvo и Terex, которые в 2017 г. появились или появятся в ближайшем будущем под марками SDLG и Mecalac соответственно.