Обзор рынка автогрейдеров. Итоги 2016 года

Автогрейдеры (от слова grade – нивелировать, выравнивать) используются для выравнивания территорий и перемещения грунта и снега зимой.

Последние пять лет динамика российского производства автогрейдеров нестабильна. После роста объ­емов в 2013 г., когда выпуск техники увеличился на 14,8% по отношению к 2012 г., составив 984 шт.1, объемы производства начали падать. В 2014 г. российскими производителями было выпущено 774 автогрейдера – на 21,3% меньше, чем годом ранее. В 2015 г. всего 482 ед. техники – еще минус 37,7%. По итогам 2016 г., объем производства автогрейдеров составил 514 шт. – больше, чем годом ранее, но до результатов трехлетней давности далеко.


1 Источник fira.ru
Динамика производства автогрейдеров, шт.

Основными производителями автогрейдеров в России в 2016 г. стали ЗАО «Брянский Арсенал» и ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» (ЧСДМ). Первым в 2016 г. было выпущено 324 автогрейдера (+9,5%)2, второе предоставило рынку 177 ед. техники – на 39,4% больше, чем годом ранее.


2 Источник: АСМ-Холдинг.

Динамика импорта автогрейдеров3 аналогична динамике российского производства. В 2013 г. импорт данной техники превысил показатели 2012 г., составив 679 шт., или $99,4 млн. Однако в 2014 г. объемы ввоза иностранных автогрейдеров резко снизились. На территорию России поступило всего 470 ед. техники – почти на треть меньше, чем годом ранее. В денежном эквиваленте объем импорта снизился до $68,2 млн. – на 31,4% меньше. В 2015 г. падение объемов импорта продолжилось еще более высокими темпами. По итогам 12 месяцев 2012 г. российскими предприятиями было приобретено за рубежом всего 104 ед. техники на сумму $15,9 млн. В 2016 г. объемы импорта выросли до 151 ед. техники (+45,2% к предшествующему периоду) в натуральном выражении и до $23,4 млн. в денежном исчислении (+47,5%).


3 Без учета торговли со странами ЕАЭС.
Динамика импорта автогрейдеров

В 2016 г. импорт автогрейдеров составила техника производства семи стран. Лидером среди них стал Китай. На долю китайских производителей пришлось 41,1%. При этом стоит отметить, что годом ранее китайские автогрейдеры занимали ровно половину импорта. На втором месте среди стран – производителей автогрейдеров, ввезенных в Россию, расположились США. Доля их составила 35,8% против всего 4,8% в 2015 г. Тройку лидеров замкнула Бразилия с долей 10,6%. Годом ранее доля Бразилии составляла 22,1%.

Основные производители импортируемых автогрейдеров
Производитель Объем импорта в 2015 г., шт. Объем импорта в 2016 г., шт.
Caterpillar Inc. 35 66
Deere&Company 51
Komatsu Ltd 6 7
GP Papenburg AG 2 5
Guangxi LiuGong Machinery Co., Ltd 2 4
LiuGong Machinery Co., Ltd 4
Прочие 59 14

Почти 78% импорта автогрейдеров в 2016 г. пришлось на двух производителей: Caterpillar Inc. и Deere&Company. Первый поставил на российский рынок 66 автогрейдеров одноименной марки – на 88% больше, чем годом ранее. При этом доля его составила в общем объеме импорта 43,7%. На долю второго пришлось 33,8% от общего объема ввезенной техники. Количество автогрейдеров марки John Deere – 51 ед. техники. Расположившийся на третьем месте Komatsu Ltd отметился в 2016 г. всего семью автогрейдерами – всего на одну единицу больше, чем годом ранее. Доля его составила 4,6%. Еще на 14 компаний пришлись оставшиеся 27 ед. техники.

Структура импорта автогрейдеров по странам происхождения, %

Динамика экспорта нестабильна – в исследуемый пятилетний период пик пришелся на 2015 г., когда за рубеж было отправлено 65 автогрейдеров на сумму $6,4 млн.4. По итогам 2016 г. экспорт автогрейдеров снизился. Падение в количественном исчислении составило 46,2%, в денежном выражении – 67%.

Экспорт автогрейдеров в 2016 г. на 23% состоял из техники иностранного происхождения. На долю российских производителей пришлось 77%. Лидером среди них стал «Брянский Арсенал». За рубеж был отправлен 21 автогрейдер его производства из 35 ушедших на экспорт единиц техники. На втором месте с семью автогрейдерами Caterpillar. Тройку замыкает ЧСДМ – 3 автогрейдера.


4 Без учета торговли со странами ЕАЭС.
Динамика экспорта автогрейдеров

Основными покупателями автогрейдеров, отправленных на экспорт, стали предприятия Украины. Туда в 2016 г. ушло 13 ед. техники. В Узбекистан было отправлено 4 автогрейдера. По 2 автогрейдера ушло в Пакистан, Молдову, Филиппины, Нидерланды, Тунис. Еще в 8 стран российскими экспортерами было отправлено по 1 автогрейдеру.

 

Таким образом, видимое внутреннее потребление автогрейдеров по итогам 2016 г. составило 630 ед. техники – на 20% больше, чем годом ранее. Дальнейшее развитие рынка во многом будет зависеть от общей ситуации в экономике: повышения покупательской способности участников рынка, доступности кредитов, наличия крупных проектов в дорожно-строительной сфере. Пока эксперты прогнозируют рост данного рынка невысокими темпами – 5–7%. А что будет дальше, покажет время.