27.04.2024
Тягач для тяжелой артиллерии «Сталинец С-65»Тягач для тяжелой артиллерии «Сталинец С-65»

В Музее военной техники Великой Отечественной войны «Моторы войны» показали легендарный тягач «Сталинец С-65»

26 апреля 2024 года в Музее военной техники «Моторы войны» состоялся уникальный демонстрационный показ самого первого и массового советского дизельного трактора (тягача для тяжелой артиллерии) – «Сталинец С-65». В рамках демонстрации были представлены также редчайшие гусеничные и полугусеничные тягачи Красной Армии.

В преддверии праздника Великой Победы в крупнейшем Музее военной техники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. впервые состоялась ходовая демонстрация первого и самого массового в производстве советского дизельного трактора «Сталинец С-65». Этот уникальный тягач для тяжёлой артиллерии сошел с конвейера в более 80 лет назад, в далеком 1941 году, и стал поистине грандиозным и прорывным сооружением, а также главным конкурентом компании Caterpillar в 30-40-х годах.

Не менее уникальна судьба, выставляемого в Музее «Моторы войны», тягача - в ходе тяжелых военных боев 1942 года тягач был затоплен и пролежал в болоте 78 лет. Силами и мужеством поисковых отрядов и реставраторов «Сталинец» был найден, поднят и в течении пяти лет полностью восстановлен руками лучших специалистов страны в мастерской Евгения Шаманского. Сегодня тягач соответствует всем заявленным заводским характеристикам, и он на ходу! Что во всей красе было продемонстрировано 26 апреля 2024 г.

В рамках торжественной демонстрации были представлены и другие редчайшие гусеничные, а также полугусеничные тягачи Красной Армии. Все они на ходу, в их числе:

«Комсомолец», который в начале Великой Отечественной войны был самым массовым советским тягачом противотанковой артиллерии.

«СТЗ-5», быстроходный трактор, который использовался как тягач дивизионной артиллерии. Из 12 тысяч тягачей данного типа до наших дней дожило всего несколько штук, из них представленный экземпляр - единственный аутентичный.

«Коминтерн», единственный комплектный образец первого советского артиллерийского тягача специальной разработки. Созданный как средство механической тяги тяжелой артиллерии, этот тягач на момент создания был лучшим в мире артиллерийским тягачом.

ЗИС-33, полугусеничный грузовик, созданный под патронажем Н.С. Хрущева. Автомобиль должен был совмещать в себе проходимость полугусеничной машины и подвижность грузовика ЗИС-5. Ныне их сохранилось всего несколько штук.

Музей военной техники «Моторы войны», находится на ул. Рогожский Вал д. 9/2, стр. 2.

Артиллерийский тягач «Коминтерн»Полугусеничный грузовик ЗИС-33 Тягач противотанковой артиллерии «Комсомолец»Тягач противотанковой артиллерии «Комсомолец»Место механика «Комсомольца»