19.04.2022

Резолюция по итогам конференции «Газомоторное топливо 2022» 

В 2018 г. правительство РФ утвердило постановление о внесении изменений в государственную программу «Развитие энергетики», дополнив ее подпрограммой «Развитие рынка газомоторного топлива». Цель подпрограммы — стимулирование роста потребления природного газа в качестве моторного топлива, развитие газозаправочной инфраструктуры, а также увеличение парка техники на природном газе. 

В рамках реализации подпрограммы в период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2024 г. на развитие рынка газомоторного топлива (ГМТ) из федерального бюджета РФ будет выделено 19,29 млрд руб. Ожидается, что по итогам 2024 г. объем потребления природного газа в качестве моторного топлива увеличится до 2,7 млрд кубометров, количество стационарных газозаправочных объектов — до 1273 единиц, а парк техники на природном газе пополнится новыми транспортными средствами в количестве не менее 40 тыс. ед. Подпрограмма предусматривает первоочередное развитие рынка ГМТ в 27 субъектах России: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Новгородская, Орловская, Ростовская, Саратовская, Тверская, Тульская, Ульяновская, Челябинская области, Краснодарский, Пермский, Ставропольский края, Адыгея, Башкирия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия. Эти регионы располагаются вдоль ключевых федеральных трасс страны, в них уже имеется базовая газозаправочная инфраструктура. Такой подход позволит эффективно покрыть газозаправочной сетью европейскую часть России и сформировать газомоторные коридоры. 

Рынок газомоторного топлива является одним из самых быстрорастущих и перспективных в контексте общемировой энергетической трансформации. За последние 3 года газомоторный парк в РФ увеличился почти в 3 раза — с 93 тыс. автомобилей до 259 тыс., количество автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) — с 298 до 640 штук, а продажи ГМТ выросли с 560 млн до 1,32 млрд кубометров в год. И, по независимым оценкам, объем потребления природного газа в ближайшие годы увеличится более, чем в 3 раза. 

«Мы должны больше и больше внимания уделять вопросам экологического характера, видим тенденции, которые в мировой экономике происходят, в том числе, в автомобилестроении», — сказал президент РФ В.В. Путин на совещании с членами правительства в Ново-Огарево в апреле 2018 г. «Для нашей страны использование газомоторного топлива является даже более приоритетным», — подчеркнул президент. 

Группа CREON одной из первых в России подняла тему энергетической трансформации и устойчивого развития российского ТЭК, запустив в 2014 г. проект «Здравый смысл», флагманом которого стал проводимый совместно с WWF России независимый рейтинг открытости экологической информации нефтегазовых компаний РФ. Вопросы декарбонизации транспорта посредством его перевода на природный газ Группа CREON уже на протяжении 5 лет обсуждает в экспертном кругу в рамках отраслевого форума «Газомоторное топливо». 

15 марта в Москве состоялась 5-я конференция «Газомоторное топливо 2022», организованная CREON. В ходе мероприятия были освещены следующие темы: ГМТ в мировой практике; обзор российского рынка ГМТ; совершенствование нормативно- правового регулирования газомоторной отрасли; государственная политика развития рынка; техническое регулирование в области применения газового топлива на транспорте; вопросы развития сетей газозаправочных станций; модели развития инфраструктуры СПГ, способствующие широкому использованию природного газа в качестве ГМТ; опыт эксплуатации транспорта на ГМТ логистическими и производственными компаниями; технико-экономические решения при комплексном проектировании, строительстве и поставке оборудования и ПНР АГНКС; современные разработки для учета и мониторинга газового транспорта и пр. 

Среди участников форума присутствовали представители следующих компаний, ассоциаций и органов власти: Delko, E&Y, Vygon Consulting, Автоваз, АЗС Комплект, АЗС- Столица, Алроса, Ассоциация компрессорных заводов, Альтернативные топливные системы, Газпром газомоторное топливо, Газпромбанк, ГК Автодор, Грузовичкоф XXL, Донвард - гидравлические системы, Евразийская экономическая комиссия, Зауер Компрессорз, Лукойл, Министерство промышленности и торговли РТ, Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской обл., Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новгородской обл., НАМИ, Национальная ассоциация СПГ, Нефтьмагистраль, Новогрудский завод газовой аппаратуры, Норильсктрансгаз, Почты России, Правительство Камчатского края, Региональный центр сертификации и мониторинга качества, Росгаз, Роснано, Росстат, РЭА Минэнерго России, Сафин, Система девелопмент, СПГО, ТМК, Топ Газ сервис, Транзит-Сервис, Управление АЗС, Фред Маркет, Эра-Глонасс и пр. 

По итогам прошедшей конференции «Газомоторное топливо 2022» организаторы и ведущие участники отрасли предлагают принять к рассмотрению следующие меры и стимулы по развития рынка ГМТ в России. 

I. Со стороны промышленного сектора: 

  1. В целях предоставления субъектам РФ равных возможностей получения мер государственной поддержки необходимо отменить критерий о наличии субъекта РФ в перечне регионов, в которых формирование инфраструктуры компримированного природного газа (метана) осуществляется в первоочередном порядке (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2019 г. No1641), при обязательном пропорциональном увеличении общего объема финансирования госпрограммы.
  2. Предусмотреть возможность перераспределения денежных средств между субъектами РФ, зарезервированных на развитие рынка ГМТ в рамках 1-го отчетного периода, в случае их неиспользования.
  3. Закрепить в Правилах субсидирования возможность получения субсидий при реализации проектов строительства АГНКС по договорам купли-продажи будущей недвижимой вещи.
  1. Перенести на более поздние сроки, но не ранее 2023 г., требования Правил субсидирования по использованию при строительстве объектов заправки природным газом оборудования, произведенного на территории РФ (постановление Правительства РФ от 17.07.2015 No719).
  2. Разработать законопроект, предусматривающий внесение изменений в Налоговый кодекс РФ в целях введения налоговых льгот по уплате транспортного налога для автомобилей, работающих на компримированном природном газе и сжиженном природном газе.
  3. Разработать перечень мероприятий по локализации производства компонентов газобаллонного оборудования на территории РФ (баллонные вентили, редукторы и прочее), соответствующих всем климатическим зонам эксплуатации транспорта на природном газе. В частности, обеспечить заинтересованные структуры льготными/ нулевыми налоговыми ставками на первые 3 года после запуска производства.
  4. Увеличить объем субсидий на строительство АГНКС, переоборудование и производство транспортных средств на компримированном природном газе. В частности, для физлиц и МСП текущий повышающий коэффициент 1.5 (k=1.5) увеличить до 2 (k=2).
  5. Определить приоритетные направления совершенствования нормативно- правового регулирования, необходимые для развития рынка природного газа и обеспечения устойчивости его функционирования. На текущий момент требуют актуализации: 
    • требования к зданиям и сооружениям, предназначенным для хранения и обслуживания транспорта, работающего на компримированном природном газе;
    • требования к компримированному природному газу, как моторному топливу, с учетом всех климатических зон эксплуатации транспорта; 
    • регламенты по регистрации перевода транспорта для работы на природном газе для упрощения процедуры внесения изменения в конструкцию транспортного средства;
    • аккредитацияиответственностьиспытательныхлабораторий;
    • ответственность операторов технического осмотра, которые осуществляют свою деятельность, в том числе и для транспортных средств на метане;
    • проекты нормативных правовых актов, связанных с установлением, изменением и прекращением существования охранных зон для криоАЗС.
  1. Совместно с автопроизводителями разработать план по созданию до 2023 г. модельного ряда автомобилей, работающих на компримированном природном газе и сжиженном природном газе, с колесной формулой 4х4 (легковых и легких коммерческих автомобилей категорий М1, автобусов М2), 6х6 и 8х4 (грузовые автомобили грузоподъемностью от 25 до 40 т).
  1. Установить рамки сроков регистрации переоборудования транспорта (на любой вид газового топлива) — не более 3-х дней после обращения в орган ГИБДД.
  2. Не допускать исключения требования об обязательном наличии 4-х постов заправки компримированным природным газом (пистолетов) на объекте заправки.
  3. Популяризировать использование и применение природного газа в качестве ГМТ путем проведения отраслевых мероприятий, автопробегов.

II. Со стороны банковского сектора:

Аспект, требующий проработки

Предлагаемые меры поддержки

I. Закрытие рисков завершения проекта в сфере ГМТ на инвестиционной фазе

  1. Предоставление гарантий государственных органов, действующих до завершения проекта, на условиях, согласованных с банками-потенциальными кредиторами.
  2. Запуск программ льготного страхования проектов в сфере ГМТ.
  3. Предоставление льготных займов проектным компаниям/акционерам при реализации проектов в сфере ГМТ для внесения собственных средств в проект.

II. Источникуплаты процентов и досрочного возврата кредита в случае дефолта на инвестиционной фазе

  1. 1. Предоставление гарантий госорганов, действующих до завершения проекта, на условиях, согласованных с банками-потенциальными кредиторами.
  2. Налоговые льготы как механизм увеличения денежных потоков проектных компаний: 
    • !  предоставление налоговых кредитов;
    • !  освобождение от НДС;
    • !  освобождение от уплаты налога на землю при
      строительстве АГНКС;
    • !  снижение налога на имущество при строительстве
      АГНКС.
  1. Государственное субсидирование капитальных затрат
    проектов.

III. Источник планового обслуживания кредита в условиях отсутствия долгосрочных take-or- pay контрактов с приемлемыми покупателями на операционной фазе

  1. Субсидирование проектов с фиксацией минимального гарантируемого денежного потока проектных компаний, достаточного для обслуживания кредитов / заключение договоров на реализацию непроданной продукции с государственными компаниями для обеспечения необходимых средств для обслуживания кредитов.
  2. Гарантии госорганов, действующие на операционной фазе проекта, предоставленные на условиях, согласованных с банками-потенциальными кредиторами.
  3. Гарантии госорганов по договорам поставки за покупателей.
  4. Концессионныесоглашения.

IV. Высокая стоимость кредитования для проектов

  1. Снижения риска веса для проектов в ГМТ отрасли для расчета нормативов и установления банками льготный процентных ставок по кредитам.
  2. Выделение ГМТ проектов в отдельную группу заемщиков.
  3. Снижение резервов по финансированию ГМТ.

V. Низкая потенциальная доходность проекта/ непривлекательность по сравнению с крупными СПГ

1. Налоговые льготы как механизм увеличения денежных потоков проектных компаний (см. п. 2. раздела II). 

2. Государственное субсидирование капитальных затрат Проектов.

VI. Рост количества ограничений в связи с введением новых санкций

  1. Государственное стимулирование НИОКР для разработки российских технологий ГМТ отрасли.
  2. Сотрудничество с “дружественными” странами при обмене технологиями и научно-исследовательскими разработками, в том числе налоговые льготы (освобождение импортируемых технологий и оборудования от таможенных пошлин и НДС).

 

От имени всех участников российской отрасли газомоторного топлива просим рассмотреть обозначенные выше предложения по стимулированию развития рынка газомоторного топлива в РФ. Также выражаем готовность к дальнейшему обсуждению и более детальной проработке обозначенных тезисов с представителями профильных министерств и ведомств.