DAF отмечает десятилетие официального представительства марки в России
12.04.2021
DAF отмечает десятилетие официального представительства марки в России
Выставки Российской недели общественного транспорта пройдут в Экспоцентре
12.04.2021
Выставки Российской недели общественного транспорта пройдут в Экспоцентре
Чусовской завод ОМК – производство и развитие
10.04.2021
Чусовской завод ОМК – производство и развитие
ISUZU RUS представит на выставке COMTRANS 2021 новое малотоннажное шасси ISUZU ELF 8.0
06.04.2021
ISUZU RUS представит на выставке COMTRANS 2021 новое малотоннажное шасси ISUZU ELF 8.0
Продажи новых автомобилей снизились на 2,8% за 1 квартал 2021 года и на 5,7% – в марте 2021 г.
06.04.2021
Продажи новых автомобилей снизились на 2,8% за 1 квартал 2021 года и на 5,7% – в марте 2021 г.
JCB обжалует решение Парижского суда о нарушении патентных прав
05.04.2021
JCB обжалует решение Парижского суда о нарушении патентных прав
Модернизированный дилерский центр «МАН Трак энд Бас РУС» в Нижнем-Новгороде
05.04.2021
Модернизированный дилерский центр «МАН Трак энд Бас РУС» в Нижнем-Новгороде
Специальные условия для участия в разделе «Малая авиация на МАКС-2021»
02.04.2021
Специальные условия для участия в разделе «Малая авиация на МАКС-2021»
В мае в Москве пройдет российский автобусный салон CityBus-2021
02.04.2021
В мае в Москве пройдет российский автобусный салон CityBus-2021
Первый в России сортиментовоз на метане: новые возможности для Севера
01.04.2021
Первый в России сортиментовоз на метане: новые возможности для Севера
Eaton и Tenneco объединяют усилия для создания новейшей встроенной системы управления температурой отработавших газов
01.04.2021
Eaton и Tenneco объединяют усилия для создания новейшей встроенной системы управления температурой отработавших газов
10.04.2021

Чусовской завод ОМК – производство и развитие

В начале апреля на чусовском заводе ОМК (АО «ЧМЗ», с 2013 г. входит в состав АО «Объединенная металлургическая компания») состоялось знаменательное событие: выпуск 100-миллионной рессоры. В связи с этим для знакомства с предприятием пригласили группу журналистов профильных СМИ, и в том числе – представителя журнала «Основные Средства».
Вот она, 100-миллионная рессора!Управляющий директор Чусовского завода ОМК Владимир Кирзнер: «В наших планах – продолжить внедрение современных технологий»Работники рессорного производства с юбилейной рессорой

Про интересное предприятие – чусовской завод ОМК, я наслышан давно, но лично побывать не доводилось, поэтому поехать в город Чусовой Пермского края согласился сразу.

Меньше двух часов на самолете, чуть больше двух часов на автобусе – и мы в предгорьях северного Урала, где когда-то в XVI веке появились железоделательные заводы знаменитого семейства Строгановых, владевших этими землями. Позже земли перешли в качестве приданого к одному из представителей не менее знаменитой в истории России семьи Голицыных. Сергей Михайлович Голицын и основал в 1879 году вместе с французами «Франко-Русское уральское акционерное общество» и завод, ставший непосредственным прародителем нынешнего Чусовского завода.

Чусовской городок XVI века, на месте которого теперь находится г. Чусовой и заводВ заводском музееВ заводском музееПоследний паровоз, работавший на предприятии, теперь это музейный экспонат

Чусовской завод ОМК

Общая площадь заводской территории составляет около 112 га. Сейчас на заводе около 2 680 сотрудников, из них инженерно-технических работников: конструкторов, технологов, испытателей, сотрудников лабораторий, контролеров качества – порядка 120-150 человек. Заметим, что количество персонала растет начиная с 2016 года.

В 2020 году средняя зарплата на заводе по рабочим профессиям составила 42 тыс. руб. (вместе с НДФЛ).

Памятник чусовским металлургам у проходной завода

Сегодня основной продукцией завода ОМК в Чусовом являются рессоры для грузовых автомобилей. С 1973 года предприятие накопило огромный опыт их изготовления и является лидером по производству автомобильных рессор в России и СНГ. Поэтому рессорный цех нам показали в первую очередь.

Некоторые изделия заводаВ рессорном цехеВ рессорном цехе

Производство

Производство чусовского завода ОМК модернизировали в 2008-2010 и в 2014-2015 годах. Процесс совершенствования технологий идет и сейчас, подробнее мы расскажем о нем ниже.

В рессорном цехе в 2015-2017 годах отремонтировали свыше 10 000 м2 полов. Это позволило использовать для внутрицеховых перевозок вместо мостовых кранов более удобные и экономичные средства малой механизации, погрузчики. Первоначально на прокатных станах завода изготавливали «классические» рессоры постоянного сечения, однако после модернизации 2014-2015 годов взяли курс на импортозамещение, появилась возможность «катать» параболические рессоры переменного сечения, которые становятся тоньше к концам. Такие рессоры на 20-30% легче «классических». Они преобладают у иномарок.

В цехе одиннадцать термозакалочных линий, 8 из них произведены еще в советское время (правда, с тех пор линии модернизировали). Одна линия – немецкого производства 2010 года. На немецкой линии термист сидит за пультом, а на «советских» – у раскаленной печи. Рессорные листы разогреваются до 900°С и опускаются в закалочное масло, нагретое до 70°С. В этом году планируется роботизировать одну из термозакалочных линий (7 роботов уже стоит на одном из участков, всего планируется установить около 20 роботов), и в зависимости от результата – возможно, впоследствии роботизировать остальные и таким образом повысить производительность труда, качество и безопасность производства.

Стенды с образцами рессор для настройки режимов термообработкиОдна из старых, еще советских линий термозакалкиОдна из старых, еще советских линий термозакалки

На чусовском заводе ОМК, единственном из российских заводов, используют дробеметную установку, в которой после термозакалки подвергают дробеструйной обработке рессорные листы в преднапряженном состоянии. При этом существенно увеличивается усталостная прочность металла и долговечность рессор. Инженеры продолжают вести разработки по использованию технологии дробенаклёпа для повышения усталостной прочности рессор, подвергающихся высоким переменным нагрузкам. Дробенаклеп позволяет сократить массу рессоры при сохранении прочности и прочих рабочих характеристик. К тому же при дробеструйной обработке поверхность рессор очищается от остатков окалины и подготавливается к окраске.

Окраска рессор производится по технологии электрокатодного осаждения. Предварительно наносится фосфатный слой, грунтовка (для защиты от коррозии). Надежность антикоррозионного покрытия заводская служба контроля качества проверяет в камере соляного тумана – выдерживают их там до 500 часов.

Продукция

Как уже говорилось, на заводе ОМК в Чусовом изготавливают рессоры для грузовых автомобилей отечественных и иностранных марок. Номенклатура – обширнейшая, порядка 4 000 наименований, она охватывает 90-95% отечественного рынка рессор. В целом в структуре продаж завода по объему прибыли рессоры составляют 60-70%.

Рессоры поставляются как на сборочные конвейеры предприятий, так и в качестве запчастей на вторичный рынок: заводы Volvo в Калуге, «Соллерс Форд» в Елабуге, IVECO-AMT в Миассе, КАМАЗ, ГАЗ, Урал. Кроме автомобилей производятся рессоры для конвейеров заводов прицепов НЕФАЗ, ТОНАР, ОАО «НовосибАРЗ», Московский завод специализированных автомобилей (МЗСА), сотрудничают и с другими более мелкими производителями – всего порядка 120 заводов-производителей прицепов. Некоторые закупают совсем немного рессор – порядка 50-100 штук в месяц и менее.

С 2016 года завод из убыточного стал прибыльным, увеличились объемы производства за счет заключения договоров о поставках рессор на автосборочные заводы. В последние два года значительно увеличился объем производства и продаж за счет открытия интернет-магазина, новых складов и представительств в регионах (всего 21 в разных городах). В связи с возможностью для клиентов оформлять заказы на рессоры через интернет отметим: в заготовительном цехе внедрили прогрессивную систему быстрой переналадки штампов: переналадка прессов с заменой штампов производится ежедневно 10-15 раз. В результате предприятие может оперативно выполнять заказы даже небольшого объема: клиент оформляет заказ через сайт – и предприятие сразу приступает к изготовлению.

К 2020 году чусовской завод ОМК вышел на уровень 2012-2013 годов по объемам производства, но с совершенно другим сортаментом изделий – стали преобладать рессоры для иномарок как для европейских, так и китайских (в качестве запчастей). Объем производства рессор составляет более 50 000 т в год. Мощности позволяют нарастить этот объем до 100 000 т. Причем поставки рессор на сборочные конвейеры составляют 40-60% от всего объема рессор в разные годы. Самая маленькая рессора из ассортимента весит около 1 кг, а самая тяжелая – порядка 350 кг. Предприятие получило также разрешение на поставки рессор за границу.

Экспорт. Пока экспорт составляет не более 5% объема выпуска завода. Сейчас рессоры экспортируют в основном в страны СНГ, а также немного – в Литву, Латвию и Польшу. В апреле-мае планируется отгрузить первую партию рессор (3-4 контейнера) в ОАЭ, а затем наращивать эти объемы. Качество рессор, изготовленных на заводе ОМК в Чусовом гораздо лучше тех, что продаются там сейчас в качестве запасных частей. Также существуют большие планы по поставкам рессор в Латинскую Америку и в Европу (прежде всего – на заводы Volvo Trucks).

Преимущество продукции чусовского завода ОМК – очень конкурентоспособная цена (дешевле в 3-4 раза по сравнению с иностранными производителями аналогичной продукции!) благодаря низкому курсу рубля. К тому же производство почти полностью собственное (или отечественное) и мало зависит от изменений курса иностранной валюты. Вообще же, чусовские рессоры находятся в среднем ценовом диапазоне.

Второе преимущество – качество, так как завод поставляет рессоры на сборку многих автомобилей и такого же высокого качества рессоры поставляются в запчасти. При изготовлении рессор в запчасти никаких упрощений, отступлений от уровня качества не допускается. Соотношение цена-качество у чусовских рессор очень интересное для всех рынков. Такого соотношения цена-качество нет ни у кого из производителей рессор в России.

Два бренда. С 2016 года чусовской завод ОМК выпускает рессоры под двумя брендами: для российских марок грузовиков – под брендом «Чусовская рессора», а для иномарок – аналоги под брендом SPRINGER.Настоящую продукцию завода можно узнать по специальным наклейкам с логотипом и номером рессоры. Кроме того, на хомуте либо на ушке рессоры ставится штамп завода. Также запустили систему штрихкодирования и QR-кодирования. По QR-коду можно перейти в интернет-магазин и посмотреть, сколько стоит рессора на заводе.

Испытания. Невозможно освоить новую технически сложную продукцию без исследовательско-конструкторских работ с испытаниями опытных образцов. Кроме того, служба контроля качества периодически проводит испытания готовой серийной продукции.

В среднем испытания рессор – от 100 000 до 1 млн циклов на испытательном стенде в зависимости от требований клиента. 100 000 циклов эквивалентно примерно 1 году работы рессоры, 1 млн циклов, соответственно, примерно 10 лет эксплуатации. На рессоры для грузовиков Volvo, Ford, Hyundai, КАМАЗ серий К4 и К5, ГАЗель NEXT, УАЗ «Патриот» и так далее предоставляется расширенная гарантия на 2-3 года, это отражается в количестве испытательных циклов для проверяемых рессор на стенде.

Недавно завод ОМК в Чусовом приобрел два новых испытательных агрегата американской компании MTS Systems для циклических динамических испытаний рессор. Оборудование позволит имитировать нагрузки, действующие на рессору в составе транспортного средства в динамике – с резко изменяющимися по величине и направлению нагрузками при движении по различным поверхностям – автотрассе, бездорожью, и в разных режимах движения: торможение, разгон, прохождение поворотов. Поставка оборудования ожидается к концу апреля. Это будут уникальные для России испытательные стенды. Данная программа испытаний согласована с компанией Volvo Trucks: параболические 3-4 листовые рессоры, которые планируют начать поставлять в этом году на сборочный завод в Калуге, а в дальнейшем – и на экспорт, будут подвергаться испытаниям на стенде MTS.

Также для отдела по техническому контролю рессорного производства приобрели контрольно-измерительную машину для проведения более точных замеров рабочих характеристик рессор. Руководство предприятия надеется, что это испытательное оборудование поможет заводу расширить и укрепить свое присутствие на международном рынке рессор.

Склад. Я бы назвал склад готовой продукции чусовского завода ОМК царством чистоты и порядка. Два года назад склад был реконструирован и стал достойным подразделением современного предприятия. Объем хранения на сегодняшний день – около 2 000 т или примерно 100 000 штук рессор и рессорных листов. Общий же объем хранения на 19 собственных складах в разных городах России в 3-4 раза выше.

Все склады приведены к единому стандарту. Введена система штрихкодирования, электронного документооборота. Клиенты могут через интернет забронировать для себя необходимое количество рессор, а затем подъехать за ними, это удобно. В результате целенаправленной работы удалось исключить случаи пересорта (ошибочных поставок клиенту продукции не того типа, что им заказана). Оформление документов и погрузка автомобиля занимает всего около 15 минут.

Продукции на складах достаточно для осуществления быстрой доставки заказов клиентам. «Оперативная» доставка в течение 24 часов действует во всех городах, где есть собственные склады и представительства, плюс существует экспресс-доставка за несколько часов. Если нет заказанной продукции на данном складе – ее перебрасывают с другого склада, причем стоимость этой доставки не перекладывается на клиента. Цена продукции представлена на сайте и едина для всех регионов России, стоимость доставки уже в нее включена.

На складе готовой продукцииНа складе готовой продукции

Ферросплавное производство. От прежней «металлургической жизни» на заводе ОМК в Чусовом осталось еще ферросплавное производство. Производится феррованадий, который применяют при легировании стали, и пятиокись ванадия, которую широко применяют в качестве положительного электрода в мощных литиевых батареях и аккумуляторах.

Планы развития

Молодая команда руководителей завода ОМК в Чусовом во главе с молодым директором, не останавливаясь на достигнутом, продолжает динамично развивать предприятие. Ведется активная работа с заводами Volvo, КАМАЗ, ГАЗ и другими по освоению новых моделей рессор, в частности – КАМАЗовских серий К4 и К5. Рессоры для этих грузовиков нового поколения специалисты завода долго тестировали и в итоге предложили конструкцию, которую приняли специалисты КАМАЗа.

Порой, когда заводу-заказчику срочно нужны новые рессоры, инженеры-технологи осваивают производство в течение одного месяца.

Стан 320. В настоящее время на заводе реализуются крупные инвестиционные проекты. Планируется обновить сортопрокатное производство. Тендер на поставку стана 320 средней сортовой прокатки для рессорной полосы выиграла известная в мире итальянская компания Danieli. На таком стане можно будет «катать» не только рессорные полосы, но и строительный сортамент – уголок и швеллер, а также арматуру и круглые калиброванные заготовки из нержавеющей стали для гидроцилиндров и осей. Это уникальный для российской промышленности продукт. Стан 320 будет самым современным, на нем можно будет получать более качественную рессорную полосу – с улучшенными параметрами по прямизне и по прочим рабочим характеристикам. Порядка 70-80% оборудования уже полностью оплачено, оборудование находится на площадке завода и ожидает монтажа. Первый этап процесса эксплуатации этого стана планируют начать уже в этом году, а в полном объеме стан должен заработать в следующем году.

Строительство помещения под Стан 320

Инвестиции. Объем инвестиций запланирован в размере 4 млрд руб., но в связи с существенным ростом курса доллара по сравнению с 2019 годом объем инвестиций увеличился на 300-400 млн руб. и продолжает расти. Основной инвестор – само предприятие, заемные средства привлекаются в минимальных объемах (в нынешнем 2021 году заем будет полностью погашен), а в основном используются собственные средства из прибыли предприятия.

Сайлентблоки. Также реализуется несколько проектов по освоению выпуска новых автокомпонентов, в частности – по производству сайлентблоков: закуплено оборудование и идет его монтаж. Уже в этом году планируется начать продажи этой продукции, а также использовать данные сайлентблоки для комплектации своих рессор брендов «Чусовская рессора» и SPRINGER. Предполагается, что это существенно повысит качество продукции, так как имеются нарекания от клиентов по сайлентблокам ряда моделей рессор для иномарок.

Получить качественные сайлентблоки от поставщиков не удается – уже сменили несколько компаний-изготовителей и полностью перешли на импортные сайлентблоки для рессор SPRINGER.

Рессоры для российских автомобилестроительных заводов комплектуют сайлентблоками от аккредитованных отечественных поставщиков. Каждый заказчик – КАМАЗ, ГАЗ и другие самостоятельно инспектирует производство сайлентблоков на предприятиях-поставщиках и дает «добро» на поставку продукции для комплектации рессор.

Роботизация. Еще один интересный проект – роботизация операций, связанных с тяжелым физическим трудом. Разработка ведется уже около пяти лет, начать предполагается с термических линий рессорного производства. Во II квартале нынешнего года планируется приступить к закупке оборудования. Следует подчеркнуть, что сокращения рабочих мест в связи с роботизацией не планируется: предприятию нужны новые сотрудники: только в течение 2020 года на завод приняли порядка 200 человек.

На одной из линий термозакалки используются роботы-манипуляторы

Экзоскелеты – совершенно инновационная тема. Исследования по использованию экзоскелетов, поддерживающих ноги, руки и спину человека, занятого тяжелым физическим трудом, начались на заводе еще в 2019 году. Экзоскелет повышает производительность труда сотрудников в тех случаях, когда невозможно механизировать операцию. Работники в экзоскелетах могут сделать больше операций, и при этом меньше уставать. Снижаются риски травмирования и перегрузок.

Оказалось, что в России нет поставщиков подобного оборудования. В итоге американская компания SuitX поставила чусовской завод ОМК два экзоскелета разных видов стоимостью порядка 500 000 рублей каждый: для помощи при подъеме тяжестей и при работе в приседе. Эти экзоскелеты испытали представители разных профессий. Тестирование экзоскелетов на складе готовой продукции и в ремонтной службе продолжается. По результатам этих исследований будут закуплены экзоскелеты в необходимом количестве.

 

Рассказ о чусовском заводе ОМК можно завершить словами его молодого перспективного управляющего директора Владимира Кирзнера, сказанными на праздновании выпуска 100-миллионной рессоры: «Выпуск юбилейной рессоры – знаковое событие для нашего предприятия. В наших планах – продолжать обновление оборудования, автоматизировать производственные операции, внедрять современные технологии и наращивать мощности».

На пресс-конференции (в центре – Владимир Кирзнер)

Несомненно – у завода впереди большое светлое будущее и 100-миллионная рессора – это только начало пути!