22.07.2019

Как купить экскаватор-погрузчик с пробегом и не попасть в ловушку

Российский рынок экскаваторов-погрузчиков за 2018 год показал солидный рост, прибавив 38%. Незаменимые в целом ряде отраслей машины, как обычно, вошли в тройку лидеров самой востребованной спецтехники. Они пользуются неизменным спросом – как на первичном, так и на вторичном рынке. Но при выборе б/у машины покупателя ждет целый ряд ловушек, в которые легко может угодить даже профессионал. Рассказываем про основные.

Ловушка № 1: Проверка состояния техники

Далеко не редкость, когда за рабочую машину выдается хорошо покрашенный металлолом с минимальным остаточным рабочим ресурсом. Но это не так легко обнаружить, несмотря на то, что покупателю техники повсеместно предлагают проверить ее состояние: завести, осмотреть мотор, гидравлику, основные узлы, испытать стрелу. Согласиться делать это самостоятельно – значит, попасть в ловушку.

Полный и качественный осмотр экскаватора-погрузчика с пробегом может провести только профессиональный сервисный инженер. «Такой осмотр занимает порядка 3 часов и проводится не менее чем по 100 пунктам. Лишь в этом случае можно составить объективное представление о состоянии машины. В нашей практике не раз были прецеденты, когда владелец техники, выставляя ее на реализацию, пытался скрыть серьезные недостатки. Упускать такие проблемы – значит, поставить под удар будущего владельца техники. Но предварительная техинспекция выявляет все, не только значительные изъяны, но и мелочи: течи масла, люфты на сочленениях, хруст приводов. И те проблемы, которые не заметит даже самый опытный взгляд машиниста и, в том числе, владельца экскаватора-погрузчика», – рассказывает Андрей Ковалев, руководитель компании Heavy Fair, ведущего оператора по продажам подержанной спецтехники.

Совет:

При самостоятельной покупке б/у экскаватора-погрузчика пригласите для инспекции машины сертифицированного сервисного инженера. Приобретая технику через специализированный портал, внимательно изучайте результаты техинспекции – они должны быть размещены в открытом доступе и сопровождаться фото- и видеоматериалами. Если отчета нет, значит, площадка не проводит техинспекцию и доверять ей не стоит.

Ловушка № 2: «Идеальный» ноунейм

Выбирая б/у экскаватор-погрузчик между «раскрученными» JCB или Terex и малоизвестным производителем, покупатель зачастую останавливается на последнем: дешевле. На самом деле сэкономить, приобретая недорогой ноунейм, можно лишь однажды – непосредственно при покупке. Далее эта «выгода» очень быстро обесценится из-за проблем с последующими ремонтами, поиском, заказом и длительным ожиданием запчастей. Как правило, малоизвестные бренды не обладают сетью сервисных центров, способной обеспечить быстрый ремонт или замену нужной детали.

Совет:

Пообщайтесь на интернет-форумах с владельцами спецтехники, узнайте, насколько легко найти и купить запчасти. Найдите информацию о представительствах бренда в вашем городе. Считается, что самая развитая дилерская сеть сервисов в России у JCB, Cat, Manitou, Terex, Volvo, John Deere, CASE-New Holland и Komatsu.

Ловушка № 3: Список дефектов

Часто покупатель определяет выгоду от приобретения б/у экскаватора-погрузчика размером списка недостатков: чем он короче – тем якобы лучше. Это еще одно заблуждение.

Смотреть нужно не столько на количество недостатков, сколько на последствия, к которым они могут привести. Простой пример: есть почти идеальный экскаватор-погрузчик – из дефектов лишь сварка на стреле. И грязная, поцарапанная машина с трещинами на шлангах, потеками сальников, неравномерной подачей бензина, неисправными фильтрами, люфтами в подвеске, плохими тормозами и шинами. Что выбрать?

«Несмотря на устрашающий список недостатков, я бы остановился на  втором варианте, – поясняет Виктор Заблоцкий, директор ООО «Автобаза». – В первом случае сваренная стрела говорит о том, что экскаватор использовался варварски: испытывал перегрузки, резкие перепады температур – металл не выдержал и лопнул. Латать стрелы опасно – они становятся ненадежными, это большой риск и для машиниста экскаватора, и для окружающих. Новая стрела будет стоить от нескольких сотен тысяч до 1-1,5 млн рублей. Тогда как трещины на шлангах закрашиваются, сальники и тормоза меняются, подача бензина и люфты в подвеске регулируются – и все это происходит в гораздо более скромном бюджете».

Совет:

Сформируйте перечень недостатков машины. На его основе – смету вложений, которых потребует техника: замена запчастей, ремонт и т.д.

Ловушка № 4: Профессиональные мошенники

Дешевый б/у экскаватор-погрузчик с минимальной наработкой в богатой комплектации – мечта, но не реальность. В жизни такого не бывает, равно как и бюджетных моделей последних лет выпуска, даже с пробегом. Хорошую машину себе в убыток продавать никто не будет. И если подобный экземпляр вдруг найден – это, как правило, не удача, а очередная ловушка.

«Скорее всего, такая техника или в угоне, или в залоге, поэтому ее продают дешево в надежде побыстрее избавиться от проблемной машины, – поясняет Андрей Ковалев, Heavy Fair. – Обязательно проверяйте экскаватор-погрузчик на «чистоту» по всем возможным реестрам. Требуйте у продавца оригинал ПСМ, никаких копий. Документ должен быть без помарок, явных исправлений, с корректными данными. Внимательно сверяйте, совпадают ли номера агрегатов машины с указанными в ПСМ, разборчиво ли вписаны предыдущие владельцы и даты смены собственников техники. Отказ предоставить оригинал документа, «случайная» ошибка даже в одной цифре говорит о том, что вы общаетесь с мошенниками».

Совет:

Приобретая спецтехнику у частного лица, «пробейте» намеченный к покупке б/у экскаватор-погрузчик по реестру нотариальных залогов и базе ГИБДД. При оформлении сделки предложите заверить документы печатью у дилера техники (мошенник откажется). Если не уверены в результате на 100% – не рискуйте, найдите профессиональную площадку по продажам спецтехники, которая обеспечивает юридическую чистоту сделки.

 

Самая большая ловушка при покупке б/у экскаватора-погрузчика – это кажущаяся простота: выбрать, промониторить цены, проверить состояние техники и документов. Вроде бы элементарно, однако даже опытные покупатели попадают как минимум в одну из перечисленных ловушек. Нередки случаи, когда «собирают» и все четыре, теряя время, нервы, деньги и в результате оставаясь без техники.