28.04.2018
Мадрид, завод IVECO и грузовики

Новые грузовики IVECO для российского рынка и завод, где их производят

Не буду кривить душой и говорить, что «нелегкая журналистская судьба забросила меня в Мадрид». Мадрид весной прекрасен, наполнен зеленью и свежестью, до угнетающей летней жары еще далеко.

Побывать на автомобильном заводе IVECO в Мадриде я хотел давно, потому что поездки туда бывают не так часто, а уж очень хотелось посмотреть на производство, где выпускают прославленные магистральные грузовики Stralis (в общем объеме выпуска завода их 52,6%), грузовики повышенной проходимости Trakker (19%), а оставшиеся 28,4% - это специальные коммерческие автомобили, и в том числе, работающие на газе.

В группе компаний CNH работает более 63 000 человек, из них более 6000, т. е. почти 10% занимаются научно-исследовательскими работами и внедрением разработок. 500 инженеров занимаются разработками тяжелых грузовиков. Имеется 53 научных центра, на исследования и разработки затрачивается около 1 млрд евро в год. Собственностью CNH являются около 9000 патентов на разработки. Годовой объем производства превышает $27 млрд.

Завод, организация производства

Завод IVECO в Мадриде — предприятие, известное не только в Испании, но и во всей Европе. В 1991 г. IVECO купила завод компании Pegaso в Мадриде. В 2012 г. в него (а также в завод IVECO в г. Вальядолид) было вложено $500 млн и производство тяжелых грузовиков было переведено сюда из немецкого г. Ульм (одна из причин — более дешевая рабочая сила в Испании). В Ульме осталось специализированное производство пожарных автомобилей Magirus. Таким образом завод в Мадриде превратился во флагмана производства, образцовое предприятие концерна.

Это передовое сборочное производство. Длина сборочной линии около 1,5 км. Один автомобиль собирают 40 часов, т.е. 5 смен. На заводе производится более 27000 грузовиков в год для всех стран — от Аргентины до Южной Кореи. Соответственно, имеется около 6000 различных вариантов комплектаций и конфигураций автомобилей. Это означает, что в среднем в год на заводе собирают только 3-4 грузовика в совершенно одинаковой комплектации. Благодаря такому разнообразию можно собирать грузовики максимально соответствующие индивидуальным требованиям и условиям работы каждого рынка и каждого клиента. Интересная деталь: на сборочном конвейере стараются располагать попеременно автомобили с длинными и короткими рамами, чтобы общая длина и количество находящихся в работе на сборке грузовиков оставалось примерно одинаковым.

Электрические автоматические «беспилотные» тележки подвозят комплектующие к сборочным постам. Электронный блок управления тележки получает сигналы от кабеля, проложенного под полом. По этим сигналам тележка движется по дорожкам по заводу по определенному маршруту до заданного места. На тележках имеются датчики-радары, которые обнаружат препятствие или человека на пути тележки и остановят ее.

На каждый автомобиль существует электронная карта сборки, увидеть ее можно на экране монитора, который есть на каждом сборочном посту. Рабочие справляются в этой карте сборки и устанавливают комплектующие в точном соответствии с документом.

Работа ведется в две смены, в день выпускают 136 автомобилей. По сборочной линии распределено 9 промежуточных постов контроля качества. Каждый готовый грузовик проверяется в течение 9 часов, в том числе — пробегом на беговых барабанах. Два автомобиля в сутки произвольно выбираются службой контроля качества и проходят углубленную проверку с пробегом по окрестной территории.

В цеху очень чисто, прекрасная вентиляция. К тому же, на данном заводе нет сварочного производства, а это существенно улучшает экологическую обстановку в цеху. В цеху растут цветы, трава и даже на вертикальных стенках многоярусных складских стеллажей выращивают папоротники, плющи и другие вьющиеся растения.

Из-за того, что комплектация практически каждого грузовика индивидуальна, степень автоматизации сборки не очень высокая. Автоматизирована только окраска рам автомобилей. Многие сборочные операции выполняются вручную, на конвейере множество рабочих, 22% из них, кстати, составляют женщины. Это вдвое больше, чем в среднем по автомобильной промышленности Испании. Средний возраст работающих на конвейере рабочих — 38 лет, а инженерно-технических работников и администрации — 41 год. Всего же на заводе работают 2300 человек. Уровень образования рабочих на конвейере разный — от начального до ПТУ и средне-технического, сложные функции выполняют специалисты с высшим образованием. Рабочие довольно активно участвуют в жизни завода: за год ими подается около 50 тыс. рацпредложений, то есть в среднем по 28 рацпредложений на каждого рабочего.

Сборка ведется в основном по системе just-in-time («точно вовремя») - детали, особенно крупные (например, кабины), стремятся не хранить на складе, а сразу с колес подают на сборку, таким образом экономятся средства на содержание складских мощностей. Как утверждают представители завода, перерывов в сборочных работах почти не бывает. Даже в случае забастовки — о ней объявляют заранее и на заводе создают запас деталей, чтобы не прерывать работу. Перебои могут случиться лишь в случае стихийных бедствий, например, завал дороги снегом.

В прошлом 2017 г. завод получил премию золотого уровня по системе управления WCM (World Class Manufacturing, «Производство мирового класса»). Сертифицированные эксперты по десяти направлениям оценили эффективность производства в 70%. Это очень высокое значение. Система устанавливает пять целей, к которым должно стремиться любое производство: 0 потерь, 0 ошибок, 0 несчастных случаев, 0 дефектов и 0 нереализованной продукции на складе. Мадридский завод — единственное предприятие концерна CNH, имеющее такую награду.

Образцовая организация производства позволяет гарантировать, что каждый грузовик будет укомплектован именно теми деталями, которые указаны в его спецификации. Электронные компоненты каждого грузовика также проверяются на совместимость перед сборкой — на 3D-симуляторе, и перед выпуском собранного грузовика с завода — «вживую».

Также на заводе имеется научно-исследовательский центр по разработке автомобилей IVECO тяжелой гаммы.

IVECO Stralis Hi-Way 480

Нам показали новую, разработанную специально для России версию автомобиля Stralis 480 E5. Напомним, что Stralis - это гамма магистральных грузовых автомобилей IVECO с дизельными или газовыми двигателями. С 2012 г. выпускается уже третье обновленное поколение Stralis, к которому принадлежит и представленный нам автомобиль линейки Hi-Way.

Разработка данной версии Stralis 480 E5 заняла примерно 1 год — с момента запроса до получения готовой версии. В ней сочетается все, что и раньше было в автомобилях IVECO, но в единой комплектации никогда не собиралось. При создании конфигураций для российского рынка конструкторы IVECO приняли во внимание и качество дорог и топлива, и климатические условия в России.

Опыт и опросы клиентов показывают, что для дальнемагистральных грузовиков для России самый лучший вариант — это двигатель Cursor 13 экологического класса Евро 5 рабочим объемом 13 л, мощностью 480 л.с. и крутящим моментом 2200 Нм, с турбиной с перепускным клапаном. Двигатель отличается высокой топливной экономичностью и одной из самых больших «полок» в характеристике крутящего момента среди аналогичных силовых агрегатов. Это обеспечивает высокую эластичность работы двигателя и плавность в движении машины. В Европе такие двигатели не предлагаются, т. к. в Европе другие условия эксплуатации. В Европе предлагается Cursor 13 мощностью 480 л.с., но экологического класса Евро 6 и с другой турбиной - с изменяемой геометрией. Большая кабина с таким двигателем — этот вариант доступен только на российском рынке. Ранее двигатель 480 л.с. шел в комплектации только со среднемагистральной кабиной.

Для региональных перевозок есть возможность выбрать конфигурацию с двигателем Cursor 10 мощностью 420 л.с. и турбиной с изменяемой геометрией, его характеристики больше подходят для автомобилей, выполняющих короткие региональные перевозки.

Для того, чтобы обеспечить максимальную надежность автомобиля, в российскую конфигурацию включена рама с усиленными лонжеронами из более толстой стали (8 мм вместо 6,7 мм — для Европы). Ранее можно было заказать либо двигатель мощностью 480 л.с., либо усиленную раму, в одной комплектации обе опции не совмещались.

Кроме того, автомобили для России комплектуются резиной с большей высотой протектора по сравнению с комплектацией для Европы. Вариантов комплектаций огромное множество, клиент может выбрать оптимальную для себя индивидуальную комплектацию.

Новое в сервисе

Самое главное — добавлен третий дополнительный год гарантии (или до 450 000 км пробега) на силовую линию. Российским клиентам предлагается пакет услуг «под ключ» - клиент оплачивает автомобиль и больше ни о чем не заботится: в течение трех лет действует гарантия и обслуживание (до 450 000 км), IVECO также организует тренинги водителей клиента. С 2018 г. поменялась система передачи автомобилей клиентам. В большинстве случаев для этого к дилеру выезжают сотрудники IVECO и проводят предварительный инструктаж клиента, чтобы избежать самых общих ошибок и поломок, которые порой допускают водители, получающие технику.

Stralis Hi-Way 480 перед зданием завода

Планы на будущее

В России наиболее популярны самосвалы с колесной формулой 6х4. Для этого многие клиенты хотят заменить пневматическую подвеску на механическую, чтобы сделать автомобиль лучше переносящим нагрузки от некачественных дорог. Идя навстречу пожеланиям клиентов, в будущем 2019 году IVECO планирует ввести в варианты комплектации на российском рынке полностью механическую подвеску для автомобилей Stralis 6х4, адаптированную для условий эксплуатации в России, и переднюю ось с максимальной допустимой нагрузкой 9,0 т (вместо нынешних 7,5 т). Таким образом, получится некий «гибрид» автомобилей Stralis и Trakker. Также для этих машин будет предлагаться версия с дисковыми тормозами и с бортовыми колесными редукторами, чтобы увеличить клиренс.

Телематика и новые интеллектуальные технологии

По опыту продаж в России клиенты отдают предпочтение коммерческим автомобилям с системами телематики, потому что такая система, особенно установленная на заводе, позволяет хорошо контролировать поведение водителя и заправки автомобиля. Телематика — это система связи со спутниками GPS/ГЛОНАСС, монитор с большим экраном и составление большого количества аналитических отчетов.

Двигатель Cursor 13 Евро 5 мощностью 480 л. с.Двигатель Cursor 13 Евро 5 мощностью 480 л. с.Двигатель Cursor 13 Евро 5 мощностью 480 л. с.

Имеются конфигурации, созданные специально для России. В более дорогих конфигурациях телематика входит в базовую комплектацию, в других — это опция. В представленном грузовике Stralis 480 E5 (480 л.с.) телематика входила в базовую комплектацию. Предлагается три уровня контрактов по телематике: от «начального», при котором руководитель может отслеживать местоположение, работу и заправки автомобилей, и до «золотого», оснащенного функциями по максимуму, при котором автомобиль сможет обмениваться с офисом сообщениями, система управляет заказами, маршрутами, проводит анализ данных по каждому водителю, в качестве дополнительной услуги клиент может заказать систему оценки водителя, которая будет ему приходить в виде отчета. При покупке Stralis с телематикой эта система оценки уже входит в штатную комплектацию, но результаты показываются на экране в автомобиле, а при покупке дополнения, отчеты по каждому водителю система будет высылать в центральный офис. В течение первого года после приобретения автомобиля часть отчетов идет бесплатно, например, еженедельный отчет по расходу топлива. Вторая часть отчетов, за отдельную плату — это управление парком: руководитель может удаленно контролировать работу автомобиля, набор отчетов согласовывается с каждым клиентом индивидуально, по потребности.

Новые автомобили оснащаются Системой оценки стиля вождения водителя DSE, которая по сложному алгоритму (разработанному компанией IVECO) в реальном времени обрабатывает данные, полученные от двигателя, автомобиля и GPS-навигации, и оценивает стиль вождения с точки зрения экономии топлива, помогает водителю правильно вести автомобиль, подсказывает, где водитель меньше, чем нужно, проехал накатом, где резко затормозил. Каждый показатель отображается в режиме реального времени с помощью аналогового индикатора, в центре которого выводится значение в процентах. Чем больше значение, тем лучше эффективность езды водителя с точки зрения топливной экономии. По результатам испытаний (IVECO в России) в зависимости от манеры вождения при абсолютно одинаковых условиях движения (нагрузки, рельеф местности, скорости и т. д.) расход топлива у разных водителей составлял от 25 до 32 л/100 км. Так влияет манера вождения. Т.е. обучение и контроль поведения водителей может дать немалую реальную экономию средств.

Под капотом грузовика Stralis 480

Кроме того, имеется Система контроля состояния водителя и предупреждения об усталости DAS. Система оценивает, в каком состоянии находится водитель, в том числе — по положению рулевого колеса. Если система понимает, что водитель действует несинхронно и неадекватно, она выдает предупредительный сигнал - «водитель нуждается в отдыхе». Это существенно повышает безопасность.

IVECO Stralis NP 400

Второй из демонстрируемых автомобилей был представителем тяжелой гаммы Stralis Natural Power, укомплектованный двигателем, работающим на сжиженном газе.

Экологическое законодательство ужесточается и производители грузовых автомобилей все настойчивее ищут альтернативы дизельным двигателям: гибридные приводы, газовые, водородные и т. д. Работы по использованию всех перечисленных видов топлива ведутся и в исследовательском отделении IVECO. Среди наиболее перспективных разработок IVECO — коммерческие автомобили, работающие на природном газе — сжатом и сжиженном. Компания IVECO занимается разработками двигателей и коммерческих автомобилей на газовом топливе давно, с 1996 г., имеет богатый опыт и занимает передовые позиции в этих разработках. Более 23000 автомобилей IVECO на газовом топливе уже находятся в эксплуатации. В России также уже имеется положительный опыт эксплуатации: несколько лет назад одному из российских клиентов были поставлены 50 автомобилей Stralis мощностью 330 л.с., работающих на сжиженном газе.

Комплектация

Представленный автомобиль был оснащен 9-литровым двигателем Cursor 9 мощностью 400 л.с. Этот грузовик предлагается в 3-х вариантах: на сжиженном, сжатом газе и комбинированный — с баллонами под сжатый и сжиженный газ.

В линейке газовых автомобилей, которые планируется поставлять и в Россию, также имеется представленный в прошлом году Stralis NP с двигателем Cursor 13 мощностью 460 л.с., который просто идеален для дальних магистральных перевозок. Компания считает, что именно этот автомобиль практически достиг уровня дизельных автомобилей при выполнении дальних магистральных перевозок, потому что при мощности 460 л.с. уже не чувствуется никаких отличий от дизельного грузовика.

Эти автомобили с газовыми двигателями мощностью 400 и 460 л.с. - лидеры в своих классах и по мощности, и по возможности преодолевать расстояния на одной заправке. В штатную комплектацию этих грузовиков входят большая комфортная кабина, в которой водителю удобно совершать дальние поездки, на 4-5 тыс. км, роботизированная коробка передач, телематическое оборудование, система обучения водителя DSE, система климат-контроля, холодильник.

Stralis NP 400 перед зданием завода

Преимущества газового топлива

Газовый двигатель - наиболее перспективная альтернатива дизельному, он способен заменить дизельный практически при любых видах перевозок и работ. Выгоды заключаются в том, что при переходе с дизельного топлива на газ не нужно кардинально менять конструкцию двигателя, а уровень вредных выбросов и шума при работе на газе существенно снижается. К тому же во многих странах природный газ дешевле дизтоплива. Следует оговориться, что использование газового топлива дает немалую экономию, но только если пробег автомобиля достаточно велик — от 100-150 тыс. км в год.

Представители компании отмечают, что постепенно во всем мире растет популярность газовых грузовиков IVECO, работающих как на сжатом, так и на сжиженном газе.

Недостатки газовых автомобилей

Однако, было бы несправедливо не указать и на недостатки газовых автомобилей. Они дороже аналогичных дизельных, очень приблизительно, на 20-25%, так как оснащаются баками сложной и дорогой конструкции — с запорным краном и предохранительным клапаном, с теплоизолированными стенками и системой охлаждения этих баков.

Одна из основных проблем автомобилей на сжатом газе — небольшой пробег на одной заправке, около 600 км. При частых остановках на заправку теряется дорогое для коммерческого автомобиля время. На сжиженном газе автомобиль проходит до 1500 км, как на дизтопливе. Но газовые автомобили опаснее дизельных в эксплуатации, особенно те, что работают на сжиженном газе.

Баллон для сжиженного газаСжиженный газ хранится под давлением до 16 барЗаправочная горловина и предохранительный вентиляционный клапан

Еще одна проблема газовых автомобилей — утечка газа из бака. Автомобиль все время должен быть в работе, иначе газ бесполезно теряется во время стоянки. Технологии IVECO позволяют хранить сжиженное газовое топливо без утечек до 5 дней — при условии полной заправки баллонов, чтобы внутренним давлением запорный клапан лучше прижимался к седлу и исключалось испарение топлива. Во время движения автомобиля работает система охлаждения баков, а на стоянке она не работает, и если баки заправлены не полностью, вследствие разницы температур возрастает давление внутри баллонов и газ стравливается через предохранительный клапан. По этой причине также важно наличие сети заправок, чтобы перед постановкой грузовика на стоянку владелец мог заправить его баллоны «под завязку». Впрочем, по результатам исследований стравливается газа не так уж много, даже если срабатывает предохранительный клапан.

Газовые заправки в России

Основная проблема для расширения рынка газовых автомобилей в России — малое количество заправок даже сжатого газа. Заправок сжиженного газа — вообще всего 3! Но Газпром обещает увеличить количество заправок и все заправки сжатого газа обеспечить оборудованием для заправки и сжиженного газа. Это должно дать серьезный стимул к применению газовых грузовиков в России.

Бытует расхожее мнение, что «в России газ плохого качества, с примесями». Но оно неоднократно опровергалось западными специалистами: во-первых на Западе продается тот же самый российский газ из российских месторождений, а во-вторых газовые коммерческие автомобили IVECO продаются в России уже давно, Stralis с двигателем 330 л.с. и IVECO Daily CNG, никаких проблем с топливной аппаратурой у этих автомобилей никогда не отмечалось. Кстати, подавляющее большинство автомобилей в России оснащаются именно итальянским газовым оборудованием и никаких проблем с российским газом не испытывают.

Сервис IVECO в России

Для послепродажного обслуживания автомобилей в сети IVECO в России и Белоруссии имеется 44 дилера, сервисные станции которых расположены на основных российских магистралях. С прошлого года клиентам предлагаются сервисные контракты как для дизельных, так и для газовых автомобилей. Такой контракт позволяет клиенту заранее знать совокупную стоимость владения грузовиком, делает предсказуемыми его затраты на обслуживание автомобиля.

Обращения клиентов по техобслуживанию разбиты на группы: «силовая линия», «расширенная силовая линия», «общее обслуживание» и «естественный износ» (расходные материалы). Клиент с помощью специалистов по сервису может подобрать индивидуальный пакет услуг для заключения сервисного контракта — по своим конкретным условиям эксплуатации грузовиков и потребностям, чтобы не переплачивать за те услуги, которые не очень нужны.

В прошлом году запущена программа оценки удовлетворенности клиентов: после каждого визита в сервис опрашиваются 100% клиентов. Вопросов всего три:

  1. Была ли проблема решена с первого раза?
  2. Довольны ли вы качеством сервисного обслуживания?
  3. Порекомендуете ли вы этого дилера своим знакомым?

Если оценка клиента оказывается низкой, в тот же день специалисты IVECO связываются в дилером, поднимают заказ-наряды, стараются выяснить, что было сделано неправильно, почему не удалось обслужить клиента хорошо. Бывает, что клиент уезжает недовольный, но никому из руководителей сервиса свое недовольство не высказывает, а компании IVECO важно, чтобы таких недовольных клиентов вообще не было.

Для снабжения запчастями организован большой склад запчастей в Москве, компания вложила в него немалые средства. Благодаря этому IVECO теперь может гарантировать, что 94% наименований запчастей постоянно имеется в наличии на складе и их можно получить в день обращения. Причем, 94% - это самая худшая цифра по итогам прошлого года, т. к. это значение несколько изменяется в разные дни. Даже доставка до дилера во Владивостоке в экстренных случаях занимает не более 24 часов. Обычным путем доставка из центрального склада в Москве до Владивостока занимает несколько дней.

Запчасть, которой не окажется на центральном складе, можно доставить дилеру со склада в Турине в срок от 3 до 7 дней. Доставка какого-то крупного узла, например, кабины, займет несколько большее время.

Сейчас IVECO совместно с российскими дилерами разрабатывает электронную программу автоматического планирования складских запасов дилеров. Система оценивает, какие запчасти пользуются наибольшим спросом и помогает постоянно поддерживать их наличие на складах дилеров. Таким образом система исключает влияние человеческого фактора на снабжение клиентов запчастями.

Тест-драйв

Организаторы поездки дали возможность журналистам попробовать представленные автомобили на ходу. Тест-драйв проводился на специальном полигоне, где можно было поездить на грузовиках с некоторым «экстримом»

В процессе тест-драйва демонстрировалитсь возможности системы стабилизации курса грузовика при торможении ЕSР (Electronic Stability Program). Сначала нужно было сделать крутой поворот на «полном газе» на залитой водой бетонной площадке при отключенной системе ЕSР. Автомобиль начинало ощутимо заносить. А затем такой же поворот выполнялся с включенной системой ЕSР. Разница ощущалась отчетливо. Система ЕSР обеспечивала устойчивое курсовое движение грузовика в повороте даже на скользкой поверхности и на достаточно высокой скорости.

Stralis Hi-Way 480 на тест-драйвеStralis NP 400 преодолевает поворотыЭкстренное торможение выполняет Stralis Hi-Way 480Система ESP удерживает автомобиль в повороте на скользкой дорогеАвтомобили буквально «облизывали» крутые повороты на узкой тестовой дорогеЗа пределы асфальта тяжелые грузовики не выходилиТестовый полигон

Далее выполнялось движение по дороге с крутыми поворотами вправо и влево, система ЕSР и здесь была на высоте, Большой тягач буквально «втискивался» в узкие повороты и даже «облизывал» их края, не выходя однако «за рамки приличий» - т. е. проезжей части. И в завершение после разгона на прямой протяженностью около 50 м выполнялось аварийное торможение, причем еще и с переездом автомобиля на другую полосу. И здесь система курсовой стабилизации Stralis обеспечивала прекрасный результат — грузовик вставал как вкопанный, его не бросало из стороны в сторону несмотря на нелегкие условия торможения.

Текст: Станислав Протасов
Фото: Станислав Протасов и IVECO