На четырех осях (ч.2)

Четырехосные самосвалы

Сергей Красовский
Продолжаем разговор о покупке четырехосного самосвала, начатый ранее. Сегодня поговорим об особенностях конструкции машин и рассмотрим актуальные предложения рынка самосвалов от ведущих автопроизводителей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

(Окончание. Начало см. в «ОС» № 2, 2014 г.)

Учитывая более тяжелые условия работы четырех­осных самосвалов и нагрузки, превышающие те, что характерны для трехосных машин, конструкторы в большинстве случаев устанавливают под капоты грузовиков дизели, имеющие настройку мощности, близкую к максимальной. При этом само «железо» обычно остается без изменений. Как правило, мощности около 400 л.с. для уверенного передвижения четырехосного самосвала с колесной формулой 8х4 вполне достаточно. Указанная мощность может сниматься как с 9-, так и 12-литрового мотора. В первом случае мощностная настройка будет практически максимальной, а во втором иметь некое среднее значение. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понимать: чем сильнее нагружен мотор, тем сложнее ему работать и тем меньшим ресурсом он обладает. По этой причине в выборе четырехосной машины предпочтение стоит отдавать моделям с моторами объемом более 10 л.

Ряд производителей тяжелых самосвалов предпочитают устанавливать на свои машины дизели достаточно большого объема, скажем, литров под четырнадцать. При этом настройка мощности ДВС будет на уровне все тех же 400 л.с. В данном случае дефорсирование дизеля произведено исключительно с целью увеличения его ресурса.

Что касается коробки передач, то она, разумеется, подбирается под конкретный мотор, обеспечивая как требуемую динамику грузовика, так и приемлемую тягу на ведущих колесах, достойную топливную экономичность.

Возвращаясь к коробкам передач, скажем, что на большинстве самосвалов устанавливаются механические коробки передач с 12, 14 или 16 ступенями. При этом тяговое усилие и динамика разгона отчасти регулируются и грамотным подбором передаточного отношения редуктора главной пары. Акцент на механике мы сделали не случайно. Наши перевозчики пока не готовы платить за роботизированные (механические коробки с электронным управлением) или классические автоматические трансмиссии с гидротрансформаторами. С одной стороны, их можно понять. Лучше взять мощнее мотор и получить грузовик с большим ресурсом, нежели облегчить работу водителю. С другой стороны, именно автоматические трансмиссии позволяют разгрузить водителя. Это актуально, если машина делает не одну, а несколько ходок в день и рабочая смена, начавшись ранним утром, заканчивается далеко за полночь.

Кроме того, уже неоспоримым фактом является то, что электронно-управляемые коробки позволяют экономить топливо и нанимать на работу менее опытных шоферов. Дело в том, что электроника не просто выбирает оптимальную для конкретных условий движения передачу, оптимизируя тем самым нагрузку на силовой агрегат, но и благодаря электропневматическому приводу, обладающему высоким быстродействием, включает ее так же быстро и аккуратно, как это сделал бы шофер-профи на механической КП. При этом современные системы управления трансмиссией часто имеют функцию сбережения сцепления. Ее задача заключается в том, чтобы минимизировать проскальзывание (пробуксовку) диска в момент трогания груженого самосвала и соответственно снизить износ фрикционов. Иными словами, электроника не позволит малоопытному водителю «спалить» сцепление, которое на самосвалах можно смело отнести к расходным материалам. С другой стороны, те же самые электронно-управляемые коробки имеют и функции «помощи при старте». Их задача – обеспечить требуемый крутящий момент на колесах (задать нужные обороты дизеля) в момент трогания машины и при этом опять-таки не допустить пробуксовки сцепления.

Большинство «роботов» сегодня производится лидером отрасли – немецкой компанией ZF. Что касается классических ГМП, то здесь передовые позиции занимает компания Allison Transmission. В отличие от коробок прошлого поколения современные автоматы благодаря такой полезной опции, как блокировка гидротрансформатора на каждой из включенных передач, а не только на высших ступенях, позволяют обеспечивать топливную экономичность, близкую к той, что обеспечивают механические КП. Однако современный «автомат» обойдется значительно дороже чистой «механики» и электронно-управляемой трансмиссии. А именно большие первоначальные вложения в технику и отваживают клиентов от покупки.

Важной отличительной чертой четырехосных самосвалов являются топливные баки увеличенного объема. Поскольку у четырехосных машин расход топлива выше, чем у трехосных, емкость баков должна быть увеличенной. Например, у самосвала Scania P440 CB8x4EHZ, о котором мы говорили в прошлом материале, объем бака составляет 500 л. При этом у ряда конкурентов емкости вмещают на 100 л меньше. Баки большого объема особенно необходимы, когда самосвал работает на «длинном плече». В противном случае грузовики будут чаще заезжать на АЗС и терять драгоценное рабочее время. Если машины имеют бак небольшого объ­ема, то хорошим решением будет навеска дополнительной емкости, что увеличит пробег машины без дозаправки.

Такое решение также оптимально для транспортных компаний, которые имеют собственную АЗС на территории автопарка. Своя «заправка» – это не только экономия топлива, которое приобретается по оптовым ценам, но и экономия на ремонте. При заправке качественной соляркой обеспечивается надежная работа топливной аппаратуры. При закупке большой партии солярки на руки клиенту выдаются все сопроводительные документы к горючему, а сама закупка производится в крупной топливной компании, которая и доставляет заказ на АЗС клиента.

Рынок техники

Теперь, когда мы определили очередные технические моменты, на которые необходимо обращать внимание при покупке самосвала, продолжим обзор рынка техники. Рассмотрим мод. МАЗ-6516И9-480-000 с колесной формулой 8х4, дизельным двигателем ЯМЗ-651.10 мощностью 412 л.с., с крутящим моментом 1900 Н.м. Этого вполне достаточно, чтобы обеспечить приемлемую динамику грузовику, допустимая полная масса которого составляет 41 800 кг, а эксплуатационная масса – 14 825 кг.

Несмотря на достаточно большой объем кузова – 21 м3, хочется предостеречь тех, кто привык наваривать борта, дополнительно увеличивая полезную емкость. Допустимая грузоподъемность самосвала составляет 26 900 кг, и даже учитывая запас прочности конструкции, не стоит грузить машину сверх меры. Это приведет к ускоренному износу ее узлов и агрегатов, даже таких крепких, как 12-ступенчатая коробка передач 12JS200TA. Для того чтобы обеспечить требуемую тягу на колесах, конструкторы применили в ведущих мостах редукторы с передаточным отношением 5,33. Самосвал оснащен шинами распространенной размерности 315/80 R22,5.

А вот емкость топливного бака 300 л для четырех­осника может оказаться недостаточной. Поэтому, если есть возможность, стоит заказать машину с двумя баками или одним, но большей емкости. Правда, здесь возникает проблема размещения емкости: дополнительная ось «съедает» полезную длину рамы.

Из полезных опций прежде всего внимания заслуживает воздушный фильтр «Циклон», а также система кондиционирования в кабине. Если самосвал будет эксплуатироваться в холодном климате, то стоит разориться на «сухой фен». Хороший обзор и чистые от льда стекла – это не только безаварийная езда, но и более высокая скорость перевозки.

Самосвал Volvo FMX 8x4 Euro 4 оснащается кузовом объемом 20 м3. «Дневная» кабина с комфортным рабочим местом водителя и кондиционером, безусловно, оптимальный вариант для машин, работающих на «коротком плече». Силовой агрегат D13A мощностью 400 л.с., с крутящим моментом 2000 Н.м обеспечивает груженой машине приемлемую топливную экономичность и динамику.

Емкость стального топливного бака равна 405 л – существенно больше, чем у ряда конкурентов, для которых нормой является емкость объемом 300  л. Дизель агрегатируется с механической 14-ступенчатой КП V2214B. Передаточное число главной передачи ведущих мостов равно 4,12. Максимальная нагрузка на передние оси составляет 16 000, а на заднюю тележку – 32 000 кг.

Как и положено, грузовик строительного назначения комплектуется тормозными механизмами барабанного типа. Такие хорошо защищены от грязи, что очень важно для техники, работающей на строительных площадках и в карьерах. Антиблокировочная система (АБС) также есть. Шины имеют распространенную размерность 315/80R22.5.

Сиденье водителя типа Confort с пневмоподвеской и электроподогревом облегчает работу. Помимо этого грузовик оборудован электрообогреваемыми наружными зеркалами c широкоугольной секцией с обеих сторон и зеркалом ближнего обзора со стороны пассажира, имеет электрический привод стеклоподъемников дверей, люк в крыше кабины и конечно же розетку на 12 В на панели приборов, к которой можно подключить различные приборы.

На раме Renault Kerax с колесной формулой 8х4, изготовленной из лонжеронов 300x90x8 мм, которые ко всему прочему имеют 5-миллиметровые усилители, установлен самосвальный кузов Wielton емкостью 20 м3. Толщина стального листа пола составляет 8 мм, а для стенок использован 6-миллиметровый прокат. Конструкторы предусмотрели систему обогрева кузова выхлопными газами. Для предотвращения просыпания груза имеется тент с механизмом скручивания. Самосвал комплектуется современным дизельным двигателем DXI11 Euro 5 мощностью 430 л.с., с крутящим моментом 2040 Н.м. Автомобили имеют электронный ограничитель скорости, срабатывающий при значении 90 км/час. Самосвал комплектуется стальным топливным баком емкостью 365 л. Имеется топливный фильтр с сепаратором и подогревом. Пластиковый бак под раствор мочевины AdBlue имеет емкость 36  л. Инженеры применили двухдисковое сцепление и КП ZF 16 S 2530 TO с 16-ю синхронизированными передачами переднего хода и двумя заднего. Есть горный и моторный тормоза. Суммарная мощность вспомогательных тормозных механизмов – замедлителей при 2300 об/мин составляет 478 кВт. Отбор мощности для привода самосвальной установки осуществляется от КОМ, которая способна передавать крутящий момент 1000 Н.м.

Максимальная нагрузка на каждую переднюю управляемую ось составляет 8,0 т (итого 16 т), а максимальная нагрузка на зад­нюю тележку равна 32 т. Передняя подвеска на малолистовых параболических рессорах (2 листа), а задняя – на полуэллиптических. Имеются передний и задний стабилизаторы поперечной устойчивости. Тормозная система барабанного типа электропневматическая, с двумя независимыми контурами, управляется EBS. Среди полезных опций – АБС, управление работой дифференциала при скорости не более 10 км/ч (кроме тандема), системы помощи при экстренном торможении и трогании на подъеме.

Самосвалы комплектуются кабинами Global. Сиденье водителя Confort на пневмоподвеске, спинка и подушка сиденья с подогревом. Состоящий из трех частей стальной бампер, включающий убирающуюся ступеньку доступа к ветровому стеклу, в случае повреждения может быть отремонтирован с минимальными затратами.

Четырехосный самосвал DAF CF85 пользуется популярностью у транспортных компаний. У него кабина Day Cab с крепким стальным бампером, галогенные фары с двумя отражателями и ударопрочными линзами Lexan, система кондиционирования с ручным управлением и рециркуляцией. Имеются пылевой фильтр, цифровой тахограф VDO. Базовая настройка ограничителя скорости – 85 км/ч, однако допускается увеличение скорости до 89 км/ч. Подвеска передних осей, имеющих максимальную нагрузку 9 т каждая, на крепких параболических рессорах с амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости. Нагрузка на мосты задней тележки – 2x13,0 т. Предусмотрены блокировки меж­осевого и межколесного дифференциалов.

Дизельный двигатель Euro 5 объемом 12,9 л, мощностью 460 л.с. развивает крутящий момент 2300 Н.м; 16-ступенчатая КП, рама из лонжеронов высотой 310 и толщиной 8,5 мм с усилителями, алюминиевый топливный бак емкостью 330 л. Полная масса автомобиля составляет 44 000 кг. Кузов емкостью 20  м3 изготовлен из высокопрочной стали. На пол идет 8-миллиметровый лист стали Hardox 450, а стенки изготовлены из 6-миллиметрового проката Domex 700. Передняя стенка кузова вертикальная с козырьком, защищающим кабину. Задний борт с верхним шарниром открывается-закрывается автоматически во время разгрузки самосвала.

компании по теме статьи
компании по теме статьи