Первый среднетоннажный грузовик с электроприводом

В. Чехута

Британская компания Smith Electric Vehicles впервые в истории мирового автопрома создала 7,5-тонный электроприводный коммерческий автомобиль под названием Newton. Первый работающий образец выпущен совсем недавно, в конце 2006 г., но электромобиль уже реально конкурирует в своей весовой категории с аналогичными дизельными автомобилями. Коммерческий директор фирмы Smith Кевин Харкин рассказал, что Newton – самый тяжелый из существующих сегодня грузовиков с нулевой эмиссией и, без сомнений, станет прекрасным бесшумным транспортным средством для центральных кварталов в больших городах и мегаполисах.

Недавние исследования, проведенные в 12 крупнейших британских городах, показали, что средняя скорость движения транспорта там составляет приблизительно 30 км/ч. В таких условиях движения обычный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) показывает наименьшую топливную эффективность, а его отработавшие газы содержат большое количество вредных веществ. Для электрического транспортного средства такой скоростной режим, как доказали тесты, является наилучшим с точки зрения экономически эффективной эксплуатации и при этом у него нулевая эмиссия.

Автотранспорт наносит огромный ущерб окружающей среде, и естественно, что развитые страны активно побуждают машиностроителей создавать более экологически чистые автомобили. Многолетний период создания и внедрения более-менее экологичных ДВС сменился периодом разработки гибридных (ДВС-электрических) приводов, и вот, наконец, построен настоящий – не прототип, а экономически эффективный – действующий развозной электромобиль. Принципиальные идеи электромобиля разработаны давно, однако до серийного производства дело не доходило.

Двухтонный электрогрузовик Faraday

Фирма Smith Electric Vehicles, базирующаяся на северо-востоке Англии, уже давно, с 1920 г., занимается разработкой и производством широкой гаммы различных электрических транспортных средств, применяемых в промышленности, торговле, здравоохранении, для обслуживания аэропортов и в коммунальном хозяйстве. Сегодня британцы являются лидерами рынка микроавтобусов и фургонов с батарейным питанием, т. е. крупнейшими изготовителями коммерческих электромобилей в мире. Все электрические транспортные средства Smith получили сертификат качества ISO 9001.

До выпуска модели Newton в программе компании были 2-тонные грузовички ST и Faraday и другие маломерки. Поскольку дизайн для них разрабатывали инженеры-электрики, то и выглядели они как ящик на колесах. В этом отношении Newton отличается от «родственников» – ему придали привычную для наших глаз азиатскую внешность развозного грузовика. Однако не стоит думать, что англичане вложили деньги в оригинальную дизайнерскую разработку: они лишь приобрели серийную кабину со стандартным рулевым приводом и шасси без двигателя и коробки передач у известной чешской фирмы с хозяевами-индусами – AVIA.

Smith ST на перевозке ядерных материалов в BNFL

Среднетоннажник приводится в действие электродвигателем переменного тока Smith мощностью 120 кВт, работающим от четырех больших 278-вольтовых батарей Zebra Z5 емкостью 76 A•ч, находящихся в специальных контейнерах, которые размещают в нижней части автомобиля. Мощности этого электродвигателя достаточно, чтобы разогнать транспортное средство до максимальной скорости 80 км/ч. Пробег Newton от одной зарядки составляет 250 км, но это максимальное расстояние, и оно зависит от технического состояния аккумуляторов. Перезарядка осуществляется автоматически через стандартную трехфазную розетку, правда, с британскими параметрами – напряжение 415 В, сила тока 32 A. Для повышения эффективности панели кузова электромобиля изготовлены полностью из композитных материалов, что существенно снижает снаряженную массу и увеличивает полезную нагрузку до 4000 кг. Полная масса среднетоннажника – 7500 кг.

По сравнению с аналогичным дизельным грузовым автомобилем у Newton лучше разгонная динамика и он намного проще в управлении. Однако самое весомое преимущество нового электрогрузовика в том, что он абсолютно не загрязняет окружающую среду, т. е. выхлоп как таковой отсутствует, а следовательно, не выделяется окислов азота, макрочастиц и углекислого газа. Понятно, что среднетоннажный электромобиль, выпускаемый по новейшим технологиям и по штучным заказам, не будет стоить дешево. Тем не менее надо учесть, что в его оснащении отсутствуют некопеечные узлы – дизельный двигатель и коробка передач.

Smith PT в Лондоне

Поскольку у Newton нулевая эмиссия и работать он будет в Лондоне, владельцу такого грузовика не нужно платить «мегаполисный» дорожный налог, составляющий примерно 1750 ф. ст. в год. И еще: «электрозаправка» обходится лишь в 25 ф. ст. в неделю, тогда как дизельному среднетоннажнику на топливо требуется не менее 110 ф. ст. Чувствительная экономия наблюдается и при движении по переполненным улицам города, а проще говоря – в пробках. Здесь электромобиль, без сомнений, будет лучше любого конкурента с ДВС.

Пока новый электромобиль Newton получается вдвое дороже дизельного аналога, но, по расчетам британских аналитиков, электрический грузовик при нынешних ценах на топливо окупается за 18...24 месяца. При 5-летнем сроке эксплуатации электромобиль становится на 25% дешевле бензинового аналога.

Первые два грузовика Newton уже поступили к специалисту по экспресс-доставке почты компании TNT, они будут работать на маршрутах в британской столице и ее пригородах. Решение о покупке было принято после нескольких месяцев детального исследования и экономического анализа. Согласно первым впечатлениям, полученным от почтовиков, TNT уже оценивает свою потребность в 400 электрогрузовиках Newton, которые и собирается приобрести в последующие два года. В настоящее время специалисты TNT проводят оценку потенциальной выгоды от эксплуатации новых электромобилей в остальных странах Европы. Речь идет о крупных городах: Амстердам, Париж, Милан. Как сказал главный администратор TNT Питер Баккер: «Мы живем во времена больших перемен, и приобретение этих электромобилей показывает, что наша компания стремится в XXI столетии быть самой экологически чистой службой экспресс-доставки почты на планете».

Коммунальный грузовик Smith PT на базе электромобиля

Лондонская сеть кафетериев Starbucks Coffee Company UK также обратила внимание на новые электромобили и передала часть своих заказов на перевозку «булочек» почтовикам TNT. 2 февраля 2007 г. премьер-министр Тони Блэр отметил появление нового поколения электромобилей и похвалил инновационную британскую компанию за их создание. С учетом мнения почтовиков TNT и премьер-министра заказ на несколько экземпляров Newton оформила компания Marks and Spencer, владеющая сетью крупных универмагов.

В этом году компания Smith Electric Vehicles планирует расширить серию электрических транспортных средств, добавив в нее фургон, микроавтобус и два новых грузовых автомобиля, специально разрабатываемых для континентальной Европы и Северной Америки. Сейчас в разработке находится грузовик полной массой 12 т. По мнению инженеров фирмы, адаптировать технологию к различным автомобильным шасси не такая уж сложная задача.