Мал мала меньше

Мини-экскаватор, экскаватор-погрузчик

Леонид Малютин



8045ZTS. Задний отсек

8045ZTS. Моторный отсек

8030ZTS и 8035ZTS. Боковой отсек

8030ZTS и 8035ZTS. Моторный отсек

Педальный блок

Кабина 8030ZTS и 8035ZTS

Органы управления – украшение экскаватора

Рынок компактной техники обратно пропорционален рынку дешевой, неквалифицированной рабочей силы. Как только с наймом землекопов из южных республик начинаются проблемы, сразу возникает спрос на компактную технику. На спрос мини-экскаваторов влияет и ужесточение требований со стороны органов, призванных регулировать дорожное движение. Вот, например, только собрались перекрыть проспект и подогнать к лопнувшей в очередной раз трубе старый, добрый «Калининец», но не тут-то было: под вскрышные работы отгородили пятачок, где полноразмерному экскаватору не то что развернуться, но даже въехать сюда невозможно. Поневоле вспомнишь о мини-экскаваторе.

Экскаватор-погрузчик – вещь хорошая: много чего умеет и ездит быстро, особенно если речь идет о JCB, но и он может оказаться великоват для крохотного пятачка на оживленном перекрестке.
Изменения в Кодекс РФ «в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства» послужило поставщикам компактной техники сигналом к началу активных действий, и продажи мини-экскаваторов пошли в гору. JCB как признанный специалист в компактной технике и здесь оказалась в числе первых.
JCB разделяет мини-экскаваторы на три линейки. Линейка Micro включает действительно «лопаты с моторчиком» массой от 950 до 1250 кг и шириной 700 и 970 мм. Линейку Mini составляют девять моделей массой 1500…4800 кг, причем пять «старших» моделей выполнены в соответствии с концепцией Zero Tail Swing – дословно: с нулевым радиусом поворота. В линейку Midi входят экскаваторы массой 6000…8250 кг.
У экскаваторов Zero Tail Swing (ZTS) противовес поворотной платформы при развороте не выходит за габариты гусеничной тележки. Это позволяет безбоязненно работать вплотную к стене, а в сочетании с механизмом поворота стрелы еще и разрабатывать вдоль стены траншею.
Компания «ЛОНМАДИ» представила к осмотру и пробе в действии три экскаватора из линейки Mini – 8030ZTS, 8035ZTS и 8045ZTS. У двух первых моделей почти одинаковые поворотные платформы, существенные различия в ходовой части и рабочем оборудовании. Модель 8045ZTS – машина следующего типоразмера и отличается габаритами, массой, рабочими характеристиками и компоновкой.
Все три модели сделаны в едином ключе, в котором сразу угадываются фирменные черты JCB. Все-таки их дизайнеры не зря едят свой хлеб, мини-экскаваторы этой марки меньше всего походят на гусеничную табуретку подобно конкурирующим маркам. Поворотная платформа в плане представляет собой почти правильный круг в полном соответствии с концепцией ZTS. Тема круга, округлости развита в очертаниях надстроек платформы и кабины. Красивые очертания панелей поворотной платформы дополнительно подчеркнуты вентиляционными прорезями. Капоты моторного отсека и отсека распределителей подняты вверх, и-за этого экскаватор похож на готового взлететь майского жука. Под большим по площади поднятым капотом обнаруживается не лазейка к масляному щупу, а агрегат во всей красе. Демонтаж двигателя не представил бы проблем, хотя, надеюсь, такого не случится.
Рабочее оборудование гармонирует со стайлингом платформы и кабины, хотя стрела и рукоять коробчатого сечения. Длина их и толщина соразмерны, кронштейны крепления гидроцилиндров выполнены с выдумкой – дизайнер творчески подошел к решению такой утилитарной вещи, как рабочее оборудование.
JCB обычно полностью окрашивает технику в ярко-желтый цвет. Правда, участились случаи, когда покупатели заказывают технику, окрашенную в другой цвет. В отличие от полностью желтых с вкраплениями черного «собратьев», цветовую гамму мини-экскаваторов, кроме 8035ZTS, разнообразили светло-серыми крышками. Машинки от этого лишь выиграли. В общем, внешнее впечатление очень хорошее.
Поворотные платформы 8030ZTS и 8035ZTS несколько разные по размерам и внешнему дизайну, но скомпонованы одинаково. Отсек правого борта разделен стенкой пополам – впереди гидрораспределитель и пластиковый бак гидросистемы, позади радиатор и половина воздушного фильтра. В отсеке за кабиной размещаются остальная часть воздушного фильтра, двигатель с насосным агрегатом, глушитель и топливный бак, тоже пластиковый. Глушитель и бак обернуты в теплоизоляционные «жилеты» и разделены стальной перегородкой. Зимой такое соседство даже полезно – топливо подогревается.
На обоих экскаваторах однотипные трехцилиндровые дизели Perkins с рядным ТНВД. На 8030ZTS двигатель объемом 1496 см3, полезной мощностью 20 кВт. На 8035ZTS двигатель посерьезней – объемом 1663 см3 и мощностью 22,7 кВт. И насосный агрегат на модели 8035 с максимальной подачей 110 л/мин, что на 8 л больше, чем на «8030-й». В целом конструкция очень простая, да никто и не ожидает от мини-экскаваторов особых затей.
Рабочее оборудование экскаватора 8035ZTS длиннее, а гусеничная тележка шире и тяжелее – надо обеспечить устойчивость. Благодаря узкой колее экскаватор 8030 менее требователен к размерам рабочего пространства, а возможностей рабочего оборудования хватает для широкого спектра работ.
Оба «наших» экскаватора были «обуты» в стальные гусеницы, а в базовую комплектацию входят резиновые. На грунте стальная гусеница предпочтительнее, хотя и гремит: площадь контакта у нее с грунтом больше, во влажный мягкий грунт грунтозацепы буквально вгрызаются, тогда как резиновая гусеница пробуксовывает. На асфальте, наоборот, лучше использовать резиновые гусеницы.
Экскаватор 8045ZTS заметно крупнее, тяжелее на тонну, чем 8030, и смотрится солиднее. Здесь простора для вдохновения дизайнера было побольше. Платформа скомпонована иначе – моторный отсек справа от кабины вмещает 4-цилиндровый дизель Perkins объемом 2216 см3 и полезной мощностью 33,1 кВт. Насосный агрегат подает уже 164 л/мин. В задней части расположены радиатор, бак гидросистемы, гидрораспределитель и топливный бак. Глушитель отделен от топливного бака значительным пространством – подогрева зимой не будет. Дизайн стрелы и рукояти аналогичен «младшим» моделям, но механизм поворота стрелы расположен по оси машины и поворачивает стрелу вправо-влево практически на один и тот же угол – 65 и 60°, тогда как на моделях 8030 и 8035 стрела смещена вправо и поворачивается на разные углы – 60 и 45°. При повороте платформы противовес точно совпадает с габаритом гусеничной тележки с резиновыми гусеницами.
Бульдозерный отвал – стандартное оборудование и служит как для перемещения грунта, так и в качестве опоры. Работать без такой опоры неудобно и небезопасно: мини-экскаватор машина легкая и при наборе грунта, если не упереться, может запросто тащить себя вперед. Опытный оператор, развернув гусеничную тележку на 180° и отжав ее на отвале так, что платформа наклонится вперед, может копать глубже.
На модели 8045 отвал потрясает мощью бульдозерного оборудования – длинные, массивные толкающие брусья, выдвигающие отвал далеко вперед, мощная поперечина. Если тягового усилия на резиновых гусеницах хватит, то 8045 в полной мере можно использовать на расчистке и засыпке траншей.
Кабины на моделях 8030 и 8035 одинаковые и по размерам, и по оснащению. Кабина 8045 попросторней и повеселее, а отличается размещением некоторых элементов. Кабины с распашной дверью, фиксируемые защелкой в открытом положении. У них большая площадь остекления – они фактически целиком из стекла. Высокий потолок, добротную отделку и сборку, эргономичность отнесем к достоинствам этих кабин. А основной недостаток – теснота, но на то он и мини-экскаватор, что все в нем «мини». Размеры предполагают экскаваторщика среднего телосложения, без ватника и валенок. Интересно было бы проверить, как справится штатный отопитель с легким январским морозцем, а стандартная комплектация у мини-экскаваторов одна что для южных, что для северных широт. Кстати, кабина целиком входит в дополнительное оборудование!
По сравнению с поколением мини-экскаваторов 2004 года интерьер немного изменился. Педали поворота придвинули вплотную к рычагам, освободив место для педали управления навесным оборудованием. Для всех трех моделей дополнительный гидроконтур, дополнительная секция распределителя и педаль включены в базовую комплектацию – гидромолот становится почти обязательным атрибутом, а кроме него предлагают буровую штангу, различные ковши, в том числе двухчелюстной, захват, предназначенный прежде всего для установки бордюрного камня. К гидроконтуру можно подключать ручной гидравлический инструмент. В полной мере преимущества сменных навесок можно оценить при наличии механизма быстрой смены, который приобретают дополнительно. Без него смена навески начинается с выбивания пальцев штатного ковша, что не так легко.
Руководствуясь благими намерениями учесть все требования минимализма, конструкторы постарались создать комфортные условия – установили регулируемое кресло на пневмоподвеске, что есть далеко не у всех конкурирующих марок. У джойстиков смонтировали удобные подставки под запястья, рифленые педали поворота с мощным логотипом JCB складываются пополам, освобождая место для ног. Отопитель входит в базовую комплектацию, а воздуховоды и диффузоры, по-видимому, в дополнительную. За креслом в пластиковой облицовке отформованы карманы и подстаканник, но проем для магнитолы явно выпилен лобзиком. Из приборов есть маленький дисплей на правой консоли. Предусмотрена возможность установки кондиционера. Аскетичное внутреннее убранство оживляет чудесный набалдашник, без которого JCB обойтись никак не может: имидж обязывает. Этим набалдашником управляют отвалом, а кнопкой на нем переключают скорости с рабочего диапазона на транспортный. Отвал поднимает машину легко, как будто она и не весит ничего.
При повороте ключа в замке зажигания двигатель запускается не сразу – стартер ждет, пока нагреются свечи накаливания во впускном трубопроводе. Частота вращения двигателя на моделях 8030 и 8035 регулируются рычажком, на JCB 8045ZTS – селекторным переключателем на правой консоли. На полных оборотах экскаватор работает легко, без неприятных вибраций. Чувствительность джойстиков отменная, реакции машины пропорциональны наклону джойстика и плавные. Педали хода и поворота – это рабочий инструмент. Они не тугие и со значительным ходом, а экскаватор их легко слушается, и вполне можно оперировать всеми руками и ногами. Обзор очень хороший, рабочее оборудование отлично видишь в любом положении.
Общее преимущество всех трех представленных моделей – компактность, а также то, что при развороте платформы противовес не выходит за габариты гусеничной тележки и экскаватор работает вплотную к стене. Дополнительную гибкость рабочему оборудованию придает механизм поворота стрелы. Мини-экскаватор пройдет и будет работать там, где полноразмерный колесный или гусеничный экскаватор не впишется. При небольших объемах работ экономическая эффективность мини-экскаватора неоспорима, тем более что перевозить его можно на легком прицепе или в кузове грузовика. У каждой модели есть свои преимущества. 8030ZTS – отличное решение для выемки грунта с глубины до 2,5 м, чего вполне достаточно для прокладки и ремонта значительной части коммуникаций и устройства фундаментов в коттеджном строительстве. Эта модель – самая легкая, с наименьшими габаритами рабочего оборудования и ходовой части, что работах по реконструкции внутри здания может оказаться решающим фактором. 8035ZTS за счет более длинного рабочего оборудования и широкой, устойчивой гусеничной тележки справится с траншеей глубиной до 3 м, а 3045ZTS – с траншеей или небольшим котлованом глубиной до 3,5 м, а затем быстро ее засыпет. Появление мини-экскаватора в хозяйстве, особенно со шлейфом сменных навесок, в корне меняет технологический процесс. А если дополнить его колесным или гусеничным мини-погрузчиком, то получим полный цикл земляных работ. И такие мини-погрузчики у JCB есть. Унификация парка создает дополнительные преимущества и удобства в работе и обслуживании.

подзаголовок
доп.текст

Параметр 8030ZTS 8035ZTS 8045ZTS
Глубина копания, мм 3119 3512 3725
Радиус копания от оси вращения платформы, мм 5031 5436 5844
Высота выгрузки, мм 3205 3482 3977
Радиус поворота платформы, мм 850 850 985
Колея, мм 1252 1400 1580
Габаритная высота по кабине, мм 2470 2470 2563
Транспортные габаритные размеры, мм 4287х1650х2470 4462х1750х2475 5170х1980х2736
Скорость, км/ч 2,4 2,4 2,7
Масса, кг 3217 3651 4750


Редакция благодарит ЗАО «ЛОНМАДИ» за предоставленную для теста технику.