Мобильные балконы

Автомобильные гидравлические подъемники

И. Варывдин
Автогидроподъемники или, проще говоря, автовышки, как раз та техника, применительно к которой фраза из популярного фильма: «…четвертый этаж! – Хоть пятый!» воспринималась бы в буквальном, а не в переносном смысле. Однако не для подъема рассеянных жильцов в свои квартиры и не для доставки букетов в окна любимым разрабатывают и создают эту технику. Современные условия российского рынка находят ей более широкое применение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В сегменте такой специальной техники, как автогидроподъемники (АГП), безусловно, доминирует российский производитель, и не потому, что импортные варианты недоступны, не востребованы или подъемники мы делаем так же хорошо, как и ракеты. Заграничные автовышки, если дать им краткое определение, это суперкомпактные машины комбинированного типа. Они принципиально отличаются от отечественных коленчатых и телескопических подъемников и конкурируют не с ними, а с подержанными японскими на шасси с правым расположением рулевого управления. Последние и сдерживают наступление иностранных подъемников, а наши предприятия с простыми, проверенными временем решениями оказались в выгодных для них условиях. Их продукция выполняет возложенные на нее задачи, как говорится, за меньшие деньги. Кроме того, автовышки относятся к той категории техники, которая служит гораздо дольше, чем хотелось бы иному заводу-изготовителю. Дело в том, что люлька, рассчитанная на подъем груза 250–300 кг, редко поднимает больше одного рабочего с инструментом, т. е. не более 100 кг. Шасси хотя и не задерживается на объектах, как автокран, все равно наматывает гораздо меньше того же мусоровоза или КДМ. Благодаря этому продлевается срок эксплуатации автоподъемников и существует серьезный вторичный рынок. Чем же тогда привлекать клиентов и как и кому продавать новые автовышки, не прибегая к непопулярным запретным мерам наподобие ограничения сроков эксплуатации или таможенных барьеров? Очевидно, следует предлагать АГП с большими возможностями, чем у предшественников, заодно конкурируя с тросовыми подъемниками и стационарными лесами. Ведь если строительство новых зданий заморожено, обслуживание и ремонт уже построенных объектов проводить все равно надо.

Помимо высоты подъема немаловажный фактор выбора – универсальность, т. е. возможность использовать одну и ту же автовышку для максимально возможного числа высотных работ. Еще один важный для России критерий – применяемое под установку подъемника шасси. С одной стороны, это вопрос доступности машины в целом для потребителя, с другой – следование привычной марке, для которой уже существует своя ремонтная база. Типичная, кстати, российская ситуация, когда организации, эксплуатирующие спецтехнику, сами проводят ее ремонт и текущее обслуживание. Вторая, тоже сугубо российская особенность – большой спрос на шасси повышенной проходимости. У нас ведь не строят специальных технических дорог для обслуживания ЛЭП, а там, где их все же прокладывают, моментально возникают стихийные свалки, так что их приходится блокировать глубоким рвом или высоким валом, который преодолеть можно лишь на вездеходе. Поэтому «русский унимог» «Садко» и все двух- и трехосные отечественные полноприводные грузовики – популярные носители для выпускаемых в России автовышек.

В Европе часто можно встретить подъемники, смонтированные на прицепе, причем не только ножничные, а вполне такие «взрослые» с телескопической стрелой. Объясняется это тем, что там сильно развитая логистика перевозок стимулирует отказываться от узкоспециализированной техники, такой, как автовышка на самоходном шасси. А еще там работает большое число малых предприятий буквально семейного мелкого бизнеса, и им накладно приобретать самоходную автовышку. Рабочих же, понятное дело, подвозят отдельно, в комфортном мини-вэне. Прицепные грузовые подъемники Pratika итальянского производителя СТЕ может предложить его эксклюзивный представитель в России – завод коммерческого транспорта «Рускомтранс». Кроме прицепных подъемников в ассортименте СТЕ есть самоходные подъемники на гусеничном ходу, которые малогабаритны, но вместе с тем выполняют функции настоящего гидроподъемника.

У нас ситуация иная: одной машиной везут и людей, и материалы, и лестницу. К тому же в кабине бригада может и отдохнуть, и укрыться от непогоды. Неудобно, когда в кабине всего два места, часто бывают ситуации, когда работающему на высоте нужен один, а то и два ассистента внизу, не считая оператора, или поднимать надо сразу двух рабочих. Но по правилам безопасности один человек обязательно должен находиться внизу на случай возникновения аварийной ситуации, поэтому выгоднее использовать такие шасси, как МАЗ, КамАЗ, «Валдай», где три места. А если в качестве носителя автовышки применяют ГАЗ-3307(-09), лучше использовать двойную «бригадную» кабину с дополнительными дверями или же самостоятельно удлинить ее, как делают на некоторых предприятиях.

В 2009 г. завод «Рускомтранс» изготовил модель-гибрид автомобилей ГАЗ-33081 «Садко» (4х4) и ГАЗ-33104 «Валдай» под названием «Тайга» с трехместной и семиместной кабиной, за которую получил первое место в региональном конкурсе «Инновации года». Уникальность данного автомобиля заключается в многофункциональности полного привода и комфортной вместительной кабины полукапотной конфигурации с надстройками различного назначения: автогидроподъемник, краноманипуляторная установка, бортовая платформа и т. д.

На автомобильном заводе «Чайка-Сервис» освоили производство двухрядных 7-местных кабин для бескапотных грузовиков, таких, например, как Hyundai HD-78 или ГАЗ-33106 «Валдай». Очередной новый проект завода «ТАЙГА» – это совершенно новая 7-местная кабина на шасси ГАЗ-33081 «Садко» с автогидроподъемником Socage DA 320 высотой 20 м. Вообще российские предприятия для производства автовышек сегодня очень активно используют все доступные шасси как отечественного, так и зарубежного производства, и в результате список готовых изделий получается очень большим. В нем можно встретить и старинные «родные» установки на иномарках, и, наоборот, импортное оборудование на российских автомобилях.

Необходимо помнить, что у автовышек в отличие от автокранов указывается предельная грузоподъемность на максимальных высоте и вылете, поэтому получается, что и «гиганты», и «малыши» поднимают по 240 кг, а это, конечно, не так. У импортных автоподъемников можно встретить обозначение грузоподъемности аналогично автомобильным кранам: на наименьшей высоте–вылете, например, 3,5 т. Для ряда заграничных моделей такое обозначение имеет смысл в случае, если автовышка комбинируется еще и с грузовой лебедкой.

Среди российских производителей сейчас популярно сочетание отечественного шасси как наиболее проверенного временем и дорожными условиями и импортной надстройки, которая произведена на высококачественном оборудовании и обладает высокой степенью безопасности.

Завод коммерческого транспорта «Рускомтранс» – один из крупнейших производителей автогидроподъемников совместного производства с Италией (СТЕ). В 2012 г. были изготовлены новинки, которые очень востребованы в России, т. к. соответствуют всем требованиям эксплуатационщиков: автогидроподъемник высотой до 14 м, изготовленный на полноприводном шасси «Соболь» (ГАЗ-23107), незаменим для работы в узких, но трудноступных местах, а мощный автогидроподъемник высотой 36 м на автомобильном шасси КамАЗ-43118 выполнен по требованиям энергетических компаний и незаменим для работы на высоких объектах. Ноу-хау был и остается рычажно-телескопический автогидроподъемник с гуськом, высота которого может достигать 32 м. Гусек делает подъемник более маневренным, а весь автомобиль в целом габаритным.

Нельзя не отметить автомобильную премьеру завода – в этом году был изготовлен первый в России автогидроподъемник для обслуживания тоннелей. Уникальная конфигурация стрелы и многофункциональность автомобиля, с помощью которого можно выполнить весь комплекс работ по обслуживанию тоннелей, очень радует конечного потребителя и, конечно, вызывает гордость за отечественного производителя.

Примером сочетания старых проверенных технологий с новым популярным шасси может являться продукт предприятия «Нива-1» – автовышка ПСС-131.12. Специалисты компании установили подъемник стрелового типа (подобный в прошлом часто монтировали на ГАЗ-52, -53) на шасси малотоннажника Hyundai Porter, и получилась доступная по цене малогабаритная автовышка на популярном развозном грузовичке при минимуме инвестиций в производство. И хотя сегодня корейцы прекратили поставку машинокомплектов, освоенная технология позволяет устанавливать оборудование на другие аналогичные шасси, например, китайского производства.

Говоря о коленчатых автовышках, сложно выделить что-то особенное. Простота их конструкции, низкая цена привлекают производителей и эксплуатационников. И хотя для разворота при работе им требуется больше места, но в ряде случаев работать на них одно удовольствие, колено выполняет роль противовеса. Кроме того, они позволяют работать ниже уровня горизонта. Сегодня все крупные и не очень производители автогидроподъемников поддерживают широкий модельный ряд коленчатых вышек в своей производственной программе. Отличаются они в основном высотой подъема и применяемым шасси, ведь чем выше вышка, тем длиннее ее «плечи», тем длиннее должно быть и шасси. Самый распространенный вид – двухколенчатая автовышка, основные варианты по рабочей высоте: до 18; 22 и 28 м. В России еще не дошли до того, чтобы укреплять подъемники на крышах цельнометаллических фургонов, как порой поступают за рубежом. Но все-таки шасси «ГАЗели» и УАЗ-3909, оба с двухрядной кабиной типа «фермер», оказались пригодными для небольших коленчатых автовышек с высотой подъема до 12 и до 9 м соответственно.

Компания «Коминвест-АКМТ» предлагает линейку автовышек различных типов, которые могут монтироваться на любые шасси по выбору заказчика. Например, установка комбинированного типа итальянской компании Cela Srl: мод. Cela TP 24 с высотой подъема 24 м и г/п рабочей платформы 225 кг, с двумя коленами и тремя телескопическими секциями. К типу телескопических относятся мод. Cela TL 18 с трехсекционной стрелой, обеспечивающей высоту подъема 18,0 м, г/п рабочей платформы 225 кг и мод. Cela DT 21 с комбинированной телескопической стрелой, обеспечивающей высоту подъема 21,0 м, г/п платформы 200 кг. Все три модели имеют стрелы с неограниченным углом поворота и устанавливаются на шасси полной массой не менее 3,5 т.

Телескопические автовышки южнокорейской фирмы Jinbo Crane Co., Ltd выполнены из стали и оснащены рядом систем контроля и безопасности, автоматического выравнивания шасси и т. д. Мод. Jinbo KWP 160S c рабочей высотой 4-секционной стрелы 16,0 м и г/п платформы 300 кг может размещаться на шасси полной массой не менее 3,5 т. Мод. Jinbo KWP 280А с рабочей высотой 30,0 м и г/п платформы 250 кг, стрела имеет три телескопические и две шарнирно-сочлененные секции, установка монтруется на шасси полной массой не менее 12,0 т.

Предельная высота подъема для конструкции коленчатого типа модели АГП-36.01 предприятия «Автогидроподъемник» (Санкт-Петербург) – 36 м. Если нужна большая высота или средние высоты необходимы при небольших транспортных габаритах, не обойтись без телескопических и комбинированных рычажно-телескопических автовышек. Самые высокие российские подъемники – до 50 м – выпускает предприятие «Пожтехника» (г. Торжок). Это модель АПТ-50 в трех вариантах на разных четырехосных шасси: МЗКТ-6923, КамАЗ-6540 и TATRA 815-260-R81. При грузоподъемности 400 кг они незаменимы не только при высотных работах, но и для спасения людей в чрезвычайных ситуациях. Телескопические подъемники позволяют экспериментировать с расположением опорно-поворотного устройства автовышки: ближе к задней оси или за кабиной. В последнем случае люлька болтается в заднем свесе, увеличивая общую длину транспортного средства, зато верхний габарит такого варианта конструкции равен высоте кабины.

За рубежом с целью электроизоляции автовышки люльку или даже весь конечный сегмент стрелы выполняют из полимерного материала. Разумеется, это значительно увеличивает стоимость. В России для этих целей поступают проще. Так, Казанский электромеханический завод (КЭМЗ) соединяет люльки своих телескопических подъемников серий ТА и АПТ со стрелой через вставки из изоляционного материала. Последняя модель завода ТА-22 на шасси ГАЗ-33104 «Валдай» при длине менее 7,4 м и высоте менее 3,3 м достигает высоты подъема площадки 22 м при грузоподъемности 200 кг! По своим характеристикам она конкурирует с новой разработкой «Пожтехники» – телескопическим подъемником ПСС-131.22Э на шасси Hyundai HD120. Машина из Торжка крупнее и тяжелее, длина здесь составляет 8,7 м, а высота – 3,9 м, но на 100 кг выше грузоподъемность.

Казанский электромеханический завод, развивая тему ТА-22, подготовил к производству машину грузоподъемностью 300 кг на вылете 10 м с поворотной люлькой, усиленной стрелой и модернизированной гидравликой. А всего КЭМЗ выпускает 14 типоразмеров автогидроподъемников на всех имеющихся отечественных шасси. Последними разработками стало семейство телескопических автогидроподъемников с подъемом стрелы от 28 до 37 м и коленчато-телескопический подъемник ТКА-22, призванный в будущем заменить «ветерана» ВС-22.

У комбинированных автовышек телескопическим является последнее колено, к которому крепится люлька. Еще больше функциональных возможностей дает крепление люльки через гусек. Нижняя же часть, с помощью которой стрела соединяется с опорно-поворотным устройством, может состоять из одного или нескольких звеньев. Для уверенного рабочего радиуса в 360° установку монтируют по центру платформы опорных стоек. Продукт совместного сотрудничества российских и белорусских инженеров – автогидроподъемники ВИПО-26.01 на шасси МАЗ-4370 «Зубрёнок» и ВИПО-20.01 на шасси ГАЗ-33104 «Валдай» и ГАЗ-3308 «Садко»; их максимальные высота подъема и вылет – соответственно 26 и 13 м; 19 и 11 м. Грузоподъемность люльки – 240 кг.

Аналогичные комбинированные гидравлические подъемники итальянской марки Socage с высотой от 20 до 28 м АЗ «Чайка-Сервис» устанавливает на различные шасси российского и зарубежного производства. На сегодняшний день это уже порядка 20 моделей с комбинированной стрелой, а всего около 40 моделей, тогда как в 2008  г. сертифицировали всего 2 автовышки.

BRONTO SKYLIFT OY AB является мировым лидером в выпуске гидроподъемников на автомобильном шасси. Фирма конструирует, производит, продает и обслуживает гидроподъемники, предназначенные для пожаротушения и спасения людей, а также для выполнения разнообразных работ в строительcтве.

Производственная программа «Бронто Скайлифт» включает в себя примерно 50 моделей с рабочей высотой от 16 до 112 м, но благодаря модульной конструкции возможно создание безграничного количества вариантов машин в соответствии с нуждами заказчика. Предлагаются подъемники коленчатого, телескопического и комбинированного типов, с гуськами, позволяющими располагать рабочую платформу практически на любом уровне, обходить препятствия и т. д.

В настоящее время выпускают подъемники высотного доступа строительного назначения с высотой подъема от 36 до 112 м, г/п рабочей платформы от 120 до 860 кг. Часть моделей имеет электрическую изоляцию для работы с электросетями.

Подъемники для пожарных частей и министерства по чрезвычайным ситуациям с высотой подъема от 32 до 112 м, платформой г/п 325–1000 кг. Многие модели оснащены высотными лестницами.

Подъемники для обслуживания линий электропередачи и коммунального назначения с высотой подъема от 38 до 60 м, оснащенные электроизоляцией и прочим оборудованием, которое требует евростандарта на подобные машины.

Говорят, что, если нравится японская машина, но не нравится «правый руль» и б/у, покупай корейскую машину! Жители Южной Кореи, понятное дело, обижаются, не хотят быть «не хуже японцев», утверждают, что давно сами разрабатывают технику и делают ее даже лучше своего восточного соседа. Проверить это нам вряд ли удастся, Япония не заинтересована в официальных поставках автовышек в Россию. По крайней мере, точно известно, что в Корее с качеством продукции дело обстоит намного лучше, чем в Китае. Да, корейские автовышки действительно впечатляют. Мощные, Х-образно выдвигаемые опорные ноги, 6-секционные стрелы… А каково это – подъем раздвижной платформы шириной до 3,2 м на высоту до 51 м, и все это на 5-тонном шасси Hyundai D120 с габаритными длиной и высотой 9,65 и 3,9 м (мод. Novas Sky Jumbo 700Q)! Похоже, больше не придется искать промышленных альпинистов, чтобы покрасить трубы какой-нибудь ТЭЦ.

На российском рынке ярким примером такой высококачественной, но достаточно доступной продукции являются автовышки компании Donghae Machinery and Aviation. Подчеркнем, что автовышки Donghae (читается «Донгхэ») сертифицированы в России и имеют все необходимые для эксплуатации документы. Подъемники монтируются на грузовые шасси легкого и среднего классов.

ЗАО «Пермский Завод Грузовой Техники» серийно выпускает коленчатые автовышки с высотой подъема от 12 до 28 м на шасси «ГАЗель», «Урал», полноприводных КамАЗ-43114 и КамАЗ-65111 и неполноприводных КамАЗ-43253 (4х2) и КамАЗ-65115 (6х4), а также многих других марок. С 2012 г. освоен выпуск телескопического подъемника с высотой подъема 18 м. Далее планируется разработать и выпускать телескопические подъемники с высотой подъема 22–35 м на полноприводных и неполноприводных шасси ГАЗ и КамАЗ. Особое значение придается функциональности, прочности и легкости конструкции, грузовысотным подъемным характеристикам, а также возможности эксплуатации гидроподъемников в условиях низких отрицательных температур.

На сегодняшний день ПЗГТ предлагает автоподъемники самых разных типов и марок, поэтому каждый потребитель может найти среди них подходящий для своих конкретных задач.

Компания «Автомаш Холдинг» из подмосковной Балашихи никогда не стояла на месте и не упускала возможности расширить сферу деятельности и упрочить положение на рынке. После довольно удачного 2011 г. 2012-й она начала с сотрудничества с итальянскими производителями грузоподъемной техники PC Produzioni Manotti Group и Oil & Steel S.p.A. Итальянские компании выпускают автогидроподъемники трех типов: телескопические, шарнирно-телескопические и пантографного типа с рабочей высотой 14, 18, 22, 28, 35, 40, 45, 50, 56 и 61 м.

Автогидроподъемники PC Produzioni и Oil Steel легки и компактны. Такая особенность конструкции достигнута благодаря применению шведской стали STE 690 с высоким пределом текучести. Для увеличения устойчивости к деформации при кручении и изгибах подрамник изготовлен из закрытых трубчатых секций. Поворотная башня крепится непосредственно на подрамник с помощью опорно-поворотного устройства немецкого производства с двухрядным шариковым подшипником. Поворотную рабочую платформу изготовляют из алюминия или стекловолокна. Оба варианта обеспечивают равную надежность и безопасность, подъемники сертифицированы в соответствии с европейскими нормативными документами.

В рабочем положении устойчивость машины обеспечивают четыре опоры с независимым управлением. Рабочая платформа автоматически выравнивается гидросистемой с помощью «считывающего цилиндра», установленного на соединении башни и колена, и «цилиндра привода», установленного под платформой. Система предусматривает ручную коррекцию настроек. Автогидроподъемником можно управлять как с платформы, так и с уровня земли. Предусмотрена возможность установки генератора или компрессора и вывода коммуникаций на рабочую платформу для подключения электро- или пневмоинструмента.

Еще одним преимуществом подъемников PC Produzioni является дополнительная рама с отбойным брусом, удлиняющая шасси и служащая для защиты рабочей платформы в случае ДТП. Дорожные происшествия – не редкость, а рабочая платформа и сложные механизмы сильно в них страдают.

Специалисты «Автомаш Холдинга» выезжали на завод PC Produzioni и Оil Steel для обучения монтажу и обслуживанию автогидроподъемников. Полученные навыки позволили быстро (за 4 дня) адаптировать 22-метровую установку к шасси Hyundai HD65 и ГАЗ-3309, -3308. Первый 22-метровый автогидроподъемник PC Produzioni прошел испытания, сертификацию, его отправили заказчику. Сейчас он работает в Люберецком муниципальном хозяйстве. Шасси HD65 грузоподъемностью 3,5 т с привлекательной ценой является конкурентным преимуществом – полная стоимость автогидроподъемника около 3 млн. рублей.

Сейчас компания готовит еще две машины с рабочей высотой 18 и 22 м, которые будут представлены на «СТТ-2012». Компания получила ОТТС на все модели Hyundai, ГАЗ, «Урал», КамАЗ, Avia, Ford Cargo и готова принимать заказы. Срок исполнения минимальный – 7–10 дней, ПТС выписывает сама компания. Кроме того, получено одобрение на пожарный автомобиль на шасси Ford Cargo. Для него будет разработан гидроподъемник с увеличенной рабочей высотой 50–56 м с лафетом, рукавами и лестницей.

компании из статьи
компании из статьи